дело № 2а-924/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 апреля 2021 года г. Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Губановой М.В., при секретаре Ежелевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Советскому району г. Челябинска к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Челябинска (далее - ИФНС России по Советскому району г. Челябинска) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 за взысканием пени по транспортному налогу с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 32 444,55 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ИФНС обратилась в суд за вынесением судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 36 494,46 руб. – пени.
Вынесенный мировым судьей судебный приказ отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с частичным погашением задолженности по пени в размере 4 049,91 руб., пени составили 32 444,91 руб.
В отношении задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ вынесено судебное решение Советским районным судом г. Челябинска по делу № об удовлетворении исковых требований административного истца. Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ решением суда оставлено без изменений.
Сумма налога частично погашена до размера 63 862,47 руб.
В отношении задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ по делу №, задолженность по налогу не погашена.
В отношении задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ №, сумма задолженности не погашена.
В силу п. 3 ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начислялись пени со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (недоимка по налогу * количество дней просрочки со следующего дня после наступления срока уплаты * 1/300 ставки рефинансирования, действующей в это время).
Исходя их этой формулы административный истец рассчитал суммы пени: за ДД.ММ.ГГГГ в размере 18 126,16 руб. (остаток 17 250,16 руб.), за ДД.ММ.ГГГГ 10 997,18 руб., за ДД.ММ.ГГГГ 4 197,21 руб.
Всего пени за три года составили 32 444,55 руб.
С учетом уточнений, исключив ранее взысканные суммы пени, рассчитанные: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 497,30 руб.; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 328,22 руб.; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 283,03 руб., административный истец просил взыскать суммы пени в размере 32 212 руб.
Административный истец в лице представителя ИФНС России по Советскому району г. Челябинска ФИО2, настаивал на заявленных требованиях, представитель указал, что ФИО1 выставлялось требование № от ДД.ММ.ГГГГ на суммы пени, которое оставлено ответчиком без оплаты.
Административный ответчик ФИО1 ранее в судебном заседании не возражал, что имеет в собственности транспортные средства, по которым ИФНС истребован налог за ДД.ММ.ГГГГ, просил суд отказать во взыскании пени по транспортному налогу в связи с отсутствием задолженности.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав и проанализировав имеющиеся и дополнительно представленные сторонами доказательства в их совокупности со всеми материалами дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пункт 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) гласит, что каждое лицо должно уплачивать установленные налоги и сборы.
Под налогом в п. 1 ст. 8 НК РФ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации, а также ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.
По общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Часть 1 ст. 360 Налогового кодекса РФ устанавливает для транспортного налога налоговым периодом календарный год.
В силу абз. 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный ответчик является собственником транспортных средств: <данные изъяты>, г.н. №, <данные изъяты>, г.н. №, <данные изъяты>, г.н. №, <данные изъяты>, г.н. №.
Следовательно, он как собственник и лицо, за которым транспортные средства зарегистрированы, в соответствии с законом обязан оплачивать транспортный налог.
В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления пени в соответствии со ст. 75 НК РФ и направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Материалами дела подтверждается, что в отношении задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ по делу №, задолженность по налогу не погашена.
Однако, как следует из представленных в материалы дела документов, определением Мирового судьи судебного участка № 4 Советского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ № отменен.
Таким образом, транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ истцом не взыскан, ответчиком не оплачен.
Требование административного ответчика о взыскании пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 668,96 руб. удовлетворению не подлежит.
В отношении задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ вынесено судебное решение Советским районным судом г. Челябинска по делу № об удовлетворении исковых требований административного истца. Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ решением суда оставлено без изменений.
Сумма недоимки по транспортному налогу частично погашена до размера 63 862,47 руб.
ФИО1 выставлялось требование на суммы пени по налогу, в т.ч. за ДД.ММ.ГГГГ - № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ, вынесен судебный приказ ДД.ММ.ГГГГ о взыскании пени согласно выставленному требованию, который отменен определением мирового судьи ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ИФНС обратилась в суд с иском о взыскании пени, которая по уточненному расчету ответчика уменьшена и составила 17 628,86 рублей.
Требование истца подлежит удовлетворению.
В отношении задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ №, сумма задолженности по налогу не погашена. ФИО1 выставлялось требование об уплате суммы пени по налогу, в т.ч. за ДД.ММ.ГГГГ - № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 914,18 руб.
Требования подлежат удовлетворению.
Сведения о направлении требования об уплате пени № от ДД.ММ.ГГГГ по почте подтверждены списком заказной корреспонденции ответчика с указанием направления письма в адрес ФИО1 в соответствии с почтовым штампом ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Сроки и порядок принудительного взыскания недоимки по налогам и пени установлен ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании с физического лица недоимки по налогу подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из материалов дела следует, что указанные сроки истцом не нарушены.
Как следует из абз. 2 ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Материалами дела подтверждается, что с настоящим иском налоговый орган обратился в суд в установленный законом срок.
Рассматривая требования административного истца о взыскании пени, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 53 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно абзацу первому п. 6 ст. 69 НК РФ, в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. При рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что, в силу прямого указания закона, соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, что установлено ч. 4 ст. 289 КАС РФ.
Из буквального толкования положений ч. 1 ст. 48 НК РФ, ч. 1 ст. 286 КАС РФ следует, что налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога только после направления требования об уплате налога.
При наличии исполненной истцом обязанности по направлению требования, и не получения его исполнения, истец имеет право на взыскание указанных сумм путем подачи иска в суд.
Согласно ч. 2 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-179, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Удовлетворить исковые требования ИФНС по Советскому району г. Челябинска к ФИО1 о взыскании обязательных платежей, частично.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 17 628,86 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 914,18 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
<данные изъяты>).
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 816,29 руб.
В удовлетворении требований ИФНС по Советскому району г. Челябинска к ФИО1 о взыскании пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 668,96 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, путем подачи жалобы через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Губанова