ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5519/2022 от 23.08.2022 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-5519/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский 23 августа 2022 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

судьи Фоменко С.В.,

при секретаре Олейниковой В.А.,

с участием старшего помощника прокурора Ляховенко В.В.,

представителей административного истца Емелина Г.В., Свентуха В.М.,

представителя административного ответчика, избирательной комиссии Камчатского края Манзату Н.В.,

представителя избирательной комиссии Камчатского края Русаковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае к Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным постановления от 05 августа 2022 года № 76/559 об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае обратилась в суд с административным иском к Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным постановления от 05 августа 2022 года № 76/559 об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае, возложении обязанности на Петропавловск-Камчатской территориальную избирательную комиссию зарегистрировать муниципальный список кандидатов в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае.

В обоснование указав, что решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 15 июня 2022 года №1189-р назначены выборы депутатов городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа 7 созыва на 11 сентября 2022 года, решением общего собрания Регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае от 26 июня 2022 года выдвинут муниципальный список кандидатов в депутаты Городскому Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва. 09 июля 2022 года административным истцом поданы в Петропавловск-Камчатскую территориальную избирательную комиссию документы для выдвижения муниципального списка кандидатов в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва. 27 июля 2022 года представлены все необходимые для регистрации документы, в том числе 152 подписных листов избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов. В связи с тем, что по результатам проверки подписных листов 50 подписей были признаны недействительными на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке, 28 подписей были признаны недействительными на основании справки органа регистрационного учета, 116 подписей признаны недействительными на основании подпунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12 части 11, части 9 статьи 39 Закона Камчатского края от 19 декабря 2011 года "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае" №740. Петропавловск-Камчатская территориальная избирательная комиссия отказала в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае по единому муниципальному избирательному округу по основаниям, предусмотренным подпунктами "в1", "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2022 года № № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктами 42, 43 части 5 статьи 40 Закона Камчатского края от 19 декабря 2011 года "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае" №740. Представить избирательного объединения не присутствовал на заседании комиссии 05 августа 2022 года, на котором было принято оспариваемое решение, так как ответчик не выполнил свою обязанность по своевременному извещению о времени месте проведения заседания. Результаты проверки и сама проверка проведена с нарушением требованиям законодательства. Административный истец не согласен с принятым решением, считает его незаконным, изложенные в нем выводы необоснованными, полагает, что оспариваемым постановлением территориальная избирательная комиссия, в нарушение требований избирательного законодательства ограничила избирательные права кандидатов, включенных в муниципальный список кандидатов в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва, права избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае.

Определением суда от 19 августа 2022 года к участию в деле привлечены прокурор, избирательная комиссия Камчатского края.

В судебном заседании представитель административного истца Емелин Г.В. требования административного искового заявления поддержал по основаниям, в нем изложенным, дополнительно пояснил, что территориальной избирательной комиссией Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае не было надлежащим образом извещено о заседании комиссии 5 августа 2022 года, электронный адрес, на который было направлено извещение является его личным, а не принадлежит партии, он не давал согласие на извещение его по указанному электронному адресу, получил извещение о заседании комиссии 06 августа 2022 года в территориальной избирательной комиссии. Полагал, что ведомости проверки подписных листов не соответствуют итоговому протоколу, что является нарушением.

В судебном заседании представитель административного истца Свентух В.М. требования административного искового заявления поддержал по основаниям, в нем изложенным, дополнительно пояснил, что избирательная комиссия, известив о заседании комиссии по адресу электронной почты, принадлежащей Емелину Г.В., нарушила положения Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", так как согласия на отправление каких-либо документов на личный электронный адрес, Емелин не давал. Также не согласился с заключением эксперта и специалистов, проверявших подписи избирателей, полагал, что имеются противоречия между ведомостями проверки подписных листов и итоговыми ведомостями, в связи с чем они не могут быть признаны действительными, так как в них не отражены в полной мере результаты проверки. Не согласился с заключением эксперта в части указания нарушений в 5 папке листе 14 строке 4, листе 20 строке 2, в папке 6 листе 30 строке 2 – ФИО избирателей, сведения и даты внесения подписей выполнены одним лицом.

Представитель административного ответчика и избирательной комиссии Камчатского края Манзату Н.В. в судебном заседании требования административного иска считала необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому указала, что решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского I округа от 15 июня 2022 года № 1189-р назначены выборы депутатов Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва на 11 сентября 2022 года. 9 июля 2022 года Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае представило в избирательную комиссию документы, необходимые для выдвижения муниципального списка кандидатов, выдвинутого по единому муниципальному избирательному округу (далее – муниципальный список кандидатов). 11 июля 2022 года муниципальный список кандидатов постановлением избирательной комиссии № 63/519 был заверен. 27 июля 2022 года Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае представило в избирательную комиссию документы для регистрации муниципального списка кандидатов. В подтверждении получения документов, уполномоченный представитель избирательного объединения Емелин Г.В. под роспись, проинформирован о том, что проверка подписей состоится 28 июля 2022 года в 17 часов 40 минут. В соответствии с частью 7 и 71 статьи 39 краевого Закона проверка проводилась с привлечением специалиста-эксперта отдела технико-криминалистического обеспечения расследования преступлений ЭКЦ УМВД России по Камчатскому краю, а также с использованием системы ГАС "Выборы". 28 июля 2022 года при проведении проверки подписей представитель избирательного объединения Емелин Г.В. лично присутствовал, в том числе и при работе с подписными листами специалиста ЭКЦ УМВД России по Камчатскому краю ФИО9 По окончании проверки Емелин Г.В. был проинформирован, что извещение, а также ведомости проверки и итоговый протокол он может получить в избирательной комиссии 1 августа 2022 года. 1 августа 2022 года на адрес электронной почты представителя избирательного объединения Емелина Г.В. pkgo@list.ru избирательной комиссией направлено извещение о выявленных нарушениях при проверке, в том числе, о заседании избирательной комиссии 5 августа 2022 года в 16-00 часов по вопросу регистрации или отказа в регистрации муниципального списка кандидатов. Кроме того, в извещении от 1 августа 2022 года Емелин Г.В. проинформирован о том, что заседание избирательной комиссии состоится 5 августа 2022 года в 16-00 часов. Таким образом, заявление административного истца о том, что избирательной комиссией было проигнорировано требование пункта 1 статьи 30 67-ФЗ не соответствует действительности. Уполномоченный представитель избирательного объединения Емелин Г.В. был проинформирован о заседании избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации, либо об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов. Несмотря на тот факт, что Емелин Г.В. на заседание избирательной комиссии 5 августа 2022 года не явился, избирательной комиссией нарушений установленного порядка принятия оспариваемого постановления не допущено, поскольку в силу пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ присутствие уполномоченного представителя на заседании избирательной комиссии является правом, а не обязанностью. В законодательстве не указано, в какой форме должно быть извещено избирательное объединение, в связи с чем, избирательная комиссия известила представителя избирательного объединения по электронной почте, представленной им самим сотруднику избирательной комиссии. Безосновательными являются доводы истца о нарушениях при проведении проверки подписей избирателей, в связи со следующим. В силу требований части 1 статьи 35 Закона Камчатского края № 740 необходимым условием регистрации муниципального списка кандидатов, на выборах депутатов представительного органа муниципального образования является поддержка выдвижения муниципального списка избирателями, |наличие которой подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения муниципального списка кандидатов. Постановлением Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии от 16 июня 2022 года № 57/474 "О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов на выборах депутатов Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва" для регистрации муниципального списка кандидатов, на основании подписей избирателей, необходимо представить в избирательную комиссию не менее 648 и не более 712 достоверных и действительных подписей избирателей. Избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае представлены подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные в 7 папках на 152 листах в количестве 707 подписей: папка № 1-20 листов, 100 подписей; папка № 2 - 20 листов, 100 подписей; папка № 3 - 20 листов, 100 подписей; папка № 4 - 20 листов, 100 подписей; - папка № 5 - 20 листов, 100 подписей; папка № 6 - 32 листа, 142 подписей; папка № 7 - 20 листов, 65 подписей. В соответствии с частью 5 статьи 39 Закона Камчатского края № 740 проверке подлежат все подписи и соответствующие им сведения об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы, представленные для регистрации муниципального списка кандидатов. 28 июля 2022 года проведена проверка подписей избирателей, соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". По результатам проведенной проверки подписных листов, а также на основании ведомости проверки от 01 августа 2022 года Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю и заключения эксперта ЭКЦ УМВД России по Камчатскому краю недействительными признаны 194 подписи избирателей, в том числе: 13 подписей избирателей на основании пункта 2 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края № 746, в связи с тем, что подписи проставлены лицами, не обладающими активным избирательным правом, (адрес места жительства избирателя расположен за пределами избирательного округа, в котором баллотируется кандидат (ч. 4 ст. 36 краевого Закона); 9 подписей избирателей на основании пункта 6 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края № 740, в связи с тем, что имеются неоговоренные исправления в шаге внесения подписи избирателя; 29 подписей избирателей на основании пункта 6 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края № 740, в связи с тем, что дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно (на основании заключения эксперта); 21 подпись избирателей на основании пункта 11 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края № 740, в связи с тем, что сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществлявшим сбор подписей (на основании Заключения эксперта); 3 подписи избирателей на основании пункта 12 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края № 740, в связи с тем, подпись избирателя внесена позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей и (или) кандидатом; 7 подписей избирателей на основании пункта 8 части 11 статьи 39 Закона камчатского края № 740, в связи с тем, что в подписном листе имеются неоговоренные исправления о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей; 49 подписей избирателей на основании пункта 8 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края № 740, в связи с тем, что сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе указаны не в полном объеме; 3 подписи избирателей на основании части 9 статьи 39 Закона Камчатского края № 740, в связи с повторяющимися подписями одних и тех же избирателей; 2 подписи избирателей на основании пункта 1 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края № 740, в связи с тем, что дата подписи избирателя внесена вне периода сбора подписи, в том числе до дня, за днем уведомления о выдвижении кандидата; 28 подписей избирателей на основании пункта 3 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края № 740, в связи с тем, что сведения об избирателе не соответствуют действительности (на основании официальной справки органа регистрационного учета); 2 подписи избирателей на основании пункта 4 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края № 740, в связи с тем, что не указаны или неполные фамилия, имя, отчество избирателя; 2 подписи избирателей на основании пункта 4 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края № 740, в связи с тем, что не указан год рождения избирателя; 7 подписей избирателей на основании пункта 4 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края № 740, в связи с тем, что не указаны или неполные паспортные данные избирателя или неполные фамилия, имя, отчество избирателя; 1 подпись избирателя на основании пункта 4 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края № 740, в связи с тем, что не указан или неполный адрес места жительства избирателя; 1 подпись избирателя на основании пункта 5 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края № 740, в связи с тем, что сведения об избирателе внесены нерукописным способом; 17 подписей избирателей на основании пункта 7 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края № 740, в связи с тем, что имеются неоговоренные исправления в сведениях об избирателе. В части критического отношения административного истца к заключению эксперта следует отметить следующее. Проверка проводилась с привлечением специалиста-эксперта отдела технико-криминалистического обеспечения расследования преступлений ЭКЦ У МВД России по Камчатскому краю. Согласно письму УМВД России по Камчатскому краю от 02.06.2022 года № 8/1-4756 (прилагается) в состав рабочей группы по проверке подписных листов с подписями избирателей включены специалисты - почерковеды отдела технико-криминалистического обеспечения расследования преступлений ЭКЦ УМВД России по Камчатскому краю (прилагается). В пункте 3.1.5 Методических рекомендаций, утвержденных ЦИК России от 13 июня 2012 года № 128/986-6 указано, что к проверке подписных листов привлекаются эксперты-почерковеды из числа специалистов МВД России, ФСБ России, Минюста России и иные эксперты (специалисты Минобороны России, органа регистрационного учета и других (государственных органов). Эксперты-почерковеды, привлекаемые к проверке подписных листов, в рамках данной деятельности имеют статус специалиста-почерковеда по проверке подписных листов. Документ, подготавливаемый по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов. Пунктом 3.1.6. рекомендаций установлено, что почерковедческие исследования рукописных записей и подписей в подписных листах на выборах различных уровней в российской Федерации являются специальным видом почерковедческих исследований, которые должны выполняться по специальной методике, существенно отличающейся по ряду позиций от традиционных методик идентификационных почерковедческих исследований. Такая методика разработана Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, согласована с соответствующими экспертными службами и утверждена на заседании Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям. Критическое отношение административного истца к заключению эксперта есть исключительно субъективное мнение, не основанное на каких-либо определенных доказательствах. Эксперт, привлеченный к проверке подписей, дал свое заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями и навыками, сомневаться в которых, у избирательной комиссии оснований нет. При этом, опровергнуть заключение эксперта возможно только на основании заключения иного эксперта. Однако, в своем заявлении истец не приводит никаких доводов и аргументов, подтвержденных допустимыми и относимыми доказательствами в обоснование своего заявления. Не усматривается таких доказательств из заявления административного истца касательно довода о неактуальности данных в ведомости проверки от 01 августа 2022 года Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю, а также несогласия с остальными основаниями признания подписей недействительными. В итоге, недостоверными и (или) недействительными признаны 194 подписи избирателей, что составляет 27,4 % от общего количества подписей, представленных для проверки. При этом, оставшееся количество 513 достоверных и действительных подписей, является недостаточным для регистрации муниципального списка кандидатов на основании подписей избирателей. В соответствии с подпунктом "в1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов. В соответствии с подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов, является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов. Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусмотрены в пунктах 42 и 43 части 5 статьи 40 Закона Камчатского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края", соответственно. Обстоятельства того, что несоответствие номера приложения ведомости проверки подписей избирателей и номера приложения итогового протокола следует рассматривать как нарушение, установленных Постановлением от 16 июня 2022 года № 57/476 форм, правового значения не имеют, поскольку номер приложения не относится к обязательным реквизитам ведомости проверки и итогового протокола. Форма ведомости проверки и форма итогового протокола избирательной комиссией соблюдены и оформлены для проверки подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения избирательным объединением. Представитель административных ответчиков и избирательной комиссии Камчатского края полагала, что оспариваемое постановление об отказе в регистрации муниципального списка является законным и обоснованным, а требования административного истца, не основаны на нормах избирательного законодательства.

Представитель избирательной комиссии Камчатского края Русакова М.В. в судебном заседании требования административного иска считала необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве, который аналогичен отзыву представителя Манзату Н.В.

Выслушав представителей административного истца, представителя административного ответчика, представителей избирательной комиссии Камчатского края, заключение старшего помощника прокурора Ляховенко В.В., полагавшую, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Порядок проведения выборов депутатов городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), Законом Камчатского края от 19.12.2011 № 740 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае" (далее Закон Камчатского края № 740), Уставом Петропавловск-Камчатского городского округа.

Часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В силу части 2 статьи 239 КАС РФ, пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, подается в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения.

Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае обжалует постановление от 05 августа 2022 года, в суд административное исковое заявление подано 15 августа 2022 года, в связи с чем, срок для обращения в суд не пропущен.

На основании ч.1 ст. 241КАС РФ, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившее в суд в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд указанное административное исковое заявление, поступившее в суд в период избирательной кампании, кампании референдума до первого дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего первому дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий первому дню голосования, в дни голосования или в день, следующий за последним днем голосования, - немедленно). В случае, если факты, содержащиеся в указанном административном исковом заявлении, требуют дополнительной проверки, оно должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней после дня его подачи.

Поскольку при рассмотрении дела, для принятия объективного и обоснованного решения, судом исследовались все материалы представленные сторонами, включая 707 подписей избирателей, содержащиеся на 152 подписных листах в 7 папках, представленных административным истцом в Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию, принимая во внимание оставление административного искового заявления без движения, опираясь на принципы разумности, административное дело рассмотрено в соответствии с ч.1 ст. 241 КАС РФ.

Согласно п.1, 2 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ, избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица – одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз.

Согласно ч. 3 ст. 28 Закона Камчатского края № 740, выдвижение кандидатов в составе муниципального списка кандидатов по единому муниципальному избирательному округу осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо региональными отделениями или иными структурными подразделениями политических партий, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах депутатов представительного органа муниципального образования.

В силу ч.1 ст.33 Закона Камчатского края № 740 в едином муниципальном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов по единому муниципальному избирательному округу.

Согласно ч.1,2 ст. 39 Закона Камчатского края № 740, избирательным объединением на выборах депутатов представительного органа муниципального образования является политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах депутатов представительного органа муниципального образования. Выдвижение кандидатов, муниципальных списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон №95-ФЗ).

Положениями ч. 2, 4 ст. 25 Федерального закона №95-ФЗ установлено, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.

Постановлением Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии от 16 июня 2022 года № 57/474 "О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов на выборах депутатов городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва" для регистрации муниципального списка кандидатов на основании подписей избирателей, необходимо представить в избирательную комиссию не менее 648 и не более 712 достоверных и действительных подписей избирателей.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона Камчатского края №740 подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения муниципальных списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. Избирательная комиссия муниципального образования утверждает образец заполнения подписного листа в соответствии с пунктом 8(1) статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Приложением 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ установлена форма подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, о чем указано в ч.8 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ.

Согласно п. 11 ст.37 указанного Федерального закона, избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов.

В соответствии с п. 16 ст. 25 Федерального закона № 67-ФЗ, подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном (не более 100 листов в одной папке) и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе, а в случае, предусмотренном законом, - и в машиночитаемом виде.

Согласно ч.1 ст.39 Закона Камчатского края № 740 соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона при выдвижении каждого кандидата, муниципального списка кандидатов.

Как указано в п. 4 ст. 39 Закона Камчатского края № 740, если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия обязана проверить соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и их подписей, представленных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.

Пунктом 7 указанной статьи предусмотрено, что для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей соответствующая избирательная комиссия может привлекать членов нижестоящих избирательных комиссий, экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

В соответствии с подпунктами "в1", "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67, если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей, основанием отказа в регистрации списка кандидатов является выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, а также недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов.

Аналогичные нормы закреплены в пункте 42, 43 части 5 статьи 40 Закона Камчатского края № 740.

Как установлено в судебном заседании, решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа № 1189-р от 15 июня 2022 года назначены выборы депутатов городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа 7 созыва на 11 сентября 2022 года.

Постановлением избирательной комиссии Камчатского края от 27 ноября 2020 года № 122/714 сформирована Петропавловск-Камчатская территориальная избирательная комиссия, постановлением от 15 апреля 2021 года № 129/769 председателем комиссии назначена ФИО8

Постановлением избирательной комиссии Камчатского края от 18 мая 2022 года № 201/1145 на Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию возложены полномочия по организации подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

УМВД России по Камчатскому краю направило 02 июня 2022 года информацию о включении в состав рабочей группы Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии по проверке подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, списка кандидатов и представленных кандидатами, избирательными объединениями в избирательную комиссию специалистов-почерковедов от УМВД России по Камчатскому краю главного эксперта отдела технико-криминалистического обеспечения расследования преступлений ЭКЦ УМВД России по Камчатскому краю ФИО9

Постановлением Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии № 57/477 от 16 июня 2022 года утвержден состав рабочей группы по приему и проверке документов, представляемых избирательными объединениями, кандидатами в Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию, окружные избирательные комиссии при выдвижении, заверении, регистрации списков кандидатов и выдвижении, регистрации кандидатов.

Решением общего собрания Регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае от 26 июня 2022 года, тайным голосованием выдвинут муниципальный список кандидатов в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва по единому муниципальному избирательному округу на выборах депутатов Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва, назначенных на 11 сентября 2022 года в количестве 24 человек.

Постановлением Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии от 11 июля 2022 года №63/518 заверен прилагаем список кандидатов в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва по единому муниципальному избирательному округу в количестве 22 человек, выдвинутый в установленном порядке избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае.

27 июля 2022 года Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае представило в Петропавловск-Камчатскую территориальную избирательную комиссию документы для регистрации: первый финансовый отчет избирательного объединения, подписные листы с подписями избирателей в количестве 152 штук, протокол об итогах сбора подписей избирателей, внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.

Согласно ведомостям проверки подписных листов от 01 августа 2022 года с подписями избирателей представленных в поддержку выдвижения избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае муниципального списка кандидатов в депутаты, признаны недействительными следующие подписи:

- папка №1: в 2 подписях дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно (код нарушения 07), 5 подписей содержат неоговоренные исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (код нарушения 17), в 1 подписи дата подписи избирателя внесена вне периода сбора подписи, в том числе до дня, за днем уведомления о выдвижении кандидата (код нарушения 26), в 19 подписях сведения об избирателях не соответствуют действительности (код нарушения 27), 3 подписи содержат неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (код нарушения 35), 2 подписи содержат неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (код нарушения 36), 2 подписи проставлены лицами, не обладающими активным избирательным правом (код нарушения 04);

- папка №2: в 1 подписи дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно (код нарушения 07), в 1 подписи сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществлявшим сбор подписей (код нарушения 08), 3 подписи содержат повторяющуюся подпись одного и того же избирателя (код нарушения 24), в 10 подписях сведения об избирателе не соответствуют действительности (код нарушения 27), 4 подписи содержат неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (код нарушения 35), 1 подпись содержит неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (код нарушения 36), 1 подпись проставлена лицом, не обладающим активным избирательным правом (код нарушения 04);

- папка №3: 1 подпись проставлена лицом, не обладающим активным избирательным правом (код нарушения 04), 2 подписи содержат неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя (код нарушения 06), в 2 подписях дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно (код нарушения 07), в 20 подписях сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществлявшим сбор подписей (код нарушения 08), в 10 подписях сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе указаны не в полном объеме (код нарушения 19), 1 подпись содержит неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (код нарушения 35);

- папка №4: 2 подписи проставлены лицом, не обладающим активным избирательным правом (код нарушения 04), 2 подписи содержат неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя (код нарушения 06), в 11 подписях дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно (код нарушения 07), в 2 подписях подпись избирателя внесена позднее заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей и (или) кандидатом (код нарушения 10), в 2 подписях не указаны или неполные фамилия, имя, отчество избирателя (код нарушения 29), в 3 подписях не указаны или не полные паспортные данные избирателя (код нарушения 31), в 1 подписи сведения об избирателе внесены не рукописным способом или карандашом (код нарушения 34), 10 подписей содержат неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (код нарушения 35), 11 подписей содержат неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (код нарушения 36);

- папка №5: 2 подписи содержат неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя (код нарушения 06), в 10 подписях дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно (код нарушения 07), 1 подпись избирателя внесена позднее заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей и (или) кандидатом (код нарушения 10), в 1 подписи не указан год рождения (код нарушения 30), в 1 подписи не указаны или неполные паспортные данные избирателя (код нарушения 31), в 1 подписи не указан или неполный адрес места жительства избирателя (код нарушения 32), 2 подписи содержат неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (код нарушения 35), 10 подписей содержат неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (код нарушения 36);

- папка №6: 6 подписей проставлены лицом, не обладающим активным избирательным правом (код нарушения 04), 3 подписи содержат неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя (код нарушения 06), в 26 подписях дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно (код нарушения 07), в 30 подписях сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе указаны не в полном объеме (код нарушения 19), в 1 подписи дата подписи избирателя внесена вне периода сбора подписей, в том числе до дня, за днем уведомления о выдвижении кандидата (код нарушения 26), 1 подпись не содержит указания год рождения (код нарушения 30), в 3 подписях не указаны или неполные паспортные данные избирателя (код нарушения 31), 3 подписи содержат неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (код нарушения 35), 26 подписей содержат неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (код нарушения 36), 5 подписей, поскольку подписной лист не заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей (код нарушения 11);

- папка №7: 1 подпись проставлена лицом, не обладающим активным избирательным правом (код нарушения 04), в 4 подписях дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно (код нарушения 07), 1 подпись содержит неоговоренные исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (код нарушения 17), в 10 подписях сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе указаны не в полном объеме (код нарушения 19), в 1 подписи дата подписи избирателя внесена вне периода сбора подписи, в том числе до дня, за днем уведомления о выдвижении кандидата (код нарушения26), 2 подписи содержат неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (код нарушения 36).

Ведомости подписаны членами рабочей группы ФИО8, ФИО10, ФИО11, ФИО12

Из итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей представленных в поддержку выдвижения избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае следует, что количество заявленных, представленных, проверенных подписей избирателей 707, количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными 194 (27,4%), количество достоверных и (или) действительных подписей 513, усматриваются основания для отказа в регистрации муниципального списка кандидатов по пункту 42, 43 части 55 статьи 40 Закона Камчатского края №740. Итоговый протокол подписан членами рабочей группы ФИО8, ФИО10, ФИО12, ФИО11, экспертом ФИО9

Согласно ведомости проверки подписных листов, представленной Управлением по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю, сведения о 45 избирателях являются недостоверными.

Заключением эксперта ЭКЦ УМВД России по Камчатскому краю ФИО9 №9 от 28 июля 2022 года по проверке подписных листов на выборах кандидата в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва по единому муниципальному избирательному округу на выборах депутатов Городскому Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва: Всероссийская политическая партия "Родина", привлеченного к проверке в соответствии с частью 7 статьи 39 Закона Камчатского края №740, установлены следующие нарушения в заполнении подписных листов:

- папка №1: лист 2 строка 1, 2 – фио избирателей и даты внесения подписей выполнены одним лицом; лист 3 строка 2, 3 – фио избирателей и даты внесения подписей выполнены одним лицом;

- папка №2: лист 10 строка 3 – сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществляющим сбор подписей; лист 19 строка 4, 5 – фио избирателей и даты внесения подписей выполнены одним лицом;

- папка №3: лист 10 строка 1, 4 – даты внесения подписей выполнены одним лицом; лист 13 строка 3, 5 – даты внесения подписи выполнены одним лицом; лист 14 строка 4, 5 – сведения об избирателях выполнены одним лицом, но не избирателями и не лицом, осуществляющим сбор подписей; лист 15 строка 1, 2, 3, 4, 5 – сведения об избирателе выполнены одним лицом, но не избирателем и не лицом, осуществляющим сбор подписей; лист 17, строка 1, 2, 3, 4, 5, лист 18 строка 1, 2, 3, 4, 5 – сведения об избирателях выполнены одним лицом, а именно – избирателем под строкой 5 листа 17; лист 20, строка 1, 2, 3, 4 – сведения об избирателе выполнены одним лицом, но не избирателем и не лицом, осуществляющим сбор подписей;

- папка №4: лист 5, строка 1, 2, 3, 4, 5 – фио избирателей и даты внесения подписей одно лицо; лист 6, строка 2, 3, 4, 5 – фио избирателей и даты внесения подписей одно лицо; лист 10 строка 1, лист 10 строка 3 – фио избирателей даты внесения подписей одно лицо; лист 11 строка 3, 4 – фио избирателей и даты внесения подписей одно лицо; лист 12 строка 3, 4 – фио избирателей и даты внесения подписей одно лицо; лист 19 строка1, лист 19 строка 3 – фио избирателей и даты внесения подписей одно лицо;

- папка №5: лист 8 строка 2, 3 – сведения об избирателях и даты внесения подписей одно лицо; лист 12 строка 1, 2, 3 – фио избирателей, сведения и даты внесения подписей одно лицо; лист 13 строка 1, 2, 3, 4, 5 – фио избирателей, сведения и даты внесения подписей одно лицо; лист 14 строка 2, лист 14 строка 4 –лист 15, строка 1, 2 –; лист 20 строка 1, 2 – фио избирателей, сведения и даты внесения подписей одно лицо;

- папка №6: лист 22 строка 1, 2, 3, 4, лист 23 строка 1, 2, 3, 4, 5, лист 24 строка 1, 2, 3, 4, 5, лист 25 строка 1, 2, 3, 4, 5, лист 26 строка 1, 2, 3, 4, 5 – фио избирателей и даты внесения подписей выполнены лицом, осуществляющим сбор подписей; лист 28 строка 1, 2, - фио избирателей и даты внесения подписей выполнены одним лицом; лист 29 строка 1, 2 – фио избирателей и даты внесения подписей выполнены одним лицом; лист 30 строка 1, 2 – фио избирателей и даты внесения подписей выполнены одним лицом;

- папка №7: лист 18 строка 3, 4 – фио избирателей и даты внесения подписей выполнены одним лицом; лист 20 строка 4, 5 – фио избирателей выполнены одним лицом; лист 20 строка 2, 4, 5 – даты внесения подписей выполнены лицом, осуществляющим сбор подписей.

Постановлением Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии от 05 августа 2022 года №76/559 отказано в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском кра", на основании подпункта "в1", "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктов 42, 43 части 5 статьи 40 Закона Камчатского края №740, в связи с предоставлением недостаточного количества достоверных подписей избирателей для регистрации списка кандидатов, в связи с тем, что по результатам проведенной проверки подписных листов, а также на основании ведомости проверки от 01 августа 2022 года Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю и заключения эксперта ЭКЦ УМВД России по Камчатскому краю недействительными признаны 194 подписи: 13 подписей избирателей на основании пункта 2 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края № 740, в связи с тем, что избиратель не обладает активным избирательным правом; 9 подписей избирателей на основании пункта 6 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края № 740, в связи с тем, что имеются неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя; 29 подписей избирателей на основании пункта 6 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края №740, в связи с тем, что дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно (на основании заключения эксперта); 21 подписей избирателей на основании пункта 11 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края №740, в связи с тем, что сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществлявшим сбор подписей (на основании заключения эксперта); 3 подписи избирателей на основании пункта 12 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края № 740, в связи с тем, что подпись избирателя внесена позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей и (или) кандидатом; 7 подписей избирателей на основании пункта 8 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края № 740, в связи с тем, что в подписном листе имеются неоговоренные исправления о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей; 49 подписей избирателей на основании пункта 8 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края №740, в связи с тем, что сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе указаны не в полном объеме; 3 подписи избирателей на основании части 9 статьи 39 Закона Камчатского края №740, в связи с повторяющимися подписями одних и тех же избирателей; 2 подписи избирателей на основании пункта 1 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края №740, в связи с тем, что дата подписи избирателя внесена вне периода сбора подписи, в том числе до дня, за днем уведомления о выдвижении кандидата; 28 подписей избирателей на основании пункта 3 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края №740, в связи с тем, что сведения об избирателе не соответствуют действительности (на основании официальной справки органа регистрационного учета); 2 подписи избирателей на основании пункта 4 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края №740, в связи с тем, что не указаны или неполные фамилия, имя, отчество избирателя; 2 подписи избирателей на основании пункта 4 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края №740, в связи с тем, что не указан год рождения избирателя; 7 подписей избирателей на основании пункта 4 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края №740, в связи с тем, что не указаны или неполные паспортные данные избирателя или неполные фамилия, имя, отчество избирателя; 1 подпись избирателей на основании пункта 4 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края №740, в связи с тем, что не указан или неполный адрес места жительства избирателя; 1 подпись избирателей на основании пункта 5 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края, в связи с тем, что сведения об избирателе внесены нерукописным способом;17 подписей избирателей на основании пункта 7 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края №740, в связи с тем, что имеются неоговоренные исправления в сведениях об избирателе.

Согласно пунктам 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12 части 11 статьи 39 Закона Камчатского края №740, недействительными признаются: подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата; подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке; подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом №67-ФЗ, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист; подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом; подписи избирателей, с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно – на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей; все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены не рукописным способом или карандашом; подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, а также, если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно – на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке; подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов.

Согласно ч. 9 ст. 11 Закона Камчатского края №740, если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, муниципального списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными.

Довод представителей административного истца о нарушении порядка проверки подписных листов, установленного ч. 6 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, о чем должен извещаться кандидат, является несостоятельным, поскольку в листе подтверждения получения документов для регистрации муниципального списка кандидатов избирательного объединения "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае" от 27 июля 2022 года, имеется уведомление о дате и времени проверки подписных листов, о чем уполномоченным представителем административного истца (председателем регионального отделения Емелиным Г.В.) поставлена подпись об информировании.

Также, суд не может считать обоснованным довод представителей административного истца о неинформировании избирательного объединения о дате и времени рассмотрения вопроса о регистрации, либо об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов, поскольку 01 августа 2022 года Емелину Г.В., являющемуся уполномоченным представителем избирательного объединения, Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссией направлено извещение посредством электронной почты на электронный адрес pkgo@list.ru, о чем в материалах дела имеется подтверждение. Информирование по указанному адресу электронной почты суд признает надлежащим, учитывая, что представителем административного истца Емелиным Г.В. не отрицалось, что указанный адрес электронной почты принадлежит ему, также суд принимает во внимание направление Емелиным Г.В. заявления в территориальную избирательную комиссию 08 августа 2022 года об ознакомлении с материалами, в котором он также указывал адрес электронной почты pkgo@list.ru, на который ему был отправлен ответ.

Доводы представителя административного истца Свентуха В.М. о нарушении территориальной избирательной комиссией Федерального закона "О персональных данных" при направлении на электронный адрес Емелина Г.В. извещения, суд также считает необоснованными, поскольку представитель избирательного объединения председатель Совета Регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае Емелин Г.В. не отрицал в суде, что указал свой адрес электронной почты сотруднику территориальной избирательной комиссии, также указывал его в заявлении в территориальную избирательную комиссию, что подтверждается материалами дела. Таким образом, в указанной части нарушений судом не установлено.

Доводы представителей административного истца том, что проверка подписей избирательной комиссией производилась с нарушением положений законодательства о выборах, выводы избирательной комиссии о недействительности подписей основаны на ненадлежащих документах, в связи с чем, у избирательной комиссии отсутствовали основания для признания подписей избирателей недействительными, не нашли подтверждения при рассмотрении дела.

Разрешая заявленные требования, проверив все представленные подписи избирателей, исследовав подлинные подписные листы, представленные Региональным отделением Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае для регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва, суд соглашается с выводами территориальной избирательной комиссий в части признания недействительными 194 подписей, в связи с чем основания для отказа в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты, изложенные в обжалуемом постановлении от 05 августа 2022 года №76-559, являются законными и обоснованными.

При этом судом принимается во внимание заключение эксперта ЭКЦ УМВД России по Камчатскому краю ФИО9 №9 от 28 июля 2022 года, ведомость проверки подписных листов в качестве допустимых доказательств, поскольку каких-либо оснований сомневаться в компетентности экспертов и в выводах заключения у суда не имеется.

Несогласие представителя административного истца Свентуха В.М. с заключением эксперта в части указания нарушений в 5 папке в листе 14 строке 4, листе 20 строке 2, в папке 6 листе 30 строке 2 – ФИО избирателей, сведения и даты внесения подписей выполнены одним лицом, необоснованно, не является основанием для признания заключения специалиста-эксперта недостоверным.

Поскольку исследование подписей было проведено на основании существующих методик исследования, компетентными должностными лицами, привлеченными в установленном пунктом 3 статьи 38 Федерального закона № 67, с привлечением специалиста экспертно-криминалистического отдела УМВД России по Камчатскому краю и УВМ УМВД России по Камчатскому краю, у суда отсутствуют сомнения в достоверности заключения эксперта, ведомости проверки подписных листов.

Из представленных Региональным отделением Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае подписей избирателей количество достоверных подписей составило 513, что является недостаточным для принятия решения о регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва в силу приведенных выше норм законодательства о выборах.

Поскольку допущенные нарушения при оформлении подписных листов влекут признание подписей избирателей в подписных листах недействительными, количество подписей избирателей, представленных избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае", составило 513 подписей (72,6%), что является недостаточным для регистрации муниципального списка кандидатов, в связи с этим, у Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии имелись предусмотренные подпунктами "в1", "г" пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пункта 42, 43 части 5 статьи 40 Закона Камчатского края №740 основания для отказа в регистрации муниципального списка кандидатов избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва, в связи с чем, оспариваемое постановление от 05 августа 2022 года № 76/559 об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов избирательного образования Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва является законным, обоснованным, мотивированным, принятым административным ответчиком в пределах полномочий, предоставленных ему законом.

Учитывая, что решение об отказе Региональному отделению Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва было принято в соответствии с действующим законодательством о выборах, в связи с недостаточным количеством подписей избирателей, представленных избирательным объединением, административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

отказать в удовлетворении административного иска регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае к Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным постановления от 05 августа 2022 года № 76/559 об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" в Камчатском крае, возложении обязанности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

В окончательной форме решение составлено 23 августа 2022 года.

Судья