ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-557/2017 от 18.10.2017 Тюльганского районного суда (Оренбургская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 октября 2017 г. п. Тюльган

Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Власовой Н.Н.

при секретаре Рыбчук Е.В.,

с участием прокурора Тюльганского района Третьякова М.Г.,

представителя административных ответчиков – Ивановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам прокурора Тюльганского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Тюльганский район Оренбургской области, администрации муниципального образования Чапаевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Екатеринославский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Благовещенский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Троицкий сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Благодарновский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Репьевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Городецкий сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Тугустемирский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Ключевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным, обязании выполнить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор обратился в суд с вышеназванными административными исками, указав, что в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, установлено, что на территории всех сельских советов Тюльганского района Оренбургской области имеются несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов. Отходы расположены непосредственно на почве, что является недопустимым, поскольку наносит вред природной среде и опасно для здоровья человека.

Просит суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Тюльганский район Оренбургской области, администрации муниципального образования Чапаевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Екатеринославский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Благовещенский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Троицкий сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Благодарновский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Репьевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Городецкий сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Тугустемирский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Ключевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок коммунальных отходов.

Обязать администрацию муниципального образования Тюльганский район, МО «Чапаевский сельсовет» Тюльганского района Оренбургской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора со свалки, расположенной на земельном участке находящемся на расстоянии 900 метров северо-западнее <адрес>, кадастровый номер земельного участка - . общей площадь. 10000 кв. м.,

со свалки, расположенной на земельном участке находящейся на расстоянии 1,1 км. северо-западнее от <адрес>, кадастровый номер земельного участка - , общей площадью 10000 кв. м,

со свалки, расположенной на земельном участке находящемся на расстоянии 1,1 км. северо-восточнее <адрес>, кадастровый номер земельного участка - , общей площадью 10000 кв. м.

Обязать администрацию муниципального образования Тюльганский район,МО Екатеринославский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора со свалки, расположенной на земельном участке находящемся на расстоянии 800 метров южнее <адрес>, кадастровый номер земельного участка – , общей площадью – 8000 кв.м.

Обязать администрацию муниципального образования Тюльганский район, МО Благовещенский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора со свалки, расположенной на земельном участке находящемся на расстоянии 500 метров южнее <адрес>, кадастровый номер земельного участка – , общей площадью – 10000 кв.м.

Обязать администрацию муниципального образования Тюльганский район,МО Троицкий сельсовет Тюльганского района Оренбургской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора со свалки, расположенной на земельном участке находящемся на расстоянии 800 метров в сторону юго-востока от <адрес>, кадастровый номер земельного участка – , общей площадью – 1 га.

Обязать администрацию муниципального образования Тюльганский район,МО Благодарновский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора со свалки, расположенной на земельном участке находящемся между <адрес> и <адрес> на расстоянии 1,5км. от <адрес>, кадастровый номер земельного участка – , общей площадью – 7000кв.м.

Обязать администрацию муниципального образования Тюльганский район,МО Ивановский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора со свалки, расположенной на земельном участке находящемся на расстоянии 1 км. на восток от <адрес>, кадастровый номер земельного участка – .

Обязать администрацию муниципального образования Тюльганский район,МО Репьевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора с территории несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 2 км. в сторону северо-востока от <адрес>, в кадастровом квартале , площадью 1 га.

Обязать администрацию муниципального образования Тюльганский район,МО Городецкий сельсовет Тюльганского района Оренбургской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора со свалки, расположенной на земельном участке находящемся на расстоянии 1 км. от <адрес>, в восточной части квартала , кадастровый номер земельного участка – , общей площадью 10000 кв.м.

Обязать администрацию муниципального образования Тюльганский район,МО Тугустемирский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора со свалки, расположенной на земельном участке находящемся на расстоянии 1 км. западнее <адрес>, в квартале , кадастровый номер земельного участка , общей площадью 8000 кв.м.

Обязать администрацию муниципального образования Тюльганский район,МО Ключевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора со свалки, расположенной на земельном участке находящемся на расстоянии 700 метров южнее <адрес>, кадастровый номер земельного участка - , общей площадью 5016,77 кв.м.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административные иски прокурора объединены в одно производство.

В судебном заседании прокурор Третьяков М.Г. исковые требования поддержал, уточнив иски в части установления срока для исполнения решения суда, три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчиков Иванова О.В., действующая в силу доверенностей, возражала против исков. Показала, что к полномочиям органов местного самоуправления относится лишь участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории соответствующих поселений. Однако формы,порядок и объем такого участия действующее законодательство не содержит. Расходы на очистку свалок не предусмотрены бюджетом.

Заинтересованное лицо-Правительство Оренбургской области, в отзыве, ссылаются на то, что орган исполнительной власти Оренбургской области-министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области наделено исключительно организационными полномочиями, и ликвидировать свалки не уполномочено.

Заинтересованное лицо-Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, в отзыве ссылаются на то, что собственник твердых коммунальных отходов, обязан осуществлять ликвидацию несанкционированных свалок. Если же собственника ТКО установить не возможно,именно органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования обязаны осуществить ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной на его территории.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Как следует из ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п.2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. Пунктом 1,данной статьи, установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

В силу ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ к полномочиям субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Правительством Оренбургской области принято постановление от 26.09.2016 года №682-п «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Оренбургской области».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В силу ч. 3 ст. 14 Закона № 131 ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 настоящего Закона.

В соответствии со ст. 4 Закон Оренбургской области от 21.02.1996 "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляются вопросы, предусмотренные п. 18 ч. 1 ст. 14 указанного Закона.

Согласно пункта16 части 1 статьи 4 Устава администрации МО Тюльганский район,на нее возлагаются обязанности принимать участие в организации деятельности по сбору,транспортированию,обработке,утилизации,обезвреживанию,захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующего муниципального района.

Пунктом 20 части1 статьи 5, Уставов сельских поселений, к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее по тексту - Правила) осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

Пунктами 1.2, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

Из протоколов осмотра территорий сельских советов от августа 2017 года установлено,что в них зафиксировано обнаружение несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных на землях, входящих в границы соответствующих сельских советов. В протоколам прилагаются фототаблицы.

Так, на территории Чапаевского сельского совета обнаружены три свалки твердых бытовых отходов, расположенные на земельных участках:

- на расстоянии 900 метров северо-западнее <адрес>, кадастровый номер земельного участка - общей площадью 10000 кв.м,

- на расстоянии 1,1 км. северо-западнее от <адрес>, кадастровый номер земельного участка - общей площадью 10000 кв. м,

- на расстоянии 1,1 км. северо-восточнее <адрес>, кадастровый номер земельного участка - общей площадью 10000 кв. м.

На территории Екатеринославского сельсовета обнаружена свалка ТБО расположенная на земельном участке находящемся на расстоянии 800 метров южнее <адрес>, кадастровый номер земельного участка – , общей площадью – 8000 кв.м.

На территории Благовещенского сельсовета свалка ТБО располагается на земельном участке находящемся на расстоянии 500 метров южнее <адрес>, кадастровый номер земельного участка – , общей площадью – 10000 кв.м.

На территории Троицкого сельсовета обнаружена свалка ТБО, на расстоянии 800 метров в сторону юго-востока от <адрес>, кадастровый номер земельного участка – , общей площадью – 1 га.

На территории Благодарновского сельсовета свалка ТБО обнаружена между <адрес> и <адрес> на расстоянии 1,5км. от <адрес>, кадастровый номер земельного участка – , общей площадью – 7000кв.м.

На территории Ивановского сельсовета свалка ТБО располагается на расстоянии 1 км. на восток от <адрес>, кадастровый номер земельного участка – .

На территории Ключевского сельсовета свалка ТБО расположена на расстоянии 700 метров южнее <адрес>, кадастровый номер земельного участка – , общей площадью 5016,77 кв.м.

На территории Городецкого сельсовета обнаружена свалка ТБО в 1 км. от <адрес>, в восточной части квартала кадастровый номер земельного участка – 56:33:04, общей площадью 10000 кв.м.

На территории Тугустемирского сельсовета свалка ТБО расположена на расстоянии 1 км. западнее <адрес>, в квартале , кадастровый номер земельного участка – , общей площадью 8000 кв.м.

На территории Репьевского сельсовета свалка ТБО располагается на расстоянии 2 км. в сторону северо-востока от <адрес>,в кадастровом квартале .,площадью 1 га.

Судом установлено, что на земельных участках, расположенных на территориях сельских советов Тюльганского района Оренбургской области, имеются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов. Доказательств, подтверждающих законность образования свалок ТБО суду не представлено. Органы местного самоуправления-администрация Тюльганского района и администрации указанных сельских советов проявляют бездействие, не принимая мер к ликвидации свалок. В нарушение норм действующего законодательства ответчики не осуществляют обязанность по осуществлению мероприятий по охране природных ресурсов, допускают загрязнение, захламление и ухудшение плодородия почвы.

Ответчики не представили суду доказательств, позволяющих установить собственников земельных участков, на которых располагаются свалки и наличие конкретных собственников несанкционированных свалок.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше нормы права, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд

Решил:

Административные иски прокурора Тюльганского района Оренбургской области, в интересах неопределенного круга - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Тюльганский район Оренбургской области, администрации муниципального образования Чапаевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Екатеринославский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Благовещенский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Троицкий сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Благодарновский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Репьевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Городецкий сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Тугустемирский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Ключевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок коммунальных отходов.

Обязать администрацию муниципального образования Тюльганский район,МО «Чапаевский сельсовет» Тюльганского района Оренбургской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора

- со свалки, расположенной на земельном участке находящемся на расстоянии 900 метров северо-западнее <адрес>, кадастровый номер земельного участка - . общей площадью 10000 кв. м.,

-со свалки, расположенной на земельном участке находящейся на расстоянии 1,1 км. северо-западнее от <адрес>, кадастровый номер земельного участка - , общей площадью 10000 кв. м

-со свалки, расположенной на земельном участке находящемся на расстоянии 1,1 км. северо-восточнее <адрес>, кадастровый номер земельного участка общей площадью 10000 кв. м.

Обязать администрацию муниципального образования Тюльганский район,МО Екатеринославский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора со свалки, расположенной на земельном участке находящемся на расстоянии 800 метров южнее <адрес>, кадастровый номер земельного участка – , общей площадью – 8000 кв.м.

Обязать администрацию муниципального образования Тюльганский район,МО Благовещенский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора со свалки, расположенной на земельном участке находящемся на расстоянии 500 метров южнее <адрес>, кадастровый номер земельного участка – общей площадью – 10000 кв.м.

Обязать администрацию муниципального образования Тюльганский район, МО Троицкий сельсовет Тюльганского района Оренбургской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора со свалки, расположенной на земельном участке находящемся на расстоянии 800 метров в сторону юго-востока от <адрес>, кадастровый номер земельного участка – , общей площадью – 1 га.

Обязать администрацию муниципального образования Тюльганский район,МО Благодарновский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора со свалки, расположенной на земельном участке находящемся между <адрес> и <адрес> на расстоянии 1,5км. от <адрес>, кадастровый номер земельного участка – , общей площадью – 7000кв.м.

Обязать администрацию муниципального образования Тюльганский район,МО Ивановский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора со свалки, расположенной на земельном участке находящемся на расстоянии 1 км. на восток от <адрес>, кадастровый номер земельного участка – .

Обязать администрацию муниципального образования Тюльганскийй район,МО Репьевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора с территории несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 2 км. в сторону северо-востока от <адрес>, в кадастровом квартале , площадью 1 га.

Обязать администрацию муниципального образования Тюльганский район,МО Городецкий сельсовет Тюльганского района Оренбургской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора со свалки, расположенной на земельном участке находящемся на расстоянии 1 км. от <адрес>, в восточной части квартала кадастровый номер земельного участка – , общей площадью 10000 кв.м.

Обязать администрацию муниципального образования Тюльганский район,МО Тугустемирский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора со свалки, расположенной на земельном участке находящемся на расстоянии 1 км. западнее <адрес>, в квартале кадастровый номер земельного участка – , общей площадью 8000 кв.м.

Обязать администрацию муниципального образования Тюльганский район,МО Ключевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), вывозу и транспортированию бытовых отходов и мусора со свалки, расположенной на земельном участке находящемся на расстоянии 700 метров южнее <адрес>, кадастровый номер земельного участка - общей площадью 5016,77 кв.м.

Установить срок исполнения решения суда три месяца,со дня вступления в законную силу настоящего решения.

Возложить обязанность на всех указанных административных ответчиков сообщить в суд и прокурору Тюльганского района об исполнении решения суда, в установленный решением срок.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Тюльганский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.Н. Власова

Решение в окончательной форме принято 20 октября 2017 года

Судья Н.Н. Власова