ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-551/19 от 04.12.2019 Смирныховского районного суда (Сахалинская область)

Административное дело № 2а-551/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Смирных 04 декабря 2019 года

Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Михайловой О.А.,

при секретаре судебного заседания Веселовой Л.Ю.,

с участием:

помощника Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области ФИО1,

представителя административного истца ФИО2, действующего на основании доверенности,

административного ответчика ФИО3.

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с ФКУ ИК-2 в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области» об установлении административного надзора в отношении ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Сахалинской области» (далее ФКУ ИК-2) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении ФИО3, отбывающего наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области сроком на 8 лет, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22:00 до 06:00 часов; запрета на пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков на розлив.

В обоснование иска указано, что ФИО3 осужден 02.06.2008 Южно-Сахалинским городским судом Сахалинской области по ч. 3 ст. 321 (2 эпизода), ч. 3 ст. 69 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Преступления в соответствии со ст. 15 УК РФ относится к категории особо тяжких, в действиях осужденного приговором суда установлено наличие опасного рецидива, преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения и в ночное время суток. Также 20.05.2019 ФИО3 осужден Южно-Сахалинским городским судом Сахалинской области по ст. 264.1 УК РФ к 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с лишением права заниматься определенной деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 2 года 6 месяцев. Преступление в соответствии со ст. 15 УК РФ относится к категории небольшой тяжести, в действиях осужденного приговором суда установлено наличие рецидива преступлений. Осужденный ФИО3 подлежит освобождению из мест лишения свободы 19.01.2020 в связи с отбытием срока наказания. За время отбывания наказания в местах лишения свободы с 20.05.2019 осужденный ФИО3 характеризуется отрицательно, как не вставший на путь исправления.

В судебном заседании представитель административного истца действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.

Административный ответчик ФИО3 в судебном заседании требования признал частично, просил снизить срок административного надзора и количество явок на отметку в орган внутренних дел до 1 раза с учетом его положительного поведения после отбытия наказания по приговору от 02.06.2008, а также в период отбывания наказания по приговору от 20.05.2019. Просил отказать в удовлетворении требований об установлении ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время суток, поскольку данное ограничение будет ущемлять его право на труд. Также просил отказать в установлении в отношении него ограничения в виде запрета на пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков на розлив, поскольку такие заведения он не посещает. Указал о несогласии с характеристикой администрации исправительного учреждения, поскольку его поведение в период отбывания наказания является положительным по причине отсутствия взысканий.

В судебном заседании прокурор не возражал против удовлетворения административного искового заявления ФКУ ИК№2 об установлении административного надзора в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В силу п.2 ч.1, ч.3 ст.3 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение преступления при рецидиве преступлений.

В силу ч.2 ст.3 данного закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).

В судебном заседании установлено, что ФИО3 судим:

- 02.06.2008 Южно-Сахалинским городским судом Сахалинской области по ч. 3 ст. 321, ч. 3 ст. 321, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Как следует из текста приговора, преступление совершено в ночное время суток, в состоянии алкогольного опьянения. Преступления относятся к категории особо тяжких, в действиях осужденного приговором суда установлено наличие опасного рецидива преступлений;

- 20.05.2019 Южно-Сахалинским городским судом Сахалинской области по ст. 264.1 УК РФ к 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с лишением права заниматься определенной деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 2 года 6 месяцев. Как следует из текста приговора ФИО3, совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения, в действиях осужденного приговором суда установлено наличие рецидива преступлений.

Также в судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением Смирныховского районного суда от 08 июля 2016 года в отношении ФИО3 установлен административный надзор сроком на 8 лет со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства или пребывания за вычетом срока истекшего после отбывания наказания, а также установлены административные ограничения. Преступление, за которое ФИО3 осужден приговором от 20 мая 2019 года совершено им в период нахождения под административным надзором.

На основании установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требование ФКУ ИК №2 об установлении административного надзора в отношении ФИО3 подлежит удовлетворению, поскольку ФИО3 освобождается из мест лишения свободы, имея неснятую и непогашенную судимость за совершение в том числе особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве, за которое осужден к реальному лишению свободы. А также он освобождается из мест лишения свободы, имея неснятую и непогашенную судимость за преступление совершенное в период нахождения под административным надзором, за которое он осужден к лишению свободы и реально отбывает данное наказание.

При определении срока административного надзора, суд учитывает следующее.

Статьей 5 Федерального закона РФ от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" регламентированы сроки установления административного надзора.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего федерального закона на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лица, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

В соответствии с ч.1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

В соответствии с п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции действующей на момент совершения преступлений, за которые ФИО3 судим приговором от 02 июня 2008 года) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания, поскольку эта норма уголовного закона действовала в такой редакции на момент совершения ФИО3 преступлений.

В соответствии с п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции действующей на момент совершения преступлений, за которые ФИО3 судим приговором от 20 мая 2019 года) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания.

Кроме того, в силу положений ст.86 УК РФ срок погашения судимости исчисляется с момента отбытия в том числе и дополнительного вида наказания.

В силу ч.1 ст.33 УИК РФ наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

Согласно ч.2 ст.36 УИК РФ при назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок указанного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора.

Из п.32 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ следует, что осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона). Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен. С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным. При этом, по смыслу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости.

Таким образом, в настоящее время ФИО3 подлежит освобождению из мест лишения свободы, в том числе имея непогашенную судимость по приговору от 02 июня 2008 года за совершение особо тяжкого преступления, судимость за которое должна быть погашена 26 августа 2016 года с учетом освобождения после отбытия наказания. Также ФИО3 отбывает наказание за совершения преступления небольшой тяжести, за совершение которого осужден приговором от 20 мая 2019 года и подлежит освобождению по отбытии срока наказания 19 января 2020 года, и судимость по данному приговору с учетом назначенного дополнительного наказания и начала течения трехгодичного срока погашения судимости после отбытия дополнительного наказания будет погашена 20 июля 2025 года.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым с учетом требования об установлении наиболее длительного срока административного надзора при наличии нескольких оснований, установить административный надзор сроком на 3 года после отбытия наказания приговору от 20 мая 2019 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по данному приговору.

Суд не принимает во внимание доводы ответчика о необходимости снижения срока административного надзора, поскольку последний зависит только от срока погашения судимости, а не от данных характеризующих личность, иных обстоятельств.

В отношении требований об установлении административных ограничений, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 273 КАС РФ суд, принимая решение по административному делу об установлении или о продлении административного надзора устанавливает срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.

В соответствии со ст. 4 Федерального Закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Обязательным является установление судом административных ограничений в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего выезд за установленные судом пределы территории; запрещение поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезд за установленные судом пределы территории.

При решении вопроса о видах административных ограничений суд учитывает образ жизни ФИО3, обстоятельства совершения им преступления, поведение в период отбывания наказания.

Так, с учетом личности осужденного, ранее неоднократно привлекавшего к уголовной ответственности, его поведения в течение всего срока отбывания наказания, характеристики администрации исправительного учреждения, суд считает необходимым установить административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации три раза в месяц. При этом суд принимает во внимание, что установление данного административного ограничения является обязательным.

Доводы ФИО3 о наличии поощрений за весь срок отбывания наказания не нашли своего подтверждения в судебном заседании, опровергаются материалами личного дела исследованными судом.

Кроме того суд не принимает во внимание доводы ФИО3 о его положительном поведении в период отбывания наказания о чем, с его точки зрения, свидетельствует отсутствие взысканий, поскольку согласно ст. 11 УИК РФ и п. 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 16 декабря 2016 г. N 295 добросовестное отношение к труду, соблюдение порядка отбывания наказания и соответствующее поведение является обязанностью осужденного, а не его заслугой, и свидетельствует лишь о становлении осужденного на путь исправления, в связи с чем, отсутствие у него взысканий не может являться безусловным основанием для признания его поведения в период отбывания наказания исключительно положительным.

Суд также полагает необходимым установить административное ограничение в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время суток, поскольку судом установлено, что преступление, за которое ФИО3 судим приговором от 02 июня 2008 года совершено в ночное время суток.

Суд не принимает во внимание доводы осужденного о невозможности установления административного надзора в силу нарушения его права на свободу труда, как основанные на неверном толковании действующего законодательства.

Также принимая во внимание, что преступления, за которые ФИО3 судим приговорами от 02 июня 2008 года и 20 мая 2019 года совершены в состоянии алкогольного опьянения необходимо установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков на розлив.

Таким образом, требования ФКУ ИК-2 подлежат удовлетворению частично.

Поскольку судом принято решение об установлении в отношении ФИО3 административного надзора, суд считает необходимым разъяснить последнему, что в случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом РФ от 06.04.2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», поднадзорное лицо несет ответственность, предусмотренную ст. 19.24 КоАП РФ; в случае уклонения от административного надзора, или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений - ответственность, предусмотренную ст. 314.1 УК РФ.

Руководствуясь статьями 175-180, 273 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области» об установлении административного надзора в отношении ФИО3 – удовлетворить частично.

Установить административный надзор в отношении ФИО3, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина <адрес>, сроком на 3 года со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Южно-Сахалинского городского суда от 20 мая 2019 года.

Установить в отношении ФИО3 административное ограничение в виде:

- обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22:00 до 06:00 часов;

- запрета на пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков на розлив.

В остальной части в удовлетворении требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.А. Михайлова

Решение суда в окончательной форме принято 04 декабря 2019 года.

Судья О.А. Михайлова