Дело № 2а-5549/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 10 сентября 2019 г.
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Шевцовой О.В.,
при секретаре Вершининой Т.А.,
с участием: представителя административного истца, заместителя Хабаровского межрайонной природоохранной прокуратуры Стерликова Е.В.; представителя ответчика Ульяновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании бездействия по охране водного объекта реки Полежаевка в части непринятия мер по установлению границ водного объекта Полежаевка, ее водоохранных зон и прибрежных защитных полос, о возложении обязанности в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу определить ширину водоохранной зоны и ширину прибрежной защитной полосы реки Полежаевка, в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, описать границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р. Полежаевка, их координаты и опорные точки, а также отобразить указанные границы на картографических материалах, предоставить в установленном порядке сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Полежаевка, включая картографические материалы, в Амурское бассейновое водное управление для внесения их в государственный водный реестр, о возложении обязанности в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу установить на всем протяжении в пределах Хабаровского края границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Полежаевка, посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения указанных рек с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан,
установил:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании бездействия по охране водного объекта реки Полежаевка в части непринятия мер по установлению границ водного объекта Полежаевка, ее водоохранных зон и прибрежных защитных полос, о возложении обязанности в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу определить ширину водоохранной зоны и ширину прибрежной защитной полосы реки Полежаевка, в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, описать границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Полежаевка, их координаты и опорные точки, а также отобразить указанные границы на картографических материалах, предоставить в установленном порядке сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Полежаевка, включая картографические материалы, в Амурское бассейновое водное управление для внесения их в государственный водный реестр, о возложении обязанности в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу установить на всем протяжении в пределах Хабаровского края границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Полежаевка, посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения указанных рек с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан. В обоснование заявленных требований указал, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с заданием Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры об исполнении, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства о режиме использования водоохранных зон и береговой полосы водных объектов Амурского бассейна проведена проверка соблюдения требований водоохранного законодательства в министерстве природных ресурсов Хабаровского края, в ходе которой выявлено отсутствие определенной в установленном законом порядке береговой линии водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Полежаевка. При планировании мероприятий по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос в состав работ включаются: определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 ВК РФ; составление описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков. Установление местоположения границ водного объекта осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации переданного Российской Федерацией полномочия по охране водных объектов. Установление местоположения границ водного объекта осуществляется не реже одного раза в 25 лет, а также, если местоположение границ водного объекта необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта. По информации министерства природных ресурсов Хабаровского края реки Полежаевка используется предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, промышленными предприятиями и иными хозяйствующими субъектами края в целях водопользования, в процессе которого происходит не только забор воды, но и сброс сточных вод, чем на указанный водный объект оказывается антропогенное воздействие. Вместе с тем, водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, береговая линия реки Полежаевка не определялись, описание границ водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы, их координат и опорных точек не составлялось, отображение границ водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы Полежаевка на картографических материалах не производилось; границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Полежаевка непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков не устанавливались. Мероприятия по установлению береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы по указанному водному объекту в текущем финансовом году не запланированы. Таким образом, проверить соблюдение режима осуществления озяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения ее вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира реки Полежаевка не представляется возможным. Отсутствие установленной в порядке определенном водным законодательством границ реки Полежаевка, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы исключает надлежащую охрану водного объекта, и, соответственно, нарушает принципы водного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду, Российской Федерации как собственника водного объекта.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, изменений не имел, обстоятельства, на которых основаны исковые требования, подтвердил, дополнений не имел.
Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, доводы которых поддержала.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 1, 5, 6, 8 ВК РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы).
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1). В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2). В границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод (ч. 15). В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (ч. 17).
В соответствии с ч. 1 ст. 7.1 ВК РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.03.2019 № 106-пр утверждено Положения о министерстве природных ресурсов Хабаровского края, согласно которому министерство природных ресурсов Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляет в пределах установленной компетенции переданные краю полномочия Российской Федерации в области водных отношений (п. 1.1), разрабатывает и осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края (п. 3.1.3.19), осуществляет в пределах компетенции края установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Согласно Методическим указаниям по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденными Приказом Минприроды России от 29.09.2010 № 425, примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей включает: мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками; мероприятия, направленные на предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, включая проектные работы (п. 10). Для установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос необходимо определить положение береговой линии, от которой откладывается определяемая ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы. Береговая линия (граница водного объекта) в соответствии с частью 4 статьи 5 ВК РФ определяется в частности для: реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды (п. 13).
Согласно п. 14 указанных Методический указаний, при планировании мероприятий по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос в состав работ включаются: определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 ВК РФ; составление описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков; представление в Росводресурсы сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в соответствии с формой 2.13-гвр пункта 2.4.1 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов») включая картографические материалы, для внесения их в государственный водный реестр.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377 утверждены Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
Согласно п. 5 указанных Правил установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется: органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 указанных Правил установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется не реже одного раза в 25 лет, а также в случаях: если местоположение береговой линии (границы водного объекта) изменилось в результате естественных процессов руслоформирования, воздействий антропогенного характера и стихийных бедствий; если местоположение береговой линии (границы водного объекта) необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта.
При рассмотрении дела установлено, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с заданием Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры об исполнении, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства о режиме использования водоохранных зон и береговой полосы водных объектов Амурского бассейна проведена проверка соблюдения требований водоохранного законодательства в министерстве природных ресурсов Хабаровского края, в ходе которой выявлено отсутствие определенной в установленном законом порядке береговой линии водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Полежаевка.
Водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, береговая линия реки Полежаевка не определялись, описание границ водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы, их координат и опорных точек не составлялось, отображение границ водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы Полежаевка на картографических материалах не производилось; границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Полежаевка непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков не устанавливались.
Мероприятия по установлению береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы по указанному водному объекту в текущем финансовом году не запланированы.
Отсутствие установленной в порядке определенном водным законодательством границ реки Полежаевка, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы исключает надлежащую охрану водного объекта, что приводит к нарушению принципов водного законодательства, прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также Российской Федерации, как собственника водного объекта.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит заявленные административные требования административного истца подлежащими удовлевторению.
Доводы административного ответчика, заявленные в качестве возражений на исковые требования, не являются основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований. Факт нарушения требований Водного законодательства Российской Федерации, требований Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, установлены при рассмотрении дела. Требования прокурора заявлены законно и обосновано.
В силу ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
На основании изложенного, а также учитывая, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации решение суда должно быть исполнимым, суд считает необходимым установить срок, в течение которого министерству природных ресурсов Хабаровского края должно быть исполнено решение суда, и считает возможным установить срок – два года со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
решил:
заявленные административные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов Хабаровского края по охране водного объекта реки Полежаевка в части непринятия мер по установлению границ водного объекта Полежаевка, ее водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
Обязать министерство природных ресурсов Хабаровского края в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу определить ширину водоохранной зоны и ширину прибрежной защитной полосы реки Полежаевка, в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, описать границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Полежаевка, их координаты и опорные точки, а также отобразить указанные границы на картографических материалах, предоставить в установленном порядке сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Полежаевка, включая картографические материалы, в Амурское бассейновое водное управление для внесения их в государственный водный реестр.
Обязать министерство природных ресурсов Хабаровского края в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу установить на всем протяжении в пределах Хабаровского края границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Полежаевка, посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения указанных рек с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение составлено 13.09.2019.
Судья О.В. Шевцова
Копия верна
Судья:_____________________
(О.В. Шевцова)
Секретарь судебного заседания
___________________________
«____»_____________20_____г.
Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2019-005147-80
Подлинник решения подшит в дело № 2а-5549/2019 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска.