ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-553/2018 от 19.03.2018 Рудничного районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

№2а-553/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Рудничный районный суд г.Кемерово

в составе председательствующего судьи Давыдовой О.А.,

при секретаре Алексеевой О.В.,

с участием помощника прокурора Рудничного района г.Кемерово Золотаревой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово

19.03.2018г.

административное дело по административному иску участковой избирательной комиссии №317 к Тихонову М.Е. об удалении наблюдателя из помещения для голосования,

У С Т А Н О В И Л:

Участковая избирательная комиссия №317 обратилась в суд с административным исковым заявлением к ответчику Тихонову М.Е., в котором просит суд принять решение об удалении Тихонова М.Е. из помещения для голосования избирательного участка №317 и обратить решение об удалении Тихонова М.Е. из помещения для голосования избирательного участка №317 к немедленному исполнению.

Требования мотивированы тем, что участковая избирательная комиссия №317 обеспечивает проведение 18.03.2018 голосования на выборах Президента Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». В соответствии со ст.23 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели. В помещении для голосования находится Тихонова М.Е. , предъявивший направление, выданное ФИО4 - доверенным лицом кандидата на должность Президента Российской Федерации ФИО5 Уведомлением кандидата на должность Президента Российской Федерации ФИО5 - полномочия ФИО4 отозваны. Письмом Избирательной комиссии Кемеровской области от 18.03.2018 №01-18/422 вышеуказанная информация доведена до сведения УИК. Также сообщено, что документы (направления, уведомления), подписанные ФИО4, считаются недействительными. В соответствии с п.14 ст.69 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями в помещении для голосования, в помещении участковой избирательной комиссии вправе находиться наблюдатели. Учитывая недействительность документов, подтверждающих статус наблюдателя Тихонова М.Е. , оснований для нахождения административного ответчика в помещении для голосования не имеется. Согласно п.11.1 ст.64 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. Вышеуказанная информация была доведена до сведения административного ответчика. Однако на распоряжения председателя УИК покинуть помещение для голосования Тихонов М.Е. не отреагировал. Данное обстоятельство подтверждается актом от 18.03.2018. В соответствии с п.12 ст.64 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.15 ст.69 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство о выборах Президента Российской Федерации. Решение об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой избирательной комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Копия настоящего административного искового заявления вручена административному ответчику под роспись.

В судебном заседании представитель административного истца – Абабкова Е.Д., действующая на основании доверенности от 18.03.2018г., сроком действия до 26.03.2018г. (л.д.5,7-10), поддержала заявленные требования в полном объёме по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.

Административный ответчик Тихонов М.Е. административные исковые требования не признал, просил в иске отказать и пояснил, что ему было неизвестно об отзыве ФИО5 доверенных лиц, и в том числе ФИО4, следовательно он имел право находиться на участковой избирательной комиссии и выполнять свою работу.

Помощник прокурора Рудничного района г.Кемерово Золотарева А.В. в судебном заседании полагала, что заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Территориальная избирательная комиссия Рудничного района Кемеровского городского округа, а также избирательная комиссия Кемеровской области о принятии к производству суда вышеуказанного административного искового заявления, а также о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с ч.1 ст.243 КАС РФ (л.д.23,24, 27,28).

Выслушав лиц, участвующих в деле, помощника прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.5 ст.239 КАС РФ, Избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.

В силу ч.1 ст.241 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившее в суд в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в указанном административном исковом заявлении, требуют дополнительной проверки, оно должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней после дня его подачи.

На основании ч.1,2 ст.244 КАС РФ, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (ч.1).Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными (ч.2).

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "О выборах Президента Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 10.01.2003 №19-ФЗ), Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

В силу ч.1 ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ, законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы.

Согласно ч. 1, 1.1.,1,2 ст.23 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ, на всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении соответствующей участковой или территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо или уполномоченный представитель по финансовым вопросам. На заседании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе присутствовать выдвинутый кандидат или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам. Для присутствия на заседаниях любой избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами перечисленным лицам не требуется дополнительное разрешение. Избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа перечисленных лиц на заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей и осуществляется работа с указанными избирательными документами (ч.1). На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с избирательными документами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, вправе присутствовать представители средств массовой информации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.2 настоящей статьи) (ч.1.1). На заседаниях избирательной комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованные в соответствии с пунктом 14.2 настоящей статьи (ч.1.2).

На основании ч.ч.5,6,8,9,10 ст.23 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ, с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 1 и 1.2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей (ч.6). Наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, а также субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - субъекты общественного контроля). При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ч.8). Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (территориальной, участковой), куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется (ч.9). Указанное в пункте 9 настоящей статьи направление может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию в период, предусмотренный пунктом 5 настоящей статьи, а в иную избирательную комиссию - с момента начала голосования на избирательных участках и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей (ч.10).

В силу ч.12 ст.23 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ, наблюдатель вправе: 1) знакомиться со списками избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; 2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в любое время в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи; 3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям; 4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; 5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи; 6) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю соответствующей избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему; 7) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую направлен наблюдатель, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, прилагаемыми к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов; 8) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд; 9) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях; 10) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

Таким образом, суд считает, что приведёнными положениями закона определён исчерпывающий перечень лиц, осуществляющих гласность в деятельности избирательных комиссий, а также определены вопросы деятельности наблюдателей и доверенных лиц кандидатов.

Порядок голосования определён ст.69 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ.

На основании ч.1, ч.15 ст.69 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ, голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство о выборах Президента Российской Федерации. Решение об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой избирательной комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка.

Аналогичные положения закона, указанные в ч.15 ст.69 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ, содержатся и в ч.12 ст.64 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Таким образом, законом определено, что удаление лиц из помещения для голосования производится на основании решения суда только в отношении лиц, перечень которых приведён в ст.23 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ, к которым, в том числе отнесены наблюдатели и иные лица, как указано выше которыми являются: члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо или уполномоченный представитель по финансовым вопросам, выдвинутый кандидат или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, представители средств массовой информации.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось ответчиком Тихоновым М.Е., последний, предъявивший направление от 16.03.2018г., выданное ФИО4 - доверенным лицом кандидата на должность Президента Российской Федерации ФИО5, был направлен наблюдателем в участковую избирательную комиссию избирательного участка №317 от кандидата на должность Президента Российской Федерации ФИО5 (л.д.11).

Также судом установлено, что 18.03.2018г. в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступило уведомление кандидата на должность Президента Российской Федерации ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. об отзыве назначенных ею доверенных лиц: в том числе ФИО4,ДД.ММ.ГГГГ.р. Уведомление подписано лично кандидатом на должность Президента Российской Федерации ФИО5-18.03.2018г. Сведений о времени подписания и направления данного уведомления, текст указанного уведомления не содержит (л.д.17,18).

Согласно ч.5, ч.6 ст.43 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ, кандидат, политическая партия, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить других доверенных лиц, уведомив об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, которая аннулирует удостоверения отозванных доверенных лиц. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить с себя полномочия доверенного лица, вернув в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации выданное ему удостоверение и уведомив об этом назначивших его кандидата, политическую партию. Информация об отзыве доверенных лиц и о сложении ими своих полномочий публикуется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (л.д.5). Полномочия доверенных лиц начинаются со дня их регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчиваются с утратой своего статуса назначившим их кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или кандидатом, выдвинутым политической партией, назначившей доверенных лиц, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, но не позднее дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации, а если по жалобам, поданным в связи с нарушением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, ведется судебное разбирательство, - не позднее дня вступления в законную силу решения суда (л.д.6).

Таким образом, указанным уведомлением кандидата на должность Президента Российской Федерации ФИО5 были отозваны полномочия ФИО4, которая выдала направление Тихонову М.Е., направленного наблюдателем в участковую избирательную комиссию №317 от кандидата на должность Президента Российской Федерации ФИО5, в связи с чем, с 18.03.2018г. Тихонов М.Е. утратил полномочия наблюдателя участковой избирательной комиссии №317, не мог принимать участие в её работе и находиться в помещении для голосования в качестве наблюдателя, а также осуществлять иные права, предусмотренные ч.12 ст.23 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ.

Указанные сведения заместителем председателя избирательной комиссии Кемеровской области ФИО8 18.03.2018г. за №01-18/422 были направлены председателям территориальных избирательных комиссий Кемеровской области (л.д.15), что также подтверждается информацией заместителя председателя избирательной комиссии Кемеровской области ФИО8 от 18.03.2018г. №01-22/430, поступившей в Рудничный районный суд г.Кемерово (л.д.16,31).

Поскольку полномочия наблюдателя Тихонова М.Е. были прекращены в связи с отзывом, решением участковой избирательной комиссии избирательного участка №317 от 18.03.2018г №30/95 «Об удалении из помещения для голосования лиц, которые не могут находиться в помещении для голосования при проведении голосования, подсчёте голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования», Тихонову М.Е. было предложено покинуть помещение для голосования избирательного участка №317, которое подлежало немедленному исполнению сотрудниками органов внутренних дел, и могло быть обжаловано в суд.

Согласно ст.11.1 67-ФЗ Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ), Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии - секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.

Как установлено в судебном заседании и не отрицалось ответчиком Тихоновым М.Е., он отказался исполнить Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка №317 от 18.03.2018г №30/95 и покинуть помещение для голосования.

В силу ч.11.2 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, При проведении голосования, подсчете голосов избирателей, участников референдума и составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования в помещении для голосования, в помещении участковой комиссии вправе находиться лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Эти лица вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения, им обеспечивается свободный доступ в помещение (помещения), где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей, участников референдума. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составляется участковой комиссией на основе представленных данными лицами документов.

Пунктом 3 ст.30 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, установлено, что с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 1 и 1.2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

Перечень лиц, указанных в пунктах 1 и 1.2. ст.30 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ идентичный перечню лиц, указанных в ч.1 и ч.1.2 ст.23 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ, приведённых в указанном решении суда выше.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается вышеприведёнными доказательствами по делу, Тихонов М.Е. 18.03.2018г. утратил право наблюдателя и не являлся иным лицом, указанным в пунктах 1, 1.1. и 1.2. ст.30 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ и ч.1 и ч.1.2 ст.23 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ, и, следовательно, он не может быть удалён из помещения для голосования на основании решения суда в порядке определённом ч.15 ст.69 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ, ч.12 ст.64 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ.

Освобождение помещения для голосования от нахождения в нем гражданина Тихонова М.Е. может быть произведено сотрудниками правоохранительных органов в порядке Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, принимая во внимание изложенное и установленное судом в совокупности и приведённые положения федерального законодательства, суд считает, что исковые требования участковой избирательной комиссии №317 к Тихонову М.Е. об удалении его из помещения для голосования удовлетворению судом не подлежат, поскольку рассмотрение указанного вопроса в силу вышеприведённых положений федерального законодательства не относится к компетенции суда и должно разрешаться в ином административном порядке и иными лицами (правоохранительными органами), в случае отказа освобождения гражданами, а именно Тихоновым М.Е., помещения для голосования.

Согласно ст.188 КАС РФ, Решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определённой категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием. Вопрос об обращении решения суда к немедленному исполнению разрешается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка в судебное заседание не является препятствием к разрешению вопроса о немедленном исполнении решения суда. На определение суда о немедленном исполнении решения суда или об отказе в немедленном исполнении решения суда может быть подана частная жалоба. Подача жалобы на определение о немедленном исполнении решения суда не приостанавливает исполнение данного определения.

Поскольку оснований для удовлетворения исковых требований участковой избирательной комиссии №317 к Тихонову М.Е. об удалении его из помещения для голосования не имеется, то и оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению в порядке ст.188 ГПК РФ, также не имеется.

Таким образом, административные исковые требования участковой избирательной комиссии №317 к Тихонову М.Е. об удалении наблюдателя из помещения для голосования, удовлетворению не подлежат в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 273,188,244,297 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований участковой избирательной комиссии избирательного участка №317 к ответчику Тихонову М.Е. об удалении наблюдателя из помещения для голосования, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение изготовлено (принято решение в окончательной форме- ст.244 КАС РФ)- 19.03.2018г. 04-00 часов.

Председательствующий

Верно

Судья: