ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-554/2022 от 21.02.2022 Ставропольского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2022 года г.Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе

председательствующего судьи Безденежного Д.В.,

при секретаре Дзанаевой З.В.,

с участием представителя административного ответчика Шевченко Е.В., по доверенности с дипломом,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-554/2022 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области к Фонду содействия патриотическому воспитанию «Патриоты Поволжья» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области обратилось в суд с административным иском к Фонду содействия патриотическому воспитанию «Патриоты Поволжья» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заявленные требования мотивированы тем, что запись о создании Фонда содействия патриотическому воспитанию "Патриоты Поволжья" внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером

На основании распоряжения и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области от 17.03.2021 № 280-р, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», с Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456 в период с 01.04.2021 по 28.04.2021 в отношении Фонда содействия патриотическому воспитанию "Патриоты Поволжья" (далее - Организация) проводится документарная плановая проверка без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности Организации.

По результатам проверки выявлены нарушения:

В соответствии с пунктом 3 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация фонда не допускается. Однако подпунктом 2 пункта 5.3., пунктами 9.1, 9.2 устава предусмотрена возможность реорганизации Организации, что не соответствует требованиям пункта 3 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях» к исключительной компетенции высшего коллегиального органа управления фонда относится, в том числе, досрочное прекращение полномочий других органов фонда, одобрение совершаемых фондом сделок, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

Пункт 5.3. устава Организации содержит закрытый перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления - Правления. Однако решение вышеуказанных вопросов не отнесено к исключительной компетенции Правления, что является нарушением пункта 1 статьи 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях».

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях» решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов.

Однако исходя из положений пункта 5.5 устава Организации решения Правления по вопросам формирования Попечительского совета, утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда, принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда, принятие решений об участии фонда в других организациях принимаются простым большинством голосов, что не соответствует пункту 4 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 №7- ФЗ «О некоммерческих организациях».

28.04.2021 г. по итогам проверки в отношении Организации, в порядке статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в связи с выявлением нарушений законодательства Российской Федерации, было вынесено предупреждение.

19.08.2021 года, в связи с неустранением нарушений, выявленных в ходе проверки, в порядке статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», было вынесено повторное предупреждение.

Однако нарушения, указанные в предупреждении, до настоящего времени не устранены.

Таким образом, Организация неоднократно не исполнила предусмотренную законом обязанность, что согласно пункту 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась. Дополнительно пояснила, что в ходе проверки, действительно имели место быть нарушения. По факту деятельность не ведется с 2019 года. Основные действия фонда были развитие патриотического воспитания. В силу тяжелого эпидеомелогического положения, мероприятия отменены и фонд не может осуществлять свою деятельность. С нарушениями согласны и с требованиями истца тоже согласились. На сегодняшний день расчетный счет полностью закрыт. Задолженности перед бюджетом и третьими лица полностью отсутствует. Сами участники фонда не намерены продолжать деятельность, поэтому принято решение согласиться с требованиями административного истца.

В соответствии с п. 4 стр. 263 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

Проверив материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о ликвидации некоммерческих организаций и исключении сведений о них из государственного реестра.

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иных фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также и иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация фонда не допускается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях» к исключительной компетенции высшего коллегиального органа управления фонда относится, в том числе, досрочное прекращение полномочий других органов фонда, одобрение совершаемых фондом сделок, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях» решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что регистрация Фонда содействия патриотическому воспитанию "Патриоты Поволжья" подтверждается свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации, выпиской из ЕГРЮЛ, копией Устава организации.

На основании распоряжения и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области от 17.03.2021 № 280-р, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», с Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456 в период с 01.04.2021 по 28.04.2021 в отношении Фонда содействия патриотическому воспитанию "Патриоты Поволжья" (далее - Организация) проводится документарная плановая проверка без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности Организации.

Были выявлены нарушения В соответствии с пунктом 3 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация фонда не допускается. Однако подпунктом 2 пункта 5.3., пунктами 9.1, 9.2 устава предусмотрена возможность реорганизации Организации, что не соответствует требованиям пункта 3 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях» к исключительной компетенции высшего коллегиального органа управления фонда относится, в том числе, досрочное прекращение полномочий других органов фонда, одобрение совершаемых фондом сделок, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

Пункт 5.3. устава Организации содержит закрытый перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления - Правления. Однако решение вышеуказанных вопросов не отнесено к исключительной компетенции Правления, что является нарушением пункта 1 статьи 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях».

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях» решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов.

Однако исходя из положений пункта 5.5 устава Организации решения Правления по вопросам формирования Попечительского совета, утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда, принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда, принятие решений об участии фонда в других организациях принимаются простым большинством голосов, что не соответствует пункту 4 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 №7- ФЗ «О некоммерческих организациях».

28.04.2021 г. по итогам проверки в отношении Организации, в порядке статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в связи с выявлением нарушений законодательства Российской Федерации, было вынесено предупреждение.

19.08.2021 года, в связи с неустранением нарушений, выявленных в ходе проверки, в порядке статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», было вынесено повторное предупреждение.

Однако нарушения, указанные в предупреждении, до настоящего времени не устранены.

Возражений относительно вышеуказанных обстоятельств административный ответчик не представили, а наоборот согласился с допущенными наращениями и не возражал против удовлетворения административных требований.

Таким образом, суд считает установленным, что своими действиями административный ответчик нарушил установленные законом обязательные требования, предъявляемые к некоммерческим организациям, что в силу п. 10 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно представленный документам административный ответчик не имеет задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180, 262-265 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Управления Министерств юстиции по Самарской области – удовлетворить.

Ликвидировать Фонд содействия патриотическому воспитанию «Патриоты Поволжья», запись о создании которого, внесена в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером

Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Фонд содействия патриотическому воспитанию «Патриоты Поволжья» основной государственный регистрационный .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд Самарской области в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено 01.03.2022 года.

Председательствующий:

УИД: 63RS0027-01-2022-000058-22