ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5536/2021 от 08.02.2022 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-993/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 февраля 2022 года город Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Загуменновой Е.А.,

при секретаре Синициной С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Советскому району г. Челябинска к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

ИФНС России по Советскому району г. Челябинска обратилась в суд с административным иском к ФИО1, в котором указала на то, что 31.03.2021 г. мировым судьей был выдан судебный приказ в отношении ФИО1 о взыскании с него недоимки по налогу на имущество физических лиц – 31467 рублей. Определением мирового судьи от 30.04.2021 г. данный судебный приказ был отменен. Указывает на то, что в 2019 году ФИО1. являлся собственником иных строений, помещений, сооружений, расположенных по адресу: <адрес> в связи с чем ему был начислен налог на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 31467 руб. Выставлено требование об уплате налога. Поскольку требование исполнено не было, обратилась с заявлением к мировому судье, а затем и в суд. Просит взыскать с ответчика недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 31467 руб.

Уточнив исковые требования, просил окончательно взыскать 21467 рублей в связи с поступлением от должника ФИО1 в счет погашения задолженности по данной недоимки в сумме 10000 рублей.

В судебном заседании, назначенном на 07.02.2022 г. 15.00 ч. был объявлен перерыв до 08.02.2022 г.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Административный ответчик ФИО1 участия в судебном заседании не принимал, о времени и месте рассмотрения дела судом был извещен надлежащим образом, его представитель ФИО2 в судебном заседании возражала относительно исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Указала на то, что после предъявления в суд настоящего иска, ответчиком было оплачено по заявленной недоимке 10000 рублей. Кроме того, указала на неверность расчетов инспекции в части суммы налога, поскольку при исчислении налога в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером неверно применена налоговая ставка как 1,5% вместо 0,5%, так как данный объект не является административно-деловым центром согласно информации, размещенной на сайте Министерства имущества, также указала на то, что с 21.01.2020 г. Росреестр признал иную кадастровую стоимость указанного выше объекта недвижимости, что влечет перерасчет и кадастровой стоимости в отношении объекта, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером объекта .

Исследовав письменные материалы дела, заслушав мнение сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пункт 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) гласит, что каждое лицо должно уплачивать установленные налоги и сборы.

Под налогом в п. 1 ст. 8 НК РФ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы.

На основании ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии со ст.ст. 399,400,408,409 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Судом установлено, что в 2019 году налогоплательщик ФИО1 являлся собственником следующих объектов недвижимого имущества:

иного строения и сооружения, расположенного по адресу:
<адрес> (доля 155/1000), кадастровый
, дата возникновения права с 07.05.2019 по 11.07.2019;

иного строения и сооружения, расположенного по адресу: город <адрес> (доля 1/1), кадастровый номер , дата возникновения права с 11.07.2019 по настоящее время (л.д. 35-43).

Согласно сведениям Росреестра, кадастровая стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. <адрес> по состоянию на 2019 г. составляет: кадастровый номер (площадью 2015,60 кв. м.) - 31 941 000 руб.; кадастровый (площадью 312,40 кв. м.) - 9 636 124,83 руб.

В соответствии с п.З ст.408 НК РФ налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.

В отношении объекта с кадастровым номером налоговая база с учетом доли в праве, а также фактического времени нахождения в собственности, за 2019 год составила 4 950 855 руб. (31 941 000 руб.* 155/1000), исчисленная сумма налога составила 12 377 руб. (4 950 855 руб. *1,5%*2/12).

В отношении объекта с кадастровым номером (площадью 312,40 кв. м.) налоговая база с учетом доли в праве, а также фактического времени нахождения в собственности, за 2019 год составила 9636124 руб., исчисленная сумма налога составила 24090 руб. (9636124 руб. *0,5%*6/12).

В адрес ФИО1 было направлено налоговое уведомление № 27345283 от 03.08.2020 г. с указанием суммы налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 36467 рублей сроком уплаты налога до 01.12.2020 г. (л.д. 7).

В срок до 01.12.2020 ответчиком уплачено по налогу на имущество физических лиц за 2019 год – 5000 рублей, в сумме 31467 рублей сумма налога уплачена не была.

Согласно ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога. При этом в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Поскольку в срок, указанный в налоговом уведомлении, ответчиком налог оплачен не были, 16.12.2020 г. то есть в течение установленного срока ФИО1 было выставлено требование № 114141 сроком уплаты до 19.01.2021 г. (л.д. 5,6).

В порядке п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

31.03.2021 г. ИФНС обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа на указанную выше сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, то есть в установленный ст. 48 НК РФ срок.

31.03.2021 г. был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 31467 руб., данный судебный приказ определением мирового судьи от 30.04.2021 г. был отменен в связи с поступлением возражений от ФИО1 (л.д. 4, 23-34). Копия определения об отмене судебного приказа была направлена в Инспекцию 11.05.2021 г. (л.д. 33) и получена фактически ею 11.05.2021 г. (л.д. 34).

Абзацем 2 п. 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С настоящим иском в суд Инспекция обратилась 08.11.2021 г., направив исковое заявление почтой 01.11.2021 г., то есть в установленный срок, предусмотренный ст. 48 НК РФ.

Поскольку на момент вынесения судом решения ответчиком была погашена задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 10000 рублей, при этом, доказательств погашения в остальной части указанной выше недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, ответчиком в суд не представлено, на сумму 21467 рублей требования Инспекцией были уточнены, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ФИО1 в пользу Инспекции недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 года в сумме 21467 руб.

Доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве на иск, были предметом оценки УФНС по Челябинской области в рамках рассмотрения обращения ФИО1

Решением УФНС по Челябинской области от 24.01.2022 г. признанно обоснованным исчисление налога на имущество физических лиц за 2019 год в отношении объектов - иного строения и сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый
, иного строения и сооружения, расположенного по адресу: <адрес> (доля 1/1), кадастровый номер , налоговой инспекцией Калининского района г. Челябинска.

Как следует из п. 4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периода определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Согласно положениям статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Согласно п. 2 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих:

0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

При этом, согласно п. 3 ст. 406 НК РФ налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до Нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с п. 2 Решения Челябинской городской думы от №15/20 «О введении налога на имущество физических лиц в городе Челябинске» (с изменениями и дополнениями) в отношении нежилых объектов недвижимого имущества (прочие объекты налогообложения) установлена ставка налога 0,5 %.

В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7, п. 10 ст. 378.2 НК РФ, предусмотрено применение налоговой ставки 1,5%.

В жалобе в УФНС и в письменном отзыве на административный иск Инспекции ФИО1 ссылается на порядок определения фактического использования здания и помещений в соответствии с Решением Челябинской городской Думы первого созыва от 28.11.2017 № 35/9 «О внесении изменения в решение Челябинской городской Думы от 24.11.2015 N 15/20 «О введении налога на имущество физических лиц в городе Челябинске», согласно которому объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, подлежат налогообложению с учетом ставки 1,5%.

Приказом Министерства имущества Челябинской области от 24.12.2018 №237-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости на 2019 год» определен перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости на 2019 год.

В указанный перечень включен спорный объект недвижимости с кадастровым номером (строка 866).

Таким образом, УФНС по Челябинской области пришла к выводу о том, что в отношении объекта подлежит применению ставка в размере 1,5 %.

В отношении и объекта с кадастровым номером применена налоговая ставка 0,5%.

Доводы представителя административного ответчика о том, что при исчислении налога в отношении объекта в кадастровым номером неверно определена кадастровая стоимость данного объекта, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку налоговые органы при исчислении налогов на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимости руководствуются той кадастровой стоимостью, которая установлена Управлением Росреестра, что и было сделано в данном случае налоговой инспекцией при исчислении налога на имущество в отношении объекта с кадастровым номером При наличии спора по кадастровой стоимости объектов, иная кадастровая стоимость их подлежит установлению в судебном порядке с соблюдением процедур, установленных законом.

Также с ФИО1 подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета, от уплаты которой ИФНС освобождена в силу закона, в сумме 844,01 руб. из расчета: (21467+-20000) х 3%)+800 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования ИФНС России по Советскому району г. Челябинска удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Челябинска, зарегистрированного по адресу: г. <адрес> в пользу ИФНС России по Советскому району г. Челябинска недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год – 21467 руб.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Челябинска, зарегистрированного по адресу: г. <адрес> в доход местного бюджета госпошлину в размере 844,01 руб.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Загуменнова Е.А.