ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-554/2022 от 07.09.2022 Аннинского районного суда (Воронежская область)

№ 2а-554/2022

УИД 36RS0007-01-2022-000812-77

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

п.г.т. Анна 7 сентября 2022 года

Воронежской области

Аннинский районный суд Воронежской области в составе:

судьи Аннинского районного суда Воронежской области Пысенкова Д.Н.,

при секретаре судебного заседания Харченко Е.П.,

с участием представителя административного ответчика - участковой избирательной комиссии № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области - ФИО1,

представителя заинтересованного лица – Территориальной избирательной комиссии Аннинского района Воронежской области - ФИО2,

помощника прокурора Аннинского района Воронежской области - Плотникова Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Панчук Марка Игоревича к участковой избирательной комиссии № 01/32, исполняющей полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования,

установил:

ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к участковой избирательной комиссии № 01/32, исполняющей полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования, указывая, что 20 июня 2020 года избирательная комиссия Воронежской области возложила полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района на участковую избирательную комиссию (далее – УИК). Согласно сайта Центральной избирательной комиссии (далее – ЦИК) УИК с номером 01/32 не существует, сформирована и действует УИК № 132, что подтверждается публикацией на сайте ЦИК. Уполномоченным органом 24 июня 2022 года были назначены выборы на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области на 11 сентября 2022 года, что подтверждается публикацией на сайте ЦИК.

01 июля 2022 года партия уведомила УИК о проведении партийного мероприятия по выдвижению кандидата на указанных выборах через Избирательную комиссию Воронежской области.

07 июля 2022 года представитель УИК принял участие в данном мероприятии, наблюдал за его ходом.

21 июля 2022 года ФИО3 предоставил в УИК документы о своем выдвижении на выборах от Регионального отделения политической партии «Партия Возрождения России» в Воронежской области.

22 июля 2022 года УИК указала на недостатки в представленных документах, которые ФИО3 исправил.

03 августа 2022 года УИК отказала в регистрации ФИО3 в качестве кандидата на выборах.

Указанное решение УИК было обжаловано ФИО3 в установленном законом порядке в суд.

Решением Аннинского районного суда Воронежской области от 12 августа 2022 года исковые требования ФИО3 к участковой избирательной комиссии № 01/32, исполняющей полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования, удовлетворены в части. Участковая избирательную комиссию № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области обязана рассмотреть вопрос о регистрации ФИО3 кандидатом на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области.

02 сентября 2022 года УИК приняла новое решение, сославшись на 10 нарушений, отказала истцу в регистрации, согласно п.п. 2.1, 3, 4 ч. 9 ст. 53 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-ОЗ «избирательный кодекс Воронежской области».

Причинами отказа является вывод УИК о том, что:

- в решениях Совета Воронежского Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России» о созыве внеочередных Общих собраний Воронежского Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России» от 25 и 29 июня 2022 года в нарушение требований пункта 15.8 Устава Политической партии «Партия Возрождения России» не содержится информация о норме представительства делегатов для проведения общего собрания, что свидетельствует о несоблюдении данным избирательным объединением требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Уставом Политической партии «Партия Возрождения России», Федеральным законом от 11июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», что в силу пункта 2.1 части 9 статьи 53 № 87-03 «Избирательный кодекс Воронежской области» является основанием для отказа в регистрации кандидата;

- в представленных 21 июля 2022 года ФИО3 документах для уведомления о выдвижении кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области отсутствует уведомление кандидата о выдвижении на должность главы поселения. Уведомительное письмо кандидата было представлено в УИК № 01/32 22 июля 2022 года, то есть не одновременно с документами по выдвижению кандидата, представленными 21 июля 2022 года, что действующее избирательное законодательство не допускает. В представленном 22 июля 2022 года уведомительном письме кандидата отсутствует информация о выдвижении его избирательным объединением, о персональных данных кандидата, письмо подготовлено без учета рекомендуемой формы. В представленном 21 июля 2022 года уведомительном письме избирательного объединения указано: решение общего собрания избирательного объединения Воронежского Регионального отделения «Партия Возрождения России» от 25.06.2022; дата подписания уведомительного письма «15.06.2022». При этом общее собрание Воронежского Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России» по выдвижению кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области состоялось 7 июля 2022 года;

- в содержании уведомительного письма указана информация о представлении документов для заверения списка кандидатов, а не о выдвижении кандидата на выборах. В качестве приложения указаны лишь документы о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения;

- в протоколе общего собрания Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России» в Воронежской области имеются недостатки: в пункте 2 содержится основание выдвижения кандидата «В соответствии со статьей 45 Закона Воронежской области от 19 октября 2009 года № 115-ОЗ, от 04 декабря 2019 года № 147-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Воронежской области». Данный правовой акт, регулирующий вопросы подготовки и проведения выборов главы сельского поселения в Воронежской области, отсутствует. В пункте 3 предложено избрать уполномоченного представителя избирательного объединения в Волгоградской области;

- заявление о согласии баллотироваться кандидатом, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, уведомление об отказе от создания избирательного фонда, уведомление об отказе открывать специальный избирательный счет подписаны кандидатом 15.06.2022. Решение о назначении выборов главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области было принято 21 июня 2022 года, официальное опубликование решения о назначении выборов - 24 июня 2022 года, то есть дата подписания документов кандидатом по его выдвижению произведена ранее начала избирательной кампании;

- 1 августа 2022 года ФИО3 в УИК № 01/32 отдельные документы для выдвижения кандидата представлены повторно, часть документов представлена впервые. На всех документах проставлена дата - 1 августа 2022 года, при этом период выдвижения кандидатов завершился 22 июля 2022 года, а документы на регистрацию должны были быть представлены не позднее 27 июля 2022 года;

- заявление кандидата о согласии баллотироваться на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области от 1 августа 2022 года адресовано в Территориальную избирательную комиссию Аннинского района Воронежской области, в полномочия которой не входят вопросы выдвижения и регистрации кандидатов на выборах главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, поскольку она не является организующей выборы избирательной комиссией;

- в заявлении кандидата о согласии баллотироваться на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области отсутствует страховой номер индивидуального лицевого счета, подлежащий указанию кандидатом в заявлении в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87 - ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области».

- в уведомительном письме избирательного объединения от 1 августа 2022 года перечисляются документы, представленные и датированные 21 и 22 июля 2022 года.

- вместо представленного 21 июля 2022 года уведомления об отказе от создания избирательного фонда ФИО3 представлено уведомление от 1 августа 2022 года о создании избирательного фонда за счет собственных средств без открытия специального избирательного счета, что нарушает избирательное законодательство.

Положения Федерального закона № 67-ФЗ и Закона № 87-ОЗ не возлагают на кандидата на выборную должность главы сельского поселения представлять в комиссию какие-либо уведомления и уведомительные письма.

В этой связи истец полагает, что обстоятельства № 2, 3, 9, на которые сослалась УИК в решении не могли быть положены в основание для отказа в регистрации в силу п. 27 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

УИК в решении сослалась на обстоятельства № 1, 4, полагая, что они свидетельствуют о нарушении партией процедуры выдвижения истца. В Федеральном законе № 95-ФЗ сформулированы лишь три требования к партийному мероприятию по выдвижению кандидата на выборах: 1) голосование; 2) кворум для принятия решения; 3) соблюдение требований устава партии к процедуре проведения мероприятия по выдвижению кандидата, если такие требования имеются в уставе. Истец полагает, что партия выполнила все три требования. Самой УИК не оспаривается, что истец был выдвинут в результате голосования. Кворум для начала работы общего собрания и для принятия решения о выдвижении кандидата имелся, что следует из выписки из решения партии. Кроме того, следует учесть, что никаких жалоб от членов партии по поводу проведенного общего собрания в уполномоченные органы или суды не поступало. На общем собрании присутствовал представитель УИК, у которого имелась возможность проверить правомочность участия каждого члена партии, присутствовавшего на собрании, чтоб убедиться в реальности кворума. Порядок деятельности партии регулируется только и исключительно Федеральным законом № 95-ФЗ. Принципом федерального партийного регулирования является автономия партии - партия сама устанавливает свои внутренние процедуры в уставе. УИК не учла, что согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона № 95-ФЗ выдвижение кандидатов на выборах производится общим собранием или конференцией. Согласно п. 15.7 устава партии «высшим руководящим органом регионального отделения партии является общее собрание (конференция) регионального отделения партии (далее - общее собрание)». Истец обращает внимание на то, что УИК сослалась на п. 15.8 устава партии, не учтя п. 15.7 устава партии. Между тем, в п. 15.7 разные формы организации высшего руководящего органа РО политической партии «Партия Возрождения России» - общее собрание и конференция - условно объединены понятием «общее собрание», что надо иметь ввиду при толковании п. 15.8 устава. Однако общее собрание - это собрание всех членов партии РО политической партии «Партия Возрождения России», а конференция - это собрание делегатов, избираемых первичными организациями и представляющих определенное число членов партии.

Истец обращает внимание на то, что в выписке из протокола партии от 07 июля 2022 года, представленной в УИК, указано, что всего в РО политической партии «Партия Возрождения России» состоит 11 членов партии, на общем собрании присутствует 8 членов партии. РО политической партии «Партия Возрождения России» немногочисленно, поэтому созывалась не конференция, а общее собрание. Между тем именно при созыве конференции выбираются делегаты, каждый из которых должен представлять определенное число членов партии (норма представительства). Такой порядок необходим, чтоб делегаты представляли большинство членов регионального отделения. Однако такой порядок не требуется для общего собрания, где нет делегатов, а кворум для работы собрания определяется числом присутствующих членов партии. Очевидно, что в работе общего собрания приняло участие большинстве членов РО политической партии «Партия Возрождения России», тем самым требование п. 6 ст. 25 Федерального закона № 95-ФЗ было выполнено партией.

Кроме того, ч. 10 ст. 45 Закона № 87-ОЗ не требует указывать в решении партии о выдвижении кандидата такой параметр, как «норма представительства».

Что касается претензии УИК об упоминании в п. 2 протокола партии закона Воронежской области, то это обстоятельство не имеет правового значения, так как Федеральный закон № 67-ФЗ, равно как и ч. 10 ст. 45 Закона № 87-ОЗ не регулирует данный вопрос и не требует от партии ссылаться в протоколе на какие бы то ни было законы.

В отношении претензии УИК относительно п. 3 протокола партии об упоминании Волгоградской области истец обращает внимание, что в протоколе указана – Воронежская область.

Кроме того, из системного толкования п. 4 ч. 10 ст. 45, ч. 1 ст. 46 Закона № 87-ОЗ следует, что назначение уполномоченных представителей является правом, а не обязанностью партии. К тому же закон связывает назначение уполномоченных представителей с выдвижением партией списка кандидатов. В этом случае именно на уполномоченного представителя возлагается подача в избирательную комиссию списка кандидатов и их документов, а также выполнение иных полномочий по представительству интересов партии на выборах.

Между тем, на выборах главы муниципального образования список кандидатов партией не подается, кандидат самостоятельно подает документы в комиссию и самостоятельно отстаивает свои интересы на выборах. Партия непосредственным субъектом этих выборов не является. Таким образом, надобности в обязательном назначении уполномоченных представителей нет.

Следовательно, даже если бы партия вообще не назначила уполномоченного представителя, то это не могло быть положено в основание для отказа в регистрации истцу.

УИК в решении № 2 сослалась на обстоятельства 5, 6, 7, 8, 10 о датировке заявления о согласии, сведений о доходах, об уведомлении об отказе открывать специальный счет, об адресации заявления о согласии в ТИК, об отсутствии СНИЛС в заявлении, полагая, что они могут быть положены в основание для отказа в регистрации.

Между тем, в п.п. 2, 3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ дата составления заявления и заполнения сведений о доходах не ограничивается моментом назначения выборов и не является обязательным и критическим реквизитом.

Обычная практика партий и кандидатов заключается в том, что они заранее готовятся к выборам, в том числе заранее заполняют документы для выдвижения. В денном случае важно, чтоб сведения в этих документах были актуальными на момент выдвижения, а не сама по себе их датировка.

УИК проверяла в порядке п. 6 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ данные, указанные истцом в заявлении о согласии и в сведениях о доходах, и не нашла их недостоверности.

Право кандидата отказаться открывать специальный избирательный фонд предусмотрено положениями ч. 3 ст. 73 Закона № 87-ОЗ. Причем законом не регулируется, каким образом это волеизъявление кандидата должно быть доведено до комиссии.

Если УИК полагала, что истец нарушил какие-то положения разнообразных инструкций, на которые она сослалась в спорном решении, то УИК ошиблась, положив названную претензию в основание для принятого решения № 2, так как нарушение инструкций и методических рекомендаций не может быть причиной для отказа.

Соответственно, ни датировка, ни оформление такого уведомления истцом не имеет правового значения и не могло быть положено в основание для отказа ему в регистрации.

Что касается адресации в заявлении о согласии в Территориальной избирательной комиссии, то истец полагает, что в п. 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ ее указание как обязательного и критического реквизита заявления, не вменяется кандидату. Истец мог вообще не указывать комиссию, а которую адресуется заявление. Важно, чтоб заявление было лично подано кандидатом в избирательную комиссию вместе с другими документами, чтоб комиссия имела возможность убедиться в личности кандидата и его реальном намерении баллотироваться на выборах. Истцом данное требование закона было выполнено, он лично представил в УИК заявление и другие документы, УИК убедилась в его намерении выдвинуться.

Если же УИК полагала, что истец ошибочно адресовал заявление, то УИК обязана была бы согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и постановления ЦИК России от 11 июня 2014 года № 235/1486-6 известить истца и предоставить ему возможность исправить эту ошибку. Однако УИК этого не сделала.

УИК посчитала, что отсутствие в заявлении СНИЛС является ошибкой истца.

Однако истец обращает внимание суда на то, что в п. 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ указание СНИЛС в заявлении связывается с его наличием у гражданина. Применительно к указанию ИНН (этот номер в сущности аналогичен номеру СНИЛС) судебной практикой установлено, что отсутствие ИНН не является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата.

УИК обязана была согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и постановления ЦИК России от 11 июня 2014 года № 235/1486-6 известить истца и предоставить ему возможность исправить эту ошибку. УИК этого не сделала.

В связи с чем, ФИО3 просит отменить решение участковой избирательной комиссии № 01/32, исполняющей полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, от 02 сентября 2022 года об отказе в регистрации в качестве кандидата ФИО3 и, не передавая вопрос на повторное рассмотрение в УИК, обязать УИК зарегистрировать ФИО3 кандидатом на указанных выборах. Также просит решение по делу обратить к немедленному исполнению.

Определением Аннинского районного суда Воронежской области от 5 сентября 2022 года к участию в деле для дачи заключения привлечен прокурор Аннинского района Воронежской области, а также в качестве заинтересованного лица привлечена Территориальная избирательная комиссия Аннинского района Воронежской области /л.д. 1/.

Административный истец ФИО3, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, согласно предоставленному заявлению просил рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие.

Представитель административного ответчика - участковой избирательной комиссии № 01/32 Аннинского района Воронежской области, исполняющей полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области ФИО1 заявленные исковые требования полностью не признала, при этом указала, что при проведении общего собрания Воронежского Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России», представлении ФИО3 документов для выдвижения и регистрации кандидата установлено нарушение процедуры выдвижения и регистрации кандидата, установленной Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», Законом Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области», Уставом Политической партии «Партия Возрождения России», решениями Избирательной комиссии Воронежской области от 3 июня 2020 года № 130/850-6 «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы местного самоуправления на территории Воронежской области», от 11 июня 2020 года № 133/875-6 «О Примерном перечне документов, представляемых в избирательные комиссии при проведении выборов главы муниципального образования», что является основанием для отказа в регистрации кандидата. Данные обстоятельства частично были отражены в решении УИК от 29 июля 2022 года № 18 «Об извещении Панчук Марка Игоревича о выявленных недостатках в документах, представленных кандидатом на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области», которое во исполнение части 3 статьи 53 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87 - ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» было направлено административному истцу. Учитывая, что при каждом новом предоставлении ФИО3 документов остаются старые и появляются новые несоответствия в документах, полагает, что у УИК № 01/32 отпадает обязанность повторно извещать его о выявленных недостатках в документах. Как указано в пункте 4.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года № 6-П «По делу о проверке Конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», наделение избирательных комиссий обязанностью извещать кандидатов о выявленных в представленных ими документах нарушениях не снимает с самого кандидата ответственности за качество, полноту и достоверность переданных им сведений и документов. В любом случае именно на кандидате лежит безусловная обязанность представить в избирательную комиссию вместе с заявлением о его согласии баллотироваться все иные документы, представление которых для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом,

если только их изготовление и заверение не отнесено законом к полномочиям избирательной комиссии. Указанными нормами ответственность за предоставление полных сведений возложена на кандидата. Таким образом, в период, установленный законом для подачи документов для выдвижения и регистрации кандидатов, в полном объеме надлежаще оформленные документы ФИО3 предоставлены не были, что является достаточным основанием для отказа в регистрации кандидата согласно статье 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Что касается предполагаемых административным истцом разночтений в нумерации участковой избирательной комиссии избирательного участка № 01/32, то данные обстоятельства были предметом рассмотрения судом между теми же сторонами по тем же основаниям, в решении Аннинского районного суда Воронежской области от 12 августа 2022 года установлена равнозначность УИК №01/32 и УИК № 132 и, в силу ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, данные обстоятельства не требуют дальнейшего доказывания. Решение участковой избирательной комиссии избирательного участка №01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области было принято на её заседании членами комиссии с правом решающего голоса, числом голосов, достаточным для принятия решения, с соблюдением установленной законом процедуры и предусмотренного Кодексом срока. В связи с чем, просила отказать истцу в удовлетворении административных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица – Территориальной избирательной комиссии Аннинского района Воронежской области ФИО2 в судебном заседании не согласился с заявленными исковыми требования, при этом указал, что заявление кандидата о согласии баллотироваться на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области от 1 августа 2022 года адресовано в Территориальную избирательную комиссию Аннинского района Воронежской области, в полномочия которой не входят вопросы выдвижения и регистрации кандидатов на выборах главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, и не является организующей выборы избирательной комиссией. Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, установлено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении. В пункте 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в

письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Аналогичные требования указаны в части 2 ст. 43 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области». Необходимость указания в представленных кандидатом заявлении страхового номера индивидуального лицевого счета - прямое требование федерального закона, выполнение которого не может зависеть от собственного усмотрения того или иного участника избирательного процесса. Приведенные требования законодателя обязательны для исполнения каждым кандидатом, носят строго формальный характер и потому не позволяют отнести их нарушение к категории несущественных. Иное означало бы прямое нарушение принципа равенства всех кандидатов в их правах и обязанностях, установленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. Таким образом, непредставление кандидатом вышеуказанных документов исключает возможность его регистрации, что прямо установлено ч. 9 ст. 53 Закона 87-ОЗ. Так же указал, что суд не вправе обязать избирательную комиссию принять решение о регистрации данного кандидата, поскольку согласно положениям законодательства о выборах регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией в установленном законом порядке. Суду надлежит обязать избирательную комиссию рассмотреть вопрос о регистрации кандидата. Таким образом, требование административного истца об обязании ответчика зарегистрировать его в качестве кандидата не может быть удовлетворено.

Представитель заинтересованного лица – Регионального отделения политической партии «Партия Возрождения России» в Воронежской области в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, причина неявки не известна.

Согласно ч. 3 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не признано судом обязательным, не является препятствием для разрешения и рассмотрения указанного административного дела.

Суд нашел возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Плотникова Н.Н., полагавшего, что заявленные административные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, оценивая заявленные административным истцом требования, суд приходит к выводу, что они являются обоснованными, по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (часть 5 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным

законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее также - Федеральный закон № 95-ФЗ).

Пунктами 2 и 4 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ установлено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

В соответствии с пунктами 2, 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в заявлении о согласии баллотироваться кандидат в депутаты указывает, в том числе сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации; основное место работы или службы, занимаемую должность. Вместе с заявлением представляется заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).

Согласно п. 3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение- в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Согласно части 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях» (подпункт «б»); отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт «в.1»); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт «в.2»).

Согласно статье 25 Федерального закона от 11 июня 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на

конференции или общем собрании региональных отделений политической партии (пункт 2).

В соответствии с частью 9 статьи 53 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87 - ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» (принят Воронежской областной Думой 14 июня 2007 года), в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.

В соответствии с частью 9 статьи 53 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87 - ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области) в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов соответствующая комиссия в течение с пни; суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.

Частью 3 статьи 53 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87 - ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 2.1 статьи 43 настоящего Закона Воронежской области, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Согласно подпункту «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Законом о политических партиях, является основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией.

Аналогичное положение закреплено в подпункте 2.1 пункта 9 статьи 53 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-ОЗ (ред. от 30 мая 2022 года) «Избирательный кодекс Воронежской области», согласно которому основанием отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией является несоблюдение требований к выдвижению кандидата предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».

В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

Согласно части 2 статьи 25 указанного закона, решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах (пункт «и» части 2 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ).

Пунктом 15.11.2 Устава политической партии «Партия Возрождения России» (далее - Устав политической партии), размещенного на официальных сайтах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», выдвижение голосованием кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления отнесено к компетенции общего собрания регионального отделения партии.

Согласно пункту 18.12. Устава политической партии общее собрание

(конференция) конференция регионального отделения правомочны принимать решения о выдвижении кандидата, если на них присутствует более половины избранных делегатов (членов), при условии, что они представляют более половины местных отделений Партии. Общее собрание регионального отделения партии правомочно принимать указанные решения, если в нем участвует более половины членов регионального отделения.

Решения по указанным вопросам принимаются при наличии кворума большинства голосов присутствующих.

Положениями Устава партии предусмотрено выдвижение кандидатов на выборные должности муниципальных образований, к которым относится и глава Николаевского сельского поселения Аннинского района Воронежской области.

Федеральным законом № 95-ФЗ предусмотрены требования к партийному мероприятию по выдвижению кандидатов на выборах: 1) голосование; 2) кворум для принятия решения; 3) соблюдение требований устава партии к процедуре проведения мероприятия по выдвижению кандидата, если такие требования имеются в уставе.

В соответствии с ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Решением Совета народный депутатов Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области от 21 июня 2022 года № 18 года назначены выборы на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области на 11 сентября 2022 года /л.д. 45/.

Решением Избирательной комиссии Воронежской области от 20 июня 2020 года № 135/891-6 «О возложении полномочий избирательных комиссий

муниципальных образований Аннинского муниципального района Воронежской области на участковые избирательные комиссии, действующие в границах соответствующих муниципальных образований Аннинского муниципального района Воронежской области» полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области возложены на участковую избирательную комиссию избирательного участка № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области /л.д. 161-164/.

Согласно решению избирательной комиссии Воронежской области от 29 августа 2017 года № 39/290-6 номера избирательного участка № 01/32 и № 132 являются равнозначными.

01 июля 2022 года РО ПП «Партия Возрождения России» известила участковую избирательную комиссию № 01/32 Аннинского района Воронежской области о проведении общего собрания регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России» в Воронежской области по выдвижению кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, которое состоится 07 июля 2022 г., в 15 часов по адресу: , с указанием контактного лица и его номера телефона, при этом адресовав извещение в Территориальную избирательную комиссию Аннинского района Воронежской области.

07 июля 2022 года представители избирательной комиссии Воронежской области приняли участие в мероприятии по выдвижению кандидата на указанных выборах, что подтверждается протоколом общего собрания РО ПП «Партия Возрождения России» в Воронежской области от 07 июля 2022 года /л.д. 78-83/.

Согласно протоколу общего собрания регионального отделения политической партии «Партия Возрождения России» в Воронежской области от 07 июля 2022 года, всего в региональном отделении состоит 11 членов политической партии. Присутствовало 8 членов регионального отделения Политической партии. По результатам голосования за кандидатуру ФИО3 проголосовало «за» 8 человек, «против» - 0, «воздержались» – 0.

21 июля 2022 года ФИО3 предоставил в УИК документы о своем выдвижении на выборах от Регионального отделения политической партии «Партия Возрождения России» в Воронежской области.

22 июля 2022 года УИК указала на недостатки в представленных документах, которые ФИО3 исправил.

03 августа 2022 года УИК отказала в регистрации ФИО3 в качестве кандидата на выборах.

Указанное решение УИК было обжаловано ФИО3 в установленном законом порядке в суд.

Решением Аннинского районного суда Воронежской области от 12 августа 2022 года исковые требования ФИО3 к участковой избирательной комиссии № 01/32, исполняющей полномочия избирательной комиссии Николаевского

сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования, удовлетворены в части. Участковая избирательную комиссию № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области обязана рассмотреть вопрос о регистрации ФИО3 кандидатом на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области /л.д. 191-204/.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 30 августа 2022 года, решение Аннинского районного суда Воронежской области от 12 августа 2022 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба участковой избирательной комиссии избирательного участка № 01/32 – без удовлетворения /л.д. 205-214/.

02 сентября 2022 года УИК приняла новое решение, сославшись на 10 нарушений, отказала истцу в регистрации, согласно п.п. 2.1, 3, 4 ч. 9 ст. 53 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» /л.д. 23-28/.

Причинами отказа является вывод УИК о том, что:

1) в решениях Совета Воронежского Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России» о созыве внеочередных Общих собраний Воронежского Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России» от 25 и 29 июня 2022 года в нарушение требований пункта 15.8 Устава Политической партии «Партия Возрождения России» не содержится информация о норме представительства делегатов для проведения общего собрания, что свидетельствует о несоблюдении данным избирательным объединением требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Уставом Политической партии «Партия Возрождения России», Федеральным законом от 11июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», что в силу пункта 2.1 части 9 статьи 53 № 87-03 «Избирательный кодекс Воронежской области» является основанием для отказа в регистрации кандидата;

2) в представленных 21 июля 2022 года ФИО3 документах для уведомления о выдвижении кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области отсутствует уведомление кандидата о выдвижении на должность главы поселения. Уведомительное письмо кандидата было представлено в УИК № 01/32 22 июля 2022 года, то есть не одновременно с документами по выдвижению кандидата, представленными 21 июля 2022 года, что действующее избирательное законодательство не допускает. В представленном 22 июля 2022 года уведомительном письме кандидата отсутствует информация о выдвижении его избирательным объединением, о персональных данных кандидата, письмо подготовлено без учета рекомендуемой формы. В представленном 21 июля 2022 года уведомительном письме избирательного объединения указано: решение общего собрания избирательного объединения Воронежского Регионального отделения «Партия Возрождения России» от 25.06.2022; дата подписания

уведомительного письма «15.06.2022». При этом общее собрание Воронежского Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России» по выдвижению кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области состоялось 7 июля 2022 года;

3) в содержании уведомительного письма указана информация о представлении документов для заверения списка кандидатов, а не о выдвижении кандидата на выборах. В качестве приложения указаны лишь документы о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения;

4) в протоколе общего собрания Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России» в Воронежской области имеются недостатки: в пункте 2 содержится основание выдвижения кандидата «В соответствии со статьей 45 Закона Воронежской области от 19 октября 2009 года № 115-ОЗ, от 04 декабря 2019 года № 147-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Воронежской области». Данный правовой акт, регулирующий вопросы подготовки и проведения выборов главы сельского поселения в Воронежской области, отсутствует. В пункте 3 предложено избрать уполномоченного представителя избирательного объединения в Волгоградской области;

5) заявление о согласии баллотироваться кандидатом, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, уведомление об отказе от создания избирательного фонда, уведомление об отказе открывать специальный избирательный счет подписаны кандидатом 15.06.2022. Решение о назначении выборов главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области было принято 21 июня 2022 года, официальное опубликование решения о назначении выборов - 24 июня 2022 года, то есть дата подписания документов кандидатом по его выдвижению произведена ранее начала избирательной кампании;

6) 1 августа 2022 года ФИО3 в УИК № 01/32 отдельные документы для выдвижения кандидата представлены повторно, часть документов представлена впервые. На всех документах проставлена дата - 1 августа 2022 года, при этом период выдвижения кандидатов завершился 22 июля 2022 года, а документы на регистрацию должны были быть представлены не позднее 27 июля 2022 года;

7) заявление кандидата о согласии баллотироваться на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области от 1 августа 2022 года адресовано в Территориальную избирательную комиссию Аннинского района Воронежской области, в полномочия которой не входят вопросы выдвижения и регистрации кандидатов на выборах главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, поскольку она не является организующей выборы избирательной комиссией;

8) в заявлении кандидата о согласии баллотироваться на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области отсутствует страховой номер индивидуального лицевого счета, подлежащий указанию кандидатом в заявлении в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87 - ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области».

9) в уведомительном письме избирательного объединения от 1 августа 2022 года перечисляются документы, представленные и датированные 21 и 22 июля 2022 года.

10) вместо представленного 21 июля 2022 года уведомления об отказе от создания избирательного фонда ФИО3 представлено уведомление от 1 августа 2022 года о создании избирательного фонда за счет собственных средств без открытия специального избирательного счета, что нарушает избирательное законодательство.

Оценивая заявленные административным истцом ФИО3 исковые требования, суд приходит к следующему.

Изложенные в оспариваемом решении в пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9 основания для отказа в регистрации ФИО3 кандидатом на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области были предметом рассмотрения и судебной оценки при вынесении решения Аннинского районного суда Воронежской области от 12 августа 2022 года (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 30 августа 2022 года).

Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что решение партийной организации о выдвижении кандидата ФИО3 и состав изложенных в нем сведений отвечают требованиям к форме и содержанию такого документа, установленным ч. 10 ст. 45 Избирательного кодекса Воронежской области, принято правомочным органом общим собранием регионального отделения политической партии, с соблюдением кворума, предписания о голосовании большинством голосов от присутствующих делегатов, что не противоречит Уставу политической партии. 1 августа 2022 года ФИО3, в соответствии с частью 3 статьи 53 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87 - ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» восполнил неполноту сведений о кандидате, и представленных документов.

При указанных обстоятельствах, решение участковой избирательной комиссии № 01/32, исполняющей полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области об отказе в регистрации кандидата ФИО3 на должность главы муниципального образования по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, нельзя признать законным и обоснованным и оно в этой части подлежит отмене.

Кроме того, отдельными основаниями для отказа в регистрации кандидата ФИО3 на должность главы муниципального образования послужили основания, указанные в пунктах 8, 10 оспариваемого решения, которые не были

предметом рассмотрения при вынесении решения Аннинского районного суда Воронежской области от 12 августа 2022 года (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 30 августа 2022 года) и подлежат оценке судом при рассмотрении настоящего дела.

Как следует из п. 8 обжалуемого решения, основанием для отказа в регистрации кандидата ФИО3 на должность главы муниципального образования является то, что в заявлении кандидата о согласии баллотироваться на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области отсутствует страховой номер индивидуального лицевого счета, подлежащий указанию кандидатом в заявлении в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87 - ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области».

Действительно, в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, подлежат указанию кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться.

Между тем, данные сведения ФИО3 были указаны в заявлении о согласии баллотироваться при предоставлении их в избирательную комиссию 21 июля 2022 года /л.д. 76-77/.

Представитель ответчика указывает, что данные сведения не были указаны в уточненном заявлении ФИО3 от 01 августа 2022 года /л.д. 103-104/.

Суд находит данное основание для отказа в регистрации кандидата не основанным на законе, поскольку сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета ФИО3 имелись в распоряжении избирательной комиссии, которая имела возможность их проверить либо уточнить.

Следующим основанием для отказа в регистрации кандидата ФИО3 на должность главы муниципального образования послужило то, что вместо представленного 21 июля 2022 года уведомления об отказе в создании избирательного фонда ФИО3 представлено уведомление от 1 августа 2022 года о создании избирательного фонда за счет собственных средств без открытия специального избирательного счета, что нарушает избирательное законодательство.

Данное основание для отказа суд не может принять во внимание, поскольку кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации избирательной комиссией (такая обязанность отсутствует при проведении выборов в органы местного самоуправления при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится), о чем уведомляют соответствующую избирательную комиссию (пункт 1 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Таким образом, в данном случае создание ФИО3 избирательного фонда является его правом, численность населения Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, согласно общедоступных сведений, не превышает 1 500 человек, согласно финансового отчета кандидата сведения о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата отсутствуют.

Таким образом, суд приходит к выводу, что пункт 8, 10 оспариваемого решения нельзя признать основанными на законе в качестве оснований для отказа в регистрации кандидата ФИО3 на должность главы муниципального образования.

В связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии у участковой избирательной комиссии № 01/32, исполняющей полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области оснований считать нарушенными установленные Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ и Уставом политической партии требования к выдвижению кандидата, и как следствие отсутствие оснований для отказа в его регистрации, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункта 9 статьи 53 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области».

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что порядок выдвижения кандидата ФИО3 соответствует требованиям законодательства, в том числе суд исходит из буквального толкования подпункта «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, согласно которому отказ в регистрации кандидата возможен лишь при установлении избирательной комиссией несоблюдения требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ, содержащим, в свою очередь, отсылочную норму к уставу политической партии.

Таким образом, изложенные в оспариваемом ФИО3 решении участковой избирательной комиссии № 01/32 Аннинского района Воронежской области от 2 сентября 2022 года № 25 основания отказа в регистрации последнего в качестве кандидата на должность главы администрации Николаевского сельского поселения Аннинского района Воронежской области не являются основаниями, с которыми избирательное законодательство связывает возможность ограничения реализации пассивного избирательного права.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный ответчик незаконно отказал ФИО3 в регистрации в качестве кандидата на должность главы администрации Николаевского сельского поселения Аннинского района Воронежской области.

Согласно статьи 38 Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов

осуществляется соответствующей избирательной комиссией в установленном законом порядке.

При указанных обстоятельствах, суд полагает правильным признать незаконным и отменить решение участковой избирательной комиссии № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области от 2 сентября 2022 года № 25 «Об отказе в регистрации кандидата Панчук Марка Игоревича на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, выдвинутому избирательным объединением «Воронежское региональное отделение политической партии «Партия Возрождения России», в удовлетворении административных исковых требований ФИО3 об обязании участковой избирательной комиссии зарегистрировать его кандидатом на выборах без передачи вопроса на повторное рассмотрение участковой избирательной комиссии отказать, в установленном законом порядке. Учитывая, что регистрация кандидата осуществляется исключительно избирательной комиссией, суд находит необходимым обязать участковую избирательную комиссию № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области рассмотреть повторно вопрос о регистрации ФИО3 кандидатом на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области в сроки, позволяющие ФИО3 реализовать пассивное избирательное право.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Панчук Марка Игоревича удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение участковой избирательной комиссии № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области от 2 сентября 2022 года № 25 « Об отказе в регистрации кандидата Панчук Марка Игоревича на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, выдвинутому избирательным объединением «Воронежское региональное отделение политической партии « Партия Возрождения России».

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Обязать участковую избирательную комиссию № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области рассмотреть вопрос о регистрации Панчук Марка Игоревича кандидатом на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области.

Об исполнении решения суда необходимо сообщить в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Д.Н. Пысенков

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.