Дело №2а-5511/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Южно-Сахалинский городской суд в составе:
председательствующего судьи – Седых Н.А.,
при секретаре – Григорьевой Н.А.,
с участием прокурора Куренной Ю.А., представителя административного истца ФИО1, представителя администрации города Южно-Сахалинска ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 о признании недействующим постановления администрации города Южно-Сахалинска от 08 мая 2013 года №746-па «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания северного жилого района города Южно-Сахалинска в границах: проспект Мира-улица Крайняя-улица Долинская-улица Украинская-восточная граница города-улица Детская-река Рогатка» в части прохождения красных линий по земельному участку общей площадью 1156 кв.м. с кадастровым номером №,
УСТАНОВИЛ:
19 июня 2017 года ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления администрации города Южно-Сахалинска от 08 мая 2013 года №746-па «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания северного жилого района города Южно-Сахалинска в границах: проспект Мира-улица Крайняя-улица Долинская-улица Украинская-восточная граница города-улица Детская-река Рогатка» в части прохождения красных линий по земельному участку общей площадью 1156 кв.м. с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с договором № от 16 января 2003 года он является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 156 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>. Поскольку на данном участке расположен принадлежащий ему на праве собственности индивидуальный жилой дом, он обратился в Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации города Южно-Сахалинска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату, в чем ему письмом от 21 апреля 2016 года отказано в связи с расположением земельного участка в границах проектных красных линий. Полагает вышеназванный проект недействующим, поскольку на его земельном участке отсутствуют объекты общего пользования, которые следовало бы разделять красными линиями, в связи с чем проект должен был приниматься с учетом существующей застройки и прав собственника.
03 ноября 2017 года представитель административного истца ФИО1 дополнила правовое обоснование заявленного иска, указав, что согласно данным оспариваемого Проекта ширина улицы Физкультурной в красных линиях составляет 25,5 м, что не соответствует требованиям, предъявляемым к ширине дорог местного значения, а, соответственно, является основанием для признания недействующим оспариваемого нормативно-правового акта.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержала по изложенным в иске и дополнениях к нему основаниям.
Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании с административным иском не согласился.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора № от 16 января 2003 года и соглашения от 07 октября 2013 года ФИО3 предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 1156 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: под строительство индивидуального жилого дома.
Распоряжением ДАГИЗ города Южно-Сахалинска № 18-р земельному участку с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>.
В 2016 году ФИО3 обратился в ДУМИ администрации города Южно-Сахалинска с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату.
Письмом № 48906-013/04 от 21 апреля 2016 года административному истцу в предоставлении земельного участка в собственность за плату отказано со ссылкой на то, что в соответствии с проектом планировки северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08 мая 2013 года № 746-па, земельный участок расположен в границах проектных красных линий.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что оспариваемое им постановление препятствует реализации его права на предоставление земельного участка в собственность.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 8 статьи 213 этого же Кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (ч. 2 ст. 215 КАС РФ).
Проверяя юридически значимые для дела обстоятельства, суд исходит из следующего.
Статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что градостроительная деятельность должна вестись на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (п. 4), с соблюдением требований технических регламентов (п. 7).
В соответствии с частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство относится к вопросам местного значения поселения.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 7 ФЗ № 131-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 3 статьи 28 Устава городского округа город «Южно-Сахалинск», принятого Решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22 февраля 2006 года № 180/13-06-3, в систему муниципальных правовых актов входят постановления и распоряжения администрации города.
В статье 28 Устава городского округа город «Южно-Сахалинск» (в редакции от 20 февраля 2013 года) закреплено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном настоящим Уставом (часть 11). Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (часть 12). Официальным опубликованием (обнародованием) нормативного правового акта, принятого органами местного самоуправления города Южно-Сахалинска, считается первая публикация его полного текста в газете "Южно-Сахалинск сегодня" (часть 13).
Статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченными Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 46 названного Кодекса проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5). Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 6). В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (часть 7). Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 9). Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 10). Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 11). Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения (часть 13). Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 14).
Порядок организации и проведения публичных слушаний в городском округе «Город Южно-Сахалинск» установлен в Положении о публичных слушаниях в городском округе «Город Южно-Сахалинск», утвержденном решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 23 декабря 2009 года № 52/5-09-4.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 2 указанного Положения на публичные слушания в обязательном порядке выносятся проекты планировки территорий и проекты межевания территорий.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 30 сентября 2011 года № 1786 назначено проведение публичных слушаний по проекту планировки с проектом межевания северного жилого района города Южно-Сахалинска в границах: проспект Мира - ул.Крайняя- ул.Долинская-ул.Украинская-восточная граница города-ул.Детская-река Рогатка. Данное постановление опубликовано в газете «Южно-Сахалинск сегодня».
Публичные слушания по проекту планировки и межевания северного жилого района города Южно-Сахалинска состоялись 20 марта 2012 года в 18-00 часов ДК «Родина», что подтверждается протоколом публичных слушаний от 28 марта 2012 года и итоговым документом о результатах публичных слушаний (заключением) от 28 марта 2012 года, опубликованным в газете «Южно-Сахалинск сегодня».
Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08 мая 2013 года № 746 – па утвержден проект планировки с проектом межевания северного жилого района города Южно-Сахалинска в границах: проспект Мира - ул.Крайняя- ул.Долинская-ул.Украинская-восточная граница города-ул.Детская-река Рогатка. Указанное постановление опубликовано в газете «Южно-Сахалинск сегодня» № 30(976) от 20 июня 2013 года, а также вместе с утвержденным проектом планировки размещено в сети Интернет на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска.
Проверяя порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу, что положения статей 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Положения о публичных слушаниях, регулирующие порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории, нарушены не были.
Документация по планировке территории подготовлена с соблюдением положений статьи 2 и части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании документов территориального планирования, что подтверждается фрагментом карты градостроительного зонирования из Правил землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденных решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30 января 2013 года № 744/44-13-1.
Полномочия органа местного самоуправления на утверждение проекта планировки и межевания территории установлены приведенным выше законодательством.
При таких обстоятельствах, когда оспариваемый нормативно-правовой акт принят уполномоченным органом, в предусмотренной форме, с соблюдением процедуры его принятия, опубликован в установленном порядке, а также соответствует требованиям нормативно-правовых актов, имеющих большую юридическую силу, оснований для признания его недействующим у суда не имеется.
Кроме того, судом установлено, что оспариваемый нормативно-правовой акт являлся предметом проверки по делу № 2а-1110/17 по иску ФИО4 и вступившим в законную силу решением Южно-Сахалинского городского суда от 06 марта 2017 года установлено, что постановление администрации города Южно-Сахалинска от 08 мая 2013 года № 746 – па принято органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными полномочиями, с соблюдением процедуры, в том числе об обязательном опубликовании оспариваемого постановления, соответствует федеральному законодательству, что в соответствии с положениями части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит доказыванию вновь.
Доводы стороны административного истца о том, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят без учета существующего порядка землепользования, суд находит несостоятельными в силу следующего.
Так, согласно частям 1, 2 и 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 06 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года № 931-О-О и от 25 февраля 2016 года № 242-О).
Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает возможность планировки уже застроенных территорий, запрета на совершение указанных действий в отношении земельных участков со сложившимся порядком пользования не имеется. Для учета интересов владельцев таких земельных участков предусмотрена процедура публичных слушаний, которая в данном случае проведена с соблюдением всех установленных законом требований.
Доводы стороны административного истца о том, что в настоящее время реконструкция ул.Физкультурной от ул.Сахалинской и до ул.Горной завершена без использования части земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве аренды, а пункт 17 постановления № 720 –па от 25 апреля 2014 года «Об изъятии земельных участков, расположенных по ул.Физкультурной, для муниципальных нужд», которым изъят земельный участок административного истца в целях размещения автомобильной дороги местного значения, отменен, не свидетельствуют о несоответствии оспариваемого нормативно-правового акта требованиям действующего законодательства.
Кроме того, оспариваемое постановление прав административного истца не нарушает и не лишает его возможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием, а также обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о корректировке красных линий.
В этой связи административное исковое заявление ФИО3 не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 о признании недействующим постановления администрации города Южно-Сахалинска от 08 мая 2013 года №746-па «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания северного жилого района города Южно-Сахалинска в границах: проспект Мира-улица Крайняя-улица Долинская-улица Украинская-восточная граница города-улица Детская-река Рогатка» в части прохождения красных линий по земельному участку общей площадью 1156 кв.м. с кадастровым номером № – отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский городской суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Н.А.Седых