Дело № 2А-5561/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Южно-Сахалинский городской суд в составе
председательствующего - судьи Седых Н.А.,
при секретаре – Григорьевой Н.А.,
с участием административного истца ФИО1 и его представителя ФИО2, представителя административных ответчиков ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Сахалинской области от 10 марта 2017 года №№, № решения Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области от 22 мая 2017 года №, возложении обязанности возвратить ему излишне удержанные суммы налога на доходы физических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
22 июня 2017 года ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Сахалинской области (далее МИФНС России № 1 по Сахалинской области, Инспекция) от 10 марта 2017 года №№, №, решения Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области (далее УФНС России по Сахалинской области) от 22 мая 2017 года №, возложении обязанности возвратить ему излишне удержанные суммы налога на доходы физических лиц за 2013 год в размере 221 028 руб., за 2014 год в размере 246 199 руб., за 2015 год в размере 318 918 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что проходил военную службу по контракту в войсковой части №, дислоцированной в г.Южно-Сахалинске. С 26 декабря 2012 года по 06 августа 2016 года был откомандирован в состав воинского контингента Миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова. В соответствии с приказом старшего военного начальника Миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова от 26 декабря 2012 года № он прибыл в состав этого воинского контингента на должность оперативного дежурного Объединенного штаба воинского контингента Миротворческих сил Российской Федерации г.Бендеры. По результатам камеральной налоговой проверки представленных им налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2013-2015 года МИФНС России № 1 по Сахалинской области 10 марта 2017 года приняты решения №№, № об отказе ему в возврате излишне удержанных сумм налога на доходы физических лиц за 2013 года в размере 221 028 руб., за 2014 год в размере 246 199 руб., за 2015 год в размере 318 918 руб. Не согласившись с указанными решениями, 16 марта 2017 года им была подана жалоба в УФНС России по Сахалинской области, однако решением от 22 мая 2017 года № в удовлетворении его жалобы было отказано. Полагает данные решения незаконными и нарушающими его права по следующим основаниям. Статус и социально-правовая защищенность личного состава Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств определены Положением о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 19 января 1996 года, подписанным Российской Федерацией. Пунктом 39 раздела 7 указанного Положения определено, что в период прохождения службы в составе Коллективных сил по поддержанию мира личный состав пользуется статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются ООН при проведении операций по подержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных наций, принятой Генеральной ассамблеей ООН 13 февраля 1946 года, Конвенцией о безопасности ООН и связанного с ней персонала, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1994 года, Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года и настоящим Положением. В соответствии со статьей 11 Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года, участником которого является, в том числе Российская Федерация, персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждения, получаемые от Группы или Государства-участника. Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, предусмотренные данной договорной нормой международного права. При таких данных, считает, что он, как военнослужащий, проходивший службу в составе Коллективных сил по поддержанию мира в Приднестровском регионе Республики Молдова, в силу обязательности для Российской Федерации вышеприведенных норм международного права, освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждения, полученные в указанный период.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 административное исковое заявление поддержали по изложенным в нем основаниям.
Представитель административных ответчиков ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.
Согласно статье 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, являясь военнослужащим войсковой части 35390 г.Южно-Сахалинска, в период с 26 декабря 2012 года по 04 августа 2016 года проходил службу в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республика Молдова, отнесенной к таковой пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», в составе воинского контингента Миротворческих сил Российской Федерации и выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка.
За 2013 год ФИО1 получил денежное довольствие по постоянному месту службы и по месту выполнения миротворческих задач в общей сумме 1 704 216 руб. 12 коп., с которой был исчислен и удержан НДФЛ в размере 221 028 руб.; за 2014 год - 1 897 836 руб. 13 коп., с которой был исчислен и удержан НДФЛ в размере 246 199 руб.; за 2015 год- 2 457 210 руб.12 коп., с которой был исчислен и удержан НДФЛ в размере 318 918 руб.
23 сентября 2016 года ФИО1 представил в налоговый орган вместе с декларациями заявление о возврате указанных сумм налога на доходы физических лиц, сославшись на то, что в соответствии со статьей 11 Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налога на зарплату и вознаграждения, получаемые от Группы или Государства-участника. Военнослужащие Миротворческого воинского контингента Российской Федерации получают денежное довольствие от Российской Федерации, которая является Государством-участником.
По результатам камеральных налоговых проверок МИФНС России № 1 по Сахалинской области вынесены решения от 10 марта 2017 года №№, № «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которыми установлено завышение налога на доходы физических лиц, заявленного к возврату из бюджета за 2013 год в сумме 221 028 руб., за 2014 год в сумме 246 199 руб., за 2015 год в сумме 318 918 руб., тем самым отказано в их возврате.
В качестве обоснования в данных решениях налоговый орган указал, что доходы военнослужащих, участвовавших в выполнении задач по восстановлению мира и поддержанию правопорядка в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку Республика Молдова не входит в перечень государств, подписавших Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года, в связи с чем положения данного Протокола, предусматривающие освобождение от уплаты налога, на спорные правоотношения не распространяются.
Решением руководителя УФНС России по Сахалинской области № от 22 мая 2017 года апелляционная жалоба ФИО1 на вышеуказанные решения МИФНС России № 1 по Сахалинской области оставлена без удовлетворения.
Проверяя правомерность оспариваемых решений, суд исходит из следующего.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти или уполномоченных организаций выразила согласие на обязательность для нее международного договора путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.
Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Статус и социально-правовая защищенность личного состава Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств определены Положением о Коллективных силах по поддержанию мира (КСПМ) в Содружестве Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 19 января 1996 года, подписанным Российской Федерацией.
Пунктом 39 раздела 7 указанного Положения определено, что в период прохождения службы в составе КСПМ личный состав пользуется статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных наций, принятой Генеральной ассамблеей ООН 13 февраля 1946 года, Конвенцией о безопасности ООН и связанного с ней персонала, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1994 года, Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года и настоящим Положением.
В соответствии со статьей 11 Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года, участником которого является, в том числе Российская Федерация, персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждения, получаемые от Группы или Государства-участника. Кроме того, они освобождаются от уплаты всех других налогов за предоставляемые услуги, а также от всех регистрационных комиссионных платежей и сборов.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, предусмотренные данной договорной нормой международного права.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО1 как военнослужащий, проходивший службу в составе воинского контингента миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова, в силу обязательности для Российской Федерации вышеприведенных норм международного права, освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждение, полученные в указанный период, в связи с чем оспариваемые решение налогового органа нельзя признать законными и обоснованными.
При этом суд считает, что статус и социально – правовая защищенность личного состава, участвующего в указанной операции в Приднестровском регионе, соответствует статусу Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по подержанию мира в Содружестве Независимых государств, который определен Положением о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 19 января 1996 года.
Доводы налогового органа о том, что Республика Молдова не входит в перечень государств, подписавших Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года, а потому положения Протокола на данную территорию не распространяются, суд находит несостоятельными, поскольку Российская Федерация, являясь Государством-участником указанного Протокола, приняла на себя определенные данным актом международные обязательства, в том числе, установленные статьей 11 Протокола.
Также суд находит необоснованными и ссылки налогового органа на Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от 12 апреля 1996 года, поскольку вопросы налогообложения доходов, полученных военнослужащими Российской Федерации, участвовавшими в выполнении задач в составе Коллективных сил по поддержанию мира, регулируются специальными международными договорами Российской Федерации.
В этой связи суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
административное исковое заявление ФИО1 - удовлетворить.
Признать незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Сахалинской области от 10 марта 2017 года № и решение Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области от 22 мая 2017 года № №
Возложить обязанность на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 1 по Сахалинской области возвратить ФИО1 излишне удержанные суммы налога на доходы физических лиц за 2013 год в размере 221 028 руб., за 2014 год в размере 246 199 руб., за 2015 год в размере 318 918 руб.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 17 ноября 2017 года.
Председательствующий Н.А.Седых