ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-552/2021 от 18.11.2021 Называевского городского суда (Омская область)

Дело № 2а-552/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Называевск 18.11.2021

Называевский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи Белоусова В.Б., с участием прокурора Мещерякова И.С., при секретаре судебного заседания Бершауэр Л.Д.,и помощнике судьи Никитенко В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием аудиопротоколирования административное исковое заявление Называевского межрайонного прокурора Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Налимовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области о признании незаконнымбездействия и об обязании проведения анализа правоприменительной судебной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и размещения результатов проведенного анализа правоприменительной судебной практики администрации за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 на официальном сайте,

УСТАНОВИЛ:

Называевский межрайонный прокурор обратился в Называевский городской суд Омской области с указанным административным иском к ответчику, в обоснование, указав, что прокуратурой Называевского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации Налимовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области, в ходе проверки установлено, что план противодействия коррупции в сельском поселении такого мероприятия, как рассмотрение в администрации сельского поселения не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики, по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления сельского поселения и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, не предусматривает.В связи с указанным, в нарушение вышеуказанных требований законодательства о противодействии коррупции в администрации Налимовского сельского поселенияв 2020 году вопросыправоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целяхвыработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений 1 раз в квартал не рассматривались, результаты проверок и анализа правоприменительной практики на официальном сайте администрации не публиковались.Вместе с тем за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 имеются 7 вступивших в законную силу решений Называевского городского суда Омской области о признании бездействия администрации Налимовского сельского поселения незаконным.Однако указанная правоприменительная судебная практика в установленном законом порядке не анализировалась, на официальном сайте в сети "Интернет" не размещалась.Таким образом, меры по профилактике коррупции администрацией Налимовского сельского поселения не принимаются, не исполняются такие основные принципы противодействия коррупции как приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, что может привести к совершению коррупционных правонарушений со стороны органа местного самоуправления и его должностных лиц.В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Налимовского сельского поселения 30.09.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства.Из ответа на представление следует, что администрацией Налимовского сельского поселения до настоящего времени указанная информация не размещена.

Просит признать незаконнымбездействие администрации Налимовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области выразившегося внепринятии мер по проведению анализа правоприменительной судебной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, а также не размещении результатов анализа правоприменительной судебной практики на официальном сайте администрации запериод с 01.01.2020 - 31.12.2020 гг., обязать администрацию Налимовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области провести анализ правоприменительной судебной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и разместить результаты проведенного анализа правоприменительной судебной практики администрации за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 на официальном сайте.

В судебном заседании прокурор административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежаще уведомлен, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.

Выслушав заключение прокурора, изучив доводы административного искового заявления и исследовав материалы дел, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Кроме того, в силу п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЭ) к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

В соответствии с п. 4.1 ст. 36 и п. 9.1. ст. 37 Закона № 131-Ф3 глава муниципального образования и местной администрации должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-Ф3 «Опротиводействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-Ф3) и другими федеральными законами.

Согласно п. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции - деятельность федеральных органовгосударственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; приоритетном применении мер по предупреждению коррупции.

В п. 2.1 ст. 6 Федерального закона № 273-Ф3 установлено, что профилактика коррупции осуществляется путем применения одной из основных мер - рассмотрения в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики, по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

В соответствии с п. 20 ст. 7 Федерального № 273-ФЗ основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, в том числе, являются повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Аналогичные обязанности по профилактике коррупции закреплены Законом Омской области от 29.06.2017 № 1983-03 «О противодействии коррупции в Омской области» (далее - Закон № 1983-03).

Согласно п. 3 ст. 9 Закона № 1983-03 одной из мер по профилактике коррупции является рассмотрение в государственных органах Омской области не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики, по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) данных органов и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее по тексту - Федеральный закон №8-ФЗ)регулируются отношения, связанные с обеспечением доступа пользователейинформацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно п. 1, 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

В силу ч. 2.1 ст. 7 Федерального закона № 8-ФЗ общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети «Интернет» в форме открытых данных.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона № 273-Ф3 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

На основании п. 7 ст. 7 Федерального закона № 273-Ф3 к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относится обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, чтопрокуратурой Называевского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации Налимовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области, в ходе проверки установлено, что план противодействия коррупции в сельском поселении такого мероприятия, как рассмотрение в администрации сельского поселения не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики, по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления сельского поселения и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, не предусматривает.

В связи с указанным, в нарушение вышеуказанных требований законодательства о противодействии коррупции в администрации Налимовского сельского поселенияв 2020 году вопросыправоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целяхвыработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений 1 раз в квартал не рассматривались, результаты проверок и анализа правоприменительной практики на официальном сайте администрации не публиковались.Вместе с тем за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 имеются 7 вступивших в законную силу решений Называевского городского суда Омской области о признании бездействия администрации Налимовского сельского поселения незаконным.Однако указанная правоприменительная судебная практика в установленном законом порядке не анализировалась, на официальном сайте в сети "Интернет" не размещалась.

Таким образом, меры по профилактике коррупции администрацией Налимовского сельского поселения не принимаются, не исполняются такие основные принципы противодействия коррупции как приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, что может привести к совершению коррупционных правонарушений со стороны органа местного самоуправления и его должностных лиц.В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Налимовского сельского поселения 30.09.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства.Из ответа на представление следует, что администрацией Налимовского сельского поселения до настоящего времени указанная информация не размещена.

Указанные нарушения стали возможны в виду ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей ответственным за данное направление работником, а также ослабленного контроля со стороны главы сельского поселения.

При указанных обстоятельствах исковые требования Называевского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч.3 ст. 114Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.16Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, поскольку административный ответчик в лице администрации сельского поселенияосвобожден от уплаты государственной пошлины, она не подлежит взысканию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Налимовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области выразившегося внепринятии мер по проведению анализа правоприменительной судебной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, а также не размещении результатов анализа правоприменительной судебной практики на официальном сайте администрации за период с 01.01.2020 - 31.12.2020 гг.

Обязать администрациюНалимовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области провести анализ правоприменительной судебной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и разместить результаты проведенного анализа правоприменительной судебной практики администрации за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 на официальном сайте.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Называевский городской суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья : подпись

Решение в окончательной форме изготовлено 22.11.2021

Копия верна

Судья В.Б. Белоусов