ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5538/17 от 20.12.2017 Щелковского городского суда (Московская область)

Решение

Именем Российской Федерации

20 декабря 2017 года гор. Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Торбика А.В., при секретаре Бутовой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по № 2а-5538/2017 по административному иску ФИО1 ФИО9, ФИО2 ФИО10 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Московской области о признании действий по внесению изменений сведений о юридическом лице незаконными

Установил:

Административные истцы обратились в Щёлковский городской суд Московской области с административным иском мотивируя тем, что 02.06.2017 регистрирующим органом – МРИ ФНС №16 по Московской области принято решение о государственной регистрации изменений а ЕГРЮЛ, в результате чего Председателем правления СНТ «Заозерный» стала ФИО12. Данное изменение внесено незаконно, поскольку в тот момент действовало несколько запретов на регистрационные действия, в том числе и проведение регистрационных действий в отношении смены лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

На основании изложенного, просит суд признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Московской области по внесению изменений сведений о юридическом лице от 06.06.2017.

В судебном заседании административный истец ФИО1 свои требования поддержал, подтвердил обстоятельства, указанные в исковом заявлении.

Административный истец ФИО2 не явилась, извещена.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности (копия в деле), возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям изложенным в письменном возражении.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, представленные суду доказательства, приходит к следующему.

В силу ст. 226 КАС РФ на административного истца возлагается обязанность доказать, что нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд. На административного ответчика возложена обязанность доказать, что соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительным при одновременном наличии двух условий: противоречия их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом №129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ), и издаваемых в соответствии с ними нормативно - правовыми актами Российской Федерации.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, в порядке, установленном Законом №129-ФЗ. Данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления (п.2 ст.50 и п.1 ст.51 ГК РФ)

Законом №129-ФЗ установлен уведомительный (заявительный) характер государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с п.4 ст.5 Закона №129-ФЗ записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании документов, представленных заявителем при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в сведения о юридическом лице.

Формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".

При этом Закон №129-ФЗ не содержит положений, закрепляющих право регистрирующего органа по проверке достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления государственной регистрации документов.

В соответствии с пп.4.1 п.4 ст.9 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативно - правовым актам РФ форму предоставленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр ( ст.11 Закона 129-ФЗ).

Таким образом, при предоставлении необходимого пакета документов для проведения регистрационных действий, регистрирующий орган проверяет заявление на соответствие законодательству, а также предоставленные документы на соответствие перечню, установленному Законом № 129-ФЗ. В случае отсутствия оснований для отказа в порядке ст.23 Закона № 129-ФЗ, при условии заполнения заявления в соответствии с установленным порядком, регистрирующий орган обязан провести регистрационные действия.

В судебном заседании установлено, что Садоводческое Некоммерческое Товарищество «Заозерный» (Далее - СНТ «Заозерный», Общество) состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №16 по Московской области с 06.02.1996 года.(л.д.83-87)

В отношении Общества объявлены следующие запреты:

На осуществление регистрационных действий и внесение изменений в ЕГРЮЛ (Постановление Щелковского РОСП УФССП России по Московской области от 03.02.2015 года ИП ) (вх.002715 от 17.02.2015). Ограничение отменено 27.01.2016 года (Постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа от 27.01.2016). Указанный Акт поступил в налоговую инспекцию 01.06.2017 года.(л.д.59,60-61)

На осуществление регистрационных действий по внесению в ЕГРЮЛ любых изменений в сведения о юридическом лице, на период принятия судом решения и вступления его в законную силу (Определение Щелковского городского суда от 27.08.2015 года №2-40/2016 (2-5124/2015)).Ограничение отменено 01.08.2016 года (Определение суда об отмене обеспечения иска в отношении юридического лица от 01.08.2016.) (л.д.77-78, 79-81)

На совершение регистрационных действий по внесению изменений данных должника в ЕГРЮЛ: изменений в сведения о размере уставного капитала, изменений в сведения о составе участников Общества, записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса, запись о начале процедуры реорганизации, записи о прекращении юридического лица в результате реорганизации и (или) государственной регистрации юридического лица путем реорганизации (Постановление Щелковского РОСП УФССП России по Московской области от 20.12.2016 года ИП ). Ограничение отменено 29.05.2017 года (Акт службы судебных приставов об отмене обеспечения иска в отношении юридического лица).(л.д.74-75)

На совершение регистрационных действий по внесению изменений, дополнений в регистрационных, правоустанавливающие документы (Определение Щелковского городского суда Московской области от 19.07.2016 года Дело №2- 4648/2016). Ограничение отменено 30.03.2017 года (Определением Щелковского суда от 30.03.2017 года).(л.д.68-69, 70-72)

На совершение регистрационных действий по внесению изменений данных должника в ЕГРЮЛ: изменений в сведения о размере уставного капитала, изменений в сведения о составе участников Общества, записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса, запись о начале процедуры реорганизации, записи о прекращении юридического лица в результате реорганизации и (или) государственной регистрации юридического лица путем реорганизации (Постановление Щелковского РОСП УФССП России по Московской области от 31.05.2017 года ИП ) (вх.012665 от 31.05.2017). (л.д.62-63,64-66)

24.04.2017 в Межрайонную ИФНС России №16 по Московской области поступил пакет документов, предусмотренный п.2 ст.17 Закона №129 - ФЗ. Инспекцией было принято решение об отказе в регистрационных действиях, ввиду запрета Щелковского РОСП УФССП России по Московской области от 03.02.2015 года по ИП -ИП. После поступления Постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю, Межрайонной ИФНС России №16 по Московской области, в соответствии со ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", принято решение об отмене ограничения на осуществления регистрационных действий объявленных Щелковским РОСП УФССП России по Московской области от 03.02.2015 года (вх.002715 от 17.02.2015).

02.06.2017 в Межрайонную ИФНС России №16 по Московской области поступил пакет документов, предусмотренный п.2 ст.17 Закона №129-ФЗ, а именно: Заявление об изменении сведений, не связанных с изменением учредительных документов (Форма Р14001). В связи с тем, что запрет на осуществление регистрационных действий от 31.05.2017 года (вх.012665 от 31.05.2017) не содержит ограничений на изменение сведений о руководителе юридического лица, Инспекцией принято решение о государственной регистрации, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ (

В соответствии с п.2 ст.17 для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанное заявление удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Как видно из листа Р стр.4 указанного заявления подпись заявителя засвидетельствована Нотариусом ФИО4.

В соответствии с Приказом Министерства Юстиций РФ от 15.03.2000 №91 "Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации" при свидетельствовании подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает личность должностных лиц и их полномочия на право подписи. В подтверждение полномочий нотариусу представляются, в частности, приказ о назначении или протокол об избрании (назначении) должностного лица; устав (положение) или иной учредительный документ организации, утвержденный в установленном порядке; свидетельство о регистрации юридического лица; в необходимых случаях доверенность или иной документ о наделении должностного лица соответствующими полномочиями.

Таким образом, на регистрацию изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, был представлен полный комплект документов, установленный законом. Права требовать предоставления иных документов, у Инспекции нет.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования законодательства Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц Инспекцией выполнены в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом №129-ФЗ, и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в связи с чем, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

Решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1 ФИО13, ФИО2 ФИО14 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Московской области о признании действий по внесению изменений сведений о юридическом лице незаконными отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме

Судья А.В. Торбик