ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-558/2016 от 16.08.2016 Щербиновского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-558/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«16» августа 2016 г. ст. Старощербиновская

Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего – судьи Деревянченко Н.В.,

секретаря Черновой Н.В.,

с участием административного истца ФИО1, представителей административного ответчика ФИО2 и ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района об оспаривании решения органа местного самоуправления,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района об оспаривании решения органа местного самоуправления, указывая, что 25.05.2016 года Советом Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района принято решение № 4 «О досрочном прекращении полномочий депутата Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района БГ ФИО1». Данным решением были досрочно прекращены его полномочия депутата Совета Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района третьего созыва в связи с несоблюдением ограничением, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Основанием послужил факт сдачи в Совет по уважительной причине с опозданием на 1 день документов, обязанность по предоставлению которых регулируется Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Принятие данного решения нарушает его права, как лица, избранного путём тайного голосования на легитимно прошедших выборах; нарушены положения ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Оспариваемое решение противоречит федеральному законодательству: ст.7.1 и ч.10 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; ч.1 ст.2, ч.1 ст.4, ст.10 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ; ст.1, ч.1 ст.2, ч.ч.1 и 2 ст.3, ч.1 ст.9, ч.ч.1 и 2 ст.16 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ; ч.3 ст.7.1, ч.3 ст.8.1, ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Ответственность за несвоевременную сдачу (по уважительным причинам) соответствующих документов приведёнными выше законами не предусмотрена. Все справки, сведения предоставлены, запреты и ограничения им соблюдены, таким образом Совет при вынесении оспариваемого решения вышел за рамки своих полномочий, неверно применив положения законодательства.

Административный истец просил суд признать полностью недействительным решение Совета Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района «О досрочном прекращении полномочий депутата Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района БГ ФИО1» от 25.05.2016 года № 4.

Административный истец ФИО1 в суде поддержал заявленные требования, подтвердил, что сведения о своих и своей супруги доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера им предоставлены ДД.ММ.ГГГГ по причине того, что он в апреле 2016 года работал, чтобы обеспечить семью, без оформления отношений в другом районе, приезжал в ст.Старощербиновскую только на сессии, однако, ответственность за несвоевременную подачу сведений о доходах в виде досрочного прекращения полномочий депутата не предусмотрена федеральным законодательством и несоизмерима им содеянному, так как он добросовестно исполнял все ограничения и запреты, связанные с депутатской деятельностью. Считает досрочное прекращение его полномочий способом убрать неугодного депутата, указывает, что на депутатов Совета при рассмотрении вопроса о прекращении его полномочий оказывалось давление. Просил иск удовлетворить.

Представители административного ответчика ФИО2 и ФИО3 в суде просили в удовлетворении административного искового заявления отказать, поскольку оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями федеральных законов и муниципальных нормативно-правовых актов в установленном порядке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Решением территориальной избирательной комиссии Щербиновская от 15.09.2014 года № 103/533 считаются избранными зарегистрированные кандидаты в депутаты Совета Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района по семимандатному избирательному округу № 1, в том числе ФИО1 Решением территориальной избирательной комиссии Щербиновская от 18.09.2014 года № 104/550 ФИО1 зарегистрирован избранным депутатом Совета Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района по семимандатному избирательному округу № 1.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 8.06.2007 года № 1243-КЗ и ст.44 Устава Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района, принятого решением Совета Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района от 3.03.2016 года № 2, должность депутата Совета Старощербиновского сельского поселения является муниципальной должностью и включена в Реестр муниципальных должностей.

Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

При этом в силу части 11 этой же статьи решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" регламентирует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В части 5 названной статьи предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае: непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Как следует из ст. 25 Устава Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района, принятого решением Совета Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района от 3.03.2016 года № 2, полномочия депутата Совета начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Совета нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутата Совета, предусмотренных действующим законодательством, частью 6 настоящей статьи.

В части шестой названной статьи Устава в числе случаев досрочного прекращения полномочий депутатов Совета названы несоблюдение ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3.12.2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7.05.2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации», владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», а также иные случаи, установленные Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными федеральными законами (подп.11 и 13); решение Совета о досрочном прекращении полномочий депутата Совета принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Совета, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Часть девятая названной статьи Устава определяет, что депутат Совета должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Решением Совета Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района третьего созыва тридцатой сессии от 8.04.2016 года № 3 утверждено Положение о порядке представления гражданами РФ, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, опубликованное в информационном бюллетене № 9 (178) органов местного самоуправления Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района.

Названным Положением (п.5 подп. «а», «б», п.6) предусмотрено, что лицо, замещающее муниципальную должность, представляет ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующим за отчетным, в том числе сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода, а также аналогичные сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по форме справки, утвержденной Указом Президента РФ от 23.06.2014 года № 460.

Согласно п. 22 указанного Положения непредставление или несвоевременное представление лицом, замещающим муниципальную должность, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо предоставление заведомо недотоверных или неполных сведений влечет привлечение его к ответственности в форме досрочного прекращения полномочий в связи с утратой доверия.

Как следует из протокола тридцатой сессии Совета Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района третьего созыва от 8.04.2016 года, названное выше решение, утвердившее Положение, было принято депутатами Совета Старощербиновского сельского поселения единогласно, при этом в число депутатов, принявших участие в работе сессии, входил ФИО1

Названные положения Устава, решение Совета и Положение административным истцом не оспорены.

Как установлено в судебном заседании из объяснений административного истца, представителей административного ответчика и копий справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО1 в отношении себя и своей супруги, названные справки не были им предоставлены в Совет Старощербиновского сельского поселения к установленному сроку, а сданы ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно протоколу тридцать второй сессии Совета Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района (третий созыв) от 17.05.2016 года, на которой присутствовал депутат ФИО1, при рассмотрении вопроса непредставления к установленному сроку сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год депутатом ФИО1, последнему было предложено предоставить на рассмотрение очередной тридцать третьей сессии Совета Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района в письменном виде объяснения по данному факту.

Как следует из протокола тридцать третьей сессии Совета Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района (третий созыв) от 25.05.2016 года и аудиозаписи данной сессии, ФИО1 отказался дать объяснения о причинах не предоставления до 30.04.2016 года таких сведений.

Решением тридцать третьей сессии Совета Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района третьего созыва № 4 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законном от 25.12.2008 года № 273-ФЗ, а именно в связи с нарушением депутатом Совета Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района третьего созыва ФИО1 срока предоставления в Совет Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, полномочия депутата Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района третьего созыва ФИО1 досрочно прекращены.

Суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что Совет Старощербиновского сельского поселения вышел за рамки своих полномочий, поскольку им (ФИО1) соблюдались требования Федерального закона № 79-ФЗ от 7.05.2013 года о запрете иметь зарубежную недвижимость, счета; отсутствовали расходы, влекущие обязанность предоставлять сведения о таких расходах в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 года № 230-ФЗ, так как такие нарушения ему в вину не вменялись.

Утверждение административного истца о том, что ответственность за несвоевременную сдачу соответствующих документов, то есть за нарушение обязанности предоставить необходимые сведения к установленному сроку, не установлена, противоречит приведенным выше положениям Федеральных законов: от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Устава Старощербиновского поселения, решения Совета Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района третьего созыва тридцатой сессии от 8.04.2016 года № 3 и утвержденного им Положения о порядке представления гражданами РФ, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предусматривающих ответственность в виде досрочного прекращения полномочий депутата в связи с утратой доверия.

Доводы административного истца о том, что к установленному сроку сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера им не были сданы по уважительным причинам, каким либо доказательствами не подтверждены.

Суд не может согласиться, что такими причинами может быть признана его занятость в апреле 2016 года на работах, выполняемых по устному договору в личных целях в другом районе, поскольку ФИО1 не был ограничен в способах предоставления требуемых сведений: нарочным, лично, через представителя или по почте.

Кроме того, административный истец не оспаривает, что он приезжал в апреле 2016 года в ст.Старощербиновскую для участия в сессиях Совета, что подтверждается протоколом тридцать первой сессии Совета Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района третьего созыва от 25.04.2016 года, где отражено его участие.

Как законодательство Российской Федерации, так и приведенные выше нормы Устава Старощербиновского сельского поселения, а также Положение, утвержденное решением тридцатой сессии Совета Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района третьего созыва от 8.04.2016 года, не предусматривают случаев освобождения лиц, замещающих муниципальную должность, от исполнения обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера к установленному сроку по каким-либо уважительным причинам.

При таких обстоятельствах, нет оснований полагать, что причиной досрочного прекращения полномочий депутата ФИО1 послужили высказанные им ранее мнения, позиция или другие правомочные действия, соответствующие статусу депутата Совета, а не утрата доверия.

Судом не установлено нарушения порядка прекращения полномочий депутата ФИО1

Статья 26 (подп.7 п.2) Устава Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района определяет, что принятие решения о самороспуске Совета, о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета в случаях, предусмотренных ч.6 ст. 25 настоящего Устава, оформление прекращения полномочий выборных должностных лиц решается на сессии Совета.

Доводы административного истца о том, что на депутатов Совета было оказано давление при принятии решения о прекращении его полномочий, являются субъективной оценкой обсуждения депутатами и приглашенными лицами положений нормативно-правовых актов, устанавливающих ответственность депутатов, что следует из содержания аудиозаписи заседания сессии, при этом суд не находит оснований для вывода о том, что при проведении голосования были нарушены права депутатов на свободное волеизъявление, председательствующим навязывалось свое мнение

Кроме того, по смыслу ч.11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.6 ст. 25 Устава Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района, п.22 Положения, утвержденного решением Совета Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района третьего созыва тридцатой сессии от 8.04.2016 года № 3, наличие объективного юридического факта неисполнения депутатом обязанности, установленной законом, по сути, императивно связывало представительный орган в решениях, исключая какую-либо дискрецию.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1, относящемся к вопросам организации деятельности представительного органа в соответствии с п. 3 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.1 ст. 58 Устава Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района, принято без нарушений ст. 28 Устава, определяющей организацию работы Совета, в том числе правомочность сессии, ст. 58 Устава («правовые акты Совета); в установленные законом сроки.

Несогласие ФИО1 с досрочным прекращением его полномочий как депутата не свидетельствует о том, что такое решение принято с нарушением полномочий, порядка совершения оспариваемых действий, нарушает его права, свободы и законные интересы, в том числе предусмотренные Федеральным законом № 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Сроки обращения административного истца в суд соблюдены.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Совету Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района о признании недействительным, как незаконного, решения № 4 от 25.05.2016 года тридцать третьей сессии Совета Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района третьего созыва «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района БГ ФИО1» отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Щербиновский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 19.08.2016 года.

Судья: Н.В. Деревянченко