Дело № 2а-553/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Шалинское
Красноярского края 15 ноября 2016 года
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Тыченко С.В.,
с участием:
представителя прокуратуры Манского района Красноярского края в лице помощника прокурора Сахаровой Д.В.,
представителя административного истца избирательного объединения «КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» в лице ФИО1, действующего на основании доверенности от 11 ноября 2016 года,
представителя административного ответчика Избирательной комиссии муниципального образования Манский район Красноярского края в лице члена территориальной избирательной комиссии Манского района Красноярского края ФИО2, действующего на основании доверенности от 14 ноября 2016 года,
представителя заинтересованного лица избирательного объединения Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», которая также представляет интересы заинтересованного лица избирательного объединения Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ФИО3, действующей на основании доверенности от 18 октября 2016 года,
при секретаре Ильчук М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению избирательного объединения «КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» к Избирательной комиссии муниципального образования Манский район Красноярского края о защите избирательных прав,
УСТАНОВИЛ:
Избирательное объединение «КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» обратилось в суд с административным иском к Избирательной комиссии муниципального образования Манский район Красноярского края о защите избирательных прав.
Административные исковые требования в рамках КАС РФ мотивированы тем, что постановлением главы Манского района на 27 ноября 2016 года назначены досрочные выборы депутатов Манского районного Совета депутатов шестого созыва. Решением избирательной комиссии муниципального образования Манский район от 05 ноября 2016 года зарегистрирован список кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением «КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ». Также решением избирательной комиссии муниципального образования Манский район от 05 ноября 2016 года зарегистрирован список кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Вышеуказанное решение избирательной комиссии административный истец считает незаконным и подлежащим отмене, в связи с тем что в соответствии с п. 1 ст. 29 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» одним из документов, представляемых избирательным объединением на регистрацию списка кандидатов является первый финансовый отчет избирательного объединения. В соответствии с п. 2 ст. 29 вышеуказанного Закона Красноярского края представление документов на регистрацию осуществляется не позднее, чем за 40 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов депутатов Манского районного Совета депутатов шестого созыва было принято решение о сокращении сроков избирательных действий на одну треть. В связи с этим представить документы на регистрацию на указанных выборах было необходимо не позднее, чем за 27 дней до дня голосования. Таким образом, с учетом того, что досрочные выборы депутатов Манского районного Совета депутатов шестого созыва были назначены на 27 ноября 2016 года, в соответствии с п. 2 ст. 11.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», крайний срок представления документов на регистрацию на досрочных выборах депутатов Манского районного Совета Депутатов шестого созыва был 30 октября 2016 года. Однако, избирательное объединение Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» представило первый финансовый отчет избирательного объединения только 31 октября 2016 года (то есть уже за пределами установленных законом сроков представления документов на регистрацию). Таким образом, в соответствии с пунктом 25 статьи 38 Федерального закона избирательная комиссия муниципального образования Манский район должна была отказать в регистрации списка кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
С учетом изложенного, административный истец просит: отметить решение Избирательной комиссии муниципального образования Манский район от 05 ноября 2016 г. о регистрации списка кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
В судебном заседании представитель административного истца избирательного объединения «КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» ФИО1 настаивал на удовлетворении заявленных требований, мотивируя изложенным в иске и дополнительных доводах к административному исковому заявлению.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии муниципального образования Манский район Красноярского края ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, дал пояснения соответствующие пояснениям, указанным в отзыве на административный иск, согласно которым при назначении досрочных выборов депутатов Манского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва сроки избирательных действий были сокращены на одну треть, соответственно срок представления документов на регистрацию был сокращен на одну треть и составлял 27 дней до дня голосования. В связи с сокращением срока, решением ИКМО от 29 сентября 2016 года № 1/2 утвержден календарный план мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Манского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва, согласно которому срок предъявления документов на регистрацию был сокращен на одну треть и составил 27 дней до дня голосования. Календарный план был размещен на информационном стенде ИКМО, для всеобщего обозрения. Таким образом, ИКМО осуществлялся прием документов на регистрацию до 18 часов 00 минут 30 октября 2016 года. Однако, избирательное объединения Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 31 октября 2016 года в 17 часов 07 минут, за пределами сроков сдачи документов на регистрацию общетерриториального списка кандидатов, представила в ИКМО документы для регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов Красноярского края. Между тем, у избирательного объединения Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» было достаточно времени для сдачи документов. Несмотря на нарушения данным объединением сроков сдачи документов на регистрацию общетерриториального списка кандидатов, 05 ноября 2016 года большинством голосов членов ИКМО с правом решающего голоса принято решение № 20/84 о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов выдвинутого избирательным объединением Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Если бы комиссия не проголосовала большинством голосов за регистрацию общетерриториального списка кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», то комиссия бы проголосовала за отказ в регистрации общетерриториального списка кандидатов на основании подпункта «б» пункта 25 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку согласно пункту 1 статьи 29 Закона Красноярского края от 02 октября 2003 г. № 8-1411, на регистрацию должен быть представлен первый финансовый отчет избирательного объединения в соответствии с подпунктом «а» пункта 20 ст. 44 настоящего Закона. Финансовый отчет является обязательным документом, предоставляемым для регистрации списка кандидатов, и состав других необходимых документов должен был быть сдан до 18 часов 00 минут 30 октября 2016 года. Однако избирательное объединения Манское местное (районное) Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» не исполнило обязанности по своевременной сдачи документов на регистрацию, а ИКМО приняло решение большинством голосов, чем нарушила основополагающий принцип равенства кандидатов.
Представитель заинтересованного лица избирательного объединения Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ФИО3 представила в суд возражения, согласно которым просит в удовлетворении административного иска отказать, в связи с тем, что документы на заверение списка кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов шестого созыва избирательным объединением Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» были поданы своевременно - 28 октября 2016 года. Так как, ИКМО были определены часы приема документов в вечернее время с 17 часов до 19 часов (всего 2 часа), не представлялось возможным уполномоченному представителю открыть избирательный счет в день сдачи документов на заверение списка, после получения разрешения на открытие специального избирательного счета, поскольку в это время Сбербанк уже не работает, так как режим работы Сбербанка с понедельника по четверг с 09 часов до 16 часов с перерывом на обед с 13 часов до 14 часов, выходные дни: суббота, воскресенье. Поэтому уполномоченный представитель данного избирательного объединения по независящей от избирательного объединения причине не смогла открыть специальный избирательный счет ни в день подачи документов и ни в следующие два дня. Специальный избирательный счет открыт в первый рабочий день Сбербанка после получения разрешения на открытие избирательного счета и в этот же день ИКМО была уведомлена об открытии счета и был предоставлен первый финансовый отчет. Заседание ИКМО, на котором был рассмотрен вопрос о регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», было назначено на 05 ноября 2016 года, то есть на день, предшествующий дню заседания ИКМО, в связи с чем данным избирательным объединением были представлены все необходимые документы для регистрации списка кандидатов.
Представитель заинтересованного лица Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, представила возражения в которых просит в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, указанным в возражениях избирательного объединения Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», а также дополнила, что недостатки в представленных документах, на которые ссылается административный истец, не носят существенный, фундаментальный характер, не влекут очевидное нарушение принципов равенства кандидатов на выдвижение. Заседание ИКМО, на котором был рассмотрен вопрос о регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», было назначено на 05 ноября 2016 года, то есть, на день, предшествующий дню заседания ИКМО, избирательным объединением Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», а именно за 4 дня, были предоставлены все необходимые документы для регистрации списка кандидатов. Большинством голосов членов Избирательной комиссии муниципального образования Манский район Красноярского края №20/84 от 05 ноября 2016 года зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Манское местное (районное) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», то есть у ИКМО при принятии решения о регистрации данного списка не было замечаний к соблюдению требований норм законов избирательным объединением.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Красноярского края, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания в суд не явился, согласно телефонограмме просит о рассмотрении дела в его отсутствие, принять решение в соответствие с законом.
Помощник прокурора Манского района Сахарова Д.В. дала заключение о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца. Так Постановлением главы Манского района Красноярского края от 28.09.2016 № 1 назначены досрочные выборы депутатов Манского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва на 27.11.2016 года. 29.09.2016 данное решение опубликовано в информационном бюллетене «Ведомости Манского района» № 34. В силу п. 2 ст. 29 Закона Красноярского края от 2 октября 2003 года N 8 - ) 1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае». Передача документов на регистрацию производится за 40 дней до дня выборов до 18 часов по местному времени. При этом согласно ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при назначении досрочных выборов сроки, могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. 29.09.2016 ИКМО Манский район утвержден календарный план мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Манского районного совета депутатов Красноярского края шестого созыва № 1/2, в соответствии с которым предоставление в соответствующую избирательную комиссию документов для регистрации кандидатов, списков кандидатов осуществляется до 30.10.2016 года до 18.00 по местному времени. В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона Красноярского края от 2 октября 2003 года «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» регистрация кандидата, списка кандидатов соответствующей избирательной комиссией осуществляется при наличии, в том числе первого финансового отчет избирательного объединения. Согласно подтверждению получения документов на регистрацию списков кандидатов на досрочных выборах депутатов в Манский районный Совет депутатов, избирательным объединением Манское местное отделение Красноярского регионального отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации, первый финансовый отчет представлен 31.10.2016 в 17.07, т.е. с нарушением сроков сдачи документов на регистрацию общетерриториального списка кандидатов. Манское местное отделение Красноярского регионального отделения Политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации было надлежащим образом извещено об установленных сроках. При этом указанным объединением не приведены какие-либо доводы о наличии исключительных обстоятельств, которые могли объективно препятствовать избирательному объединению представить в избирательную комиссию соответствующие документы, первый финансовый отчет. Подача документов на регистрацию за пределами установленных сроков является нарушением избирательного законодательства и принципа равенства избирательных объединений.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Часть 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации провозглашает, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Из содержания ч. 15 ст. 239 КАС РФ следует, что с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона № 67-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 1 Федерального закона № 67-ФЗ настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо (п. 1 ст. 10).
Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (пункт 7 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
В силу п. 2 ст. 29 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» при передаче документов на регистрацию действует правило, установленное пунктом 9 статьи 24 настоящего Закона. Передача документов на регистрацию производится не позднее чем за 40 дней до дня выборов до 18 часов по местному времени.
Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в случаях, предусмотренных частями 3 - 5 настоящей статьи, сроки осуществления избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом, сокращаются на четверть. При этом сроки в днях умножаются на три четвертых и округляются в сторону ближайшего целого числа; если после умножения получается число, дробная часть которого составляет половину целого числа, то оно округляется в большую сторону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» регистрация кандидатов, выдвинутых по одномандатным и многомандатным избирательным округам, осуществляется окружными избирательными комиссиями, а кандидатов, выдвинутых по общетерриториальному списку, кандидатов на должность главы муниципального образования, а также при совмещении функций окружных комиссий в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 настоящего Закона, - избирательной комиссией муниципального образования. Регистрация кандидата, списка кандидатов соответствующей избирательной комиссией осуществляется при наличии документов, указанных в пункте 2 статьи 23, пункте 5 статьи 24 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 18 или 18.1 настоящей статьи. На регистрацию должны быть представлены также первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения в соответствии с подпунктом «а» пункта 20 статьи 44 настоящего Закона.
В силу подпункта «а» пункта 20 статьи 44 Закона края кандидат, избирательное объединение представляют в соответствующую избирательную комиссию финансовые отчеты о размере своего избирательного фонда, о всех источниках его формирования, а также всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда, со следующей периодичностью: первый финансовый отчет - одновременно с представлением в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, при этом в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению, в том числе, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Подпункты «б», «б.1», «б.2», «б.3» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривают в качестве оснований для отказа в регистрации списка кандидатов отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); отсутствие среди документов, представленных для назначения референдума, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для назначения референдума.
Постановлением главы Манского района Красноярского края от 28 сентября 2016 года № 1, назначены досрочные выборы депутатов Манского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва на 27 ноября 2016 года, с сокращением избирательных действий на одну треть (л.д. 50).
29 сентября 2016 года вышеуказанное постановление опубликовано в информационном бюллетене «Ведомости Манского района» № 34 (л.д. 51-52).
Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 02 ноября 2007 года № 15/108 полномочия избирательной комиссии муниципального образования Манский район Красноярского края возложены на территориальную избирательную комиссию Манского района Красноярского края (л.д. 37).
Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 16 декабря 2015 года № 172/1661-6 сформирована территориальная избирательная комиссия Манского района Красноярского края в количестве 7 членов с правом решающего голоса, в состав членов включены: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО8, ФИО9
Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 16 декабря 2015 года № 172/1662-6 председателем территориальной избирательной комиссии Манского района Красноярского края назначена ФИО9
Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 05 октября 2016 года № 230/2320-6, освобождена от обязанностей члена территориальной избирательной комиссии Манского района Красноярского края с правом решающего голоса ФИО6
Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 19 октября 2016 года № 231/2336-6 назначена членом территориальной избирательной комиссии Манского района Красноярского края с правом решающего голоса ФИО10
В связи с тем, что при назначении досрочных выборов депутатов Манского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва сроки избирательных действий были сокращены на одну треть, то есть на 27 дней, решением Избирательной комиссией Муниципального образования Манский район Красноярского края от 29 сентября 2016 года №1/2 был утвержден календарный план мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Манского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва (л.д. 53-62)
В пункте 15 вышеуказанного календарного плана указано, что не позднее 30 октября 2016 года до 18 часов по местному времени необходимо представить в соответствующую избирательную комиссию документы для регистрации кандидатов, списка кандидатов (л.д. 55 оборотная сторона).
В судебном заседании установлено, что Избирательной комиссией Муниципального образования Манский район Красноярского края осуществлялся прием документов на регистрацию кандидатов, списка кандидатов до 18 часов 00 минут 30 октября 2016 года.
Решением Избирательной комиссии Муниципального образования Манский район Красноярского края от 05 ноября 2016 года № 20/81 в 14 часов 00 минут зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением «КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» в количестве 3 человек: ФИО19, ФИО20, ФИО21 (л.д. 8-9).
Решением Избирательной комиссии Муниципального образования Манский район Красноярского края от 05 ноября 2016 года № 20/84 в 14 часов 10 минут зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в количестве 9 человек: ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО30ФИО31, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29 (л.д. 93-95).
Указанным решением установлено, что избирательное объединение «КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» зарегистрировано по одному и тому же избирательному округу, что и избирательное объединение Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» и избирательное объединение «КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» имело право на обращение в суд с данным иском.
Административный истец, обращаясь с данным иском, ссылается на то, что Избирательная комиссия муниципального образования Манский район Красноярского края должна была отказать в регистрации списка кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в связи с тем, что последним представлен первый финансовый отчет (который в соответствии с законом должен быть представлен одновременно с предъявлением в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации списка кандидатов), только 31 октября 2016 года, то есть уже за пределами установленного законом срока предоставления документов на регистрацию.
Между тем, общетерриториальный список кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов выдвинутый избирательным объединением Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» утвержден постановлением Манского местного (районного) отделения Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 16 октября 2016 года (л.д. 65-69).
17 октября 2016 года общетерриториальный список кандидатов согласован постановлением Бюро Комитета Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
28 октября 2016 года в 17 часов 39 минут избирательное объединение Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» представило в Избирательную комиссию Муниципального образования Манский район Красноярского края документы для заверения общетерриториального списка кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов (л.д. 63-74).
28 октября 2016 года избирательному объединению Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Избирательной комиссией Муниципального образования Манский район Красноярского края выдано разрешение на открытие специального избирательного счета (л.д. 75-76).
Решением Избирательной комиссии Муниципального образования Манский район Красноярского края от 29 октября 2016 года № 14/68 заверен общетерриториальный список кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва в количестве 10 человек, выдвинутый в установленном порядке избирательным объединением Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (л.д. 77-78).
31 октября 2016 года в 17 часов 07 минут избирательное объединение Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» представило в Избирательную комиссию муниципального образования Манский район Красноярского края документы для регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов Красноярского края, в том числе представлен первый финансовый отчет (л.д. 81-92).
05 ноября 2016 года Избирательная комиссия муниципального образования Манский район Красноярского края проголосовала большинством голосов «за» регистрацию общетерриториального списка кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», что подтверждается протоколом заседания от 05 ноября 2016 года № 20 по четвертому вопросу.
В силу пункта 2 статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2012 года № 67-ФЗ, если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в данном Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Таким образом, крайней датой предоставления документов для регистрации кандидатов, списков кандидатов на досрочных выборах депутатов Манского районного Совета депутатов шестого созыва является 30 октября 2016 года.
В судебном заседании нашли свое подтверждение обстоятельства предоставления избирательным объединением Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» документов для регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов Красноярского края, в том числе первого финансового отчета, 31 октября 2016 года, то есть по истечении срока предоставления документов для регистрации общетерриториального списка кандидатов, установленного законом.
При таких обстоятельствах, Избирательная комиссия муниципального образования Манский район Красноярского края приняла спорное решение от 05 ноября 2016 года № 20/84 «О регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в нарушение п. 25 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Оценивая доводы заинтересованного лица избирательного объединения Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» о том, что по независящим от избирательного объединения обстоятельствам, избирательный счет не был открыт в предусмотренный законом срок, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Строгое соблюдение требований закона при оформлении избирательных документов является гарантией провозглашенного Конституцией Российской Федерации равенства прав кандидатов в избирательном процессе.
В силу п. 9 ст. 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержит предписание о том, что законом может быть предусмотрено представление избирательным объединением одновременно с необходимыми для регистрации документами первого финансового отчета.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», на регистрацию должны быть представлены также первый финансовый отчет избирательного объединения в соответствии с подпунктом «а» п. 20 ст. 44 настоящего Закона.
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 15 сентября 2016 года №1742-0 кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Избирательное законодательство формально и поскольку первый финансовый отчет является обязательным документом, предоставляемым для регистрации списка кандидатов, и в состав других необходимых документов должен был быть сдан до 18 часов 00 минут 30 октября 2016 года, о чем прямо указано в пункте 15 календарного плана мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Манского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва. Иное, нарушило бы принцип равенства всех кандидатов перед законом.
Таким образом, указанные доводы заинтересованного лица суд не принимает, поскольку они опровергаются материалами данного дела, согласно которым у избирательного объединения Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» было достаточно времени для сдачи документов, как для заверения общетерриториального списка кандидатов, так и для сдачи документов на регистрацию общетерриториального списка кандидатов в пределах установленных сроков.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований, предусмотренных п. 6 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для признания решения Избирательной комиссии муниципального образования Манский район Красноярского края от 05 ноября 2016 года о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» незаконным и подлежащим его отмене.
Учитывая изложенное, требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования избирательного объединения «КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» к Избирательной комиссии муниципального образования Манский район Красноярского края о защите избирательных прав - удовлетворить.
Отметить решение Избирательной комиссии муниципального образования Манский район Красноярского края от 05 ноября 2016 г. о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Манского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Манское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Манский районный суд в течение пяти дней.
Председательствующий С.В. Тыченко
Резолютивная часть решения оглашена 15.11.2016 г.
Мотивированное решение изготовлено 16.11.2016 г.