РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2017 года Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Номогоевой З.К., при секретаре Макушевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-5597/17 по административному иску ТСЖ «Лидер» к Управлению Муниципальной жилищной инспекции об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ «Лидер» обратилось в суд с административным иском к Управлению Муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ об оспаривании предписания.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом Управления Муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ ФИО1 в адрес ТСЖ «Лидер» было вынесено предписание №-ПР от ДД.ММ.ГГГГ по которому ТСЖ «Лидер» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязано обеспечить размещение сведений об основаниях правления многоквартирным домом № по <адрес> с наименованием документа, на основании которого осуществляется управление, на официальном сайте www.reformagkh.ru. Также обеспечить собственникам помещений в многоквартирном <адрес> начисление платы за отопление по формуле 3(1) приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. С данным предписанием истец не согласен по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и в отдельные законодательные акты Российской федерации» с ДД.ММ.ГГГГ управляющие организации и ТСЖ, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами и на основании договора управления, обязаны размещать в ГИС ЖКХ сведения о многоквартирных домах, предусмотренные ст. 198 ЖК РФ.
В случае заключения субъектом РФ соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ для управляющих организаций и ТСЖ, осуществляющих деятельность на территории такого субъекта РФ, по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу Соглашения, ч.10 ст. 161 ЖК РФ утрачивает силу, а именно обязанность раскрытия информации управляющими организациями и ТСЖ на сайте Реформа ЖКХ.
<адрес> вошла в перечень субъектов РФ, заключивших соглашение об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ. ТСЖ «Лидер» разместило в ГИС ЖКХ информацию о ТСЖ и многоквартирных домах, находящихся под управлением ТСЖ в полном объеме.
Также в соответствии с п. 5 ч.2 ст. 155 ЖК РФ члены ТСЖ многоквартирного <адрес> в апреле 2014 г. утвердили порядок оплаты за жилищно-коммунальные услуги. В соответствии с пп «а» п.10 раздела 4 утвержденного собственниками Порядка, размер платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников начисляется по нормативам и тарифам, установленным в соответствии с п. 2 ст. 157 ЖК РФ и оплачивается пропорционально в течение года. Действующим законодательством не установлено требование об ежегодном утверждении Порядка оплаты. Просят в иске отказать.
В судебное заседание представитель ответчика Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ ФИО2 по доверенности, не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В суд от представителя административного ответчика поступили возражения против удовлетворения заявленных требований, считает, что дело подведомственно Арбитражному суду Республики Бурятия, в связи с чем просит суд прекратить производство по делу.
Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Управлением муниципальной жилищной инспекцией Администрации г. Улан-Удэ ДД.ММ.ГГГГ по обращению ФИО3, представителя ФИО4 - собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> по доверенности проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ «Лидер». По результатам проверки ТСЖ «Лидер» выдано предписание№-ПР от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований абз.3 пп. «з» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и разместить соответствующую информацию на официальном сайте Реформа ЖКХ. А также производить начисления платы за отопление по формуле 3 (1) приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
По мнению суда, оспариваемое предписание вынесено незаконно и подлежит отмене.
В соответствии с п. 5 ч.2 ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Общим собранием собственников помещений по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был выбран способ управления товариществом собственников жилья, утвержден устав товарищества, избраны состав и члены Правления товарищества и ревизионной комиссии. Председателем Правления ТСЖ «Лидер» выбрана ФИО5
ДД.ММ.ГГГГ на многоквартирном <адрес> установлен и введен в эксплуатацию узел учета тепловой энергии, что подтверждается актом допуска от ДД.ММ.ГГГГ.
Из решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верхового суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решениями общих собраний ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ установлен Порядок платы за коммунальные услуги, в том числе и за отопление. Так согласно принятых решений общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг для собственников помещений дома. Решением также установлено, что начисление и оплату необходимо производить в соответствии с утвержденным порядком равномерными долями в течение всего календарного года. Производить начисление за коммунальную услугу по отоплению в размере 1/12 в течение года с проведением корректировки оплаты в соответствии с Правилами № по окончанию года (пп «а», «в» п. 10 Порядка).
Из полученной экономии, без дополнительного начисления собственникам помещений; оставшуюся экономию, полученную ТСЖ, в результате использования общедомовых приборов учета направить на уставную деятельность ТСЖ, с последующим отчетом об использовании этих средств. Данные решения никем не оспорены, являются действующими. В материалы дела не представлено какое-либо иное решение собственников жилья, изменяющее порядок начисления платы за отопление. Таким образом, начисление платы за отопление производится ТСЖ «Лидер» в соответствии с действующим законодательством.
В силу частей 3, 4, 5 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N № "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона субъекты Российской Федерации имеют право заключить соглашения об опытной эксплуатации системы на территории субъекта Российской Федерации с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и оператором системы. Положения части 10 статьи 161 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до ДД.ММ.ГГГГ. По истечении четырех месяцев после дня вступления в силу указанного в части 3 настоящей статьи соглашения положения части 10 статьи 161 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения. По истечении четырех месяцев после дня вступления в силу указанного в части 3 настоящей статьи соглашения и до ДД.ММ.ГГГГ положения части 10.1 статьи 161 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются только на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения. С ДД.ММ.ГГГГ положения части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются для всех субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N № "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №, вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ) определено, что с ДД.ММ.ГГГГ информация, указанная в статье 198 ЖК РФ (в редакции Закона N №), подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства - ГИС ЖКХ.
Частью 1 ст. 198 ЖК РФ определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение об опытной эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства на территории Республики Бурятия. Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ положения части 10 статьи 161 ЖК РФ и Постановления N 731 на территории Республики Бурятия утрачивают силу и подлежат применению нормы части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.
Кроме того, на момент проверки Управления муниципальной жилищной инспекции ТСЖ «Лидер» разместило ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в ГИС ЖКХ информацию о ТСЖ и многоквартирных домах, находящихся под управлением ТСЖ в полном объеме, что подтверждается материалами дела. Таким образом, по мнению суда, требования предписания о размещении сведений об основаниях управления многоквартирным домом № по <адрес> на официальном сайте ЖКХ реформа противоречат действующему законодательству.
Ссылка представителя ответчика о том, что настоящее дело подведомственно Арбитражному суду РБ суд также считает несостоятельной.
В соответствии со ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
В силу ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных этим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно п.2 ч.1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Частью статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Таким образом, ТСЖ создано не для осуществления предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Оспариваемое предписание Управления муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ № №-ПР об устранении нарушений жилищного законодательства Российской Федерации выдано ТСЖ «Лидер» не как субъекту предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением. Характер спора не свидетельствует о его экономической основе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ТСЖ «Лидер» к Управлению Муниципальной жилищной инспекции об оспаривании предписания удовлетворить.
Признать предписание №-ПР от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Управлением муниципальной жилищной инспекции Администрации <адрес> в отношении ТСЖ «Лидер» незаконным и подлежащим отмене.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Номогоева З.К.