ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-556/2016 от 04.05.2016 Березовского городского суда (Кемеровская область)

9

Дело № 2а-556/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Берёзовский 04 мая 2016 года

Берёзовский городской суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Воробьёвой И.Ю.,

с участием старшего помощника прокурора г. Берёзовского Кемеровской области Оглезневой С.В.,

при секретаре Трусовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора г. Берёзовского Кемеровской области к Администрации Берёзовского городского округа о признании недействующим нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Берёзовского Кемеровской области обратился в суд с административным исковым заявлением, просит признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации Березовского городского округа 02.02.2016 № 37 «Об утверждении Положения о порядке списания имущества, находящегося в собственности муниципального образования Березовский городской округ».

Требования обоснованы следующим.02.02.2016 издано постановление администрации Березовского городского округа № 37 «Об утверждении Положения о порядке списания имущества, находящегося в собственности муниципального образования Березовский городской округ» (далее - Положение). Указанный правовой акт опубликован в приложении «Местная власть» газеты «Мой город» 05.02.2016 №4. Согласно пункта 1.1. настоящее Положение регламентирует порядок списания имущества, находящегося в собственности муниципального образования Березовский городской округ, относящегося в соответствии с положениями бухгалтерского учета к категории основных средств, является нормативным правовым актом, поскольку содержит обязательные правила поведения, адресованные не определенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение.

Указанное постановление принято в нарушение требований федерального законодательства, с нарушением порядка, установленного действующим законодательством, в связи с чем подлежит признанию недействующим. Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ" Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

На основании пункта 3 статьи 16 этого же Федерального закона, вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (п. 1 ст. 7 названного Федерального закона).

Действующим законодательством разграничивается компетенция представительного и исполнительного органов муниципального образования

В силу подпункта 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, подпункта 5 пункта 1 статьи 30 Устава Березовского городского округа, утвержденного Решением Совета народных депутатов от 21.11.2013 № 30, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Списание имущества, находящегося в муниципальной собственности, является одним из видов распоряжения муниципальным имуществом, поскольку, приводит к выбытию списанного имущества из собственности городского округа. Соответственно утверждение порядка списания имущества, находящегося в собственности муниципального образования, относится к исключительным полномочиям представительного органа власти, т.е. Совета народных депутатов Березовского городского округа, и не может быть принято администрацией Березовского городского округа.

Представительный орган местного самоуправления это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать своё конституционное право на осуществление власти на уровне местного самоуправления (статья 3 Конституции Российской Федерации).

Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке, состоит из депутатов - лиц, наделяемых избирателями полномочием представлять их интересы при решении всех вопросов, принимать решения от имени избирателей.

Вопросы исключительного ведения представительных органов местного самоуправления, это вопросы, которые вправе решать только представительные органы и никакие иные. Это гарантирует ведущую роль представительных органов в системе органов местного самоуправления, гарантирует предусмотренное статьей 7 Федерального закона № 131-ФЗ право населения на участие при решении вопросов местного значения.

Распоряжение муниципальной собственностью, решение вопросов оперативного распоряжения ее объектами - относится непосредственно к полномочиям администрации. Представительный же орган призван выполнять более важную и стратегическую функцию - устанавливать порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, в соответствии с которым строят свою деятельность все другие органы местного самоуправления и их должностные лица.

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований составляют экономическую основу местного самоуправления.

Таки образом, применение нормативного акта, определяющего порядок списания муниципального имущества, принятого не уполномоченным органом местного самоуправления, влечет нарушение конституционных прав граждан на решение вопросов местного значения и участие в их решении, кроме того, может повлечь нарушения имущественных и иных прав муниципального образования.

09.02.2016 прокурором города в адрес главы Березовского городского округа принесен протест на постановление администрации Березовского городского округа № 37 «Об утверждении Положения о порядке списания имущества, находящегося в собственности муниципального образования Березовский городской округ» с требованием отменить незаконный правовой акт. В удовлетворении требований прокурора администрацией Березовского городского округа отказано.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Берёзовского Кемеровской области Оглезнева С.В. поддержала административные исковые требования в полном объёме.

Представитель административного ответчика Администрации Берёзовского городского округа Устинова Н.Г., действующая на основании доверенности №1496 от 18.04.2016 года, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что во исполнение подпункта 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» и подпункта 5 пункта 1 статьи 30 Устава Березовского городского округа Решением Совета народных депутатов Березовского городского округа №110 от 26.06.2014 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения собственностью муниципального образования Березовский городской округ, что является исключительным полномочием представительного органа. При этом, согласно ч.9 ст.27 Решения Совета народных депутатов Березовского городского округа №110 от 26.06.2014 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения собственностью муниципального образования Березовский городской округа», Совет народных депутатов Березовского городского округа определил, что порядок списания муниципального имущества на основании федеральных нормативных актов устанавливается правым актом администрации Березовского городского округа. Таким образом, постановление администрации Березовского городского округа от 02.02.2016 №37 было разработано в соответствии с действующим решением представительного органа. Согласно статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Администрация Березовского городского округа входит в структуру органа местного самоуправления (исполнительно-распорядительный орган), следовательно, имеет все полномочия для разработки и утверждения вышеуказанного Порядка списания муниципального имущества.

Представитель заинтересованного лица Совета народных депутатов Берёзовского городского округа Плотникова О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, поддержала пояснения представителя административного ответчика.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.84 КАС РФ, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.3 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств.

Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу п.5 ч.10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

Согласно ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

В соответствии со ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

3. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

4. Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

5. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Судом установлено следующее. В силу пп.3 п.1 ст.30 Устава Березовского городского округа к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

02.02.2016 года Администрацией Берёзовского городского округа принято постановление №37 «Об утверждении Положения о порядке списания имущества, находящегося в собственности муниципального образования Берёзовского городского округа». Постановление опубликовано в приложении «Местная власть» газеты «Мой город» №4 от 05.02.2016 года, является нормативным правовым актом, поскольку содержит обязательные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц, и рассчитано на многократное применение.

Из п.1.1 Положения о порядке списания имущества, находящегося в собственности муниципального образования Берёзовского городского округа, следует, что оно регламентирует порядок списания имущества, находящегося в собственности муниципального образования Березовский городской округ, относящегося в соответствии с положениями бухгалтерского учета к категории основных средств.

09.02.2016 года в адрес Администрации Берёзовского городского округа был направлен протест, согласно которому прокурор требовал отменить постановление администрации Берёзовского городского округа от 02.02.2016 года №37 «Об утверждении Положения о порядке списания имущества, находящегося в собственности муниципального образования Берёзовского городского округа».

Письмом за № 569 от 19.02.2016 г. Глава Березовского городского округа сообщил прокурору об отказе в удовлетворении протеста.

Суд полагает, что постановление №37 «Об утверждении Положения о порядке списания имущества, находящегося в собственности муниципального образования Берёзовского городского округа» подлежит признанию недействующим на основании ст.208 КАС РФ.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

На основании пункта 3 статьи 16 этого же Федерального закона, вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (п. 1 ст. 7 названного Федерального закона).

В силу подпункта 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, подпункта 5 пункта 1 статьи 30 Устава Березовского городского округа, утвержденного Решением Совета народных депутатов от 21.11.2013 № 30, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Таким образом, приведенными выше нормами Федерального закона и Устава городского округа разграничивается компетенция представительного и исполнительного органов власти муниципального образования.

Списание имущества, находящегося в муниципальной собственности, является одним из видов распоряжения таким имуществом, поскольку приводит к выбытию списанного имущества из собственности городского округа, в связи с чем утверждение порядка списания имущества, находящего в собственности муниципального образования, относится исключительно к полномочиям представительного органа власти.

В нарушение приведенных положений Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Положение о порядке списания имущества, находящегося в собственности муниципального образования Берёзовского городского округа утверждено постановлением Администрации Берёзовского городского округа, то есть исполнительным органом власти.

Суд учитывает, что оспариваемое постановление принято в соответствии с ч.9 ст.27 Решения Совета народных депутатов Березовского городского округа №110 от 26.06.2014 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения собственностью муниципального образования Березовский городской округа», в котором Совет народных депутатов Березовского городского округа определил, что порядок списания муниципального имущества устанавливается правым актом администрации Березовского городского округа.

Однако, применение нормативного акта, определяющего порядок списания муниципального имущества, принятого не уполномоченным органом местного самоуправления, влечет нарушение конституционных прав граждан на решение вопросов местного значения и участие в их решении, кроме того, может повлечь нарушения имущественных и иных прав муниципального образования.

При таких обстоятельствах, на основании ст.215 КАС РФ постановление Администрации Берёзовского городского округа от 02.02.2016 года № 37 «Об утверждении Положения о порядке списания имущества, находящегося в собственности муниципального образования Берёзовского городского округа», подлежит признанию недействующим полностью со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку он противоречит иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушает свободы и законные интересы граждан.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора г. Берёзовского Кемеровской области к Администрации Берёзовского городского округа о признании недействующим постановления администрации Берёзовского городского округа от 02.02.2016 года №37 «Об утверждении Положения о порядке списания имущества, находящегося в собственности муниципального образования Берёзовского городского округа» удовлетворить.

Признать постановление Администрации Берёзовского городского округа от 02.02.2016 года № 37 «Об утверждении Положения о порядке списания имущества, находящегося в собственности муниципального образования Берёзовского городского округа» недействующим полностью со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

Опубликовать сообщение о принятии указанного решения суда в приложении к газете «Мой город» «Местная власть» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение в окончательной форме изготовлено 10 мая 2016 года.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: И.Ю. Воробьева