Дело № 2а-5555/2019-31
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Чучупаловой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Михеева Е.В. к Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании положений постановления Администрации Петрозаводского городского округа,
установил:
Михеевым Е.В. оспариваются положения п. 4 Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 15.12.2017 года №587 «О присвоении наименований элементам улично-дорожной сети Петрозаводского городского округа и внесении изменений в Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 10.05.2016 года №1900». Иск мотивирован тем, что истец является собственником земельного участка с кадастровыми номерами №, расположенного в центральной части кадастрового квартала №. По принадлежащему истцу земельному участку проходит улица <адрес>, существование которой закреплено указанным выше нормативно-правовым актом в оспариваемой части. При этом мероприятия по присвоению наименования улице административным ответчиком с истцом не согласовывались. С заявлением о присвоении наименования или переадресации объекта в орган местного самоуправления истец не обращался. При этом организация улицы и присвоение ей наименования будет создавать трудности при эксплуатации истцом земельного участка. Прохождение улицы через земельный участок истца лишит его возможности самостоятельно определять его судьбу и использовать в соответствии с его назначением для размещения промышленных предприятий III-V классов опасности. Существование улицы предполагает проход населения и проезд автомобилей, выполнение работы по ее содержанию, устройство освещения и инженерных коммуникаций, установку дорожных знаков. Административным ответчиком нарушена предусмотренная соответствующим постановлением Правительства РФ процедура принятия решения о присвоении наименования элементу улично-дорожной сети, решение о присвоении наименования улице Сулажгора принято без достаточных для того правовых оснований.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Соколов Э.М., действующий по ордеру иск поддержал, пояснил, что существуют варианты проезда к объектам, расположенным за земельным участком истца, <адрес>, о чем представлены графические схемы. Присваивая элементу улично-дорожной сети наименование, административный ответчик создал новый объект, подпадающий под регулирование ГОСТ 50597-2017 и ФЗ «Об автомобильных дорогах», законом предусмотрена обязанность его технического содержания.
Административный ответчик в лице представителя Хмелевской М.В. по доверенности с иском не согласна, указала, что оспариваемой нормой, изданной органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, права административного ответчика не нарушаются.
Прокурор Леонтьева И.В. в суде дала заключение об отсутствии оснований для удовлетворения иска, указав на наличие у административного ответчика соответствующих полномочий на присвоение наименования городской улице, а также на то, что оспариваемая норма права не нарушает прав административного истца.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровыми номерами №, расположенный в центральной части кадастрового квартала №. Вид разрешенного использования указанного участка - размещение промышленных предприятий III-V класса опасности.
Оспариваемым по настоящему делу пунктом 4 постановления Администрации Петрозаводского городского округа № 587 от 1 марта 2018 года «О присвоении наименований элементам улично-дорожной сети Петрозаводского городского округа и внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 10 мая 2016 года № 1900» проходящему по земельному участку административного истца грунтовому проезду, соединяющему <адрес>. Грунтовая дорога была построена для прохода или проезда через <адрес>, она же вела к указанным выше объектам.
В соответствии с п. 27 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре относится к компетенции органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения вправе издавать муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
Администрация проводит процедуру присвоения адресов объектам адресации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 №1221 «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов». Согласно п. 6, 7 Правил присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация осуществляет процедуру по внесению адресной информации в федеральную информационную адресную систему (ФИАС) с 2016 года. Ранее информация об адресах вносилась Федеральной налоговой службой по г.Петрозаводску УФНС России по Республике Карелия.
В соответствии с обращением Управления Федеральной налоговой службы по Республики Карелия от 17.05.2016 № 14-29/0851 ДСП «О перечне адресов, не введённых в базу данных ФИАС» Администрацией ПГО была начата работа по упорядочению адресов зданий, расположенных на территории Петрозаводского городского округа. Во исполнение Протокола рабочего совещания в ИФНС России по г.Петрозаводску по вопросам размещения в ФИАС отсутствующей адресной информации о кадастровых номерах зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства и о помещениях (квартирах), адреса которым были присвоены до 2016 года от 14.06.2017 Администрацией ПГО была продолжена работа по уточнению и внесению в ФИАС отсутствующей адресной информации, в т.ч. по вопросу актуализации адресной информации. Кроме этого письмом Министерства финансов Республики Карелия от 30.06.2017 №3152/13.1-10 был направлен Перечень объектов недвижимости, у которых отсутствуют сведения о номере дома. По итогам инвентаризации Постановлением Администрации от 01.03.2018 № 587 элементу улично-дорожной сети в районе Сулажгора от улицы Пограничной до лыжной базы «Сулажгора» присвоено наименование «улица Сулажгора», подпунктом 2 п. 12 постановления Администрации от 01.03.2018 № 588 «Об упорядочении адресов объектов адресации на территории Петрозаводского городского округа» земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения, имеющие адреса: «<адрес>.
По доводам иска постановление, содержащее оспариваемую норма, в установленном порядке опубликовано не было, указанные доводы иска не нашли подтверждения в судебном заседании.
В соответствии с п. 1 ст. 67 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петрозаводского городского Совета от 19.10.1999 № XXIII-XXVI/418 (в редакции, действующей на дату принятия постановлений № 588, 587), муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов является их размещение на официальном сайте Администрации Петрозаводского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее 3 рабочих дней с момента поступления акта Главе Петрозаводского городского округа для опубликования.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи муниципальные нормативные правовые акты также подлежат опубликованию в периодическом печатном средстве массовой информации, определяемом решением Петрозаводского городского Совета об установлении источников официального опубликования муниципальных правовых актов, если иное не установлено законом.
Постановление № 587 от 01.03.2018 было опубликовано на официальном сайте Администрации Петрозаводского городского округа, копия скриншота Приобщена к материалам дела. Постановление № 588 от 01.03.2018 также было опубликовано на официальном сайте Администрации Петрозаводского городского округа, копия скриншота приобщена к материалам дела.
Кроме того, постановления № 588, 587 были опубликованы в периодическом печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа за номером 140 от 30.04.2018, «Информационный бюллетень» приобщен к материалам дела.
По доводам иска основанием для адресации такого сооружения как улица могут служить лишь указанные в пункте 8 подпункте б) Постановления Правительства РФ от 19.11.2014 №1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» основания.
К таковым в отношении сооружений относятся:
- выдача (получение) разрешения на строительство сооружения;
- выполнения в отношении сооружения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком сооружении, при постановке сооружения на государственный кадастровый учет (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции сооружения получение разрешения на строительство не требуется).
Формально такие основания для вынесения оспариваемого пункта постановления №587 отсутствовали, вместе с тем, учитывая полномочия органа местного самоуправления по присвоению адресов объектам адресации в границах Петрозаводского городского округа, факта прохождения подвергшейся адресации улицы через ряд земельных участков, расположенных на территории Петрозаводского городского округа, обязанности размещение информации в государственном адресном реестре в соответствии с Приказом Минфина России от 31.03.2016 N 37н "Об утверждении Порядка ведения государственного адресного реестра", суд приходит к выводу о том, что требования закона оспариваемой частью Постановления № 587 от 01.03.2018 не нарушены.
Доводы иска о нарушении п. 4 Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 15.12.2017 года №587 прав административного истца судом не принимаются.
Земельные участки с кадастровыми номерами №, из которых в дальнейшем был образован земельный участок №, приобретались административным истцом с наличествующим на них грунтовым проездом, обеспечивающим в свое время доступ к участкам <данные изъяты>, располагавшегося на этих землях, а также соединявшим <адрес>. Указанная грунтовая дорога использовалась неопределенным кругом лиц для доступа к указанным объектам. Сведений об устройстве иного проезда к указанным объектам суду не представлено, данных о разработке и утверждении проекта планировки территории в материалах дела не содержится. Вместе с тем из схемы расположения нового элемента улично-дорожной сети в районе <адрес> (Приложение №4 к постановлению №587 от 01.03.2018 года) следует, что улица <адрес> проходит не только по земельному участку с кадастровым номером №, но и по другим земельным участкам, расположенным в центральной части кадастрового квартала №, в том числе по земельному участку с кадастровым номером №.
Деятельность по адресации проезда как улицы позволила Администрации Петрозаводского городского округа адресовать расположенные на нем объекты, объективно никаких правовых последствий в виде обязанности для административного истца или административного ответчика совершать в отношении объекта адресации какие-либо действия не повлекла.
Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 15.12.2017 года №587 принято полномочным должностным лицом, в установленной законом форме; процедура его принятия не нарушена.
Таким образом, судом основания для признания оспариваемых положений муниципального нормативного правового акта недействующими ввиду противоречия федеральному законодательству не установлены, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Ввиду изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено