Дело № 2а-553/2019
91RS0024-01-2019-004837-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2020 года г.Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Русаковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Администрации города Ялты Республики Крым о признании постановления незаконным, заинтересованное лицо – Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым, ФИО2,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым с требованием признать незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 14 января 2019 года №29-п «О приведении гр. ФИО3 земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) нестационарного объекта – металлического ограждения, расположенного по адресу: <адрес>». В обоснование иска указал, что ему на праве собственности принадлежит ? доля квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. 16.09.2019 года неизвестные лица произвели частичный демонтаж металлического вознаграждения, возведенного им на придомовой территории многоквартирного <адрес>. Как ему впоследствии стало известно, демонтаж ограждения производился на основании оспариваемого постановления. Истец считает данное постановление незаконным, ссылаясь на то, что ответчиком не установлен надлежащий собственник ограждения. ФИО3, которой адресовано постановления, собственником ограждения не является. При этом истец не был должным образом уведомлен о предстоящем демонтаже.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым, ФИО2.
В судебное заседание истец ФИО1, от представителя истца ФИО4 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Заинтересованное лицо ФИО2 также представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик Администрация города Ялты Республики Крым и заинтересованное лицо Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, однако явку своих представителей в судебное заедание не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц в соответствии со статьей 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что истец ФИО1 является собственником ? доли квартиры №№<номер>, расположенной в цокольном этаже многоквартирного дома №<адрес>, кадастровый №<номер>, на основании договора купли-продажи от <дата>. Собственником другой ? доли квартиры является ФИО2
Со стороны указанной квартиры многоквартирный дом огорожен забором, что усматривается из схематического плана земельного участка под многоквартирным домом, составленного Ялтинским бюро технической инвентаризации.
04.07.2018 года членами рабочей группы администрации города Ялта по выявлению неправомерно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым произведено обследование нестационарного объекта - металлического ограждения, размещенного по адресу: <адрес>, о чем составлен акт под №<номер>. В ходе обследования установлено, что металлическое ограждение расположено на земельном участке, который находится в муниципальной собственности и не предоставлялся в установленном законом порядке. Как указано в акте обследования, лицом, установившим ограждение, является ФИО3 При составлении акта ФИО3 не присутствовал.
На основании акта обследования Комиссией по демонтажу (сносу) нестационарных объектов, размещенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым вынесено заключение от 09.11.2018 года №<номер>. Комиссия пришла к выводу, что некапитальное металлическое ограждение установлено ФИО3 неправомерно, поскольку земельный участок под ограждением не предоставлялся для этих целей; некапитальное металлическое ограждение подлежит демонтажу (сносу) в силу ст.60 ЗК РФ, с учетом требований, содержащихся в постановлении Совета министров Республики Крым от 23.05.2017 года №275 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 года №465».
Оспариваемым постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 14 января 2019 года №<номер> «О приведении гр. ФИО3 земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) нестационарного объекта – металлического ограждения, расположенного по адресу: <адрес>ФИО3 предписано демонтировать (снести) металлическое ограждение в течение семи рабочих дней с даты извещения. Этим же постановлением рабочей группе поручено принять меры по надлежащему уведомлению ФИО3; Департаменту по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым - осуществить совместно с рабочей группой организацию принудительного демонтажа (сноса) металлического ограждения по истечении семи дней с даты извещения ФИО3
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу ч.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа, отнесено, в том числе осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Статьей 8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации также установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пунктами 1, 2 статьи 60, статьей 76 ЗК РФ установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе осуществлять контроль за размещением на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, объектов движимого и недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 42 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, принятого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22.09.2017 N 1 (далее – Устав), исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым федеральными законами и законами Республики Крым, является администрация города Ялта Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 465 утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым (далее – Порядок).
Пунктом п.1.1 Порядка предусмотрено, что под неправомерно размещенными нестационарными объектами следует понимать, в частности нестационарные объекты, размещенные (установленные) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок.
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.3 Порядка выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется Уполномоченным органом (орган муниципального образования, наделенный муниципальным правовым актом полномочиями по выявлению неправомерно размещенных нестационарных объектов) при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц.
Факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - акт обследования), составленным представителем Уполномоченного органа.
В целях установления владельца нестационарного объекта и подтверждения факта неправомерности его размещения Уполномоченным органом муниципального образования осуществляется межведомственное взаимодействие с компетентными органами.
В случае если владелец неправомерно размещенного нестационарного объекта неизвестен, Уполномоченный орган также размещает информацию об установлении владельца в средствах массовой информации, официальном сайте муниципального образования.
Постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 07.07.2017 года №<номер> в утверждено Положение о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее – Положение).
Этим же постановлением утвержден состав рабочей группы, являющейся уполномоченным органом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделенной полномочиями по выявлению неправомерно размещенных нестационарных объектов, подготовке соответствующих материалов для передачи их в комиссию (сносу) нестационарных объектов (далее – Рабочая группа).
Пунктами 2.1, 2.2, 2.3 Положения предусмотрено, что выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется Рабочей группой при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных торговых объектов утвержденной схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей о федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц.
Факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется актом обследования по форме согласно приложению 34 к настоящему Положению, составленным представителем Рабочей группы.
В целях установления владельца нестационарного объекта и подтверждения факта неправомерности его размещения Рабочей группой муниципального образования осуществляется межведомственное взаимодействие с компетентными органами.
В случае если владелец неправомерно размещенного нестационарного объекта не известен, Рабочая группа также размещает информацию об установлении владельца в средствах массовой информации, официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Таким образом, принятию органом местного самоуправления решения о демонтаже нестационарного объекта должно предшествовать принятие мер по установлению владельца данного объекта.
Из представленных суду материалов следует, что рабочей группой администрации города Ялта Республики Крым был выявлен нестационарный объект (металлическое ограждение), размещенный в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок.
Между тем администрацией города Ялта Республики Крым не приняты должные меры по установлению владельца нестационарного объекта: межведомственные запросы в компетентные органы не направлялись; информация об установлении владельца в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым не размещена. Доказательств обратного ответчик в нарушение статьи 62 КАС РФ суду не представил.
В качестве лица, осуществившего возведение нестационарного объекта, в постановлении от 14.01.2019 года №<номер> указана ФИО3 При этом сведений о том, как была установлена ФИО3, и чем подтверждается ее причастность к возведению нестационарного объекта, ответчик суду также не представил, соответствующих доказательств к делу не приобщил.
В то же время истец ФИО1 заявил о принадлежности ему спорного ограждения, в подтверждение чего представил доказательства несения расходов на его возведение (товарные чеки, расписки). Оснований ставить под сомнение заявление истца, с учетом расположения ограждения в непосредственной близости от принадлежащей ему квартиры, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление о демонтаже нестационарного объекта было адресовано ненадлежащему лицу. В результате было нарушено право истца, как владельца нестационарного объекта, права представлять доказательства, подтверждающие правомерность возведения данного объекта, а также осуществить демонтаж данного объекта в добровольном порядке.
Кроме того, согласно п.3.3 Порядка и п.3.3 Положения заключение комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов подписывается всеми членами Комиссии.
Представленное ответчиком заключение от 09.11.2018 года №<номер> указанному требованию не соответствует, поскольку не содержит подписи одного из членов комиссии – ФИО 1
Таким образом, заключение от 09.11.2018 года №<номер> не отвечает требованиям допустимости, в связи с чем не могло быть положено в основу оспариваемого постановления.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку в данном случае оспариваемое постановление принято с нарушением установленного порядка, при этом нарушает право истца, суд признает данное постановление незаконным.
В соответствии со ст.111 КАС РФ суд взыскивает с Администрации города Ялты Республики Крым в пользу истца государственную пошлину, уплаченную последней при подаче иска, в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
иск ФИО1 – удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 14 января 2019 года №<номер> «О приведении гр. ФИО3 земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) нестационарного объекта – металлического ограждения, расположенного по адресу: <адрес>
Взыскать с Администрации города Ялты Республики Крым в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья А.В.Алтунин
В окончательной форме решение суда пр