Дело № 2а-913/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«09» марта 2021 года город Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Губановой М.В.
при секретаре Ежелевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ганган Евгении Викторовны, Кузнецова Вячеслава Николаевича, действующих в интересах несовершеннолетней Ганган Ольги Вячеславовны, Ганган Ольги Вячеславовны к МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» о признании незаконным и отмене приказа, признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л :
Ганган Евгения Викторовна, Кузнецов Вячеслав Николаевич, действующие в интересах несовершеннолетней Г.О.В. обратились в суд с административным иском к МБОУ «Лицей №<адрес>» о признании незаконным и отмене приказа, признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения.
Мотивировали тем, что Г.О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь Ганган Евгении Викторовны, Кузнецова Вячеслава Николаевича, с первого класса посещала лицей № 11.
ДД.ММ.ГГГГ директор лицея вручила Г.О.В. приказ № от ДД.ММ.ГГГГ об отчислении из образовательной организации, как завершившей освоение образовательных программ основного общего образования и не прошедшей конкурсный отбор для зачисления в 10 класс, предложила собрать вещи и покинуть здание лицея.
Истцы считают, что подобными действиями ущемлены права ребенка. Ст. 5 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (Закон) право на образование гарантируется каждому человеку, также как общедоступность и бесплатность образования, реализация права на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих условий для его получения.
В силу ч. 5 ст. 67 Закона допускается организация индивидуального отбора при приеме в общеобразовательные организации для получения профильного среднего общего образования, но Закон не содержит указаний, что результаты индивидуального отбора могу служить основанием для отчисления из общеобразовательной организации.
Индивидуальный отбор не может являться основанием для лишения возможности продолжить образование в конкретной общеобразовательной организации (ч. 5 ст. 67 Закона), что нашло отражение в Постановлении Конституционного Суда РФ № 39-П от 23.07.2020 г.
Истцы и представитель Кузнецова В.Н. - адвокат Мишура О.Ю., поддержали заявление требования, просили признать незаконным приказ № от ДД.ММ.ГГГГ об отчислении учащихся 9 классов в части отчисления несовершеннолетней Г,О.В.. незаконным, признать незаконными действия МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска», в результате которых несовершеннолетняя Г.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не была зачислена в десятый класс в той образовательной организации, где ранее обучалась (в том числе, решение Приемной комиссии МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» от ДД.ММ.ГГГГ в части не зачисления несовершеннолетней Г.О.В. в 10-й гуманитарный класс МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска»), обязать МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» устранить нарушение прав несовершеннолетней Г.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обеспечить получение ею среднего общего образования в данной образовательной организации путем обеспечения надлежащего освоения ею образовательной программы среднего общего образования, в том числе текущего учебного года (зачислить несовершеннолетнюю Г.О.В. в 10-й гуманитарный класс МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» на ДД.ММ.ГГГГ).
Истцы просили решение в части обязания МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» устранить нарушение прав несовершеннолетней Г.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обеспечить получение ею среднего общего образования в данной образовательной организации путем обеспечения надлежащего освоения ею образовательной программы среднего общего образования, в том числе текущего учебного года (зачислить несовершеннолетнюю Г.О.В. в 10-й гуманитарный класс МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» на ДД.ММ.ГГГГ) обратить к немедленному исполнению.
Представитель лицея, будучи извещенным о дате, месте и времени рассмотрения административного иска в суд не явился, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Представители третьих лиц: Комитета по делам образования г. Челябинска, Министерства образования и науки Челябинской области возражали против удовлетворения исковых требований, Министерство образования и науки Челябинской области представило письменное мнение.
Третье лицо Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Майорова Елена Викторовна в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании позицию истцов поддержала.
Прокуратура Челябинской области представила в дело отзыв, который поддержала в судебном заседании представитель прокуратуры Чиж Л.В., полагая возможным удовлетворить исковые требования.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходи к следующему выводу.
Государство гарантирует бесплатное общее образование. Статья 5 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования. Эта норма производна от конституционной (ст. 43 Конституции РФ): гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Положения Конституции являются решающим правообразующим фактором в области образования.
Как установлено судом, несовершеннолетняя Г.О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обучалась в МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска», находящимся в муниципальной собственности, окончила 9 классов, была признана Приемной комиссии МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» от ДД.ММ.ГГГГ не прошедшей индивидуальный конкурсный отбор для приема на обучение в 10 класс с углубленным изучением гуманитарных предметов.
Согласно решению Приемной комиссии ДД.ММ.ГГГГГ.О.В. была не рекомендована к зачислению в 10-ые классы лицея, поскольку, как пояснил представитель лицея, средний балл аттестата был ниже 4,4 необходимых балла и составил 3,6 балла (самый низкий балл).
Кроме Г.О.В. индивидуальный конкурсный отбор не прошли еще 6 учеников, средний балл аттестата которых был ниже 4 баллов. Однако, как следовало из пояснений представителя ответчика, в дальнейшем был проведен дополнительный конкурсный отбор для указанных незачисленных на обучение лиц, о котором истцы извещены не были, Г.О.В. была лишена возможности принять в нем участие.
Представители ответчика и третьих лиц: Комитета по делам образования г. Челябинска, Министерства образования и науки Челябинской области дали пояснения, что согласно п. 1 ст. 61 Закона № 273-ФЗ, образовательные отношения по обучению Г.О.В. правомерно были прекращены в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).
Согласно ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации.
В соответствии с пунктом 22 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. № 115, аттестаты об основном общем и среднем общем образовании и приложения к ним (далее соответственно - аттестаты, Порядок выдачи аттестатов) выдаются выпускникам 9 и 11 классов теми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в которых они проходили государственную итоговую аттестацию (далее - ГИА).
Образовательная правоспособность - это способность лица иметь права в сфере образования. Конституция РФ в ч. 1 ст. 43 гарантирует каждому право на образование, а в ч. 2 ст. 17 закрепляет положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании обучающимся предоставляются академические права на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения 18 лет. До получения основного общего образования или до достижения указанного возраста такие права на основании п. 1 ч. 3 ст. 44 данного Закона принадлежат их родителям (законным представителям).
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный закон № 273-ФЗ) предусматривает в качестве отдельных уровней образования начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование.
С освоением образовательной программы основного общего образования, согласно ч. 1 ст. 61 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации на основании получения образования (завершения обучения). Таким образом, завершение обучения по образовательной программе основного общего образования является основанием для отчисления ученика, получившего образование данного уровня.
Существует конституционно закрепленная обязательность основного общего образования. Однако среднее общее образование по-прежнему также обязательно, и требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержден Приказом Минпросвещения РФ от 02.09.2020 № 458 и не оговаривает условия приема в образовательную организацию для освоения программы основного общего образования.
Постановлением Конституционного Суда РФ № 39-П от 23 июля 2020 года разъяснено, что по смыслу правового регулирования получение образования по образовательной программе основного общего образования не свидетельствует о завершении получения образования данного вида и в силу вытекающего из действующей системы федерального правового регулирования стандарта обязательности среднего общего образования (в том числе в силу части 2 статьи 69 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" - для последующего допуска к освоению программ бакалавриата или программ специалитета) предполагает необходимость, по общему правилу, для лица, не достигшего совершеннолетия, продолжения получения общего образования по уровню среднего общего образования, имея при этом не ограниченный в действующем правовом регулировании какими-либо условиями выбор - продолжать получать его в рамках образовательных программ среднего общего образования или среднего профессионального образования на базе основного общего образования (часть 3 статьи 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). В этом плане сама по себе итоговая аттестация, завершающая освоение основной образовательной программы основного общего образования, являясь подтверждением пройденного этапа получения гражданами Российской Федерации общего образования и формой оценки степени и уровня освоения обучающимися соответствующей образовательной программы (часть 1 статьи 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"), никак не влияет на наличие права и обязанности получения среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего общего образования, за тем лишь исключением, что обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования (часть 5 статьи 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Сразу же после отчисления в связи с получением основного общего образования обучающийся имеет право написать заявление о приеме в образовательную организацию для обучения по образовательным программам среднего общего образования в соответствии с правилами приема, которые установлены в данной образовательной организации. При этом должен соблюдаться территориальный принцип приема в государственные и муниципальные образовательные организации (ч. 3 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ), в данном случае – по г. Челябинску.
Таким образом, отчисление из образовательной организации в связи с освоением образовательной программы основного общего образования не противоречит закону и не ущемляет права учащегося.
При этом в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только в строго определенных случаях, в частности если для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации, организован индивидуальный отбор при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (части 4 и 5 статьи 67 указанного Федерального закона).
В данном случае ст. 10-1 Закона Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО «Об образовании в Челябинской области» устанавливает лишь наличие возможности индивидуального отбора при приеме либо переводе в областные государственные или муниципальные образовательные организации, расположенные на территории Челябинской области, для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или профильного обучения проводится в случае формирования в областной государственной или муниципальной образовательной организации, расположенной на территории Челябинской области, класса (классов) с углубленным изучением отдельных учебных предметов и (или) профильного обучения (далее - класс с углубленным изучением предметов) - не позднее 15 календарных дней до начала учебного года; в случае если наполняемость класса с углубленным изучением предметов менее наполняемости, установленной законодательством Российской Федерации, - в течение 15 календарных дней с даты подачи заявления о зачислении обучающегося в класс с углубленным изучением предметов (далее - заявление) в областную государственную или муниципальную образовательную организацию, расположенную на территории Челябинской области.
Законом Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО «Об образовании в Челябинской области» порядка организации индивидуального отбора при приеме в муниципальные образовательные организации не предусмотрено.
Однако в любом случае указанный порядок, при его наличии, не может ущемлять прав лиц, освоивших программу основного общего образования.
Из пояснений сторон следовало, что несовершеннолетняя Ганган О.В. успешно окончила обучение, получив основное общее образование.
Постановлением от 23 июля 2020 года № 39-П Конституционный Суд дал оценку конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Соответственно, пункт 1 части 1 статьи 61 и часть 5 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу в той мере, в какой на основании данных законоположений в системе действующего правового регулирования решается вопрос о возможности лиц, освоивших программу основного общего образования, продолжить обучение по программе среднего общего образования в той же общеобразовательной организации, если они не прошли являющийся условием продолжения такого обучения индивидуальный отбор для обучения по профильной (с углубленным изучением отдельных учебных предметов) образовательной программе среднего общего образования.
Конституционный Суд признал оспоренные нормы не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, находящегося в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, эти нормы:
предполагают обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению нормативно-правовых гарантий продолжения обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования для лиц, не прошедших индивидуальный отбор для обучения по профильной образовательной программе, в том числе в других территориально доступных общеобразовательных организациях соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также необходимость заблаговременного информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о предстоящем индивидуальном отборе;
не допускают лишения лиц, не прошедших индивидуальный отбор для обучения по профильной образовательной программе, возможности продолжить обучение в той же образовательной организации, без нормативного установления указанных гарантий продолжения обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования.
Как указал Конституционный Суд РФ, иное понимание оспариваемых положений Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и конкретизирующих положений законодательства субъектов Российской Федерации, по существу, означало бы необоснованные ограничения права обучающихся, желающих продолжать освоение общеобразовательных программ среднего общего образования на непрофильной основе (по универсальному профилю), а потому вело бы к нарушению прав, гарантированных статьями 7 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 43, 55 (часть 3) и 67.1 (часть 4) Конституции Российской Федерации.
Потому, суд приходит к выводу, что действия лицея, в результате которых несовершеннолетняя Г.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не была зачислена в десятый класс в той образовательной организации, где ранее обучалась, незаконны.
В соответствии с частью 1 статьи 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
В части 2 статьи 188 КАС РФ указано, что в случае отсутствия в настоящем кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Поскольку замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб интересам несовершеннолетней Г.О.В.., с учетом характера и особенностей реализации права на продолжение обучения и получения образования, восстановление которого будет затруднительным по прошествии длительного времени в связи с лишением возможности обучаться с начала ДД.ММ.ГГГГ по программе среднего общего образования, в той образовательной организации, где она получала основное общее образование, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ганган Евгении Викторовны, Кузнецова Вячеслава Николаевича, действующих в интересах несовершеннолетней Г.О.В. к МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» о признании незаконным и отмене приказа, признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска», в результате которых несовершеннолетняя Г.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не была зачислена в десятый класс в той образовательной организации, где ранее обучалась (в том числе, решение Приемной комиссии МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» от ДД.ММ.ГГГГ в части не зачисления несовершеннолетней Г.О.В. в 10-й гуманитарный класс МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска»).
Обязать МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» устранить нарушение прав несовершеннолетней Г.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обеспечить получение ею среднего общего образования в данной образовательной организации путем обеспечения надлежащего освоения ею образовательной программы среднего общего образования, в том числе текущего учебного года (зачислить несовершеннолетнюю Г.О.В. в 10-й гуманитарный класс МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» на ДД.ММ.ГГГГ).
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В части обязания МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» устранить нарушение прав несовершеннолетней Г.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обеспечить получение ею среднего общего образования в данной образовательной организации путем обеспечения надлежащего освоения ею образовательной программы среднего общего образования, в том числе текущего учебного года (зачислить несовершеннолетнюю Г.О.В. в 10-й гуманитарный класс МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» на ДД.ММ.ГГГГ год) – обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Губанова М.В.