ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5582/2022 от 29.08.2022 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-5582/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Донгак А.А., при секретаре Саая А-С.Ч., с участием административного истца ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5582/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Кызылского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва ФИО5, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва о прекращении исполнительного производства, об освобождении от взыскания исполнительного сбора или уменьшении размера исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском судебному приставу-исполнителю Кызылского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва (далее - Кызылский ОСП) ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва (далее – УФССП по РТ) указав, что в рамках исполнительного производства №125542/21/17001-ИП судебным приставом-исполнителем 30.12.2021 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 25 409, 56 рублей в отношении солидарного должника ФИО1, 16.06.2022 исполнительное производство №125542/21/17001-ИП окончено фактическим исполнением. 20.062022 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства 57574/22/17001-ИП о взыскании исполнительного сбора в размере 25 409,56 рублей. Должником в срок добровольного исполнения исполнительного документа было уплачено 10,200 рублей, при этом приставу-исполнителю ФИО5, также было сообщено, что полную сумму задолженности будет уплачено частями, так как 360 000 рублей не имеется. Препятствий для исполнения исполнительного документа исполнительного документа, напротив для погашения задолженности ею были взяты кредитные средства в банке в целях погашения задолженности по исполнительному производству. Судебный пристав-исполнитель ФИО5 несмотря на наличие исполнительного производства по остатку долга по новому исполнительному документу, с тождественным предметом взыскания вынесла постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 25 409, 56 рублей. 15.03.2022 судебным приставом-исполнителем ФИО6 было возбуждено исполнительное производство №22536/22/17001-ИП по делу 2-904/2021 на остатков долга по кредитной задолженности с наследника, которое шло параллельно с исполнительным производством 125542/21/17001-ИП. При ознакомлении с материалами исполнительного производства №22536/22/17001- ИП у пристава-исполнителя ФИО6 выяснилось, что исполнительный документ по делу №2-904/2021 направлен Кызылским городском судом повторно по тому же предметом взыскания для исполнения. Обязанность по отзыву ничтожного исполнительного листа лежит на выдавшем его суде, в данном случае, Кызылским городском суде по исполнительному производству №57574/22/17001-ИП, возбужденному по первоначальному исполнительному листу серии ФС №023905052 от 22.06.2021 по делу № 2-904/2021. Судебный пристав-исполнитель ФИО5 при вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства №57574/22/17001-ИП от 20.06.2022 не было принято во внимание, что исполнительный лист, по которому возбуждено исполнительное производство № 12554/21/17001-ИП являлся ничтожным, так как у судебного пристава-исполнителя ФИО6 имелось в производстве исполнительное производство №22536/22/17001-ИП с исполнительным листом на остаток долга по кредитной задолженности с наследника по делу №2-904/2021. К тому постановление о возбуждении исполнительного производства было ненадлежащим образом отправлено и должник предпринимал все меры для окончания исполнительного производства, в том числе получил кредитные средства в банке для оплаты долга. Просит прекратить исполнительное производство, освободить от взыскания исполнительного сбора или уменьшить размер исполнительного сбора.

Определением судьи Кызылского городского суда в качестве заинтересованного лица привлечено ПАО «Сбербанк России».

Административный истец ФИО7 в судебном заседании поддержал требования административного иска, просила их удовлетворить.

Административныые ответчики – Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва и судебный пристав-исполнитель ФИО5, заинтересованные лица ПАО «Сбербанк России» на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В силу ч.3 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 1.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

В силу абзаца 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" в обязанности судебных приставов-исполнителей в ходе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, упомянутых в Федеральном законе "Об исполнительном производстве", входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно статье 6 (пункт 1) названного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В силу ч. 1 ст. 30 названного Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу ч.ч. 1, 8 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Согласно статьям 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно статье 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Кроме того, по истечении добровольного срока исполнения требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель в соответствии со статьей 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" применяет меры принудительного исполнения, к которым в том числе относится обращение взыскания на имущество должника.

Как следует из статьи 64 Закона об исполнительном производстве, в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Согласно ч. 11 и ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ч.ч. 1-3 ст. 98 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях: 1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; 2) взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей; 3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

При отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 настоящего Федерального закона.

Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны переводить удержанные денежные средства на депозитный счет службы судебных приставов. В случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника. Лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.

Согласно представленным материалам и исполнительного производства,15.12.2021 судебным приставом-исполнителем Кызылского ГОСП ФИО5 возбуждено исполнительное производство №125542/21/17001-ИП в отношении ФИО1, на основании исполнительного листа ФС №023905052 от 24.08.2021, выданного Кызылским городским судом Республики Тыва по делу 2-904/2021, предметом исполнения: задолженность по кредитным платежам (кроме ипотеки) на общую сумму 367 993,81 рублей в пользу взыскателя ПАО «Сбербанк России», которое окончено производством 16.06.2022 в связи с полным выполнением требований исполнительного документа.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Кызылского ГОСП ФИО5 от 20.06.2022 возбуждено исполнительное производство №57574/22/17001-ИП в отношении ФИО8, на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 30.12.2021 о взыскании исполнительского сбора в размере 25 409,56 рублей по делу -ИП., где срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику не установлены, при этом указаны реквизиты для перечисления сбора, способы оплаты, срок и порядок обжалования, при этом срок для добровольного исполнения требований должнику не установлено в соответствии с ч.4 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ч. 6 и ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В случае принятия судом к рассмотрению указанных в ч. 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению (ч. 8 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Согласно ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случаях: 1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; 2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); 3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; 4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Оснований, предусмотренных ст. 43, 45 Федерального закона «Об исполнительном производстве» для прекращения исполнительного производства не усматривается.

Доводы административного истца о том, что судебным приставом-исполнителем были нарушены ее законные права и интересы, поскольку судебный пристав-исполнитель ФИО5 продолжило двойное исполнение исполнительных документов, выданное Кызылским городским судом, возбудив исполнительное производство 57574/22/17001-ИП, отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.

Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский", исполнительский сбор по своей правовой сути представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, поскольку исполнительский сбор является санкцией за несвоевременно исполнение требований исполнительного документа, то необходимость применения данной санкции обусловлена установлением ряда обстоятельств, а именно: причин, по которым не исполнен исполнительный документ, уважительность этих причин и объективной возможности исполнения решения суда должником в установленные сроки. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Истец в обоснование своих требований указывает на то, что исполнительное производство №125542/21/17001 от 15.12.2021, в рамках которого взыскан исполнительский сбор, окончено производством, тем самым поведение должника не может расцениваться как нарушающее законодательство об исполнительном производстве. Отсутствием противоправности в поведении должника, не исполнившего требования исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора.

В материалы дела истцом представлено свидетельство о рождении детей, копия кредитного договора от 14 декабря 2013 согласно которому ФИО1 получила кредит в размере 1 680 000 рублей со сроком оплаты с 14 декабря 2032 года.

С учетом изложенного, суд не усматривает нарушений прав и законных интересов административного истца при возбуждении и исполнении исполнительного листа по исполнительному производству не допущено, ответчиком предприняты все необходимые меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительного документа, что подтверждается материалами исполнительного производства.

Оснований для прекращения исполнительного производства в связи с тем, что исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ по одному и тому исполнительному документу не усматривается.

Исходя из совокупности исследованных в судебном заседании доказательств и представленных документов, имеются основания для освобождения ФИО1 от уплаты исполнительского сбора в размере 25 409,56 рублей, поскольку установлено, что исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в рамках которого взыскан данный исполнительский сбор фактически исполнена и окончена производством, при этом требования, содержащиеся в исполнительном документе, не могли быть исполнены должником в полном объеме по уважительным причинам, то есть виновных действий по неисполнению исполнительного документа ею не допускалось, в связи с чем, требования истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению.

Таким образом, требования административного истца к административным ответчикам о прекращении исполнительного производства, об уменьшении размера исполнительного сбора удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Кызылского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва ФИО3ФИО4, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва о прекращении исполнительного производства, об освобождении от взыскания исполнительного сбора или уменьшении размера исполнительского сбора, удовлетворить частично.

Освободить ФИО1 от уплаты исполнительского сбора в размере 25 409 рублей 56 копеек, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Кызылского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва ФИО5 №125542/21/17001-ИП от 15.12.2021, в рамках исполнительного производства в отношении должника ФИО1.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 12 сентября 2022 года (с учетом выходных дней).

Судья А.А. Донгак