ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-552/22 от 18.07.2022 Марксовского городского суда (Саратовская область)

Дело № 2а -552 /22

64RS0022-01-2022-000977-27

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2022 года г. Маркс

Марксовский городской суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Фроловой Н.П.

при секретаре судебного заседания Романченко С.В.

с участием заместителя Марксовского межрайонного прокурора Саратовской области Ганькина И.А.

с участием представителя ООО «Газпром трансгаз Саратов» Сидорова М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов» к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области, заинтересованное лицо: ООО «Водоканал» в лице конкурсного управляющего Бурой Н.А. об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

Административный истец общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов» ( далее – ООО «Газпром трансгаз Саратов») обратилось в суд с названным иском в котором просит признать не действующим полностью постановление администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 28 декабря 2020года № 2066-н «Об установлении нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения муниципального образования город Маркс Марксовского муниципального района Саратовской области».

Как указывает административный истец, по сравнению с приложением № 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, которое использовалось до установления администрацией нормативов на муниципальном уровне, произошло существенное ужесточение требований к предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ, в частности: для фосфатов в 122 раза, для меди в 167 раз, для сульфидов в 300 раз. Произведенный обществом анализ значений нормативов загрязняющих веществ в сточных водах, заявленных в Постановлении, а также ответ на депутатский запрос от 28.02.2022, показал следующее:

администрация муниципального района, получив от ООО «Водоканал» - гарантирующей организации ЦСВ на территории МО г. Маркс, расчет норматива состава сточных вод, механически перенесла указанные в нем показатели концентраций загрязняющих веществ в муниципальный нормативный правовой акт.

При этом ООО «Водоканал» в основе своего расчета использовало значения концентраций загрязняющих веществ из «Решения о предоставлении водного объекта в пользование» от 07.08.2019года, выданного Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов. Согласно п.176 Правил холодного водоснабжения и водоотведения норматив состава сточных вод загрязняющих веществ должен рассчитываться по формуле, норматив допустимого сброса (НДС) является самостоятельным конкретным показателем, устанавливаемым Росприроднадзором соответствующим документом. При этом ни указанными Правилами, ни иным законодательством не предусмотрена возможность его замены другим показателем или использования схожих с ним нормативов. По мнению административного истца оспариваемое постановление не соответствует вышестоящему нормативному правовому акту - Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, что нарушает ч. 4. ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Так же истец указывает, что вызывает сомнение не только законность оспариваемого Постановления, но и его актуальность в связи с заменой согласно определения Арбитражного суда Саратовской области от 23.03.2022года собственника всего имущественного комплекса, необходимого для осуществления водоотведения в г.Марксе. Кроме того, Постановлением заявлены практически недостижимые экономически обоснованными средствами очистки показатели загрязняющих веществ в сточных водах, что ведет к невозможности осуществления предприятиями г. Маркса, нормальной хозяйственной деятельности, без постоянного внесения оплаты за сверхнормативные сбросы в составе сточных вод.

Представитель административного истца – Сидоров М.А., действующий на основании доверенности от 09.12.2021г. (л.д.30) поддержал заявленные требования.

Пояснил, что после официального опубликования оспариваемого постановления истцом на постоянной основе реализуется целый комплекс технических, технологических и организационных мероприятий, направленных на соблюдение утвержденных Постановлением показателей загрязняющих веществ. Однако вышеуказанными мерами удалось лишь снизить концентрации по ряду загрязняющих веществ, при том что Санаторий-профилакторий «Нива» не является промышленным предприятием, не имеет никаких вредных производств и осуществляет исключительно коммунально-бытовые сбросы. Так же показал, что административный истец ещё не производил оплату за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения согласно приложения к оспариваемому постановлению. Поскольку предполагаемый размер платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения является значительным для предприятия, то дополнительными соглашениями с ООО «Водоканал» на 2021-2022г.г. были установлены фиксированные суммы, в том числе и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации Марксовского муниципального района Саратовской области.

Представитель заинтересованного лица – конкурсный управляющий ООО «Водоканал» - Бурая Н.А. представила ходатайство о прекращении производства по делу в связи с не подведомственностью данного спора суду общей юрисдикции, поскольку оспариваемое постановление от 28.12.2020года № 2066-н регулирует деятельность ИП и юридических лиц по соблюдению нормативом сточных вод для абонентов ЦСВ МО г.Маркса. Оспаривание хозяйствующим субъектом действий (решений) органов местного самоуправления относится к компетенции арбитражных судов, поскольку в данном случае нарушается субъективное право этого хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности. (л.д.146,147).

Суд, руководствуясь ст. ст. 150, 213 КАС РФ, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не признана обязательной.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов закреплен в главе 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». ( далее ФЗ-№416)

Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ водоснабжение - водоподготовка. транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) (пункт 4); гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6).

Частью 1 статьи 12 названного Федерального закона закреплено, что органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Согласно части 11 статьи 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом видов таких систем (пункт 3); порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод (пункт 8.1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, в приложении N 5 к которым установлен перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.

Частями 1 и 2 статьи 30.1 Закона № 416-ФЗ, предусмотрено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод. Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление - № 728) Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, дополнены разделом XIII «Порядок установления нормативов состава сточных вод, в том числе порядок расчета показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, и особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ», который введен в действие с 03 июня 2020 года.

При этом пунктом 2 Постановления № 728 органам местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов рекомендовано установить нормативы состава сточных вод в соответствии с требованиями данного постановления со сроком начала их действия не позднее 01 июля 2020 года;

Таким образом, действующим федеральным законодательством с 03 июня по 01 июля 2020 года был установлен переходный период, в течение которого муниципальные нормативные правовые акты об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод должны быть приведены в соответствие с требованиями Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года № 644 (в редакции Постановления № 728).

Постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 28 декабря 2020года № 2066-н «Об установлении нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения муниципального образования город Маркс Марксовского муниципального района Саратовской области» установлены нормативы состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения муниципального образования город Маркс Марксовского муниципального района Саратовской области согласно приложению. (л.д.53,54).

Постановление № 2066-н опубликовано в печатном издании «Воложка» от 14.01.2021 года №2 (18719).

В ходе разбирательства настоящего дела установлено и не оспаривается сторонами, что постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 20.03.2013года № 766 предприятие ООО «Водоканал» определено гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения на территории муниципального образования город Маркс. (л.д.146,149-163). Принадлежащий ООО «Газпром трансгаз Саратов» санаторий –профилакторий «Нива» является абонентом централизованной системы водоотведения муниципального образования город Маркс Марксовского района.

Данные обстоятельства подтверждаются также пояснительной запиской к графическим материалам ООО «Водоканал» г.Маркс, согласно которой предприятие эксплуатирует централизованную систему водоотведения (канализации) г.Маркса посредством сбора и приема на очистные сооружения, очистки и возврата в природную среду очищенных сточных вод абонентов. ООО «Водоканал» имеет один рассеивающий выпуск сточных вод донного типа ( оголовок) в поверхностный водный объект - Волгоградское водохранилище. (л.д.167), выпиской из ЕГРЮЛ от 11.05.2022г. из которой следует, что санаторий –профилакторий «Нива» по адресу: Саратовская область, г.Маркс с 21.12.2017года является филиалом ООО «Газпром трансгаз Саратов» (л.д.37, 42).

Согласно пункта 8 договора водоотведения № 375/1 от 30.11.2015года между ООО «Водоканал» и ООО «Газпром трансгаз Саратов» размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы абонента воды в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства РФ. (л.д.122).

Дополнительным соглашением от 12.04.2021года к договору водоотведения № 375/1 от 30.11.2015года ООО «Водоканал» и ООО «Газпром трансгаз Саратов» внесли изменения в статью 8 договора и изложили её в следующей редакции:

«Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод с 01.01.2021 по 31.12.2021 суммарно устанавливается в размере 1 440 000 рублей, но не более 120 000 рублей в месяц, что полностью учитывает все тарифы, единичные расценки и нормы, установленные действующим законодательством Российской Федерации, в том числе нормативно – правовыми актами Правительства Российской Федерации, Правительства Саратовской области и органов местного самоуправления». (л.д.128).

Дополнительным соглашением от 25.03.2022года к договору водоотведения № 375/1 от 30.11.2015года ООО «Водоканал» и ООО «Газпром трансгаз Саратов» внесли изменения в статью 8 договора и изложили её в следующей редакции:

«Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод с 01.01.2022 по 31.12.2022 суммарно устанавливается в размере 960 000 рублей, но не более 80 000 рублей в месяц, что полностью учитывает все тарифы, единичные расценки и нормы, установленные действующим законодательством Российской Федерации, в том числе нормативно – правовыми актами Правительства Российской Федерации, Правительства Саратовской области и органов местного самоуправления». (л.д.129).

Согласно пункту 171 Правил холодного водоснабжения и водоотведения основаниями для установления нормативов состава сточных вод являются установление (расчет, представление) нормативов допустимых сбросов или установление (корректировка) технологических нормативов для объектов централизованных систем водоотведения организации, осуществляющей водоотведение.

Нормативы состава сточных вод рассчитываются организацией, осуществляющей водоотведение, и представляются в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, не позднее 30 календарных дней со дня представления организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду, или выдачи организации, осуществляющей водоотведение, комплексного экологического разрешения, получения ею разрешения на сброс загрязняющих веществ (внесения в них соответствующих изменений), или установления нормативов допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения (172).

В силу пункта 175 Правил холодного водоснабжения и водоотведения в случае если организация, осуществляющая водоотведение, в срок, указанный в пункте 172 настоящих Правил, не представила в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, рассчитанные значения нормативов состава сточных вод, орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, при наличии соответствующих оснований, предусмотренных пунктом 171 настоящих Правил, утверждает нормативы состава сточных вод без представления организацией, осуществляющей водоотведение, рассчитанных значений нормативов состава сточных вод. При этом организация, осуществляющая водоотведение, обязана представить в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, по его письменному запросу в течение 5 рабочих дней имеющиеся у этой организации документы и материалы, необходимые для установления нормативов состава сточных вод, указанные в запросе.

В своем отзыве на иск административный ответчик администрация Марксовского муниципального района Саратовской области указала, в соответствии с абз. 3 п. 177 Правил 644, ООО «Водоканал» произведена серия отборов проб сточных вод, поступающих на очистные сооружения г. Маркса, и сточных вод после биологической очистки. Отобранные пробы сточных вод были исследованы аналитической лабораторией ООО «ЭНВИ» аккредитованной и лицензированной в соответствии с законодательством РФ (аттестат аккредитации РОСС К1Т0001.21АУ87, лицензия № Р/2013/2281/100/Л). На основании результатов мониторингового исследования и в соответствии с п. 176 и 177 Правил 644, произведены расчеты значений нормативов состава сточных вод. (л.д. 51). Данные обстоятельства подтверждаются сообщением и.о. Генерального директора ООО «Водоканал» в адрес администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 17.12.2020года. (л.д.56-60), Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 07.08.2019года выданного ООО Водоканал» Нижне-Волжским БВУ где установлены показатели допустимой концентрации загрязняющих веществ рыбохозяйственных водоемов. (л.д.164-166).

В соответствии с данными расчетами административным ответчиком был издан оспариваемый нормативный правовой акт во исполнение пункта 2 Постановления Правительства РФ от 22.05.2020года № 728.

Суд считает, что утвержденные администрацией нормативы состава сточных вод в оспариваемом постановлении, не противоречит установленному разделом XIII Правил № 644 Порядка установления нормативов состава сточных вод в целом.

Согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 215 поименованного Кодекса основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Разрешая возникший спор по существу суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом, в пределах предоставленных полномочий, соответствует действующему законодательству и прав административного истца не нарушает, в связи с вышеизложенным в удовлетворении административного иска следует отказать (пункт 2 части 2 статьи 215 КАС РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-182, п.2 ч.2 ст. 215 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов» к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области о признании не действующим постановления администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 28 декабря 2020года № 2066-н «Об установлении нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения муниципального образования город Маркс Марксовского муниципального района Саратовской области» -отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Марксовский городской суд Саратовской области.

Мотивированный текст решения изготовлен 01 августа 2022года.

Судья Н.П. Фролова