Решение
Именем Российской Федерации
20 декабря 2017 года гор. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Торбика А.В., при секретаре Бутовой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по № 2а-5538/2017 по административному иску ФИО1 ФИО9, ФИО2 ФИО10 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Московской области о признании действий по внесению изменений сведений о юридическом лице незаконными
Установил:
Административные истцы обратились в Щёлковский городской суд Московской области с административным иском мотивируя тем, что 02.06.2017 регистрирующим органом – МРИ ФНС №16 по Московской области принято решение о государственной регистрации изменений а ЕГРЮЛ, в результате чего Председателем правления СНТ «Заозерный» стала ФИО12. Данное изменение внесено незаконно, поскольку в тот момент действовало несколько запретов на регистрационные действия, в том числе и проведение регистрационных действий в отношении смены лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
На основании изложенного, просит суд признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Московской области по внесению изменений сведений о юридическом лице от 06.06.2017.
В судебном заседании административный истец ФИО1 свои требования поддержал, подтвердил обстоятельства, указанные в исковом заявлении.
Административный истец ФИО2 не явилась, извещена.
Представитель административного ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности (копия в деле), возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям изложенным в письменном возражении.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, представленные суду доказательства, приходит к следующему.
В силу ст. 226 КАС РФ на административного истца возлагается обязанность доказать, что нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд. На административного ответчика возложена обязанность доказать, что соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительным при одновременном наличии двух условий: противоречия их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом №129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ), и издаваемых в соответствии с ними нормативно - правовыми актами Российской Федерации.
Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, в порядке, установленном Законом №129-ФЗ. Данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления (п.2 ст.50 и п.1 ст.51 ГК РФ)
Законом №129-ФЗ установлен уведомительный (заявительный) характер государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с п.4 ст.5 Закона №129-ФЗ записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании документов, представленных заявителем при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в сведения о юридическом лице.
Формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
При этом Закон №129-ФЗ не содержит положений, закрепляющих право регистрирующего органа по проверке достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления государственной регистрации документов.
В соответствии с пп.4.1 п.4 ст.9 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативно - правовым актам РФ форму предоставленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр ( ст.11 Закона 129-ФЗ).
Таким образом, при предоставлении необходимого пакета документов для проведения регистрационных действий, регистрирующий орган проверяет заявление на соответствие законодательству, а также предоставленные документы на соответствие перечню, установленному Законом № 129-ФЗ. В случае отсутствия оснований для отказа в порядке ст.23 Закона № 129-ФЗ, при условии заполнения заявления в соответствии с установленным порядком, регистрирующий орган обязан провести регистрационные действия.
В судебном заседании установлено, что Садоводческое Некоммерческое Товарищество «Заозерный» (Далее - СНТ «Заозерный», Общество) состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №16 по Московской области с 06.02.1996 года.(л.д.83-87)
В отношении Общества объявлены следующие запреты:
На осуществление регистрационных действий и внесение изменений в ЕГРЮЛ (Постановление Щелковского РОСП УФССП России по Московской области от 03.02.2015 года ИП №) (вх.002715 от 17.02.2015). Ограничение отменено 27.01.2016 года (Постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа от 27.01.2016). Указанный Акт поступил в налоговую инспекцию 01.06.2017 года.(л.д.59,60-61)
На осуществление регистрационных действий по внесению в ЕГРЮЛ любых изменений в сведения о юридическом лице, на период принятия судом решения и вступления его в законную силу (Определение Щелковского городского суда от 27.08.2015 года №2-40/2016 (2-5124/2015)).Ограничение отменено 01.08.2016 года (Определение суда об отмене обеспечения иска в отношении юридического лица от 01.08.2016.) (л.д.77-78, 79-81)
На совершение регистрационных действий по внесению изменений данных должника в ЕГРЮЛ: изменений в сведения о размере уставного капитала, изменений в сведения о составе участников Общества, записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса, запись о начале процедуры реорганизации, записи о прекращении юридического лица в результате реорганизации и (или) государственной регистрации юридического лица путем реорганизации (Постановление Щелковского РОСП УФССП России по Московской области от 20.12.2016 года ИП №). Ограничение отменено 29.05.2017 года (Акт службы судебных приставов об отмене обеспечения иска в отношении юридического лица).(л.д.74-75)
На совершение регистрационных действий по внесению изменений, дополнений в регистрационных, правоустанавливающие документы (Определение Щелковского городского суда Московской области от 19.07.2016 года Дело №2- 4648/2016). Ограничение отменено 30.03.2017 года (Определением Щелковского суда от 30.03.2017 года).(л.д.68-69, 70-72)
На совершение регистрационных действий по внесению изменений данных должника в ЕГРЮЛ: изменений в сведения о размере уставного капитала, изменений в сведения о составе участников Общества, записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса, запись о начале процедуры реорганизации, записи о прекращении юридического лица в результате реорганизации и (или) государственной регистрации юридического лица путем реорганизации (Постановление Щелковского РОСП УФССП России по Московской области от 31.05.2017 года ИП №) (вх.012665 от 31.05.2017). (л.д.62-63,64-66)
24.04.2017 в Межрайонную ИФНС России №16 по Московской области поступил пакет документов, предусмотренный п.2 ст.17 Закона №129 - ФЗ. Инспекцией было принято решение об отказе в регистрационных действиях, ввиду запрета Щелковского РОСП УФССП России по Московской области от 03.02.2015 года по ИП №-ИП. После поступления Постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю, Межрайонной ИФНС России №16 по Московской области, в соответствии со ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", принято решение об отмене ограничения на осуществления регистрационных действий объявленных Щелковским РОСП УФССП России по Московской области от 03.02.2015 года (вх.002715 от 17.02.2015).
02.06.2017 в Межрайонную ИФНС России №16 по Московской области поступил пакет документов, предусмотренный п.2 ст.17 Закона №129-ФЗ, а именно: Заявление об изменении сведений, не связанных с изменением учредительных документов (Форма Р14001). В связи с тем, что запрет на осуществление регистрационных действий от 31.05.2017 года (вх.012665 от 31.05.2017) не содержит ограничений на изменение сведений о руководителе юридического лица, Инспекцией принято решение о государственной регистрации, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ (№
В соответствии с п.2 ст.17 для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанное заявление удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Как видно из листа Р стр.4 указанного заявления подпись заявителя засвидетельствована Нотариусом ФИО4.
В соответствии с Приказом Министерства Юстиций РФ от 15.03.2000 №91 "Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации" при свидетельствовании подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает личность должностных лиц и их полномочия на право подписи. В подтверждение полномочий нотариусу представляются, в частности, приказ о назначении или протокол об избрании (назначении) должностного лица; устав (положение) или иной учредительный документ организации, утвержденный в установленном порядке; свидетельство о регистрации юридического лица; в необходимых случаях доверенность или иной документ о наделении должностного лица соответствующими полномочиями.
Таким образом, на регистрацию изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, был представлен полный комплект документов, установленный законом. Права требовать предоставления иных документов, у Инспекции нет.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования законодательства Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц Инспекцией выполнены в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом №129-ФЗ, и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в связи с чем, административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
Решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1 ФИО13, ФИО2 ФИО14 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Московской области о признании действий по внесению изменений сведений о юридическом лице незаконными отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Судья А.В. Торбик