ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5558/2021 от 03.12.2021 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №2а-5558/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Йошкар-Ола 03 декабря 2021 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Лаптевой К.Н.

при секретаре Калюжновой О.В.

с участием административного истца Насибуллина Р.Р.

представителей административного ответчика Сысоевой А.О., Сурновой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Насибуллина Рустема Рахмулловича к главному государственному санитарному врачу по Республике Марий Эл Булатовой Светлане Ильгизовне об оспаривании действий (постановления),

УСТАНОВИЛ:

Насибуллин Р.Р. обратился в суд с административным иском к главному государственному санитарному врачу по Республике Марий Эл Булатовой Светлане Ильгизовне о признании незаконными ее действий, выразившихся в принятии Постановления главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл №1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» от <дата>

В обоснование иска указано, что <дата> главным государственным врачом по Республике Марий Эл принято Постановление №1 «О проведении профилактических прививок отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям». В соответствии с п.1 Постановления постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в частности, следующей категории (группе) граждан, подлежащих обязательной вакцинации: работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность жилищно-коммунального хозяйства. Истец в поданном иске указывает, что он относится к установленной оспариваемым актом категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации (работник сферы здравоохранения: водитель скорой помощи), а оспариваемым актом нарушается его право на отказ от проведения профилактических прививок, данные вопросы должны регулироваться не трудовым законодательством, а законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Административный истец Насибуллин Р.Р. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогично изложенные в иске, пояснил, что не желает прививаться, фактически оспаривает не столько действия административного ответчика, сколько само постановление в части применения его к нему как сотруднику сферы здравоохранения.

В судебном заседании представители административного ответчика Сысоева А.О. и Сурнова Е.В. возражали против удовлетворения иска, поддержали доводы, изложенные в возражениях на административный иск. Административный ответчик главный государственный санитарный врач по Республике Марий Эл Булатова С.И. в суд не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель заинтересованного лица ГБУ РМЭ «Станция скорой медицинской помощи» в суд представителя не направил, извещен.

Прокурор в судебное заседание не явился, извещен.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы данного административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

22.07.2021 главным государственным санитарным врачом по Республике Марий Эл Булатовой С.И. принято Постановление №1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».

Указанное постановление отвечает признакам нормативного правого акта, так как распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, устанавливает общеобязательные правила поведения, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений.

Из содержания данного нормативного акта (абз.6 преамбулы постановления, п.1, 1.1., 2, 2.1.), в частности, следует, что главный государственный санитарный врач по Республике Марий Эл Булатова С.И. в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь п.6 ч.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.10 Федерального Закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п.18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», приказом Минздрава России от 21.03.2014 №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2014 №32115), постановила:

1. Обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации:

1.1. работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность:

- в сфере здравоохранения

2. Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Марий Эл, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления:

2.1. в срок до 01.09.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 25.09.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников (в редакции от 22 июля 2021 года, действовавшей на момент обращения).

В действующей редакции п. 2.1 предусмотрена обязанность в срок до 01.11.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом, в срок до 01.12.2021 - вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), которые прошли государственную регистрацию в Российской Федерации.

В силу п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.2, 5 ст.76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (п.2 и 3 ст.12).

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней (ч.1 ст.4 Федерального закона №157-ФЗ).

Коронавирусная инфекция (2019-nCov) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации (СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» отнесен ко II группе патогенности.

В связи со вспышкой нового коронавируса в 2019 году в Китайской Народной Республике и случаями вывоза инфекции в другие страны, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 30.01.2020 года на Втором совещании Комитета по чрезвычайной ситуации, созванной Генеральным директором ВОЗ объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей.

Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (далее новая коронавирусная инфекция COVID-19) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (в редакции от 31.01.2020).

Указом Главы Республики Марий Эл от 17.03.2020 №39 (с последующими изменениями и дополнениями) в связи с угрозой распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Марий Эл введен режим повышенной готовности и реализуются дополнительные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения республики.

Пунктом 6 ч.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ предусмотрено, что Национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.

Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 №825 утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч.3 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ).

Из смысла приведенных норм следует, что в Российской Федерации существуют два вида прививок: профилактические прививки по эпидемическим показаниям.

Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 №125н утвержден национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям (зарегистрирован в Минюсте России 25.04.2014 №32115).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.02.2021 №47н «О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 №125н» в календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям позиция, касающаяся вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, изложена в следующей редакции:

«К приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более…

В силу п.2 ст.10 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

Пунктом 6 ч.1 ст.51 Федерального закона от 17.09.1998 №52-ФЗ установлено, что лавные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст.50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 №680), Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Управление осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п.8.1. Положения).

Управление полномочно при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (п. 8.34.3 Положения).

Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Руководителем Федеральной службы. Руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Республике Марий Эл (п.п. 10, 11 Положения).

Булатова С.И. назначена на должность руководителя Роспотребнадзора по Республике Марий Эл – главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл приказом Минздравсоцразвития России от 15.09.2008 №57-тк.

Таким образом, Постановление от 22.07.2021 №1 издано компетентным государственным органом в пределах представленных ему полномочий в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции и является обязательным для исполнения. Довод истца о том, что постановление вынесено ненадлежащим лицом основан на неверном толковании правовых норм.

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 № 1307н, которым также определены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации.

Между тем, вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства (п.5 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №323-ФЗ, ст.1 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ), следовательно, ее можно провести только с согласия гражданина (п.2 ст.11 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ).

Пунктом 1 ст.6 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ предусмотрено право граждан на отказ от профилактических прививок.

Отказ от проведения медицинского вмешательства, в том числе профилактических прививок, оформляется в письменной форме (ч.7 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 №323-ФЗ, п.3 ст.5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ).

Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие у работника медицинских противопоказаний (п.3 ст.11 Федерального закона №157-ФЗ, таблица 1 «Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок МУ 3.3.1.1095-02 «3.3.1. Вакцинопрофилактика. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок. Методические указания», утвержденных Главным государственным санитарным врачом 09.01.2002).

В обоснование исковых требований истец указывает, что Постановление главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл №1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» от 22.07.2021 принято с превышением полномочий главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл.

Согласно п.18.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 №65 (зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2014 №32001) решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.

Внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на территориальном, объективном уровне – на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.

Однако на названными санитарными правилами, ни иными нормативными правовыми актами не регулируется порядок согласования государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации решения о проведении иммунизации населения по эпидемическим показаниям с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Административным ответчиком и Управлением Роспотребнадзора по РМЭ проводится ежедневный, еженедельный и ежемесячный анализ эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

Проанализировав эпидемиологическую ситуацию по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией в Республике Марий Эл, было установлено увеличение показателя заболеваемости в сравнении с показателями заболеваемости данной инфекцией за аналогичные периоды мая и июня месяцев, что подтверждается представленными административным ответчиком данными статистической отчетности. С учетом роста числа заболевших и госпитализированных лиц по состоянию на 22.07.2021 главным государственным санитарным врачом по Республике Марий Эл принято решение о немедленном вынесении оспариваемого Постановления №1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».

Текст постановления размещен на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл http://12rospotrebnadzor.ru.

Разрешая спор, суд полагает, что основания для вынесения такого постановления (угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих) у ответчика имелись, оценка обоснованности вынесения указанного постановления с точки зрения, при этом оценка необходимости проведения профилактических прививок (с точки зрения реальности, существенности такой угрозы) находится за рамками судебного нормоконтроля.

Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней (ч.1 ст.4 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ).

Согласно ст.35 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 № 1307н, которым также определены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.02.2021 №47Н «О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 №125н в календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям позиция, касающаяся вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, изложена в следующей редакции:

«К приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более.

Таким образом, в календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям в части прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 к приоритету 1 уровня отнесены в том числе, работники медицинских организаций.

Исходя из материалов дела пояснений истца, истец осуществляет работу в сфере здравоохранения, являясь водителем скорой помощи ГБУ РМЭ «Станция скорой медицинской помощи», непосредственно контактируя с врачами, медицинскими сестрами и пациентами, совершая выезды по экстренным случаям, природа которых на момент вызова однозначно установлена быть не может.

Таким образом, суд полагает, что действие оспариваемого постановления также обоснованно распространено на административного истца как работника сферы здравоохранения.

Согласно абз.1 и 8 ч.1 ст.76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз.4 п.2 ст.5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Соответствующие Разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных, включающие в себя Рекомендации действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан), подготовленные совместно Минтрудом России и Роспотребнадзором, направлены Письмом Минтруда России от <дата><номер>

В свою очередь главный государственный санитарный врач по Республике Марий Эл Булатова С.И. не уполномочена при вынесении постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям давать рекомендации или устанавливать правила, регулирующие непосредственно трудовые отношения.

Также суд учитывает, что согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В силу указанных положений Конституции Российской Федерации баланс интересов, связанных правом на здоровье и безопасную окружающую среду, в том числе защита от серьезных заболеваний и обеспечение коллективного иммунитета, может оправдывать общеобязательные меры и ограничения, связанные с вакцинацией. Сходная позиция была высказана Европейским Судом по правам человека Постановлении Большой Палаты Европейского суда по делу "Вавржичка и другие против Чешской Республики" (Vavricka and Others v. Czech Republic) от 8 апреля 2021 г., жалобы N 47621/13, 3867/14, 73094/14, 19298/15, 19306/15 и 43883/15.

В силу п.1 ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.

При этом в данном случае речь не идет о принудительной вакцинации как медицинской процедуре, а о наличии ряда ограничений, связанных с ее отсутствием. С учетом общественной значимости защиты права на здоровье и безопасную окружающую среду, сложившейся эпидемиологической ситуации, при наличии предусмотренной законом возможности получения отвода по медицинским показаниям, а также полного отказа от вакцинации в связи с принципом добровольности медицинского вмешательства, административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым постановлением его прав и охраняемых законом интересов, в том числе, свидетельствующих о наличии препятствий для отказа от вакцинации.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия по принятию Постановления главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл №1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» от <дата> не подлежат признанию незаконными, как и само Постановление, в части его применении к административному истцу. Постановление принято уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации, с соблюдением установленного порядка, не противоречит иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, является определенным по своему содержанию, не допускает возможности для его произвольного толкования в процессе применения; не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Насибуллина Р.Р. к главному государственному санитарному врачу по Республике Марий Эл Булатовой С.И. не имеется.

Статьей 10 Федерального Закона № 52-ФЗ предусматривается обязанность граждан выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Статьей 11 данного Федерального закона на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;…обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг

Руководствуясь ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Насибуллина Рустема Рахмулловича к главному государственному санитарному врачу по Республике Марий Эл Булатовой Светлане Ильгизовне об оспаривании действий по принятию постановления (постановления) главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл №1 от <дата> «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Лаптева К.Н.

Мотивированное решение составлено 13 декабря 2021 года (пн.).