Дело №2а-5512/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2017 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Пляцок И.В.,
при секретаре судебного заседания А.В. Ларёвой,
с участием прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Тютюнникова В.Г., представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов Хабаровского края Долговой Елены Александровны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Хабаровского края в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконными бездействие, обязании направить в органы государственного кадастрового учета документов о границах особо охраняемых природных территорий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хабаровского края в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд к министерству природных ресурсов Хабаровского края с административными исками о признании бездействия, выразившееся в не направлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий государственных заказников краевого значения <данные изъяты> обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в орган государственного кадастрового учета документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий. В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения министерством природных ресурсов Хабаровского края законодательства об особо охраняемых природных территориях.В ходе проверки установлено, что постановлением Главы администрации Хабаровского края от 05.01.1999 №8 «Об организации государственного природного заказника краевого значения <данные изъяты> в районе имени Лазо Хабаровского края» в районе имени Лазо организован государственный природный заказник краевого значения <данные изъяты>» общей площадью 114,4 тыс.г. Указанным постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Матайский» и описание границ государственного природного заказника краевого значения «<данные изъяты>». Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 03.07.2000 №239 «Об организации государственного природного заказника краевого значения «<данные изъяты>» в Ульчском районе Хабаровского края» на территории Ульчского района организован государственный природный заказник краевого значения «<данные изъяты>» общей площадью 76,8 тыс.г., утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «<данные изъяты>» и описание границ государственного природного заказника краевого значения «<данные изъяты>». Решением Хабаровского крайисполкома от 18.10.1990 №256 «Об организации на реках Амурского, Комсомольского и Николаевского районов Хабаровского края государственных природных заказников краевого значения для лососевых видов рыб» создан государственный природный заказник краевого значения «<данные изъяты>», утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «<данные изъяты>» и описание границ государственного природного заказника краевого значения «<данные изъяты>». Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.01.2009 №10-пр «Об образовании государственного природного заказника краевого значения «<данные изъяты>» на территории Николаевского муниципального района образован государственный природный заказник краевого значения «<данные изъяты>» общей площадью 29 467 г., утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «<данные изъяты>» и описание границ государственного природного заказника краевого значения «<данные изъяты>».Указанные особо охраняемые природные территории включены в перечень особо охраняемых природных территорий краевого значения, размещенных на сайте министерства природных ресурсов Хабаровского края mpr.khabkrai.ruв соответствии с приказом Минприроды России от 19.03.2012 №69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий».Согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю от 07.08.2017 сведения о границах данных особо охраняемых природных территорий в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, что нарушает требования законодательства об особо охраняемых природных территориях и земельного законодательства. Ранее прокуратурой края в связи с неисполнением указанных требований законодательства ДД.ММ.ГГГГ министру природных ресурсов края внесено представление. Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ министерством природных ресурсов края в целях внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территориях краевого значения разрабатывается график выполнения данных работ. Однако до настоящего времени указанные сведения в Единый государственный реестр недвижимости не внесены. Согласно информации министерства природных ресурсов края от ДД.ММ.ГГГГ на настоящее время указанные работы также не выполняются и запланированы на период до 2018 г.Невнесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах зон особо охраняемых природных территорий создает условия для нарушения режима и функционирования таких территорий, препятствует осуществлению контроля в области охраны и использования особо охраняемой природной территории. Просит признать незаконными бездействие министерства природных ресурсов Хабаровского края, выразившееся в не направлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий государственных природных заказников краевого значения; обязать министерство природных ресурсов Хабаровского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в орган государственного кадастрового учета документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий государственных природных заказников краевого значения.
Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ в одно производство соединены административные дела по иску прокурора Хабаровского края в интересах РФ и неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании бездействия, выразившееся в не направлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий государственных заказников краевого значения <данные изъяты>», обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в орган государственного кадастрового учета документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий.
В судебном заседании административный истец прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Тютюнников В.А. требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном иске.
Представитель Министерства природных ресурсов Хабаровского края Долгова Е.А.требования не признала, указала, что в отношении сведения о площадях и границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ) отражены в схеме территориального планирования Хабаровского края, размещены в федеральной информационной системе для предоставления гражданам земельных участков, таким образом, не внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об ООПТ не создает условия нарушения их режима и функционирования, не препятствует осуществлению контроля в области их охраны. Законодательно не урегулирован вопрос о сроках внесения в ЕГРН сведений о границах особо охраняемых природных территориях, образованных до вступления в силу ФЗ №218-ФЗ. Министерство ДД.ММ.ГГГГ обратилось к кадастровому инженеру рассчитать примерную стоимость работ по подготовке материалов для внесения в ЕГРН сведений для каждой особо охраняемой природной территории краевого значения, ориентировочная стоимость работ составила 13,5 млн. руб. В нормативные затраты на обеспечение мероприятий министерства природных ресурсов Хабаровского края на 2017 г. внесены затраты на выполнение работ по составлению карт (планов) границ особо охраняемых природных территорий краевого значения. Министерство организовано проведение процедуры определения подрядчика путем проведения открытого аукциона, по результатам проведения которой будут заключены 9 государственных контрактов, о чем неоднократно была извещена прокуратура.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Материалами дела, установлено, что постановлением Главы администрации Хабаровского края от 05.01.1999 №8 «Об организации государственного природного заказника краевого значения «<данные изъяты>» в районе имени Лазо Хабаровского края» в районе имени Лазо организован государственный природный заказник краевого значения «<данные изъяты>» общей площадью 114,4 тыс. гектаров. Указанным постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «<данные изъяты>» и описание границ государственного природного заказника краевого значения «<данные изъяты>».
Постановление Главы администрации Хабаровского края от 03.07.2000 №239 «Об организации государственного природного заказника краевого значения «Дальжинский» в Ульчском районе Хабаровского края» на территории Ульчского района организован государственный природный заказник краевого значения «<данные изъяты>» общей площадью 76,8 тыс. гектаров. Указанным постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «<данные изъяты>» и описание границ государственного природного заказника краевого значения «<данные изъяты>».
Решением Хабаровского крайисполкома от 18.10.1990 №256 «Об организации на реках Амурского, Комсомольского и Николаевского районов Хабаровского края государственных природных заказников краевого значения для лососевых видов рыб» создан государственный природный заказник краевого значения «<данные изъяты>». Указанным решением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «<данные изъяты>» и описание границ государственного природного заказника краевого значения «<данные изъяты>.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.01.2009 №10-пр «Об образовании государственного природного заказника краевого значения «<данные изъяты>» на территории Николаевского муниципального района образован государственный природный заказник краевого значения «Приозерный» общей площадью 29 467 гектаров. Указанным постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «<данные изъяты>» и описание границ государственного природного заказника краевого значения «<данные изъяты>».
Установлено, что указанные особо охраняемые природные территории включены в перечень особо охраняемых природных территорий краевого значения, размещенных на сайте министерства природных ресурсов Хабаровского края mpr.khabkrai.ruв соответствии с приказом Минприроды России от 19.03.2012 №69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий».
Согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю от 07.08.2017 г. сведения о границах данной особо охраняемой природной территории в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, что нарушает требования законодательства об особо охраняемых природных территориях и земельного законодательства.
Согласно материалам дела, прокуратурой Хабаровского края, в связи с неисполнением указанных требований законодательства ДД.ММ.ГГГГ министру природных ресурсов края внесено представление.
Согласно ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ министерством природных ресурсов края в целях внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территориях краевого значения разрабатывается график выполнения данных работ.
Согласно информации министерства природных ресурсов края от ДД.ММ.ГГГГ указанные работы выполняются и запланированы на период до 2018 г.
В соответствии с ч.4 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель, особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п.2 ч.2 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации одним из ограничений прав на землю является установление особых условий охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных.
В соответствии с ч.6 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 №218 «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно п.3 ч.2 ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Единомгосударственном реестре недвижимости должны содержаться сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях:индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);описание местоположения границ таких зон и территорий;наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений;реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий);реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны.
Согласно п.10 ч.1 ст.32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории. Статья 32 данного закона предписывает органам местного самоуправления направить в органы регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или измененииграниц особо охраняемых природных территорий.
Аналогичная обязанность была закреплена нормами действовавшего ранее в указанной части Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
В соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2009 № 49-пр, основными задачами министерства природных ресурсов Хабаровского края является комплексное государственное управление природными ресурсами, охраной окружающей среды в крае; развитие горнодобывающей, лесной и рыбной отраслей промышленности, ресурсных и охотничьего промыслов в крае; управление особо охраняемыми природными территориями регионального значения в соответствии с действующим законодательством. Министерство природных ресурсов Хабаровского края организует создание особо охраняемых природных территорий краевого значения и изменение режима их особой охраны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также с федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства в случае, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Обеспечивает функционирование и охрану особо охраняемых природных территорий краевого значения (за исключением охраны от пожаров), в том числе через специально создаваемые для этой цели структурные подразделения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействие министерства природных ресурсов Хабаровского края по не направлению в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, препятствует осуществлению контроля в области охраны и использования особо охраняемой природной территории.
Поскольку административный ответчик не осуществляет меры по направлению в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, указанное в силу вышеприведенных норм права является основанием для удовлетворения требований административного истца.
При этом доводы об отсутствии финансирования не являются основаниями для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. Суд находит возможным установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясьст.ст.175-177,227 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Хабаровского края удовлетворить частично.
Признать незаконными бездействие Министерства природных ресурсов Хабаровского края, выразившееся в не направлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единой государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий государственных природных заказников краевого значения <данные изъяты>».
Обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в орган государственного кадастрового учета документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий государственных природных заказников краевого значения «<данные изъяты>».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска путём подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий И.В. Пляцок
Копия верна: судья И.В. Пляцок
Мотивированное решение составлено 17 октября 2017 года