ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5575/2015 от 24.02.2016 Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 2а-566/16 24 февраля 2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г.Владикавказ РСО- Алания в составе: председательствующего судьи Гусовой Т.К.

при секретаре судебного заседания Абаевой Э.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации местного самоуправления <адрес> к административному ответчику Управлению Росреестра по РСО-Алания о признании незаконными предписаний,

установил:

АМС <адрес> обратилась в суд с административными исками к Управлению Росреестра по РСО-Алания о признании недействительными предписаний Управления Росреестра по РСО-Алания от ...; от ...; от ...; от ..., от ...; от ..., от ....

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Управлением Росреестра по РСО-Алания была проведена проверка АМС <адрес>, по результатам которой были составлены акт проверки от ... и предписания об устранении нарушений земельного законодательства: от ..., от ..., от ..., от ..., от ..., от ..., от .... Считают, что проверка была проведена незаконно, и выданные предписания являются незаконными, нарушающими права АМС <адрес> в сфере экономической деятельности, связанной с распоряжением земельными участками.

Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность. При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

В акте проверки указано, что проверка является внеплановой документарной, однако в действительности проверка была выездной. Заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель Алагирского, Ардонского, Дигорского, <адрес>м, составивший акт проверки от ..., выезжал в <адрес> и проводил проверку в помещении АМС <адрес> по адресу: <адрес> в присутствии начальника земельного отдела АМС <адрес> Мистулова С.А.

О предстоящей внеплановой выездной проверке АМС <адрес> не уведомлялась, копия распоряжения о проведении проверки в адрес АМС <адрес> не направлялась.

У заинтересованного лица отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки, как выездной, так и документарной, установленные ст. 10 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и ст. 71.1 Земельного кодекса РФ.

В нарушение данных норм закона решение о проведении проверки не было согласовано с органом прокуратуры.

В силу ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных нормативными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. При этом, к грубым нарушениям относятся, в том числе отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки.

Следовательно, предписания от ..., являются незаконными.

Административный истец просил восстановить срок на подачу административного искового заявления в связи со следующим. АМС <адрес> было подано заявление в Арбитражный суд РСО-Алания о признании незаконными вышеперечисленных предписаний Управления Росреестра РСО-Алания в установленный АПК РФ трехмесячный срок. Определением Арбитражного суда РСО-Алания от ... производство по делу было прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, так как спор не носит Экономический характер. Данное обстоятельство - подача соответствующего заявления в арбитражный суд и последующее прекращение производства по делу является уважительной причиной пропуска срока на подачу административного искового заявления.

Так же административный истец просил признать недействительными предписания Управления Росреестра по РСО-Алания от ...; от ...; от ...; от ..., от ...; от ..., от ....

В ходе рассмотрения настоящего административного дела истец АМС <адрес> дополнил исковые требования, указав следующее.

Согласно ст. 20 ФЗ «О защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля», результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением установленных данным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене судом на основании заявления юридического лица.

К грубым нарушениям относятся нарушения:

1) части 16 статьи 10 Закона (в части срока уведомления о проведении внеплановой проверки);

2) пунктом 2 части 2, частью 3 статьи (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки);

3) частью 1 статьи 14 (в части проведения проверки без распоряжения руководителя);

4) пунктами 1,1.1, 1.2, пунктом 3 статьи 15 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки).

Управлением Росреестра была проведена внеплановая проверка АМС <адрес> с нарушением требований закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля»)

Акт проверки составлен .... Из акта усматривается, что проверка внеплановая документарная. Документарная проверка в соответствии со ст. 11 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля», проводится по месту нахождения органа государственного контроля. Однако фактически проверка была выездной, проводилась в здании АМС <адрес>. При проведении проверки присутствовал начальник отдела земельных отношений С. Мистулов.

В акте проверки сделана ссылка на распоряжение о проведении проверки от .... Однако данное распоряжение не было представлено АМС <адрес>.

Должностным лицом ответчика было представлено распоряжение от .... Данное распоряжение было получено АМС <адрес> вместе с уведомлением о проведении проверки ... (то есть после окончания проверки, так как акт проверки был составлен ...). Нарушен срок уведомления о проведении внеплановой проверки.

В распоряжении от ... указано, что задачами проверки является соблюдение земельного законодательства при рассмотрении обращения Гурцишвили при предоставлении ему земельного участка.

Однако фактически в акте проверки отражены совсем другие обстоятельства, не относящиеся к предмету проверки.

В уведомлении о проведении проверки также указано, что АМС <адрес> необходимо предоставить «все имеющиеся заявления физических и юридических лиц с требованиями о предоставлении прав на земельные участки, также вынесенные постановления и распоряжения в отношении земельных участков за последний квартал». Нарушено положение о недопустимости истребования документов, не относящихся к предмету проверки.

Таким образом, фактически проверка была проведена без распоряжения, то есть без письменного полномочия руководителя органа государственного контроля на проверку по вопросам, отраженным в акте проверки.

У ответчика отсутствовали основания для проведения внеплановой выездной проверки, установленные ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля»», статьей 71 Земельного кодекса РФ.

Кроме того, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является специальным законом по отношению к ФЗ «О защите прав юридических лиц» и по отношению к Земельному кодексу РФ. Он устанавливает дополнительные ограничения при проведении проверок органов местного самоуправления. Статьей 5 данного закона установлено, что осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.

Пунктом 2.6 статьи 77 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации.

Следовательно, в нарушение данных требовании статьи 77 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», проверка проведена без согласования с органом прокуратуры и без установленных данным законом оснований для внеплановой проверки.

В судебном заседании представитель административного истца Самова Ф.Х., действующая на основании доверенности от ..., заявленные требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительном иске.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по РСО-Алания Нигкоева М.М., действующая на основании доверенности от ..., в судебном заседании заявленные требования не признала, просила суд об отказе в их удовлетворении, поддержала доводы, изложенные в отзыве. Из содержания отзыва, представленного суду административным ответчиком усматривается следующее.

Управлением изданы распоряжения о проведении внеплановых документарных проверках в отношении АМС Ардонского района РСО - Алания на основании заявления Гурцишвили М.К. от ..., направленного <адрес> РСО - Алания для проверки его доводов о неэффективном использовании земельного участка.

На основании распоряжения Управления от ... о проведении внеплановой документарной проверки ... составлен Акт проверки .

В ходе проведения проверки были выявлены нарушения АМС земельного законодательства.

В соответствии с пп. 3 п. 6 ст. 71.1 Земельного кодекса РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случае поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

Согласно п. 8 ст. 71.1 Земельного кодекса РФ согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления не требуется.

На основании изложенного, в целях полного, всестороннего рассмотрения доводов Гурцишвили М.К., Управлением, в соответствии с пп. 3 п. 6 ст. 71.1 и п. 8 ст. 71.1 Земельного кодекса РФ, ... изданы распоряжения о проведении внеплановых документарных проверок в отношении АМС Ардонского района РСО - Алания и АМС Ардонского городского поселения РСО - Алания , Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО - Алания проведение которых поручено государственному земельному инспектору Загалаеву А.С.

По результатам проведения Загапаевым А.С. внеплановой документарной проверки в отношении АМС Ардонского района РСО - Алания составлен акт проверки от ..., при этом указанный акт имеет неверную ссылку на реквизиты распоряжения, на основании которого была организована проверка (от ...) в связи с допущенной технической ошибкой.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки государственному земельному инспектору Загалаеву А.С. главой АМС Ардонского района РСО - Алания были предоставлены заявления лиц и вынесенные органом местного самоуправления постановления, которые указаны в акте проверки. Среди них заявления Гурцишвили М.К. не имелись.

Однако при проверке представленных главой АМС Ардонского района РСО - Алания документов были выявлены нарушения норм земельного законодательства в деятельности АМС Ардонского района РСО - Алания, что было отражено в акте проверки.

В соответствии с п. 3 ст. 71 Земельного кодекса РФ, предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

В соответствии с п. 7 ст. 71 Земельного кодекса РФ по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, в соответствии с п. 7 ст. 71 Земельного кодекса РФ государственным земельным инспектором вынесены предписания в отношении АМС Ардонского района РСО - Алания об устранении выявленных нарушений.

Таким образом, действия по осуществлению государственного земельного надзора при вынесении оспариваемых предписаний проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, АМС Ардонского района было подано заявление в Арбитражный суд РСО-Алания о признании незаконными вышеперечисленных предписаний Управления Росреестра РСО-Алания в установленный АПК РФ трехмесячный срок. Определением Арбитражного суда РСО-Алания от ... производство по делу было прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду искового заявления.

Принимая во внимание, указанные обстоятельства, а именно, своевременное обращение истца в арбитражный суд, суд считает возможным признать уважительной причину пропуска истцом срока подачи административного искового заявления и восстановить срок подачи искового заявления, в соответствии с положениями ст.95 КАС РФ.

Согласно ст.71 Земельного кодекса РФ, а также Постановления Правительства РФ от ... «О государственном земельном контроле» Управление Росреестра по РСО-Алания уполномочено от имени государства осуществлять государственный земельный контроль на территории, в частности, Ардонского района РСО-Алания.

Положения и порядок проведения плановых и неплановых проверок содержатся и в ст. 9, ст.10, 14, 15 Закона РФ от ... № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Статья 20 Закона РФ от ... № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрена недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона.

Как следует из объяснений ответчика, ... Управлением составлен Акт проверки на основании распоряжения Управления от ... о проведении внеплановой документарной проверки. По результатам проверки были изданы оспариваемые предписания. Ссылка в акте на распоряжение от ... ошибочна. Основанием послужило заявление Гурцишвили М.К. от ..., направленного <адрес> РСО - Алания для проверки его доводов о неэффективном использовании земельного участка.

При этом административным ответчиком не были представлены какие либо документы, свидетельствующие о проведении такой проверки, так как Управлением Росреестра по РСО-Алания утеряны все документы по настоящему делу.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от ... № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Как следует из ч. 16 ст.10 Федерального закона от ... № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Как следует из содержания Акта проверки от ..., истец был ознакомлен ответчиком с копией распоряжения о проведении проверки ... почтой, однако доказательств указанному не представлено, истец данные обстоятельства не подтверждает.

В свою очередь, суд считает заслуживающими внимания доводы административного истца о том, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является специальным законом по отношению к ФЗ «О защите прав юридических лиц» и по отношению к Земельному кодексу РФ. Он устанавливает дополнительные ограничения при проведении проверок органов местного самоуправления. Статьей 5 данного закона установлено, что осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.

Пунктом 2.6 статьи 77 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации.

Следовательно, в нарушение данных требовании статьи 77 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», проверка проведена без согласования с органом прокуратуры и без установленных данным законом оснований для внеплановой проверки.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии у административного ответчика оснований для вынесения АМС Ардонского района оспариваемых предписаний.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, судья

решил:

Исковые требования Администрации местного самоуправления Ардонского района удовлетворить.

Восстановить Администрации местного самоуправления Ардонского района срок на подачу административного искового заявления.

Признать незаконными предписания Управления Росреестра по РСО - Алания об устранении нарушений земельного законодательства от ....06/15, предписание Управления Росреестра по РСО-Алания об устранении нарушений земельного законодательства от ....06/15, предписание Управления Росреестра по РСО-Алания об устранении нарушений земельного законодательства от ....06/15.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РСО-Алания через Советский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Гусова Т.К.