ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-557/19 от 20.02.2019 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2019 года г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Санкиной Н.А.

при секретаре Чеботаревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с применением аудиопротоколирования административное дело по административному иску МИФНС России №5 по Липецкой области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС № 5 по Липецкой области обратилась в суд с иском, в котором просила взыскать со ФИО1 недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 и 2016 год в размере 30 632 руб., пени 101 руб. 09 коп., на общую сумму 30733 руб. 09 коп. Свои требования административный истец обосновал тем, что в спорный период ФИО1 на праве собственности принадлежал недостроенный дом, расположенный в <адрес>, с кадастровым № , площадью 143,30 кв.м., ей был начислен налог на данное имущество, направлено налоговое уведомление, а в последующем требование, которое административным ответчиком было оставлено без внимания. В связи с указанными обстоятельствами, налоговая инспекция обратилась к мировому судье о вынесении судебного приказа, который 22.05.2018 года был отменен.

В судебном заседании представитель истца административный иск поддержал, ссылаясь на изложенные в нем доводы, дополнив основания удовлетворения административного иска тем, что в соответствии с письмом Минфина России от 14.12.2017 года № 03-05-06-01/83522, если объект незавершенного строительства был возведен после 01 января 2013 года, государственный технический учет в отношении такого объекта не проводился, его инвентаризационная стоимость не определялась. Однако, спорный объект налогообложения был зарегистрирован в Управлении Росреестра по Липецкой области 16.03.2010 года с определением его инвентаризационной стоимости.

Административный ответчик и его представитель против удовлетворения исковых требований возражали, указывая, что спорный объект являлся объектом незавершенного строительства, дом является совместным имуществом, а ее супруг - <данные изъяты>, которому предоставляется налоговая льгота.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 3, 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

2

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", в соответствии с которым Налоговый кодекс РФ дополняется новой главой "Налог на имущество физических лиц". С указанной даты утрачивает силу Закон Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).

В соответствии со статьей 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) в том числе жилое помещение (квартира, комната): 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ исчисление налогов производится налоговыми органами.

Согласно пункту 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Согласно п.2 указанной статьи налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года-ст.404 НК РФ.

В соответствии со ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Исходя из положений п. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Право собственности на недвижимость у покупателя возникает с момента государственной регистрации перехода права от продавца (п. 2 ст. 8.1, п. 2 ст. 223 и п. 1 ст. 551 ГК РФ).

3

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно ст. 3 НК РФ ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

Пунктом 4 ст. 397 НК РФ регламентировано, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании уведомления, направленного налоговым органом.

В силу статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

С направлением предусмотренного статьей 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.

Положениями статьи 70 НК РФ предусмотрены сроки направления требования об уплате налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Согласно п.3 ст.69 НК РФ требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма

Положениями статьи 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Пунктом 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса. В пункте 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что при применении статьи 70 НК РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа).

4

В соответствии со ст.48 НК РФ заявление о взыскании налогов, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Судом установлено, что ответчику на праве собственности принадлежит дом, расположенный по адресу: <адрес>

Право собственности на объект незавершенного строительства зарегистрировано 16.03.2010 года на основании решения Липецкого районного суда Липецкой области от 12.09.2009 года. В качестве индивидуального жилого дома объект был зарегистрирован в 2018 году.

На 2015 года и 2016 год установлена инвентаризационная стоимость объекта незавершенного строительства.

Возражая против удовлетворения исковых требований, административный ответчик указывал на то, что объект незавершенного строительства не является объектом налогообложения.

Объекты незавершенного строительства, находящиеся в собственности у физических лиц, отнесены НК РФ к отдельному виду объектов налогообложения по налогу на имущество.

В зависимости от применяемой налоговой базы установлены следующие особенности налогообложения таких объектов.

Если в субъекте РФ налог исчисляется с учетом кадастровой стоимости (перечень таких регионов), то для объектов незавершенного строительства налоговая ставка не может превышать 0,3 % (если проектируется жилой дом), а в отношении иных объектов – 0,5 %. При этом собственники объектов незавершённого строительства не имеют льгот, освобождающих от уплаты налога, и не пользуются налоговыми вычетами, за исключением льгот и вычетов, установленных муниципальными нормативными актами по месту нахождения объектов налогообложения (справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам).

В соответствии с письмом Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14.12.2017 года № 03-05-0601/83522, с 1 января 2015 года введена в действие глава 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц признаются лица, обладающие правом собственности на имущество, являющееся объектом налогообложения.

В силу статьи 401 Налогового кодекса объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются как объекты завершенного строительства (здания, строения (в том числе баня), сооружения, помещения), так и объекты незавершенного строительства. При этом до введения в действие главы 32 Налогового кодекса (до 2015 года) объекты незавершенного строительства не признавались объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Таким образом, по общему правилу обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у налогоплательщиков с момента государственной регистрации прав на соответствующее недвижимое имущество и при наличии документов, подтверждающих право собственности на это имущество.

Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Таким образом, величина налога на имущество физических лиц в отношении объекта незавершенного строительства зависит от двух показателей: налоговой базы и налоговой ставки.

5

Статьей 402 Налогового кодекса субъекту Российской Федерации предоставляется право до 2020 года устанавливать порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц: исходя из кадастровой стоимости объекта или его инвентаризационной стоимости (т.е. сохранение ранее действовавшего порядка).

В случае, если решение о переходе к налогообложению имущества физических лиц по кадастровой стоимости не принято, налоговая база по налогу на имущество физических лиц выступает инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора (на 2016 год - 1,329) на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

При этом если объект незавершенного строительства был возведен после 1 января 2013 года, государственный технический учет в отношении такого объекта не проводился и его инвентаризационная стоимость не определялась. Следовательно, налогообложение такого объекта недвижимости не производится в связи с отсутствием налоговой базы.

Налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются представительными органами муниципальных образований в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества с учетом коэффициента дефлятора.

Так, в отношении имущества, суммарная инвентаризационная стоимость которого с учетом коэффициента-дефлятора составляет до 300 тыс. рублей, налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований в пределах до 0,1% включительно, в отношении имущества, суммарная инвентаризационная стоимость которого с учетом коэффициента-дефлятора составляет от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, - в пределах от 0,1% до 0,3% включительно, в отношении имущества, суммарная инвентаризационная стоимость которого с учетом коэффициента-дефлятора превышает 500 тыс. рублей, - в пределах от 0,3% до 2% включительно.

Коль скоро, объект незавершенного строительства зарегистрирован 16.03.2010 года, по состоянию на 2012 год установлена инвентаризационная стоимость в размере 618 583 руб.

Следовательно, спорный объект на 2015 и 2016 годы являлся объектом налогообложения, при исчислении налоговой базы необходимо применение коэффициента-дефлятора на соответствующий год.

В соответствии с решением Совета депутатов сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, установлены ставки на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

В соответствии с решением Совета депутатов, налоговым органом правильно рассчитан налог за 2015 год в размере 14 190 руб. и за 2016 год – 16 442 руб.

26.07.2017 года в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № 28580200, в котором указывалось о необходимости уплаты налога в срок до 01.12.2017 года.

20.01.2018 года в адрес ФИО1 был выставлено требование № об уплате налога, с предоставлением срока оплаты до 29.01.2018 года.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Липецкого судебного района Липецкой области от 22.05.2018 года, судебный приказ был отменен, в связи с чем с соблюдением шести месячного срока, административный истец обратился с административным иском о взыскании такой задолженности.

Суд признает, что за ответчиком ФИО1 числится задолженность по уплате налога на имущество физических лиц в общей сумме 30632 руб.

6

Иные доводы административного ответчика, в частности о том, что ей должна быть предоставлена налоговая льгота, поскольку указанное имущество является совместным нажитым, а её супруг является <данные изъяты>, не могут повлечь за собой иных выводов суда, поскольку по смыслу налогового законодательства налоговая льгота предоставляется налогоплательщику. В рассматриваемом деле налогоплательщиком является ФИО1, которой налоговая льгота по указанному основанию не полагается.

Не является основанием для освобождения от бремени уплаты налога и то обстоятельство, что ФИО1 является пенсионером, поскольку льгота предоставляется по заявлению, с которым ФИО1 в налоговый орган не обращалась.

В силу ст.57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с пунктом 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В силу ч.6 ст.45 НКРФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.

Обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного).

Коль скоро, ответчик ФИО1, в предусмотренный законом срок не исполнила обязанности по уплате налога на имущество физического лица за 2015-2016 годы, с неё также подлежит взысканию неустойка в размере 101,09 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать со ФИО1 ИНН зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес> в пользу Межрайонной ИФНС России № 5 по Липецкой области задолженность по налогу за 2015 и 2016 годы в размере 30 632 рубля и пени в размере 101 рубль 09 копеек, а всего 30 733 рубля 09 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд города Липецка в течение месяца.

Судья Н. А. Санкина

Мотивированное решение изготовлено 25.02.2019.