ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-552/2021 от 27.05.2021 Муромского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-552/2021

УИД 33RS0014-01-2021-000403-22

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 мая 2021 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Муравьевой Т.А.

при секретаре Кузьминой Е.С.,

с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Владимирской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Владимирской области к ФИО2 АнатО. о взыскании задолженности по уплате торгового сбора и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Владимирской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 4 по Владимирской области) обратилась в суд с административным иском к ФИО2 и просила взыскать с административного ответчика задолженность в сумме 17 532 руб. 81 коп., в том числе:

- торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения, в сумме 17 500 руб.;

- пени, начисленные за несвоевременную уплату торгового сбора, в сумме 32 руб. 81 коп.

В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик ФИО2 в период с 03.03.2014 по 16.07.2020 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем являлась плательщиком торгового сбора. За IV квартал 2019 года административный ответчик должна была оплатить торговый сбор в сумме 40 500 руб. не позднее 27.01.2020. 09.01.2020 ФИО2 произведена частичная оплата торгового сбора в сумме 23 000 руб. Неоплаченная в установленный законом срок сумма составила 17 500 руб. В соответствии со ст. 75 НК РФ в связи с неисполнением обязанности по уплате торгового сбора в полном объеме в установленный срок должнику начислены пени и направлено требование об уплате задолженности, которое административным ответчиком оставлено без удовлетворения.

Определением от 6 апреля 2021 года к участию в деле в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ИФНС России № 26 по г. Москве.

Определением от 5 мая 2021 года к участию в деле в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент экономической политики и развития города Москвы.

В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Владимирской области ФИО1, действующий на основании доверенности с дипломом, заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, указав, что задолженность не погашена до настоящего времени, а ИФНС России № 26 по г. Москве корректировку задолженности не произвела. Спорная задолженность передана Межрайонной ИФНС России № 4 по Владимирской области из ИФНС России № 26 по г. Москве 14.07.2020.

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Просила уменьшить размер торгового сбора на половину, поскольку является пенсионеркой, получает пенсию в сумме 10 000 руб., из которой производятся удержания в счет погашения задолженности по кредиту. С письменным заявлением об уменьшении удержаний не обращалась. Изначально ИФНС России № 26 по г. Москве ей начислялся торговый сбор в размере 40 500 руб., однако в связи с уменьшением торговой площади, стала платить 30 000 руб. В ИФНС России № 26 по г. Москве ей указывали на отсутствие задолженности.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России № 26 по г. Москве, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, представил отзыв на административный иск, в котором указал, что ФИО2 состояла на учете в ИФНС России № 26 по г. Москве как плательщик торгового сбора с 20.07.2016 по 13.07.2020. Актом Департамента экономической политики и развития города Москвы выявлен новый объект обложения торгового сбора № 2298 от 30.08.2016, направленный в инспекцию в электронном виде. 30.08.2016 налогоплательщик представил уточнения относительно площади объекта, что послужило основанием для уменьшения суммы торгового сбора с 40 500 руб. до 30 000 руб. 09.01.2020 ФИО2 уплачен торговый сбор в размере 30 000 руб. 27.01.2020 произведено начисление торгового сбора в размере 40 500 руб. ввиду технического сбоя в работе информационного ресурса инспекции. В настоящее время инспекцией принимаются меры по корректировке начислений (л.д. 71-72).

Представитель заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что в соответствии с Порядком сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объекте обложения торговым сбором в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП, правообладатель объекта, включенного в Список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в Список, опубликованный на официальном сайте, подать в Департамент экономической политики и развития города Москвы обращение об исключении такого объекта из Списка объектов. ФИО2 не воспользовалась указанным правом и не обратилась в адрес Департамента с указанным обращением. Таким образом, административный ответчик должна была оплатить торговый сбор за IV квартал 2019 года в сумме 40 500 руб. не позднее 27.01.2020. В связи с тем, что 09.01.2020 административным ответчиком была произведена частичная оплата торгового сбора в сумме 23 000 руб., неоплаченная сумма составила 17 500 руб. Таким образом, в связи с неисполнением обязанности по уплате торгового сбора в установленный законом срок ФИО2 правомерно начислены пени и выставлено требование (л.д. 81, 88-92).

Выслушав объяснение участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта же обязанность установлена п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в период с 03.03.2014 по 16.07.2020 ФИО2 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 9-10).

В соответствии со ст. 410 НКРФ торговый сбор (далее в настоящей главе - сбор) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Устанавливая сбор, представительные (законодательные) органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют ставку сбора в пределах, установленных настоящей главой.

Согласно п. 1 ст. 411 НК РФ плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Согласно ст. 412 НК РФ объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее в настоящей главе - объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

В целях настоящей главы используются следующие понятия:

1) дата возникновения объекта обложения сбором - дата начала использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор;

2) дата прекращения объекта обложения сбором - дата прекращения использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор.

В силу п. 1 ст. 413 НК РФ сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

В соответствии со ст. 414 НК РФ периодом обложения сбором признается квартал.

Согласно ст. 417 НК РФ если иное не установлено настоящей статьей, сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения сбором начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли.

Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.

Административный ответчик ФИО2 осуществляла торговую деятельность в торговом центре «Каренфор» по адресу: <...>, что подтверждается договором субаренды необорудованного торгового места от 22.06.2016 (л.д. 128-129).

Торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору, орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы, устанавливает Закон города Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе».

Согласно ст. 4 указанного закона полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.

Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 № 210-ПП, определено, что Департамент осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.

Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП (в редакции, действующей на момент проведения сбора сведений об объекте обложения торговым сбором) утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве.

Пунктом 1.2 указанного Порядке также определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы.

В целях сбора Департаментом экономической политики и развития города Москвы сведений об объектах осуществления торговли ГБУ города Москвы «Центр налоговых доходов», в том числе, осуществляет межведомственное взаимодействие, связанное с направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории города Москвы, в Департамент экономической политики и развития города Москвы.

В соответствии с приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 03.12.2015 № 138-ПР утвержден Порядок формирования списка объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения.

Пунктом 2.1 данного порядка установлено, что при сборе сведений может использоваться информация от ГБУ «Центр налоговых доходов».

Список объектов публикуется на официальном сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения (п. 3.4 Порядка).

Список объектов был опубликован на сайте https://www.mos.ru/depr/ 02.08.2016.

Департамент экономической политики и развития города Москвы, получив от ГБУ «Центр налоговых доходов», информационную карту с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: <...>, в котором административный ответчик ФИО2 осуществляла торговую деятельность, включил указанный объект в список объектов (л.д. 99-100, 113-125).

В соответствии с. п. 4.1 Порядка сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объекте обложения торговым сбором в городе Москве правообладатель объекта, включенного в список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в список, опубликованный на официальном сайте, подать в Департамент экономической политики и развития города Москвы обращение об исключении такого объекта из списка объектов.

Данным правом ФИО2 не воспользовалась, в связи с чем 30.08.2016 Департаментом экономической политики и развития города Москвы составлен акт № 2298 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, который направлен в адрес административного ответчика 05.09.2016 (л.д. 94-97, 106, 107-111).

В соответствии со ст. 2 Закона г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» размер ставки торгового сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли) в районах, входящих в Южный административный округ г. Москвы, составляет 40 500 руб.

09.01.2020 за IV квартал 2019 года ФИО2 оплатила торговый сбор в сумме 23 000 руб., то есть не в полном объеме (л.д. 130-132).

В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

В связи с неисполнением обязанности по уплате торгового сбора в установленный законом срок и в соответствии со ст.ст. 69, 75 НК РФ должнику начислены пени и направлено требование № 50048 от 06.02.2020 об уплате недоимки по торговому сбору в сумме 17 500 руб. и пени за период с 28.01.2020 по 05.02.2020 в сумме 32 руб. 81 коп. со сроком для добровольного исполнения до 03.03.2020 (л.д. 12-13, 14).

Однако до настоящего времени указанная задолженность административным ответчиком не погашена.

На основании ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей (п. 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2).

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3).

С учетом положений вышеприведенных норм, в пределах шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (03.03.2020), а именно 04.09.2020, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 1 г. Мурома и Муромского района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 торгового сбора (л.д. 134-135). Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 1 г. Мурома и Муромского района от 07.09.2020 с ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России № 4 по Владимирской области взыскана задолженность по уплате торгового сбора (л.д. 136). Определением от 18.09.2020 мировым судьей по заявлению ФИО2 указанный судебный приказ отменен (л.д. 137, 138). Далее административным истцом в пределах шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа, а именно 09.02.2021, подано заявление в Муромский городской суд о взыскании с административного ответчика спорной задолженности (л.д. 20).

Расчет задолженности административным истцом произведен верно, судом проверен.

Учитывая, что процедура исчисления налога, пени и извещения ответчика об уплате налога и пени налоговым органом соблюдена, порядок и сроки обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций не нарушены, суд считает, что административный иск Межрайонной ИФНС России № 4 по Владимирской области подлежит удовлетворению в полном объеме.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета округа Муром в сумме 701 руб. 31 коп., от уплаты которой административный истец освобожден в силу закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Владимирской области удовлетворить.

Взыскать со ФИО2 АнатО., .... года рождения, зарегистрированной по адресу: ...., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Владимирской области задолженность в сумме 17 532 руб. 81 коп. с перечислением задолженности на р/с <***> БИК 011708377 Отделение Владимир Банка России//УФК по Владимирской области г. Владимир, ИНН <***>, в том числе:

торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения, в сумме 17 500 руб., КБК 18210505010021000110;

пени, начисленные за несвоевременную уплату торгового сбора, в сумме 32 руб. 81 коп., КБК 18210505010022100110.

Взыскать со ФИО2 АнатО. государственную пошлину в доход бюджета округа Муром в сумме 701 руб. 31 коп.

На решение могут быть принесены апелляционные жалобы во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.А. Муравьева