ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-553/18 от 14.06.2018 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело № 2а – 553/18

Решение

Именем Российской Федерации

14 июня 2018 г. г. Вышний Волочек

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Шустровой С.А.,

при секретаре Карпунец О.Н.,

с участием представителя административного истца ООО УК «НАШ ГОРОД» Скворцова М.В.,

представителя Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры – старшего помощника Лазарева И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания НАШ ГОРОД» о признании представления заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора об устранении нарушений требований Федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере,

установил:

ООО «УК НАШ ГОРОД» обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным представление заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора об устранении нарушений требований федерального законодательства от 29 марта 2018 г. № 233ж-18 в части:

-требования, указанного в пункте 1 оспариваемого представления, а именно «рассмотреть по существу настоящее представление и принять исчерпывающие меры к устранению и недопущению указанных в нем нарушений закона»;

-требования, указанного в пункте 2 оспариваемого представления, а именно «рассмотреть и решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц ООО «УК НАШ ГОРОД», допустивших нарушения требований федерального законодательства»;

-требования, указанного в пункте 3 оспариваемого представления, а именно «о дате и месте рассмотрения настоящего представления сообщить в Вышеволоцкую межрайонную прокуратуру»;

- вывода, указанного в абз. 7 стр. 2 оспариваемого представления, а именно: «в нарушении ч. 2 ст. 198 ЖК РФ заявление о внесении изменений в реестр лицензий Тверской области в отношении многоквартирного дома № 67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области направлено ООО «УК НАШ ГОРОД» в адрес Главного управления лишь 18.01.2018»;

-вывода, указанного в абз. 1 стр. 3 оспариваемого представления, а именно: «при таких обстоятельствах ООО «УК НАШ ГОРОД» в нарушение вышеуказанных норм жилищного законодательства в период с 08.12.2016 до 06.03.2017 незаконно начисляло и взимало плату с собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома № 67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области по договору управления многоквартирным домом от 08.12.2016 за содержание и текущий ремонт общего имущества»;

-вывода, указанного в абз. 2 стр. 3 оспариваемого представления, а именно: «с учетом изложенного, выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют с том, что указанные требования действующего жилищного законодательства ООО «УК НАШ ГОРОД» надлежащим образом не выполняются, что недопустимо и свидетельствует с необходимости незамедлительного принятия мер путем осуществления возврата денежных средств гражданам, которыми внесена плата за текущий ремонт и содержание многоквартирного дома № 67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области за период с 08.12.2016 до 06.03.2017, начисленных и собранных ООО «УК НАШ ГОРОД»;

-вывода, указанного в абз. 3 стр. 3 оспариваемого представления, а именно: «перечисленные нарушения закона стали возможными в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами ООО «УК НАШ ГОРОД» и отсутствия должного контроля со стороны руководства организации.

В обоснование административного иска указано, что 11 апреля 2018 г. заместителем Вышневолоцкого межрайонного прокурора Патраковым И.Э. в Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания НАШ ГОРОД» было внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства от 29 марта 2018 г. №233ж-18. С внесенным представлением ООО «УК НАШ ГОРОД» не согласно, считает его незаконным в части ряда выводов, содержащихся в мотивировочной части представления, а также в части требований, отраженных в пунктах 1-3 резолютивной части представления. В мотивировочной части представления сделан ряд выводов, как противоречащих положениям действующего законодательства Российской Федерации (действовавшим на момент событий, отраженных в обращении ООО «УК НАШ ГОРОД» от 14 февраля 2018 г. за исх. № 45, по итогам рассмотрения которого в адрес административного истца было внесено представление), так и фактическим обстоятельствам дела, а именно: в абз. 2 стр. 2 представления указана ссылка на ч. 7 ст. 162 ЖК РФ в ред. Федерального закона от 31.12.2017 №485-ФЗ «управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом»), которая вступила в силу и является применимой лишь к правоотношениям, которые возникли с 01 января 2018 г. В то же время в обращении ООО «УК НАШ ГОРОД» от 14 февраля 2018 г. за исх. № 45 были указаны события и обстоятельства, происходившие с 08 декабря 2016 г. по 2017 г. включительно. При этом в указанный период времени редакция ч. 7 ст. 162 ЖК РФ была следующей (и неизменной до 01 января 2018 г.): «если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания». В соответствии с п. 5.2. договора управления многоквартирным домом № 67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области, заключенного между ООО «УК НАШ ГОРОД» и собственниками помещений в данном многоквартирным домом 08 декабря 2016 г., было указано, что исполнитель (ООО «УК НАШ ГОРОД») приступает к выполнению договора управления с 08 декабря 2016 г. Условия данного договора были одобрены собственниками помещений в многоквартирным домом в установленном законом порядке. Действующая на тот момент редакция ч. 7 ст. 162 ЖК РФ позволяла определить начальный момент исполнения договора управления сторонам, что полностью соотносимо с одним из основополагающих принципов гражданского законодательства - принципом свободы договора (ст. 421 ГК РФ). Если же обратиться к общим положениям действующего гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, то договор управления многоквартирным домом можно расценивать, как срочный каузальный договор смешанного типа, носящий возмездный характер. Начиная с 08 декабря 2016 г., ООО «УК НАШ ГОРОД» приступило к исполнению договора управления, принимало заявки от жителей многоквартирного дома №67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области по тем или иным работам (услугам) по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирным домом, осуществляло сдачу выполненных работ и оказанных услуг в рамках договора управления уполномоченному представителю собственников помещений в данном многоквартирным домом (Председателю Совета многоквартирным домом ФИО1) посредством предоставления ежемесячных и годовых отчетов за 2016, 2017 годы (копии прилагаются). Данное обстоятельство свидетельствует (помимо надлежащего исполнения договорных обязательств со стороны ООО «УК НАШ ГОРОД») о наличии конклюдентных действий, систематически совершаемых со стороны ООО «УК НАШ ГОРОД», а также собственников и нанимателей помещений в многоквартирным домом № 67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области. В абз. 7 стр. 2 представления указано, что «в нарушение ч. 2 ст. 198 ЖК РФ заявление о внесении изменений в реестр лицензий Тверской области в отношении многоквартирного дома № 67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области направлено ООО «УК НАШ ГОРОД» в адрес Главного управления лишь 18.01.2018. В свою очередь, первоначально со стороны ООО «УК НАШ ГОРОД» заявление о внесении изменений в реестр лицензий Тверской области в Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от 09.12.2016 за исх. № 42 было подано 12 декабря 2016 г., что подтверждается отметкой о получении адресатом, проставленной на втором экземпляре заявления. Кроме того, исходя из сведений реестра лицензий Тверской области, размещенных со стороны должностных лиц Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области в открытом доступе на сайте «ГИС ЖКХ», следует, что именно 08 декабря 2016 г. является началом периода управления многоквартирным домом № 67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области со стороны лицензиата - ООО «УК НАШ ГОРОД». Неправильное установление фактических обстоятельств дела и применение законодательства, не действовавшего на момент рассматриваемой должностным лицом органа прокуратуры спорной ситуации, повлекло за собой незаконные выводы о том, что «при таких обстоятельствах ООО «УК НАШ ГОРОД» в нарушение вышеуказанных норм жилищного законодательства в период с 08.12.2016 до 06.03.2017 незаконно начисляло и взимало плату с собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома № 67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области по договору управления многоквартирным домом от 08.12.2016 за содержание и текущий ремонт общего имущества», отраженный в абз. 1 стр. 3 представления; «с учетом изложенного, выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что указанные требования действующего жилищного законодательства ООО «УК НАШ ГОРОД» надлежащим образом не выполняются, что недопустимо и свидетельствует о необходимости незамедлительного принятия мер путем осуществления возврата денежных средств гражданам, которыми внесена плата за текущий ремонт и содержание многоквартирного дома №67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области за период с 08.12.2016 до 06.03.2017, начисленных и собранных ООО «УК НАШ ГОРОД», отраженный в абз. 2 стр. 3 представления; «перечисленные нарушения закона стали возможными в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами ООО «УК НАШ ГОРОД» и отсутствия должного контроля со стороны руководства организации», отраженный в абз. 3 стр. 3 представления. Совокупность вышеизложенных выводов, отраженных в оспариваемом представлении повлекла за собой не основанное на законе требование заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора, отраженное в пункте 1 резолютивной части представления о том, что ООО «УК НАШ ГОРОД» необходимо «рассмотреть по существу настоящее представление и принять исчерпывающие меры к устранению и недопущению указанных в нем нарушений закона». Административный истец считает, что в его действиях и действиях должностных лиц ООО «УК НАШ ГОРОД» отсутствуют нарушения федерального законодательства Российской Федерации, которые инкриминируются им оспариваемым представлением. В свою очередь, отсутствие нарушений законодательства само по себе исключает возможность принятия мер к устранению нарушений закона. В пункте 2 резолютивной части представления указано требование заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц (сотрудников ООО «УК НАШ ГОРОД»), допустивших нарушения требований федерального законодательства. В тоже время, в силу ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим кодексом, иными федеральными законами. Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания. Иными словами, соответствующее положение ст. 192 ТК РФ носит диспозитивный характер, обусловленный свободным распоряжением, работодателем своими правами. Следовательно, требование Вышневолоцкого межрайонного прокурора, отраженное в пункте 2 представления, не основано на законе, нарушает установленное Трудовым кодексом РФ исключительное право работодателя и незаконно ограничивает свободу работодателя, а также нарушает право ООО «УК НАШ ГОРОД» на организационную и хозяйственную самостоятельность и противоречит принципу свободы экономической деятельности, закрепленному в ст. 8 Конституции Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 16 декабря 2016 г. № 78- АД 6-38 указывает, что в законе отсутствуют правовые основания требовать исполнения лицом той обязанности, которая является его правом. Кроме того, в представлении не содержится никаких доводов о том, какой конкретно был совершен дисциплинарный проступок (то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей), в чем он выражался и каким работником совершен (ст. 192 ТК РФ). В пункте 3 резолютивной части представления указано требование Вышневолоцкого межрайонного прокурора о заблаговременном сообщении в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру о дате и времени рассмотрения оспариваемого представления. Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. В силу ч. 2 ст. 24 ФЗ № 2202-1 обязанность сообщить о дне заседания прокурору возникает только в том случае, если представление рассматривается коллегиальным органом. В свою очередь, внесенное представление адресовано генеральному директору ООО «УК НАШ ГОРОД» ФИО2, т.е. единоличному исполнительному органу организации. Полагают, что в рассматриваемом случае, заместитель Вышневолоцкого межрайонного прокурора в пункте 3 оспариваемого представления вышел за пределы своих полномочий и в нарушение ч. 2 ст. 24 ФЗ № 2202-1 возложил на ООО «УК НАШ ГОРОД» незаконное требование о сообщении даты и времени рассмотрения оспариваемого представления. На оспариваемое представление заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора жалоба в порядке подчиненности не подавалась. Дополнительно отметили, что за умышленное невыполнение требований прокурора нарушитель может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа (ст. 17.7 КоАП РФ). Таким образом, представление прокурора (а равно и его заместителя) затрагивает права и законные интересы лиц, которым данное представление внесено. Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015), представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО УК «ЖКС-1».

В судебном заседании представитель административного истца ООО «УК НАШ ГОРОД» Скворцов М.В. административный иск поддержал в полном объеме по указанным в нем основаниям.

В ходе ранее проведенных судебных заседаний пояснил, что в обращении ООО «УК НАШ ГОРОД» от 14 февраля 2018 г. за исх. № 45 были указаны события и обстоятельства, происходившие с 08 декабря 2016 г. по 2017 г. включительно. При этом в указанный период времени редакция ч. 7 ст. 162 ЖК РФ была следующей (и неизменной до 01 января 2018 г.): «если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания». В соответствии с п. 5.2. договора управления многоквартирным домом № 67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области, заключенного между ООО «УК НАШ ГОРОД» и собственниками помещений в данном доме 08 декабря 2016 г., было указано, что исполнитель (ООО «УК НАШ ГОРОД») приступает к выполнению договора управления с 08 декабря 2016 г. Условия данного договора были одобрены собственниками помещений в установленном законом порядке. Действующая на тот момент редакция ч. 7 ст. 162 ЖК РФ позволяла определить начальный момент исполнения договора управления сторонам, что полностью соотносимо с одним из основополагающим принципов гражданского законодательства - принципом свободы договора. Начиная с 08 декабря 2016 г. ООО «УК НАШ ГОРОД» приступило к исполнению договора управления, принимало заявки от жителей многоквартирного дома № 67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области по тем или иным работам (услугам) по содержанию и текущему ремонту общего имущества, осуществляло сдачу выполненных работ и оказанных услуг в рамках договора управления уполномоченному представителю собственников помещений в данном доме посредством предоставления ежемесячных и годовых отчетов за 2016, 2017 годы. В соответствии с правом, предоставленным собственникам помещений в доме №67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области, действующим жилищным законодательством Российской Федерации (а именно п. 8.2 ч. 8 ст. 162 ЖК РФ) 08 декабря 2016 г. на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом № 1 от 08 декабря 2016 г., в одностороннем порядке отказались от исполнения договора управления, заключенного ранее с ООО УК «ЖКС-1», в связи с неисполнением данной организацией условий договора управления, и приняли решение о заключении договора управления с ООО «УК НАШ ГОРОД». В целях защиты своих прав и законных интересов, обусловленных надлежащим управлением, содержанием и ремонтом общего имущества дома №67 по ул. 9 Января, согласовали с ООО «УК НАШ ГОРОД» дату вступления в силу договора управления с 08 декабря 2016 г., что полностью соответствовало принципу свободы договора (ст. 421 ГК РФ), а также действовавшей на тот момент редакции ч. 7 ст. 162 ЖК РФ. Исходя из волеизъявления собственников и вступления в силу договора управления ООО «УК НАШ ГОРОД» приступило к выполнению договора управления с 08 декабря 2016 г., как части исполнения своих обязанностей (но выполнению работ и оказанию услуг), так и в части реализации прав (но начислению, выставлению квитанций и сбору денежных средств за выполняемые работы и оказываемыми услуги). Начиная с 08 декабря 2016 г. более 89 % от общего числа собственников помещений в доме №67 по ул. 9 Января, приступило к исполнению своей обязанности но оплате работ и услуг, выполняемых со стороны управляющей организации, в пользу ООО «УК НАШ ГОРОД». Кроме того, именно с даты, определенной в договоре управления (п. 5.2. договора управления от 08 декабря 2016 г., заключенного с ООО «УК НАШ ГОРОД»), собственники и наниматели помещений в вышеуказанном доме, действуя как лично, так и через Председателя Совета ФИО1 осуществляли подачу заявок/обращений,/заявлений, как в письменной, так и в устной форме на выполнение работ и оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома. Именно данное обстоятельство свидетельствует (помимо надлежащего исполнения договорных обязательств со стороны ООО «УК НАШ ГОРОД» и собственников и нанимателей помещений в доме №67 по ул. 9 Января) о наличии конклюдентных действий, систематически совершаемых со стороны ООО «УК НАШ ГОРОД», а также собственников и нанимателей помещений в доме №67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области. Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, отраженной в пункте 36 Постановления от 27 июня 2017 г. №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещений, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», следует, что при выборе новой управляющей организации надлежащим исполнением обязанности но оплате жилого помещения является внесение платы этой управляющей организации при наличии заключенного договора управления многоквартирным домом (части 4, 6.1, 7 статьи 155, ч. 1, ч. 1.1 и ч. 7 статьи 162 ЖК РФ). Также необходимо отметить и правовую позицию Верховного Суда РФ № 3 (2015), отраженную в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом ВС РФ от 25 ноября 2015 г. (вопрос 21), анализируя которую можно сделать вывод о том, что из системного толкования норм Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Жилищного кодекса РФ следует, что отсутствие в реестре лицензий сведений о многоквартирном доме, фактическую деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, само по себе не означает недействительность ранее выданной лицензии или осуществление юридическим лицом такой деятельности без лицензии, а равно не свидетельствует о невозможности выполнения работ и оказания услуг в рамках заключенного договора управления. В рассматриваемой ситуации речь идет о фактическом надлежащем исполнении своих обязательств со стороны ООО «УК НАШ ГОРОД» в рамках действующего договора управления с 08 декабря 2016 г., который не был оспорен в судебном порядке никем из собственников помещений в доме №67 по ул. 9 Января, равно, как и протокол № 1 от 08 декабря 2016 г., а также и процедура голосования на общем собрании. 09.12.2016 ООО «УК НАШ ГОРОД» направило в Государственную жилищную инспекцию заявление о внесении изменений в реестр лицензий Тверской области в отношении многоквартирного дома №67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области. Документы были возвращены, поскольку были представлены не в полном объеме. Именно 08.12.2016 управляющая компания приступила к исполнению обязанностей по договору управления многоквартирным домом, что подтверждается реестром лицензий Тверской области. Неправильное установление фактических обстоятельств дела и применение законодательства, не действовавшего на момент рассматриваемой должностным лицом органа прокуратуры спорной ситуации, повлекло за собой незаконные выводы. Применение недействующего законодательства явилось результатом неполной проверки.

Административный ответчик – заместитель Вышневолоцкого межрайонного прокурора Патраков И.Э. в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине. О времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Вышневолоцкого межрайонного прокурора – старший помощник прокурора Лазарев И.С. в судебном заседании административный иск не признал, пояснив, что представление внесено при точном соблюдении действующего законодательства.

Представитель Прокуратуры Тверской области в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине. О времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ООО УК «ЖКС-1» в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине. О времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Из письменных возражений заинтересованного лица ООО УК «ЖКС-1» следует, что представление заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора от 29.03.2018 года № 233ж-18 об устранении нарушений требований федерального законодательства, выданного Генеральному директору ООО «УК НАШ ГОРОД» ФИО2, считают основанным на законе. Указывают, что согласно реестру лицензий Тверской области многоквартирный дом № 67 по ул. 9-го Января города Вышний Волочек Тверской области находился в управлении ООО УК «ЖКС-1» с 01 июня 2015 г. до 06 марта 2017 г. Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (ч.2 ст. 195). Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 года № 938/пр (далее Порядок). Пунктом 14 Порядка, установлено, что в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении. Таким образом, датой внесения сведений в реестр лицензий Тверской области является дата принятия решения о внесении изменений в соответствующий реестр. Поскольку управляющая организация вправе осуществлять управление многоквартирным домом с момента внесения Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области изменений в реестр лицензий Тверской области, до наступления таких обстоятельств у управляющей организации отсутствуют основания для управления таким многоквартирным домом. Лицензиат осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, сведения о которых внесено в специальный раздел реестра лицензий субъекта Российской Федерации часть 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции федерального закона от 21.07.2014 года№255ФЗ). В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. ПП РФ от 15.05.2013 № 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов, том числе организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователем помещений в многоквартирном доме. Из совокупности вышеизложенных норм действующего законодательства управляющая организация вправе приступить к управлению многоквартирным домом, и, как следствие, к начислению платы за жилищно-коммунальные услуги потребителям, проживающим в данном многоквартирном доме, только с момента внесения Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области сведений о таком доме в реестр лицензий Тверской области. Поскольку согласно реестру лицензий Тверской области в управлении ООО УК «НАШ ГОРОД» многоквартирный дом № 67 по ул. 9-го Января г. Вышний Волочек, Тверской области находится с 06.03.2017 на основании приказа Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области №6270Д, в удовлетворении административного иска просят отказать.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, материалы надзорного производства №233ж-18, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.

Рассматривая вопрос о законности проведения прокурорской проверки и вынесения прокурором представления в отношении ООО «УК НАШ ГОРОД», суд учитывает следующее.

Исходя из содержания пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации.

В соответствии с пунктом 6 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07 декабря 2007 г. №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите. В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

Из материалов надзорного производства №233ж-18 следует, что 04 декабря 2017 г. в адрес Вышневолоцкого межрайонного прокурора поступило обращение ООО «УК НАШ ГОРОД» по вопросу нарушения жилищного законодательства управляющей организацией - ООО УК «ЖКС-1» по факту начисления и сбора ООО УК «ЖКС-1» денежных средств с собственников многоквартирного дома №67 по ул. 9-Января г. Вышний Волочек Тверской области за содержание и текущий ремонт многоквартирного дома.

Данное обращение было перенаправлено в соответствии с ч. 4 ст.8 Федерального закона от 02 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для рассмотрения по существу и принятия мер в пределах компетенции в Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области.

По итогам рассмотрения обращения 08 февраля 2018 г. в адрес ООО «УК НАШ ГОРОД» поступил письменный ответ за подписью начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской областиФИО3 за исх. №786/ООГ, согласно которому в едином платежном документе (квитанции) текущие начисления платы за услуги и работы, связанные с содержанием общего имущества многоквартирного дома, произведены один раз, а также в квитанции произведено начисление платы в графе «перерасчет», которое не является текущим (т.е. начисление платы в пользу ООО УК «ЖКС-1»). В связи с чем, потребители жилищно-коммунальных услуг по вопросам, относящимся к сумме и периоду задолженности (перерасчета), вправе обратиться в адрес ООО УК «ЖКС-1», организации, ране оказывавшей соответствующие услуги. Причины образования задолженности за жилищно-коммунальные услуги не являются предметом лицензионного контроля, осуществляемого в отношении управляющих организаций-лицензиатов.

14.02.2018 ООО «УК НАШ ГОРОД» повторно обратилось в адрес Вышневолоцкого межрайонного прокурора по вопросу нарушения жилищного законодательства управляющей организацией - ООО УК «ЖКС-1» по факту начисления и сбора ООО УК «ЖКС-1» денежных средств с собственников многоквартирного дома №67 по ул. 9-Января г. Вышний Волочек Тверской области за содержание и текущий ремонт многоквартирного дома.

На основании данного обращения Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка по вопросу законности начисления и взимания платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома №67 по ул. 9-Января г. Вышний Волочек Тверской области.

По итогам проведенной проверки 29 марта 2018 г. в адрес ООО «УК НАШ ГОРОД» заместителем Вышневолоцкого межрайонного прокурора внесено представление № 233ж-18 об устранении нарушений требований федерального законодательства, в котором указано, что ООО «УК НАШ ГОРОД» в нарушение жилищного законодательства в период с 08.12.2016 до 06.03.2018, не имея законных оснований, осуществляло начисление и сбор денежных средств с собственников жилых помещений многоквартирного дома №67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области, за содержание и текущий ремонт общего имущества указанного дома по договору управления от 08.12.2016, что повлекло обоснованные обращения граждан о наличии двойных квитанций.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Согласно ч. 2 ст. 200 ЖК РФ порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 198 ЖК РФ принят Приказ Минстроя России от 25 декабря 2015 года №938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».

Согласно пункту 2 Приказа Минстроя России от 25 декабря 2015 года №938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.

Таким образом, Закон предусматривает прямую обязанность управляющей компании (лицензиата) при наступлении одного из указанных обстоятельств сообщить органу жилищного надзора соответствующие сведения.

Из материалов дела, а также надзорного производства №233ж-18 следует, что приказом Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области №116-ОД от 04 мая 2016 г. ООО «УК НАШ ГОРОД» предоставлена лицензия <№> на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

На основании договора управления многоквартирным домом от 01.06.2015 управляющей организацией в отношении многоквартирного дома №67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области являлось ООО УК «ЖКС-1», сведения об управлении которым (домом) внесены в реестр лицензий.

Пунктами 8.2, 8.3 договора от 01.06.2015 установлено, что договор заключен на срок до 30.05.2016, при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении настоящего договора по окончании срока его действия, договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены настоящим договором.

В соответствии с пунктом 6.2 договора, договор может быть досрочно расторгнут в одностороннем порядке в соответствии со ст. 450-453 ГК РФ.

Протоколом №1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. 9-Января, д.67 от 08.12.2016, проводимого в форме очно-заочного голосования, постановлено: «прекратить действие (расторгнуть) договор <№> от 01.06.2015 управления многоквартирным домом с Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКС-1», в связи с невыполнением управляющей организацией своих обязательств; выбрать управляющую организацию – Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания НАШ ГОРОД» (ООО «УК НАШ ГОРОД»).

08.12.2016 между собственниками многоквартирного дома №67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области и ООО «УК НАШ ГОРОД» заключен договор управления указанным многоквартирным домом.

Согласно п.5.2 договора управления ООО «УК НАШ ГОРОД» приступает к выполнению договора с 08 декабря 2016 г.

Протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и договор управления многоквартирным домом не оспорены. 09.12.2016 ООО «УК НАШ ГОРОД» обратилось в Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Тверской области, включении сведений о многоквартирном доме №67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области.

Указанное заявление поступило в Главное управление 12.12.2016, что подтверждается представленной ООО «УК НАШ ГОРОД» копией заявления №42 от 09.12.2016.

12.12.2016 и 13.12.2016 председателем Совета многоквартирного дома №67 по ул. 9-го Января г. Вышний Волочек Тверской области в адрес Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, Муниципального образования «Город Вышний Волочек», Администрации города Вышний Волочек направлено уведомление о принятом на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решении о заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией – ООО «УК НАШ ГОРОД».

Поскольку на момент обращения ООО «УК НАШ ГОРОД» согласно реестру лицензий Тверской области указанный многоквартирный жилой дом находился под управлением ООО УК «ЖКС-1» (решение от 08.06.2016), от которого заявлений о внесении изменений в реестр лицензий не поступало, Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области принято решение о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий.

Повторно заявление о внесении изменений в реестр лицензий Тверской области в отношении многоквартирного дома №67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области ООО «УК НАШ ГОРОД» направлено в адрес Главного управления 18.01.2018.

13.12.2016 в ООО УК «ЖКС-1» по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Сиверсова, д.84, указанному в договоре управления многоквартирным домом, было направлено уведомление об итогах общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №67 по ул. 9-го Января г. Вышний Волочек Тверской области о прекращении действия (расторжении) договора <№> управления многоквартирным домом от 01 июня 2015 г., с просьбой прекратить с 08 декабря 2016 г. начисление и сбор денежных средств за управлением многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества (техническое обслуживание) с собственников помещений многоквартирного дома.

Делая вывод о незаконности начисления и взимания с собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома № 67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области в период с 08.12.2016 до 06.03.2017 платы за содержание и текущий ремонт общего имущества по договору управления многоквартирным домом от 08.12.2016, прокурор ссылается на нарушение ООО «УК НАШ ГОРОД» положений ч.7 ст. 162 ЖК РФ (в редакции Федерального закона о внесении изменений в Жилищных кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации от 31.12.2017 №485-ФЗ), согласно которым управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.

В подтверждение доводов прокурор указывает, что на основании приказа Главного управления от 06.03.2017 №627-ОД внесены изменения в реестр лицензий Тверской области в отношении лицензиата – Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКС-1» путем исключения из реестра сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. 9 Января, д. 67, а также внесены изменения в реестр лицензий Тверской области в отношении лицензиата ООО «УК НАШ ГОРОД» путем внесения в реестр сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. 9 Января, д. 67.

В силу ст. 10 Жилищного кодекса РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Статья 161 ЖК РФ предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией, и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной, предусмотренный законом.

В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Исходя из положений части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежаще содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно пункту 51 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года №255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен разделом Х «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами».

В соответствии с ч. 1.3 ст. 161 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление.

Частью 3 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из ч. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в соответствии с частью 4 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации вносятся в реестр лицензий субъекта Российской Федерации путем размещения на официальном сайте соответствующего органа государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации при выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.

В соответствии с частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.

Статьей 200 (часть 3) Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:

1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Указанные положения действующего жилищного законодательства обязывают юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса.

Согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года №938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" разграничены случаи внесения изменений в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 198 ЖК РФ) и в случае исключения сведений из Реестра в связи с невыполнением требований лицензиата (часть 5 статьи 198 ЖК РФ).

В соответствии с разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, изложенными в письме от 11 января 2017 года №241-АТ/04, часть 2 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает особый порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием в соответствии с частью 5 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации. Исключение сведений из реестра применяется только к лицензиатам, которые имеют административные наказания, вынесенные судом два и более раза, что существенно отличает случаи, когда вносятся изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации на основании заключения, прекращения, расторжения договора управления многоквартирным домом лицензиата. Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом, в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора управления многоквартирным домом. Порядком прекращения деятельности управляющей организации в силу прекращения договора управления многоквартирным домом устанавливается самим договором управления, а в случае отсутствия в договоре порядка нормами главы 26 и 29 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с истечением срока сторона, не желающая пролонгировать договор, обязана уведомить другую сторону об этом, в том числе направить данную информацию в орган государственного жилищного надзора и орган местного самоуправления. Договор управления многоквартирным домом считается прекращенным с даты, указанной в договоре, следовательно, управляющая организация прекращает управление многоквартирным домом с даты, указанной в договоре.

Порядок определения даты, с которой вновь избранная управляющая организация обязана приступить к выполнению договора управления и к предоставлению коммунальных услуг, определен пунктом 7 статьи 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), согласно которому, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.

Аналогичные положения содержатся в пункте 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, согласно которым Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Суд учитывает, что по своей юридической природе договор управления является консенсуальным и порождает права и обязанности с момента согласования сторонами его условий. Совершение конкретных действий по управлению многоквартирным домом осуществляется с целью исполнения заключенного и вступившего в силу договора.

В связи с этим в письме Министерства регионального развития РФ от 20.12.2006 №14314-РМ/07 "О сроках возникновения обязанности приступить к управлению многоквартирным домом" управляющая организация, вновь выбранная на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязана приступить к управлению многоквартирным домом не позднее чем через тридцать дней со дня подписания договора управления многоквартирным домом с первым собственником помещения, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 162 Кодекса).

Как следует из разъяснений, данных в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года №22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащем им на праве собственности", при выборе новой управляющей организации надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является внесение платы этой управляющей организации при наличии заключенного договора управления многоквартирным домом (ч. ч. 4, 6.1, 7 ст. 155, ч. 2, 1.1 и 7 ст. 162 ЖК РФ).

Как установлено судом, в соответствии с протоколом №1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области утверждены условия договора управления многоквартирным домом, заключенного между собственниками дома и ООО «УК НАШ ГОРОД».

Поскольку в соответствии с положениями пункта 3 части 2 статьи 161, статьи 162 ЖК РФ обязательства предыдущей управляющей компании (ООО УК «ЖКС-1») прекратились, а новая управляющей компании (ООО «УК НАШ ГОРОД») на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. 9 Января, д.67 ООО «УК НАШ ГОРОД» была избрано в качестве управляющей организации этого дома, между собственниками помещений и ООО « УК НАШ ГОРОД» заключен договор управления на оговоренных условиях, условия договора управления одинаковы для всех собственников и обязательны для исполнения обеими сторонами, то у данной управляющей организации в соответствии с п.5.2 договора управления, п. 7 ст. 162 ЖК РФ, Письма Министерства регионального развития РФ от 20.12.2006 г. N 14314-РМ/07, после принятия решения общего собрания собственников помещений и заключения договора управления многоквартирным домом, возникли обязательства не позднее, чем через тридцать дней со дня подписания договора управления, приступить к выполнению этого договора.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «УК НАШ ГОРОД» приступило к исполнению своих обязательств по договору с 08 декабря 2016 г., в день заключения договора.

Данные обстоятельства подтверждаются актами приемки оказанных и (или выполненных работ по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 31 декабря 2016 г., 31 января 2017 г., 28 февраля 2017 г., 31 марта 2017 г., 30 апреля 2017 г., 31 ма30 июня 2017 г., 31 июля 2017 г., 31 августа 2017 г., 30 сентября 2017 г., 31 октября 2017 г., 30 ноября 2017 г., 31 декабря 2017 г., годовым отчетом о выполнении договора управления за 2016 г. по многоквартирному дому №67 по ул. 9-го Января г. Вышний Волочек, годовым отчетом о выполненных работах по управлению, содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома за период с 01.01.2017 по 31.12.2017.

Из пояснений свидетеля ФИО1 в судебном заседании следует, что она работает в ООО «УК НАШ ГОРОД» в должности <данные изъяты>, более 10 лет является председателем Совета многоквартирного дома №67 по ул. 9-Января, г. Вышний Волочек Тверской области. 08.12.2016 собранием собственников многоквартирного дома ООО «УК НАШ ГОРОД» было избрано в качестве управляющей компании. Также 08.12.2016 между собственниками многоквартирного дома и ООО «УК НАШ ГОРОД» был заключен договор управления многоквартирным домом. Условия договора управления согласовывались собственниками многоквартирного дома на общем собрании. По договору управления ООО «УК НАШ ГОРОД» обязано было приступить к исполнению обязанностей по договору управления с 08.12.2016, что и было сделано. Поводом к переизбранию управляющей компании послужил тот факт, что предыдущей управляющей компаний ООО УК «ЖКС-1» условия договора управления не исполнялись, было много проблем во время отопительного сезона. В период с 08.12.2016 по март 2017 г. ООО УК НАШ ГОРОД» выполнялись условия договора, производились работы по содержанию и управлению многоквартирным домом. При этом за проведенные работы управляющая компания отчитывалась перед собственниками многоквартирного дома, предоставляя годовые и ежемесячные отчеты. В данный период времени со стороны ООО УК «ЖКС-1» работы по содержанию и управлению многоквартирным домом не проводились, как не проводятся и в настоящее время. По решению собственников многоквартирного дома она не производит плату за содержание и ремонт многоквартирного дома.

Данное обстоятельство свидетельствует (помимо надлежащего исполнения договорных обязательств со стороны ООО «УК НАШ ГОРОД») о наличии конклюдентных действий, систематически совершаемых со стороны ООО «УК НАШ ГОРОД», а также собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме № 67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области.

В пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2015), утвержденного Президиум Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2015 года, указано, что из системного толкования указанных выше норм Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Жилищного кодекса РФ (ч.4 ст.198 ЖК РФ, ч.4 ст.192 ЭК РФ, ч.4 ст.195 ЖК РФ) следует, что отсутствие в реестре лицензий сведений о многоквартирном доме, фактическую деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, само по себе не означает недействительность ранее выданной лицензии или осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем такой деятельности без лицензии.

Суд принимает во внимание, что по сведениям, содержащимся в реестре лицензий Тверской области, размещенных Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области в открытом доступе на сайте «ГИС ЖКХ», многоквартирный дом №67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области внесен в реестр лицензий Тверской области, как находящийся в управлении ООО УК «НАШ ГОРОД» 06.03.2017, при этом началом периода управления ООО «УК НАШ ГОРОД» многоквартирным домом №67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области указано 08 декабря 2016 г.

Таким образом, как только новая управляющая компания ООО «УК НАШ ГОРОД» приступила к выполнению своих обязательств по управлению многоквартирным домом, она получила право выставлять платежные документы по оказываемым собственникам помещений услугам, в том числе по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Данные обстоятельства подтверждаются сообщением Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от 06.03.2017 №1279/ООГ, направленным в адрес ФИО4, проживающей по адресу: <адрес>, в связи с обращением по вопросу выставления двойных счет-квитанций, из которого следует, что организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом №67 по ул. 9-го Января г. Вышнего Волочка Тверской области с 08.12.2016 является ООО «УК НАШ ГОРОД», следовательно, данная компания правомерно выставляет гражданам платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Суд учитывает, что сведений о том, что со стороны ООО УК «ЖКС-1» в период с 08.12.2016 проводились какие-либо работы по содержанию и управлению указанным многоквартирным домом, материалы дела не содержат.

При этом суд учитывает, что нормы жилищного законодательства направлены на обеспечение непрерывности осуществления деятельности по управлению и обслуживанию многоквартирных домов в целях соблюдения прав жильцов и безопасности эксплуатации домов.

С учетом изложенного, суд признает незаконным представление заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора об устранении нарушений требований федерального законодательства от 29 марта 2018 г. №233ж-18 в части вывода о том, что ООО «УК НАШ ГОРОД» в нарушение вышеуказанных норм жилищного законодательства в период с 08.12.2016 до 06.03.2017 незаконно начисляло и взимало плату с собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома № 67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области по договору управления многоквартирным домом от 08.12.2016 за содержание и текущий ремонт общего имущества, и соответственно, вывода, указанного в абз. 2 стр. 3 оспариваемого представления, а именно: «с учетом изложенного, выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют с том, что указанные требования действующего жилищного законодательства ООО «УК НАШ ГОРОД» надлежащим образом не выполняются, что недопустимо и свидетельствует с необходимости незамедлительного принятия мер путем осуществления возврата денежных средств гражданам, которыми внесена плата за текущий ремонт и содержание многоквартирного дома № 67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области за период с 08.12.2016 до 06.03.2017, начисленных и собранных ООО «УК НАШ ГОРОД»; вывода, указанного в абз. 3 стр. 3 оспариваемого представления, а именно: «перечисленные нарушения закона стали возможными в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами ООО «УК НАШ ГОРОД» и отсутствия должного контроля со стороны руководства организации», в том числе, в части требования, указанного в пункте 1 оспариваемого представления, а именно «рассмотреть по существу настоящее представление и принять исчерпывающие меры к устранению и недопущению указанных в нем нарушений закона»; в части требования, указанного в пункте 2 оспариваемого представления, а именно «рассмотреть и решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц ООО «УК НАШ ГОРОД», допустивших нарушения требований федеральной: законодательства»; в части требования, указанного в пункте 3 оспариваемого представления, а именно «о дате и месте рассмотрения настоящего представления сообщить в Вышеволоцкую межрайонную прокуратуру», в части вывода, указанного в абз. 7 стр. 2 оспариваемого представления, а именно: «в нарушении ч. 2 ст. 198 ЖК РФ заявление о внесении изменений в реестр лицензий Тверской области в отношении многоквартирного дома № 67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области направлено ООО «УК НАШ ГОРОД» в адрес Главного управления лишь 18.01.2018».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания НАШ ГОРОД» о признании представления заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора об устранении нарушений требований Федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере незаконным удовлетворить.

Признать незаконным представление заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора об устранении нарушений требований федерального законодательства об устранении нарушений требований федерального законодательства от 29 марта 2018 г. № 233ж-18 в части:

-требования, указанного в пункте 1,2,3 оспариваемого представления, а именно «рассмотреть по существу настоящее представление и принять исчерпывающие меры к устранению и недопущению указанных в нем нарушений закона»; «рассмотреть и решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц ООО «УК НАШ ГОРОД», допустивших нарушения требований федеральной: законодательства»; «о дате и месте рассмотрения настоящего представления сообщить в Вышеволоцкую межрайонную прокуратуру»;

- выводов, указанных в абз. 7 стр. 2 оспариваемого представления, а именно: «в нарушение ч. 2 ст. 198 ЖК РФ заявление о внесении изменений в реестр лицензий Тверской области в отношении многоквартирного дома № 67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области направлено ООО «УК НАШ ГОРОД» в адрес Главного управления лишь 18.01.2018»;

- вывода, указанного в абз. 1 стр. 3 оспариваемого представления, а именно: «при таких обстоятельствах ООО «УК НАШ ГОРОД» в нарушение вышеуказанных норм жилищного законодательства в период с 08.12.2016 до 06.03.2017 незаконно начисляло и взимало плату с собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома № 67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области по договору управления многоквартирным домом от 08.12.2016 за содержание и текущий ремонт общего имущества»;

-вывода, указанного в абз. 2 стр. 3 оспариваемого представления, а именно: «с учетом изложенного, выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют с том, что указанные требования действующего жилищного законодательства ООО «УК НАШ ГОРОД» надлежащим образом не выполняются, что недопустимо и свидетельствует с необходимости незамедлительного принятия мер путем осуществления возврата денежных средств гражданам, которыми внесена плата за текущий ремонт и содержание многоквартирного дома № 67 по ул. 9 Января г. Вышний Волочек Тверской области за период с 08.12.2016 до 06.03.2017, начисленных и собранных ООО «УК НАШ ГОРОД»;

-вывода, указанного в абз. 3 стр. 3 оспариваемого представления, а именно: «перечисленные нарушения закона стали возможными в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами ООО «УК НАШ ГОРОД» и отсутствия должного контроля со стороны руководства организации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: С.А. Шустрова

В окончательной форме решение суда будет изготовлено 19 июня 2018 г.

Судья С.А. Шустрова