ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-553/2022 от 14.02.2022 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0001-01-2022-000176-83

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 февраля 2022 года город Ханты - Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Вахрушева С.В.,

при секретаре судебного заседания Кузнецовой С.Ю.,

с участием:

представителей административных истцов Гуляевой Н.Б. и Поповой Е.В. – Агафонова С.Н. и Галимовой Н.В., действующих на основании нотариально удостоверенных доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно,

представителей административного ответчика Главного санитарного врача по ХМАО – Югре Соловьевой М.Г. – Кудрявцевой И.В. и Тарабаевой О.С., действующих на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и соответственно,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-553/2022 по административному исковому заявлению Гуляевой Натальи Борисовны и Поповой Елены Владимировны к Главному государственному санитарному врачу по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре Соловьевой Майе Геннадьевне о признании незаконным постановления от 08.10.2021 года №8 (в части),

установил:

административные истцы Гуляева Наталья Борисовна и Попова Елена Владимировна обратились в суд к административному ответчику Главному государственному санитарному врачу по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре Соловьевой Майе Геннадьевне о признании незаконным постановления от 08.10.2021 года №8 (в части).

Исковые требования мотивированы тем, что 08.10.2021 года Главным государственным санитарным врачом по ХМАО-Югре Соловьевой М.Г. издано Постановление № 8 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2021 году по эпидемическим показаниям». Административный истец Гуляева Н.Б. является работником МБУ «У по ДХБ <адрес>», что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ-ТД. Согласно трудовому договору Гуляева Н.Б. работает в должности ведущего экономиста планово-экономического отдела (отдела планирования, финансирования, бухгалтерского учета и отчетности). ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа работодателя а Гуляева Н.Б. отстранена от работы без сохранения заработной платы в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции, вызванной Covid-19. Приказ об отстранении Работодатель обосновал Постановлением главного государственного санитарного врача по ХМАО- Югре от ДД.ММ.ГГГГ. . Административный истец Попова Е.В. является работником ООО «Черногоравтотранс», что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно трудовому договору Попова Е.В. работает в должности ведущего экономиста финансового отдела. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа работодателя Попова Е.В. отстранена от работы без сохранения заработной платы в связи с непрохождением вакцинации против новой коронавирусной инфекции. В обоснование издания приказа Работодатель также ссылается на Постановление Главного государственного санитарного врача по ХМАО-Югре от 08.10.2021 года № 8. Отдельные положения Постановления санврача противоречат федеральному законодательству, нарушают права и законные интересы истцов, в связи с чем подлежат признанию незаконными. Главный государственный санитарный врач не вправе самостоятельно устанавливать и расширять перечень категорий лиц, подлежащих вакцинации по эпидемическим показаниям. Пунктом 1 Постановления санврача с 11.10.2021 года в ХМАО-Югре введена обязательная вакцинация по эпидемическим показаниям против новой короновирусной инфекции для следующих граждан: работающих по отдельным профессиям и должностям: работников медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания, многофункциональных центров, работников транспорта и транспортной инфраструктуры, коммунальной сферы и сферы предоставления услуг, сотрудников правоохранительных органов, государственных гражданских и муниципальных служащих; лиц, работающие вахтовым методом; лиц, проживающих в организациях социального обслуживания; лиц с хроническими заболеваниями; лиц, подлежащие призыву на военную службу; лиц в возрасте 60 лет и старше; трудовых мигрантов. Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации установлены ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее по тексту ФЗ № 157). В соответствии с положениями части 1 статьи 2 ФЗ № 157 законодательство Российской Федерации в области иммунопрофилактики состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Постановление санврача к нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации не относится, что подтверждается в том числе письмом ФБУ «Научный центр правовой информации при Минюсте России» исх. № 11/2254/21 от 24.11.2021 года. Оспариваемое постановление является индивидуальным правовым актом. Согласно части 1 статьи 10 № 157 профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащие обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3 статьи 10 ФЗ № 157). Перечень категорий граждан, подлежащих вакцинации против коронавирусной инфекции, установлен в Календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденном приказом Министерства здравоохранения РФ № 125н от 21.03.2014 года. Согласно статье 1 ФЗ № 157 календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям является нормативным правовым актом, устанавливающим сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Работники транспортной инфраструктуры, коммунальной сферы и трудовые мигранты в перечне лиц, подлежащих обязательной вакцинации против COVID 19, в Календаре профилактических прививок не указаны. Согласно части 2 статьи 10 ФЗ № 157 главному санврачу предоставлено право принимать решения о проведении профилактических прививок гражданам в рамках перечня, установленного Минздравом России. Правом самостоятельно определять и расширять перечень категорий лиц, подлежащих вакцинации по эпидемическим показаниям, главный санврач не наделён. На основании изложенного очевидно, что главный государственный санитарный врач ХМАО-Югры реализовал не предоставленные ему законом полномочия в части расширения перечня категорий лиц, подлежащих обязательной вакцинации, и указания в постановлении следующих категорий работников: «работники транспортной инфраструктуры», «работники коммунальной сферы» и «трудовых мигрантов». Главный государственный санитарный врач не вправе обязывать работодателей организовать вакцинацию сотрудников и отстранять от работы лиц, которые не являются источниками распространения инфекционных заболеваний. Пунктом 3.1 Постановления санврача директору департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (А.А.Добровольский) предписано организовать и провести иммунизацию против новой коронавирусной инфекции (COVID- 19) отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в п. 1 настоящего Постановления, с обеспечением уровня иммунизации не менее 80,0% с учетом лиц, вакцинированных ранее, а также переболевших коронавирусной инфекцией (COVID-19) не более шести месяцев назад; Пунктами 7.3, 7.4 Постановления санврача работодателям предписано организовать иммунизацию работников, указанных в пункте 1 постановления, первым компонентом вакцины в срок до 01.11.2021 года, вторым компонентом - в срок до 01.12.2021 года, а также отстранять от работы лиц, не имеющих ни одной прививки против новой короновирусной инфекции (с 01.11.2021 года) и лиц, не имеющих законченного курса вакцинации (с 01.12.2021 года). Положения пунктов 3.1, 7.3, 7.4 Постановления санврача противоречат федеральному законодательству РФ. В силу закона вакцинация граждан в Российской Федерации является добровольной (часть 1 статьи 5 и часть 2 статьи 11 ФЗ № 157). Согласно части 7 статьи 5 ФЗ № 157 граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок. Обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики закреплены положениями части 3 статьи 5 ФЗ № 157 и включают в себя: выполнение предписаний медицинских работников и подтверждение в письменной форме отказа от профилактических прививок. Данный перечень обязанностей граждан при прохождении вакцинации является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, в том числе, он не содержит обязанности для граждан пройти вакцинацию. Последствия отсутствия профилактических прививок предусмотрены частью 2 статьи 5 ФЗ и включают, в том числе, отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такой перечень работ утверждён Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Перечень потенциально опасных работ). В Перечень потенциально опасных работ включены сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных; работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных; работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных, работы по отлову и содержанию безнадзорных животных; работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей; работы с больными инфекционными заболеваниями; работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний; работы с кровью и биологическими жидкостями человека; работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и др. Таким образом, в силу положений ФЗ № 157 выполнение иных, не входящих в названный перечень работ, не влечет негативных последствий в виде отстранения от работы в случае отсутствия профилактических прививок. Главный государственный санитарный врач субъекта РФ является должностным лицом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор (часть 1 статьи 49 ФЗ № 52). Из текста обжалуемого постановления санврача следует, что оно принято в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 ФЗ № 52, статьей 10 ФЗ № 157. Вместе с тем, указанные нормы федеральных законов, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации не наделяют главных санитарных врачей регионов правом обязывать работодателей организовать вакцинацию сотрудников, а тем более обеспечить определённый процент охвата сотрудников их организаций профилактической вакцинацией. Полномочия главных государственных санитарных врачей регионов исчерпывающе определены статьями 50, 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года (далее по тексту Закон № 52). Перечень указанных полномочий является закрытым. Полномочия санитарных врачей при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, определены в пункте 6 статьи 51 Закона 52-ФЗ. Согласно указанной нормы главные государственные санитарные врачи имеют право выносить мотивированные постановления, в том числе, о: временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства; проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Полномочия выносить постановления об обязании работодателей организовать вакцинацию. обеспечить процент охвата сотрудников профилактической вакцинацией в перечне полномочий главного государственного санитарного врача отсутствуют. Полномочия по отстранению от работы предоставлены главным государственным санитарным врачам только в отношении лиц, которые одновременно являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства. То есть, Постановления об отстранении должны иметь адресный характер, касаться отстранения конкретных лиц, в отношении которых установлено наличие инфекционного заболевания. Таким образом, для того, чтобы у главного государственного санитарного врача появилось полномочие по отстранению работника от работы, должны быть в наличии доказательства того, что работник является носителем заболевания, опасен для окружающих и может являться источником распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства. Право выносить постановления о массовом, безадресном отстранении от работы лиц, не являющихся носителями инфекционных заболеваний, законом ответчику не предоставлено. В нарушение вышеуказанных положений ФЗ № 157, ФЗ № 52 санврач реализовал не предоставленные ему законом полномочия в части обязания работодателей провести иммунизацию и отстранить от работы лиц, её не прошедших. Также санврачом превышены полномочия в части установления в пункте 3.1 Постановления минимального уровня иммунизации профилактической вакцинацией не менее 80 % сотрудников организаций. Главные государственные санитарные врачи не вправе устанавливать сроки проведения профилактических прививок. Пунктом 7.3 Постановления санврача работодателям предписано организовать иммунизацию работников, указанных в пункте 1 постановления, первым компонентом вакцины в срок до 01.11.2021 года, вторым компонентом - в срок до 01.12.2021 года. Вместе с тем, в соответствии с положениями части 3 статьи 10 ФЗ № 157 сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащие обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3 статьи 10 ФЗ № 157). Полномочия по определению сроков иммунизации (вакцинации) не предусмотрены и положениями статьи 51 ФЗ № 52. В нарушение указанных норм права санврач превысил свои полномочия - по своему усмотрению установил сроки проведения профилактических прививок против новой короновирусной инфекции. Пунктом 8.50 Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10.07.2021 года № 725 установлено, что главный государственный санитарный врач субъекта Российской Федерации вправе издавать индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции Управления вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных санитарным законодательством и законодательством, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей. На основании изложенного, административные истца Гуляева Н.Б. и Попова Е.В. просят суд: признать незаконными следующие пункты Постановления Главного государственного санитарного врача по ХМАО-Югре № 8 от 08.10.2021 года «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID- 19) отдельным категориям (группам) населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2021 году по эпидемическим показаниям»: Пункт 1.1. Постановления - в части указания в нем «работников транспортной инфраструктуры, коммунальной сферы»; Пункт 3.1 Постановления - в части указания в нем на «обеспечение уровня иммунизации не менее 80,0% с учетом лиц, вакцинированных ранее, а также переболевших коронавирусной инфекцией (COVID-19) не более шести месяцев назад»; Пункт 1.7 Постановления; Пункты 7.3, 7.4 Постановления.

Административные истца Гуляева Н.Б. и Попова Е.В., административный ответчик Главный санитарный врач по ХМАО – Югре Соловьева М.Г., надлежаще извещённые о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки суд не известили. Суд, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) определил рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Представители административных истцов Гуляевой Н.Б. и Поповой Е.В. – Агафонов С.Н. и Галимова Н.В. в судебном заседании настояли на удовлетворении административного иска, изложив суду доводы административного искового заявления.

Представители административного ответчика Главного санитарного врача по ХМАО – Югре Соловьевой М.Г. – Кудрявцева И.В. и Тарабаева О.С. административный иск не признали, в соответствии с доводами возражений суду показали, что довод административных истцов, о том, что главный государственный санитарный врач не вправе самостоятельно устанавливать и расширять перечень категорий лиц, подлежащих вакцинации по эпидемическим показаниям, построены на неверном токовании норм. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, помимо прочего, обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения (ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту закон от 30.03.1999 №52-ФЗ). При этом индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абзац 2 ст.11 закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ). Эпидемиологическая ситуация по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией, обусловлена глобальным распространением вируса новой коронавирусной инфекции. Поэтому 11.03.2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила о пандемии нового коронавируса - COVID-19. Издан ряд Указов Президента Российской Федерации, касающийся мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Постановлениями Губернатора ХМАО - Югры от 18.03.2020 года № 20 «О введении режима повышенной готовности в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре», от 09.04.2020 года № 29 «О мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» введены беспрецедентные меры противодействия пандемии, включая режим повышенной готовности с 18.03.2020 года. Массовая иммунизация против новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации стартовала в январе 2021 и проводилась на добровольной основе. Коллективный иммунитет с помощью вакцины необходимо было сформировать к началу осени, т.е. к новому подъёму заболеваемости. Однако достигнутые охваты прививками были недостаточными для сдерживания заболеваемости, что послужило причиной применения специальных полномочий главных государственных санитарных врачей в субъектах Российской Федерации, предусмотренных: пунктом 6 части 1 статьи 51 закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ, частью 2 ст. 10 федерального закона от 17.09.1998 года №157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Таким образом, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены специальными полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. На уровне региона он может охватывать разные профессии исходя из особенностей эпидемической ситуации. Исходя из вышеизложенного 08.10.2021 года Главным государственным санитарным врачом по ХМАО-Югре вынесено постановление № 8 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) населения ХМАО-Югры в 2021 года по эпидемическим показаниям» (далее по тексту Постановление ГГСВ по ХМАО от № 8). Категории лиц, подлежащих вакцинации по эпидемическим показаниям установлены на основе «Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», утверждённым Приказом Минздрава России от 21.03.2014 года №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», а также с учётом эпидемиологических рисков, проявившихся в Югре в текущей пандемии. Постановление № 8 является правовым актом, создающим серию последовательных правоотношений, в которых участвуют множество субъектов, осуществляющих трудовую, производственную, предпринимательскую и др. виды деятельности в ХМАО-Югре, а также определенная категория граждан, проживающих на территории автономного округа. Таким образом Постановление № 8 (решение) является индивидуальным правовым актом, вынесенным в соответствии со сложившейся эпидемиологической обстановки и направлен на обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения ХМАО-Югры, издаваемый с целью соблюдения санитарного законодательства Российской Федерации. Частью 1 ст. 4 федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» установлено, что государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней. При этом, реализацию государственной политики в области иммунопрофилактики обеспечивают Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч 3 ст.4). Указанная норма корреспондируется с частью 2 ст. 5 федерального закона от 17.09.1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» которой установлено, что перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти - это актуальная редакция абзаца 4 ч.2 ст.5 введенная взамен раннее действующей, возлагавшей полномочия по утверждению перечня исключительно на Правительство РФ. Категории лиц, подлежащих вакцинации по эпидемическим показаниям были установлены Календарём профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждённым Приказом Минздрава России от 21.03.2014 года №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям». Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих». Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в «Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям», приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 года № 1307н. Новая редакция Календарей прививок национального и по эпидемическим показаниям утверждено приказом Минздрава России 06.12.2021 года № 1122н. То есть из положений части 2 статьи 5 Федерального закона №157-ФЗ не следует императивное требование, что виды работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, определяются исключительно перечнем, утверждённым постановлением Правительства РФ №825. Категории лиц, подлежащих обязательной вакцинации определяются главными государственными санитарными врачами исходя из конкретной эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации. Довод о то, что главный государственный санитарный врач не вправе обязывать работодателей организовывать вакцинацию сотрудников и отстранять от работы лиц, которые не являются источниками распространения инфекционных заболеваний, не состоятельны. Отстранение работника работодателем, в случае отказа работника от прохождения вакцинации, осуществляется в соответствии с п. 6 - 7 ч, 1 ст. 76 Трудового кодекса РФ, согласно которой работодатель обязан отстранить от работы работника по требованию органов или должностных лиц, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Федеральным законом от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, как один из основных принципов охраны здоровья, который обеспечивается путём проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (пункты 2 и 3 статьи 12). В силу статьи 10,11 Федерального закона № 52-ФЗ установлены обязанности граждан и юридических лиц: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; разрабатывать и проводить отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава с учетом лиц, перенесших заболевание в течение последних шести месяцев или представивших документ о прохождении вакцинации. Лица, не подлежащих вакцинированию, имеющие медицинский отвод образуют оставшиеся 20%. Довод о то, что главный государственный санитарный врач не вправе устанавливать сроки проведения профилактических прививок, несостоятелен в виду следующего. Вынесенное 08.10.2021 года Постановление № 8 главным государственным санитарным врачом по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре является индивидуальным правовым актом, исходящий от государственного органа, обладающий властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок. Принято уполномоченным лицом, с соблюдением требований нормативных правовых актов РФ и отвечает принципам конкретности, определенности и исполнимости, содержит законные требования, в связи с чем должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителям. В противном случае иммунная прослойка, достаточная для стабилизации заболеваемости не будет сформирована.

Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты- Мансийскому автономному округу – Югре, утверждённого приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012 года №725, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Управление осуществляет федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор (пункт 8.1). Руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (пункт 11). Пунктом 8.34.3 Положения предусмотрено, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (л.д.173 – 191).

Приказом Министра Здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.12.2010 года №62 – тк, руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты - Мансийскому автономному округу – Югре назначена Соловьева Майя Геннадьевна (л.д.172).

08.10.2021 года Главным государственным санитарным врачом по ХМАО-Югре Соловьевой Майей Геннадьевной, в целях усиления мероприятий по снижению заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 года №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», санитарными правилами и нормами СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 4, на основании п.6 ч.1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», вынесено Постановление № 8 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) населения ХМАО-Югры в 2021 г. по эпидемическим показаниям» (л.д.164 – 168).

Пунктом 1.1 Постановления 08.10.2021 года № 8 предусмотрено введение в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре с 11.10.2021 обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для работников медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания, многофункциональных центров, работники транспорта и транспортной инфраструктуры, коммунальной сферы и сферы предоставления услуг, сотрудники правоохранительных органов, государственные гражданские и муниципальные служащие, лица, работающие вахтовым методом; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, лица, подлежащие призыву на военную службу, лица в возрасте 60 лет и старше, трудовые мигранты.

Пункт Постановления 08.10.2021 года № 8: Руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

7.1. Обеспечить предоставление в медицинские организации списков сотрудников, подлежащих обязательной иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции, указанных в приложении 1 настоящего постановления по форме приложения 3;

7.2. Оказать содействие медицинским организациям в проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) сотрудников организации, подлежащих обязательной вакцинации по эпидемиологическим показаниям, указанным в п. 1 настоящего Постановления;

7.3. В срок до 01.11.2021 организовать иммунизацию первым компонентом, а в срок до 01.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции;

7.4. Отстранять от работы с 01.11.2021 лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 01.12.2021 - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в п.2 настоящего Постановления.

Административный истец Гуляева Н.Б. является работником МБУ «У по ДХБ г. Нижневартовска», что подтверждается трудовым договором от 03.07.2017 года № 38-ТД, работает в должности ведущего экономиста планово-экономического отдела (отдела планирования, финансирования, бухгалтерского учета и отчетности) (л.д.95 -113).

01.11.2021 года на основании приказа МБУ «У по ДХБ г. Нижневартовска»№ 512а административный истец Гуляева Н.Б. отстранена от работы без сохранения заработной платы в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции, вызванной Covid-19, на основании Постановления главного государственного санитарного врача по ХМАО- Югре от 08.10.2021 года № 8 (ло.д.118).

Административный истец Попова Е.В. является работником ООО «Черногоравтотранс», что подтверждается трудовым договором от 30.08.2019 года № 115. работает в должности ведущего экономиста финансового отдела (л.д.119 – 128).

01.11.2021 года на основании приказа ООО «Черногоравтотранс» № 468 Попова Е.В. отстранена от работы без сохранения заработной платы в связи с непрохождением вакцинации против новой коронавирусной инфекции, на основании постановления Главного государственного санитарного врача по ХМАО-Югре от 08.10.2021 года № 8 (л.д.133 – 136).

Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.

Федеральным законом от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путём осуществления санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ним (пункты 2 и 3 статьи 12).

В соответствии с частями 1, 3 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Статьей 6 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» субъекты Российской Федерации наделены полномочиями в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», статьями 8 и 10 которого определены случаи обязательности проведения профилактических прививок.

Частью 2 статьями 9, пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» определено, что Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В силу п.5 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №4, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должно обеспечиваться выполнение установленных санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов биологических факторов (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные) среды обитания человека и условий его жизнедеятельности (труда, проживания, воспитания, обучения, питания), а также должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Для иммунопрофилактики используются иммунобиологические лекарственные препараты, зарегистрированные в Российской Федерации (п.68).

Сроки проведения вакцинации, а также категории граждан, подлежащие иммунопрофилактике в соответствии с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, определяются постановлением Главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации по рекомендации противочумных учреждений. Контроль сроков, полноты охвата вакцинацией населения, в том числе категорий граждан с высоким риском заражения, обеспечивают Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья с участием противочумных станций.(п.1153, 1154).

Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям в соответствии с приказом Минздрава России по эпидемическим показаниям в соответствии с приказом Минздрава России от 21.03.2014 года № 125н №Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям№ с учетом изменений от 09.12.2020 года № 1307н (действовавших на момент вынесения оспариваемого Постановления)..

Изменениями в календарь профилактических прививок, внесенными приказом Минздрава России от 03.02.2021 года №47н, установлены уровни приоритета для лиц, подлежащих вакцинации. К приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более. К приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг. К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.

Коронавирусная инфекция (2019-nCoV-2) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом - SARS-CoV-2.

Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 года №15, отнесён ко второй группе патогенности (пункт 1.2).

Всемирная организация здравоохранения 30.01.2020 года на Втором совещании Комитета по чрезвычайной ситуации, созванной Генеральным директором ВОЗ в соответствии с Международными медико-санитарными правилами 2005 г. в связи со вспышкой нового коронавируса в 2019 году в Китайской Народной Республике и случаями вывоза инфекции в другие страны, объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей.

Коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12. 2004 года №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»).

Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона №52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона №157-ФЗ).

Постановление Главного государственного санитарного врача по Ханты – Мансийскому автономному округу - Югре от 08.20.2021 года №8 принято в соответствии с предоставленной ей компетенцией и в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой по Ханты – Мансийскому автономному округу - Югре.

В этой связи доводы представителя административных истцов о том, что Главным государственным санитарным врачом по Ханты – Мансийскому автономному округу - Югре превышены полномочия, предоставленные ей в сфере нормативного правового регулирования санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 11 Федерального закона № 157-ФЗ от 17.09.1998 года «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законного представителя лица, признанного недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний.

Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ от 17.09.1998 года «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусмотрено право на отказ от профилактических прививок.

Оспариваемым постановлением предусмотрено обеспечение проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, для работников медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания, многофункциональных центров, работники транспорта и транспортной инфраструктуры, коммунальной сферы и сферы предоставления услуг, сотрудники правоохранительных органов, государственные гражданские и муниципальные служащие, лица, работающие вахтовым методом; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, лица, подлежащие призыву на военную службу, лица в возрасте 60 лет и старше, трудовые мигранты.

Предусмотренные оспариваемым постановлением сферы деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей работающим гражданам, в которых требуется обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции COVID-19, не противоречит установленному календарю профилактических прививок.

Административные истцы работают в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры, и отнесены ко второму уровню приоритета по Календарю профилактических прививок.

Постановление Главного государственного санитарного врача содержит положения по организации проведения профилактических прививок, включающей в себя, в том числе, усиление информационно-разъяснительной работы среди сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции, обращение внимания на необходимость проведения профилактических прививок; в постановлении также отражено, что пункт 1 постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактическим прививкам.

Согласно части 1 статьи 209, статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить для работников безопасные условия и охрану труда.

Статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основными направлениями государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников.

В соответствии со статьями 10, 11 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Работодатели также обязаны проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, к которым относится, в том числе организация проведения профилактических прививок, проводимая в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (пункт 2 статьи 25, пункты 1, 3 статьи 29, статья 35 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Статьей 55 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предусмотренное оспариваемым постановлением положение о возложении на руководителей организаций, предприятий, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории ХМАО - Югры, в сферах, установленных пунктом 1.1 настоящего постановления, ответственности за неисполнение постановления, не противоречит закону, имеющему большую юридическую силу.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что постановление Главного государственного санитарного врача по ХМАО - Югре от 08.10.2021 года №8, является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы административных истцов, в связи с чем не имеется оснований для признания нормативного правового акта недействующим.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Гуляевой Натальи Борисовны и Поповой Елены Владимировны к Главному государственному санитарному врачу по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре Соловьевой Майе Геннадьевне о признании незаконным постановления от 08.10.2021 года №8 (в части).

Решение может быть обжаловано в суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме 21 февраля 2022 года.

Председательствующий подпись С.В. Вахрушев

копия верна:

Судья Ханты – Мансийского

районного суда С.В.Вахрушев