ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-555/2022 от 28.07.2022 Зиминского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дело № 2а-555/2022

УИД: 38RS0009-01-2022-000813-15

г. Зима 28 июля 2022 г.

Зиминский городской суд Иркутской области в составе судьи Соболевой Т.А., при секретаре Федоровой К.Н., с участием помощника Зиминского межрайонного прокурора Хамируевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зиминского межрайонного прокурора о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Зиминский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в сети «Интернет» по адресу: http://smotrikak.ru/kak-sdeiatj-petlyu-na-volka-svoimi-rukami, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование административного иска указано, что Зиминской межрайонной прокуратурой проведен мониторинг исполнения законодательства об информации, информационных технологиях в информационно-коммуникационной сети «Интернет», по результатам которого выявлен интернет-ресурс: http://smotrikak.ru/kak-sdeiatj-petlyu-na-volka-svoimi-rukami, на котором в открытом доступе без ограничения на передачу, копирование и распространение размещена информация, а также обучающие видеоролики об изготовлении и применении незаконного орудия лова охотничьих животных - петли на волка.

Указанный интернет-ресурс с URL-адресом http://smotrikak.ru/kak-sdeiatj-petlyu-na-volka-svoimi-rukami является сайтом, предназначенным для передачи информации посетителям Интернет. Страница сайта не требует регистрации и не содержит иных элементов ограничения доступа. Отображение электронного текста страниц можно копировать, хранить и передавать по линиям глобальной сети Интернет.

Размещение информации - сведений о способах охоты на волка с применением петель побуждает граждан к совершению правонарушений и преступлений, за которые предусмотрены как административная, так и уголовная ответственность, и облегчает его совершение.

Кроме того, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» на сайте с электронным адресом:http://smotrikak.ru/kak-sdeiatj-petlyu-na-volka-svoimi-rukami обучающих видеороликов, инструкции по изготовлению петель для волка, а также способах применения данных петель, ставит под угрозу охрану объектов животного мира. Предоставление доступа к указанной информации фактически является распространением запрещенной информацией.

Учитывая, что изготовление петель на животных может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции РФ и федеральному законодательству.

Установить ответчика по настоящему административному иску не представляется возможным, согласно информации, представленной общедоступными сервисами Whols (http:www.whois.ru) сведений о владельце (администраторе) доменного имени http://smotrikak.ru/kak-sdeiatj-petlyu-na-volka-svoimi-rukami отсутствуют. Зиминский межрайонный прокурор просит признать запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информацию, размещенную по электронному адресу: http://smotrikak.ru/kak-sdeiatj-petlyu-na-volka-svoimi-rukami.

В судебном заседании помощник Зиминского межрайонного прокурора Хамируева О.С. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. От представителя заинтересованного лица ФИО3, действующей на основании доверенностей от **.**.**-Д и от **.**.**, поступили письменные объяснения, в которых она просит об удовлетворении заявленных административных исковых требований и о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.

В целях открытости и гласности судебного разбирательства, установления лиц, заинтересованных в исходе дела и соблюдения прав таких лиц при рассмотрении настоящего дела, в соответствии с ч.3 ст.265.3 КАС РФ, извещение о месте и времени рассмотрения дела не позднее десяти дней до дня проведения судебного заседания было размещено на интернет-портале ГАС «Правосудие».

Каких-либо заявлений, возражений от лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты судебным решением, в суд не поступило.

Выслушав помощника Зиминского межрайонного прокурора Хамируеву О.С., исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ), ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч.1 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч.6 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ).

Согласно ч.1, ч.5 ст.15 Федерального закона № 149-ФЗ, на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Статья 58 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с пп. 2,3 ст. 12 ФЗ «О животном мире» основными принципами государственного управления в области охраны устойчивого использования объектов животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются, в том числе, поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания, осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности.

Пунктом 62.24 Правил охоты, утв. приказом Минприроды России от 24.07.2020 № 477 (далее - Правила) предусмотрено, что при осуществлении охоты запрещается применение петель для добычи копытных животных, медведей, пушных животных, птиц, за исключением случаев отлова волка, шакала, зайца беляка, белой и тундряной куропаток, рябчика, глухаря, предусмотренных в пункте 39 и подпункте 62.25 настоящих Правил.

В любом случае запрещается применение петель для добычи всех видов охотничьих животных на территориях, являющихся ареалами амурского тигра, дальневосточного и переднеазиатского леопардов, ирбиса (снежного барса), манула, дальневосточного лесного кота, камышового кота, лесной кошки и каракала: Приморского края; Еврейской автономной области; Амурского, Бикинского, Верхнебуреинского, Вяземского, имени Лазо, Комсомольского, Нанайского, Советско-Гаванского, Хабаровского муниципальных районов Хабаровского края; Архаринского, Благовещенского, Бурейского, Завитинского, Ивановского, Константиновского, Магдагачинского, Мазановского, Михайловского, Октябрьского, Свободненского, Серышевского, Сковородинского, Тамбовского, Шимановского муниципальных районов, а также Белогорского и Ромнеского муниципальных округов Амурской области; Кош-Агачского, Онгудайского, Улаганского, Усть-Канского, Усть-Коксинского, Чойского, Чемальского муниципальных районов (аймаков) Республики Алтай; Бай-Тайгинского, Барун-Хемчикского, Дзун-Хемчикского, Каа-Хемского, Кызылского, Монгун-Тайгинского, Овюрского, Пий-Хемского, Сут-Хольского, Тандинского, Тере-Хольского, Тес-Хемского, Тоджинского, Улуг-Хемского, Чаа-Хольского, Эрзинского муниципальных районов (кожуунов) Республики Тыва; Бичурского, Джидинского, Заиграевского, Закаменского, Иволгинского, Кяхтинский), Окинского, Мухоршибирского, Селенгинского, Тарбагатайского, Тункинского муниципальных районов Республики Бурятия; Таштыпского муниципального района Республики Хакасия; Ермаковского, Курагинского, Шушенского муниципальных районов Красноярского края; Абинского, Анапского, Апшеронского, Белореченского, Крымского, Лабинского, Мостовского, Отрадненского, Северского, Туапсинского муниципальных районов Краснодарского края; Алагирского, Ардонского, Дигорского, Ирафского, Кировского, Моздокского, Правобережного, Пригородного муниципальных районов Республики Северная Осетия - Алания; Акушинского, Ахвахский, Ахтынского, Бабаюртовского, Ботлихского, Буйнакского, Гергебильского, Гумбетовского, Гунибского, Дербентского, Докузпаринского, Казбековского, Карабудахкенсткого, Каякентского, Кизилюртовского, Кизлярского, Кулинского, Кумторкалинского, Курахского, Лакского, Магарамкентского, Новолакского, Рутульского, Сулейман-Стальского, Табасаранского, Тарумовского, Тляратинского, Хасавюртовского, Хунзахского, Цумадинского, Цунтинского, Чародинского, Шамильского муниципальных районов Республики Дагестан; Майкопского муниципального района Республики Адыгея; Зеленчукского, Карачаевского, Малокарачаевского, Урупского, Усть-Джегутинского районов Карачаево-Черкесской Республики; Баксанского, Зольского, Лескенского, Майского, Прохладненского Терского, Чегемского, Черекского, Эльбрусского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики; Агинского, Акшинского, Александрово-Заводского, Балейского, Борзинского, Газимуро-Заводского, Дульдургинского, Забайкальского, Калганского, Карымского, Краснокаменского, Красночикойского, Кыринского, Могойтуйского, Могочинского, Нерчинского, Нерчинско-Заводского, Оловянинского, Ононского, Петровск-Забайкальского, Сретенского, Тунгокоченского, Хилокского, Чернышевского, Читинского, Шелопугинского, Шилкинского муниципальных районов, а также Приаргунского муниципального округа Забайкальского края; Нижнеудинского муниципального района Иркутской области; Кировского, Курского, Предгорного муниципальных районов Ставропольского края; Лаганского, Черноземельского муниципальных районов Республики Калмыкия; Володарского, Икрянинского, Камызякского, Красноярского, Лиманского, Наримановского, Приволжского муниципальных районов Астраханской области; Джейрахского, Малгобекского, Назрановского, Сунженского муниципальных районов Республики Ингушетия.

Статьей 8.37 КоАП РФ предусмотрена ответственность граждан за нарушение правил охоты, правил регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектов животного мира.

Статьей 258 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную охоту.

В соответствии со ст. 258.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ.

Таким образом, указанная на сайте http://smotrikak.ru/kak-sdeiatj-petlyu-na-volka-svoimi-rukami информация, распространяемая посредством сети "Интернет", является запрещенной для распространения, поскольку размещение сведений о способах охоты на волка с применением петель, побуждает граждан к совершению правонарушений и преступлений, за которые предусмотрена, как административная, так и уголовная ответственность.

Судом установлено, что в ходе проведенного Зиминской межрайонной прокуратурой мониторинга сети «Интернет» установлен Интернет-ресурс: http://smotrikak.ru/kak-sdeiatj-petlyu-na-volka-svoimi-rukami, на котором размещена информация о способах охоты на волка при помощи петель.

Вход на страницу сайта http://smotrikak.ru/kak-sdeiatj-petlyu-na-volka-svoimi-rukamiсвободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы, скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. В материалы дела представлены скриншоты с указанного сайта.

Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы закона в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что информация, распространяемая на интернет-странице сайта: http://smotrikak.ru/kak-sdeiatj-petlyu-na-volka-svoimi-rukami, является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Порядок ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой запрещено, определен в ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ, согласно которой в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.2 ст.15.1).

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 названной статьи, является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).

На момент рассмотрения дела сведения о включении страниц сайта http://smotrikak.ru/kak-sdeiatj-petlyu-na-volka-svoimi-rukami в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», отсутствуют.

Установить лиц, разместивших указанный материал в сети «Интернет», не представляется возможным.

Давая оценку исследованным доказательствам в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц и во исполнение действующего законодательства информацию, размещенную на сайте http://smotrikak.ru/kak-sdeiatj-petlyu-na-volka-svoimi-rukami необходимо признать информацией, распространение которой в РФ запрещено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Зиминского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресу: http://smotrikak.ru/kak-sdeiatj-petlyu-na-volka-svoimi-rukami, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда подлежит немедленному исполнению.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А.Соболева

Решение суда в окончательной форме изготовлено **.**.**