Дело № 2а-552/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Гаврилов Посад 29 июня 2018 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе
в составе председательствующего судьи Кузнецовой В.А.,
при секретаре судебного заседания Софроновой Н.В.,
с участием административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ивановской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и единому сельскохозяйственному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Ивановской области (далее - МИФНС России №2 по Ивановской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности на общую сумму 18567 рублей 11 копеек: по страховым взносам за 2017 год в размере 17606 рублей 79 копеек, из них на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на страховую часть пенсии -14719 рублей 53 копейки, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный Фонд ОМС -2887 рублей 26 копеек; по единому сельскохозяйственному налогу в размере 960 рублей 32 копейки, из них налог - 818 рублей 00 копеек, пени - 142 рубля 32 копейки.
Административное исковое заявление обосновано тем, что ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ утратил статус индивидуального предпринимателя, не уплатив своевременно страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, поскольку в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее <данные изъяты> с даты снятия с учета в налоговом органе. В соответствии с п. 1 ст. 346.2 НК РФ ФИО1 являлся плательщиком единого сельскохозяйственного налога. Авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу уплачиваются не позднее <данные изъяты> со дня окончания отчетного периода. ФИО1 направлялись требования от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ о добровольной уплате задолженности по страховым взносам и пени. Требование об уплате не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка № 5 Тейковского судебного района в Ивановской области отменен судебный приказ мирового судьи судебного участка № 5 Тейковского судебного района в Ивановской области № 2а-169 о взыскании с ФИО1 в пользу МИФНС России № 2 по Ивановской области недоимки по страховым взносам и по единому сельскохозяйственному налогу за 2017 год в сумме 18567 рублей 11 копеек, а также государственной пошлины в размере 371 рубль 34 копейки. задолженности по страховым взносам и единому сельскохозяйственному налогу. До настоящего времени сумма по страховым взносам и единому сельскохозяйственному налогу не уплачена.
Представитель административного истца о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, заявленные требования поддержал, указав, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представлено уведомление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей. ФИО1 были представлены налоговые декларации по ЕСХН за 2016 год – ДД.ММ.ГГГГ с суммой налога, исчисленного за налоговый период 3945 рублей, за 2017 год- ДД.ММ.ГГГГ с суммой налога, исчисленный за период 1835 рублей. До настоящего времени указанные суммы не уплачены. ФИО1 утратил статус индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, не уплатив своевременно страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В ст. 217 НК РФ приведен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ.
Из отзыва по доводам ответчика следует, что ФИО1 не подлежит освобождению от уплаты страховых взносов и единого сельскохозяйственного налога.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что прекратил статус индивидуального предпринимателя, поскольку не чем было платить. Считает, что он, как начинающий фермер не получивший гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, должен быть освобожден от уплаты налога и страховых взносов.
Суд, заслушав административного ответчика, изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и предоставлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, закрепленная пунктом 1 ст.3 НК РФ распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
Согласно п. 2 ч. 1 ст.6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
На основании ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями обязательного пенсионного страхования признаются плательщиками страховых взносов.
В соответствии со ст. 430 НК РФ НК РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен статьей 432 НК РФ.
Из смысла ч. 5 ст. 432 НК РФ следует, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В соответствии с расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2017 год задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на страховую часть пеней 14719 рублей 53 копейки, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС 2887 рублей 26 копеек.
Согласно п. 1 ст. 346.2 НК РФ налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее - налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 НК РФ.
На основании п. 2 ст. 346.9 НК РФ налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.
Авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.
Из материалов дела следует, что ФИО1 осуществлял деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРИП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Являлся плательщиком единого сельскохозяйственного налога.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет ЕСХН как соответствующую налоговой ставке процентную долю налоговой базы и уплачивает по итогам налогового периода.
Из представленных ФИО1 налоговых деклараций по ЕСХН следует, что за 2016 год сумма налога, исчисленного за налоговый период составляет 3945 рублей, за 2017 год сумма налога, исчисленная за период, составляет 1835 рублей.
В связи с неуплатой недоимки административному ответчику направлялись требования:
от ДД.ММ.ГГГГ№ об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в размере 14719 рублей 53 копейки, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
от ДД.ММ.ГГГГ№ об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 2887 рублей 26 копеек, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
от ДД.ММ.ГГГГ№ об уплате недоимки по единому сельскохозяйственному налогу в размере 818 рублей и пени в размере 82 рубля 06 копеек, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
от ДД.ММ.ГГГГ№ об уплате пени по единому сельскохозяйственному налогу в размере 60 рублей 26 копеек, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Должнику ФИО1 был начислен единый сельскохозяйственный налог. Данный налог ФИО1 не оплачен, в связи с этим были начислены пени.
Из смысла п. 1 ст. 75 НК РФ следует, что пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.
Недоимки по страховым взносам и по единому сельскохозяйственному налогу взыскивались в судебном порядке.
Определением мирового судьи судебного участка № Тейковского судебного района в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника ФИО1 в пользу взыскателя МИФНС № 2 по Ивановской области недоимки по страховым взносам и по единому сельскохозяйственному налогу за 2017 год в сумме 18567 рублей 11 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 371 рубль 34 копейки.
В силу положений ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Установленный законом срок для обращения в суд соблюден.
Наличие задолженности по страховым взносам и единому сельскохозяйственному налогу подтверждается представленными суду требованиями, выпиской из лицевого счета налогоплательщика, расчетом суммы пени, налоговыми декларациями, расчетом страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС, согласно которым задолженность ФИО1 составляет 18567 рублей 11 копеек, из них: по страховым взносам за 2017 год в размере 17606 рублей 79 копеек, из них на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на страховую часть пенсии -14719 рублей 53 копейки, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный Фонд ОМС -2887 рублей 26 копеек; по единому сельскохозяйственному налогу в размере 960 рублей 32 копейки, из них налог -818 рублей 00 копеек, пени -142 рубля 32 копейки.
Исследованные в судебном заседании расчеты заверены и не вызывают сомнений в своей достоверности, в связи с чем, суд принимает их в качестве обосновывающих размер взыскиваемых сумм. Кроме того, указанные расчеты административным ответчиком не оспорены, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, административный ответчик, уведомленный об имеющейся у него задолженности по уплате налога и пени своевременно и в установленный срок, не исполнил добровольно обязательства по погашению данной задолженности, сведений об оплате ФИО1 задолженности по страховым взносам и единому сельскохозяйственному налогу, не имеется, поэтому суд считает необходимым требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Ивановской области удовлетворить в полном объеме.
Довод административного ответчика об освобождении от уплаты налогов и сборов в связи с неполучениям им гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства суд признает не состоятельным, поскольку он не соответствует действующему законодательству. В ст. 217 НК РФ приведен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Из пункта 14.1 указанной статьи следует, что не подлежат налогообложению суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы. Данная льгота применяется только в отношении НДФЛ и не распространяется на доходы, полученные главой КФЛ в рамках применения ЕСХН (письмо Минфина России от 21 июля 2014 года №03-04-07/35645. Если предприниматель применяет специальный налоговый режим в виде ЕСХН, в этом случае предприниматель не уплачивает НДФЛ, НДС, налог на имущество физических лиц, а уплачивает ЕСХН, с общей ставкой 6%. Из смысла пп.6 и 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ страховые взносы на ОПС включаются в расходы по ЕСХН.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь разъяснениями п.40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», положениями ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что административные исковые требования удовлетворяются в полном объеме, а административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском, то с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Гаврилово-Посадского муниципального района, размер которой, в соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ, составляет 742 рубля 68 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ивановской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и единому сельскохозяйственному налогу удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ивановской области недоимку по страховым взносам и единому сельскохозяйственному налогу в размере 18567 (восемнадцать тысяч пятьсот шестьдесят семь) рублей 11 копеек в том числе:
по страховым взносам за 2017 год в размере 17606 (семнадцать тысяч шестьсот шесть) рублей 79 копеек, включая на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на страховую часть пенсии 14719 (четырнадцать тысяч семьсот девятнадцать) рублей 53 копейки, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный Фонд ОМС 2887 (две тысячи восемьсот восемьдесят семь) рублей 26 копеек,
недоимку по единому сельскохозяйственному налогу в размере 960 (девятьсот шестьдесят) рублей 32 копейки, включая налог 818 (восемьсот восемнадцать) рублей 00 копеек, пени 142 (сто сорок два) рубля 32 копейки.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области государственную пошлину в размере 742 (семьсот сорок два) рубля 68 копеек.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через постоянное судебное присутствие Тейковского районного суда в г. Гаврилов Посад в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (полный текст решения изготовлен 4 июля 2018 года).
Судья подпись В.А. Кузнецова