<данные изъяты>
№ 2а-552/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 16 июня 2020 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего - судьи Петелиной М.С.,
при секретаре - Сириной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-552/2020 по административному иску Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, о признании информации содержащей сведения о способах обмана супермаркетов, размещенной в сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Ялуторовский межрайонный прокурор Тюменской области, выступающий в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, содержащей сведения о способах обмана супермаркетов, размещенной в сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требования мотивированы тем, что Ялуторовской межрайонной прокуратурой в рамках исполнения приказа прокуратуры области от 26.03.2013 г. №40 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних» путем мониторинга, размещенной на сайтах сети «Интернет» информации, выявлена интернет-страница: <данные изъяты>, на странице которого размещена информация о способах обмана супермаркетов. Указывает, что на территории Тюменской области отмечается устойчивая тенденция числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, числа подростков, принявших в них участие. С учетом уровня подростковой преступности отмечаются негативные тенденции в ее качественных характеристиках. Преобладающим видом совершаемых несовершеннолетними противоправных деяний остаются имущественные преступления. Возросло количество совершенных несовершеннолетними краж чужого имущества, каждое четвертое из которых составляют хищения из супермаркетов и торговых центров.
Анализ причин и условий совершения несовершеннолетними хищений товаров из торговых центров и магазинов показал, что одной из причин является активное обсуждение данных поступков в сети «Интернет» (форумы в социальной сети «В контакте»), состязательность участников в стоимости украденного товара (чем дороже, тем «круче»). Доступ к данной информации в сети «Интернет» не ограничен, в том числе и для несовершеннолетних. Распространение данной информации формирует искаженное понятие у несовершеннолетних о недопустимости и неправомерности правонарушений и преступлений, возводя их в ранг вполне законных и престижных соревнований, что является, по сути, вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений, о чем и свидетельствует рост количества хищений, совершенных несовершеннолетними из торговых центров и магазинов.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона №149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в* том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Нахождение в неограниченном доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей совершать хищения товаров из торговых центров и магазинов, фактически способствует совершению таких преступлений несовершеннолетними, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
По результатам проведенной проверки установить правообладателя, разместившего указанную выше информацию, через сервис Whois, а также единый реестр Роскомнадзора, позволяющего быстро получить всю информацию о регистрации домена, например, дату регистрации и возраст домена, или узнать контакты, по которым можно связаться с организацией или человеком, чей домен заинтересовал прокуратуру, не представилось возможным, поскольку на указанных страницах сети «Интернет» необходимая информация отсутствует.
В связи с чем, прокурор просит признать информацию, содержащую сведения, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Копию решения направить в Роскомнадзор в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО для включения информации, распространенную на указанном сайте в сети Интернет, в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Ялуторовский межрайонный прокурор в судебное заседание не явился, будучи надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 32). Суд признаёт неявку прокурора не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту Управление Роскомнадзора) в судебное заседание не явился, будучи надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. Из отзыва Роскомнадзора России от 15.06.2020 г. следует, что при мониторинге информации о способах совершения хищений товаров из торговых центров и магазинов посредством снятия магнитов с одежды, размещенной на информационном ресурсе <данные изъяты> установлено, что видеоролик недоступен (л.д.33,35-37). Суд признаёт неявку представителя заинтересованного лица не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Суд, исследовав материалы дела, находит административный иск Ялуторовского межрайонного прокурора, выступающего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, подлежащим удовлетворению.
Приходя к такому выводу суд, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в пункте 4 статьи 2 Федерального закона №49-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу положений пункта 6 статьи 10 Федерального закона №49-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Судом установлено, что проведенной Ялуторовской межрайонной прокуратурой проверкой в рамках исполнения приказа прокуратуры области от 26.03.2013 г. №40 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних» путем мониторинга, размещенной на сайтах сети «Интернет» информации, выявлена интернет-страница: <данные изъяты>, на странице которого размещена информация о способах обмана супермаркетов.
Данные обстоятельства подтверждены рапортом помощника Ялуторовского межрайонного прокурора ФИО1 от 23.02.2020г. и распечаткой скриншотов интернет-страниц (л.д.14,15).Установить владельца или администратора сайта <данные изъяты> через ООО «Регистратор доменных имен REG.RU» не представилось возможным (л.д.17-18).
Статьями 158, 161 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за <данные изъяты> (кражу) и открытое (грабеж) хищение чужого имущества. Статьей 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за мелкое хищение.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, а именно за хищение товаров из торговых центров и магазинов, фактически является распространением запрещенной информации.
Анализ содержания положений пункта 6 статьи 10 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона №49-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, является информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних, обеспечения законопослушного поведения граждан Российской Федерации.
Статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в* том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Нахождение в неограниченном доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей совершать хищения товаров из торговых центров и магазинов, фактически способствует совершению таких преступлений несовершеннолетними, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Доступ к данной информации в сети «Интернет» не ограничен, в том числе и для несовершеннолетних. Распространение данной информации формирует искаженное понятие у несовершеннолетних о недопустимости и неправомерности правонарушений и преступлений, возводя их в ранг вполне законных ц престижных соревнований, что является, по сути, вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений.
Положения ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» содержат прямой запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).
Согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрен.
Имеющимся в материалах дела скриншотом официального сайта Роскомнадзора России http://eais.rkn.gov.ru/, подтверждается, что интернет – страница <данные изъяты>, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», не значится (л.д. 16).
Предоставление возможности свободного доступа к информации о хищении товаров из торговых центров и магазинов, за что законодателем предусмотрена административная и уголовная ответственность, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информацией.
Учитывая вышеизложенные нормы права, суд полагает, что размещенная в сети «Интернет» на сайте <данные изъяты>, информация, содержащая сведения о хищении товаров из торговых центров и магазинов, направлена на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с пунктами 13, 14 статьи 2 Федерального закона №149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
Посещение данного сайта, на котором размещена информация о хищении товаров из торговых центров и магазинов, которая является незаконной, свободно для всех без исключения граждан.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о том, что предоставление возможности доступа к информации сведений о хищении товаров из торговых центров и магазинов с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», за что законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Создание, формирование и ведение реестров осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года №1101.
Положениями п. 2 указанных Правил создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в силу п. 3 - формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно п. 5 Правил, основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и вступившие в законную силу решения судов о при знании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Учитывая изложенное и установив, что на странице сайта: <данные изъяты> размещена информация, содержащая сведения о способах обмана супермаркетов, размещенной в сети «Интернет», распространение которой в Российской Федерации запрещено, распространение которой противоречит основам конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства и то, что действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к информации, как к незаконной распространение которой в Российской Федерации запрещено, суд приходит к обоснованному выводу об удовлетворении требований Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационной телекоммуникационной сети «Интернет» содержащейся на странице сайта по указанному выше адресу, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено – удовлетворить.
Признать информацию, содержащую сведения о способах обмана супермаркетов, размещенной в сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Возложить обязанность на Роскомнадзор в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО о включении информации, распространенной в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда привести к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через Ялуторовский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение составлено 22 июня 2020 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья - М.С. Петелина