Гр. дело № 2а-551/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Калачёвский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Евдокимовой С.А., при секретаре Дик Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калач-на-Дону 20 июня 2019 года административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к Волгоградской региональной общественной организации социальной и правовой защиты осужденных и заключенных под стражу о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области предъявило к общественному объединению "Волгоградская региональная общественная организация социальной и правовой защиты осужденных и заключенных под стражу" иск о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность, мотивируя свои исковые требовании тем, что общественное объединение было зарегистрировано 9 ноября 2007 года. В нарушение ст. 29 ФЗ РФ "Об общественных объединениях" организация в 2016 году не представила отчет об объеме полученных общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые установлены Правительством РФ (по форме ОН0003, в срок до 15 апреля 2017 года).
В связи с выявленным нарушением 10 мая 2017 года (исх. № 34/03-3983) Управлением в адрес организации направлено предупреждение, с указанием существа правонарушения и требованием в срок до 30 июня 2017 года представить необходимые сведения по форме ОН0003, которое до настоящего времени не исполнено. В связи с этим административный истец просит признать административного ответчика прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения из Единого государственного реестра прав.
Решением Калачевского районного суда Волгоградской области от 19 октября 2018 года административный иск Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области удовлетворен в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 3 апреля 2019 года решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 19 октября 2018 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Административный истец – начальник Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области Радченко П.В. в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает. Указывает, что в настоящее время требуемые отчеты по форме ОН0003 за 2016, 2017, 2018 гг. в Управление представлены. Однако считает, что Председатель Правления организации - Нагавкин И.Б., находясь в условиях изоляции от общества, имел возможность пользоваться письменными принадлежностями и вести переписку, а поэтому имел возможность представить в Управление необходимую отчетность, либо уведомить Управление об изменении своего местонахождения, а также обратиться с просьбой о направлении в его адрес форм отчетности для заполнения. Кроме того, помимо Председателя Правления руководящими органами организации, которые могли и должны были инициировать подготовку и направление необходимой отчетности, являются: Общее собрание, Правление, Заместитель Председателя Правления. Новое лицо, имеющее право без доверенности действовать от именно организации, с момента заключения под стражу Нагавкина И.Б., избрано не было, почтовая корреспонденция, направленная по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, организацией получена не была, что свидетельствует об отсутствии в организации не только органов управления и членов организации, но и фактическом прекращении организацией деятельности.
Административный ответчик – Председатель Правления общественного объединения "Волгоградская региональная общественная организация социальной и правовой защиты осужденных и заключенных под стражу" Нагавкин И.Б., являющийся одновременно заинтересованным лицом, в судебном заседании просил в иске отказать. Пояснил, что на протяжении времени существования организации именно он как Председатель Правления сдавал отчеты в Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области. Однако поскольку с 29 сентября 2016 года по 16 ноября 2018 года он находился под стражей, он не имел физической возможности своевременно сдать отчет об объеме полученных общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые установлены Правительством РФ (по форме ОН0003, в срок до 15 апреля 2017 года). В настоящее время данные отчеты за 2016-2018 годы организацией представлены в Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, сдана финансовая отчетность в налоговые органы. Денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций объединение не получало. Учитывая, данные о деятельности объединения и то, что организация фактически деятельность не прекращала, нарушения устранены, учитывая социальную направленность общественного объединения, просит в удовлетворении иска отказать. Считает, что ответственность в виде ликвидации не соразмерна допущенным нарушениям и вызванным ими последствиями.
Заинтересованное лицо – МИФНС № 5 по Волгоградской области, будучи извещены надлежащим образом времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, заявлений не представили.
Заинтересованные лица – Никипелов В.С., Епишин К.Н., Чеботарев В.Б., будучи извещены надлежащим образом времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, заявлений не представили.
Выслушав административного ответчика Нагавкина И.Б., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абз.8 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", общественное объединение обязано:…информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.5 ст.29 вышеуказанного закона, непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В силу п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П по делу о проверке конституционности положений статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, ликвидация общественного объединения как санкция за допущенные нарушения не может применяться по одному лишь формальному основанию. В данном случае суду необходимо установить, что неоднократные нарушения закона являются столь существенными, а наступившие последствия являются настолько неблагоприятными, что ликвидация является единственно возможной мерой для защиты прав и законных интересов иных лиц.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения.
Исходя из указанного, суд, принимая решение, должен с достоверностью установить, что административный ответчик не осуществляет деятельность в качестве юридического лица.
В судебном заседании установлено, что общественное объединение "Волгоградская региональная общественная организация социальной и правовой защиты осужденных и заключенных под стражу" зарегистрировано Министерством юстиции РФ 9 ноября 2007 года, ОГРН №, ИНН №
Согласно Уставу организации, целями общественного объединения являются защита и содействие реализации гражданских, экономических, социальных и иных прав и охраняемых законом интересов осужденных и заключенных под стражу (л.д.25 оборот).
С 2016 года общественное объединение не предоставляло в Министерство юстиции РФ отчеты об объеме полученных общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме ОН0003.
В связи с чем, Министерством юстиции РФ, при осуществлении контрольных функций, 10 мая 2017 года (исх. № 34/03-3983) в адрес организации вынесено и направлено предупреждение, с указанием существа правонарушения и требованием в срок до 30 июня 2017 года представить необходимые сведения по форме ОН0003, которое на момент обращения с настоящим иском не было исполнено.
Нарушения устранены не были.
При первом рассмотрении настоящего административного иска представитель общественного объединения "Волгоградская региональная общественная организация социальной и правовой защиты осужденных и заключенных под стражу" участия не принимал.
Из копий приобщенных судебных постановлений (л.д.60, 66-71,112-117) следует, что Нагавкин И.Б., являющийся Председателем Правления общественного объединения, находился под стражей с 29 сентября 2016 года по 16 ноября 2018 года.
Согласно Уставу организации, учредителями юридического лица являются Никипелов В.С. и Епишин К.Н., Чеботарев В.Б. является заместителем Председателя Правления (л.д.15). Указанные лица не заявили о своем участии ни при первом, ни при втором рассмотрении данного административного дела. Направленные им по последнему известному месту жительства повестки были возвращены с отметкой «истек срок хранения».
Факт непредоставления своевременно указанной выше информации за 2016, 2017, 2018 гг. не оспаривался в судебном заседании и представителем ответчика Нагавкиным И.Б. при повторном рассмотрении настоящего дела.
Однако из представленных в суд апелляционной инстанции документов следует, что общественное объединение "Волгоградская региональная общественная организация социальной и правовой защиты осужденных и заключенных под стражу" осуществляет свою деятельность. Организацией 20 марта 2019 года устранены выявленные Управлением Министерства юстиции РФ по Волгоградской области нарушения, связанные с непредоставлением отчетности. Что подтверждается копиями отчетов за 2016-2018 годы (л.д.118-123).
Согласно представленных Управлением Министерства юстиции РФ по Волгоградской области сведений на запрос суда, в настоящее время устранены нарушения, послужившие основанием для обращения в суд с настоящим иском, то есть необходимые отчеты в Управление представлены.
Кроме того, судом установлено, что административный ответчик осуществляет деятельность в качестве юридического лица, предоставляет налоговую и бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Указанное подтверждается приобщенными в материалы дела копиями годовых налоговых деклараций за 2016, 2017, 2018 гг.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что Нагавкин И.Б. ведет переписку с руководством УФСИН России, с членом экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ – исполнительным директором Фонда «В защиту прав заключенных» Пономаревым Л.А. Также представителем административного ответчика представлена информация о его участии при разрешении ситуации с нарушением природоохранного законодательства при осуществлении сноса аварийных домов в г.Калач-на-Дону, по защите прав жителей аварийных домов, которые не были расселены, но им было отключено отопление и электричество. Участие Нагавкина И.Б., как правозащитника и представителя общественной организации, в вышеперечисленных социальных проблемах Калачевского района Волгоградской области не является грубым нарушением закона при осуществлении организацией своей деятельности.
Указанные документы подтверждают, что общественное объединение "Волгоградская региональная общественная организация социальной и правовой защиты осужденных и заключенных под стражу" не прекращало свою уставную деятельность.
Допущенные общественным объединением нарушения, выразившиеся в непредставлении в Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области сведений, предусмотренных в абз.8 ч.1 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» № 82- ФЗ, не носят характер грубых и неустранимых, не являются столь существенными, чтобы позволить суду, учитывая характер нарушений и вызванных ими последствий, каковым явилось лишь отсутствие соответствующей информации у истца, принять решение о ликвидации некоммерческой организации - общественного объединения "Волгоградская региональная общественная организация социальной и правовой защиты осужденных и заключенных под стражу" в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц, при том, что деятельность учреждения фактически не прекращалась, а допущенные нарушения ответчиком устранены.
На какие-либо негативные последствия сторона административного истца не ссылается, указывая лишь на формальную сторону допущенных нарушений, которые, кроме того, в ходе слушания дела устранены.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к Волгоградской региональной общественной организации социальной и правовой защиты осужденных и заключенных под стражу о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Волгоградский областной суд через Калачёвский районный суд лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешён судом, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Евдокимова