ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-557/18 от 25.04.2018 Калачевского районного суда (Волгоградская область)

Административное дело № 2а-557/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Калач -на- Дону 25 апреля 2018 года

Волгоградской области

Калачевский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Косолаповой В.А., при секретаре судебного заседания Бастрыкиной Т.Ю.,

с участием представителя административного ответчика Администрации Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области ФИО1, действующего на основании доверенности № 1 от 20.04.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации к Администрации Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в установлении размера оплаты за содержание жилого помещения по договорам социального найма и обязании в установлении размера такой оплаты,

У С Т А Н О В И Л:

ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Калачёвский районный суд Волгоградской области с административным иском к Администрации Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области со следующими требованиями:

Признать незаконным бездействие администрации Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области в установлении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда на территории поселка Октябрьский Калачевского муниципального района Волгоградской области.

Обязать администрацию Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области установить размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда на территории поселка Октябрьский Калачевского муниципального района Волгоградской области по адресам: <адрес>

В обоснование заявленных в административном исковом заявлении требований представитель административного истца указал, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является управляющей организацией государственным жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации на основании договора № З-УЖФ-ЮВО-01 от 20.09.2017 г., заключенного между государственным заказчиком - Министерством обороны Российской Федерации, осуществляющим правомочия собственника жилищного фонда, закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации, и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Договор заключен с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в государственном жилищном фонде.

В соответствии с ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно подп.2 ч.1 ст.154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

На основании ч. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда устанавливается органами местного самоуправления. Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых; помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома и определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

Согласно подп.3 абз.1 ст.6.4 Устава Калачевского муниципального района Волгоградской области (принят в новой редакции Постановлением Калачевской районной Думы Волгоградской области от 21 июня 2005 г. № 320, ред. от 27.03.2015) к закрепленным за сельскими поселениями Калачевского муниципального района вопросам местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения городских поселений относится, в том числе, осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с подп.2 абз.1 ст.4.1 Устава Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (принят решением Думы Советского сельского поселения от 18 мая 2016 года № 24/94) к закрепленным за Советским сельским поселением вопросам местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений относится, в том числе осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

На основании ч.1 ст.22 Устава Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области администрация Советского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом Советского сельского поселения.

Администрация Советского сельского поселения обладает правами юридического лица. Согласно подп. 15 абз. 1 ст. 23 Устава к компетенции администрации Советского сельского поселения относится осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, законодательством Волгоградской области, настоящим Уставом, решениями Думы Советского сельского поселения.

Глава Советского сельского поселения в рамках исполнения полномочий руководителя администрации Советского сельского поселения по вопросам, отнесенным федеральными законами, законами Волгоградской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Думы Советского сельского поселения к компетенции администрации Советского сельского поселения, издает и подписывает постановления администрации Советского сельского поселения - по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными I законами и законами Волгоградской области.

ДД.ММ.ГГГГ. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице ЖЭ(К)О № 7 (г. Волгоград) был направлено заявление в администрацию Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области об установлении размера платы за содержание жилых помещений в многоквартирных домах для нанимателей, проживающих по договору найма жилых помещений в специализированном государственном жилом фонде Минобороны Росси по адресам: <адрес> К заявлению были приложены документы, подтверждающие статус ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны как управляющей организации, а такж документы в обоснование предлагаемого к установлению размера платы за содержание вышеуказанных жилых помещений.

ДД.ММ.ГГГГ. администрацией Советского сельского поселения Калачевског муниципального района Волгоградской области был дан ответ на заявление, в соответствии с которым ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России было отказано в установлении размера платы за содержание жилых помещений в связи с тем, что размер платы за содержание жилых помещений для нанимателей, проживающих по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, устанавливается органами местного самоуправления для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Поскольку для государственного жилищного фонда Минобороны России был выбран способ управлени управляющей организацией, отсутствуют основания для установления размера платы за содержание жилых помещений в пос. Октябрьский.

Считает, что бездействие администрации Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неисполнении свои полномочий, установленных подп. 3 абз. 1 ст. 6.4 Устава Калачевского муниципального район Волгоградской области, подп. 2 абз. 1 ст. 4.1 и подп. 15 абз. 1 ст. 23 Устава Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области и, соответственно своей обязанности по установлению размера платы за содержание жилых помещений для нанимателей государственного жилищного фонда, возложенной на уполномоченные органы местного самоуправления частью 3 статьи 156 ЖК РФ, является незаконным.

Бездействие администрации Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области в установлении размера платы за содержали жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда на территории поселка Октябрьский Калачевского муниципального района Волгоградской области нарушает законны интересы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, поскольку отсутствие установленного органов местного самоуправления размера платы за содержание жилого помещения препятствуе осуществлению деятельности по содержанию и текущему ремонту государственного жилищного фонда, предполагающей ее оплату в установленном размере. Безвозмездное выполнен обязанностей по содержанию жилых помещений государственного жилищного фонда в результате неустановления размера платы за содержание жилого помещения нарушает права ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России противоречит жилищному и гражданскому законодательству Российской Федерации.

Представитель административного истца ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие, заявленные требования просил удовлетворить в полном объеме (л.д.166-171).

Суд с учетом мнения представителя административного ответчика, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области ФИО1, действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал, представив письменные возражения по делу из которых следует, что:

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а таюке конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе, отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Исходя из положений части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления отнесено установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Исходя из требований пункта 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

управление управляющей организацией.

При этом исходя из положений пункта 7 статьи 46 ЖК РФ в многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме.

В прилагаемом административным истцом протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ года было указано что для многоквартирных жилых домов со 100 % долей собственности Министерства обороны был выбран способ управления управляющей организацией и в соответствии с этим впоследствии заключен договор с ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ» которая будет являться управляющей организацией для этих домов до ДД.ММ.ГГГГ.

Изучив полученный от административного истца Договор ДД.ММ.ГГГГ года вместе с приложением перечня объектов жилищного фонда со 100% долей собственности Министерства обороны РФ а также Протокол от ДД.ММ.ГГГГ собрания собственников многоквартирных жилых домов со 100 % долей собственности Министерства обороны, расположенных в Южном военном округе, учитывая положения действующего жилищного законодательства администрация приняла решение об отказе в установлении размера оплаты на основании пункта 3 статьи 156 ЖК РФ.

Исходя из вышеизложенного у администрации Советского сельского поселения отсутствуют основания для установление размера платы за содержание жилых помещений в МКД для нанимателей, проживающих по договору найма жилых помещений в государственном жилищном фонде <адрес>

Просил в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.

Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела административного искового производства, суд приходит к следующему.

Собственником данного жилищного фонда военного городка пос.Октябрьякий Калачевского муниципального района Волгоградской области является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно Договора от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Министерством обороны РФ и ФГБУ «Центральная жилищно-коммунальное управление», заключенного между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и ФГБУ «Центральная жилищно-коммунальное управление» (управляющая организация), заявитель осуществляет управление жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, в том числе многоквартирными домами <адрес> (л.д.15-57).

Заявитель направил в адрес Администрации Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N письмо в котором просило на основании представленных расчетов установить дифференцированно для каждого многоквартирного дома размер платы на содержание жилых помещений в многоквартирных домах для нанимателей, проживающих по договору найма жилых помещений в специализированном государственном жилом фонде Министерства обороны РФ по адресу: <адрес>, переданных в управление и обслуживание ФГБУ «Центральная жилищно-коммунальное управление» (л.д.60).

В ответ на данное обращение Администрация Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой на п.2 ст.161 ЖК РФ, п.7 ст.46 ЖК РФ от отсутствии правовых оснований для установления размера платы за содержание жилых помещений, проживающих по договору найма жилых помещений в специализированном жилищном фонде М РФ в п.Октябрьский Калачёвского района Волгоградской области (л.д.58-59).

Статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивать защиту права и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

В соответствии со ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.156 ЖК РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно ч.4 ст.158 ЖУ РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация содержания муниципального жилищного фонда.

Таким образом, органы местного самоуправления могут устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам найма жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда, как для групп многоквартирных домов, так и отдельно для каждого многоквартирного дома, в котором есть такие помещения. При этом органы местного самоуправления устанавливают плату за пользование жилым помещением, плату за содержание жилого помещения для нанимателей не только муниципального, но и государственного жилищного фонда.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленного административного иска о том, что обязанность по утверждению экономически обоснованных тарифов на содержание и текущий ремонт государственного жилого фонда Минобороны России возложена на органы местного самоуправления.

В судебном заседании нашел подтверждения факт бездействия администрации Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области в установлении размера платы за содержали жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда на территории поселка Октябрьский Калачевского муниципального района Волгоградской области, поскольку нарушает законные интересы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в части осуществлению деятельности по содержанию и текущему ремонту государственного жилищного фонда, предполагающей ее оплату в установленном размере.

Ссылка представителя ответчика администрации Советского сельского поселения ФИО1 в своих возражения на отсутствие правового обоснования для установления административным ответчиком размера платы за содержали жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда на территории поселка Октябрьский Калачевского муниципального района Волгоградской области основывается на неправильном толковании норм материального права и в обоснование отказа заявленных требований судом не может быть принята.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Издержки, связанные с рассмотрением административного дела включают расходы на оплату услуг представителей (п. 4 ст. 106 КАС РФ).

Согласно ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Поскольку определением Калачевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ административный истец от уплаты государственной пошлины был освобожден в силу ст.333.36 НК РФ, суд считает необходимым взыскать государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей с административного ответчика – Администрации Советского сельского поселения в бюджет Администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180 Кодекса об административном судопроизводстве РФ,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации к Администрации Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в установлении размера оплаты за содержание жилого помещения по договорам социального найма и обязании в установлении размера такой оплаты, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области в установлении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда на территории поселка Октябрьский Калачевского муниципального района Волгоградской области.

Обязать Администрацию Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области установить размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда на территории поселка Октябрьский Калачевского муниципального района Волгоградской области по адресам: <адрес>

Взыскать с администрации Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области в пользу бюджета Администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Волгоградский областной суд через Калачёвский районный суд лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешён судом, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья В.А. Косолапова