УИД: 28RS0015-01-2021-000947-14
Производство № 2а-559/2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
(мотивированное)
г. Райчихинск 01 сентября 2021 года
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Грачевой О.В.,
при секретаре Опенько Н.В.,
с участием: истца заместителя прокурора г. Райчихинска Амурской области Вельмискиной Е.В.,
представителю ответчика учреждения – Администрации г. Райчихинска Амурской области по доверенности Белобородова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Райчихинска Амурской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области к учреждению Администрация г. Райчихинска Амурской области о возложении обязанности оборудовать участок дороги территории образовательного учреждения тротуаром,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор г. Райчихинска Амурской области обратился в Райчихинский городской суд Амурской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области с иском к органу местного самоуправления – учреждению Администрация г. Райчихинска Амурской области о возложении обязанности оборудовать участок дороги, проходящей вдоль территории образовательного учреждения МОАУ ООШ №22 г. Райчихинска (ул. Северная, 54) в зоне двусторонней застройки пешеходным переходом и тротуарами с обеих сторон, а в зоне односторонней застройки оборудовать тротуаром с одной стороны дороги, установить светофор типа Т.7 для обозначения пешеходного перехода, разместить автобусную остановку вблизи образовательного учреждения МОАУ ООШ №22 г. Райчихинска (ул. Северная, 54) в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование, что прокуратурой г. Райчихинска Амурской области проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения.
Проверкой установлено, что участок дорожного полотна вблизи указанного образовательного учреждения не имеет регулярного пешеходного перехода, светофора, тротуара, что создает аварийную обстановку на данном участке. Вблизи данного образовательного учреждения отсутствует автобусная остановка.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится контроль за обеспечением сохранности и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Из ответа администрации г. Райчихинска от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что управлением ЖКХ, отдела градостроительства и дорожной деятельности г. Райчихинска по согласованию в ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское» собраны коммерческие предложения на разработку проектно-сметной документации по обустройству пешеходного перехода и тротуара в районе МОАУ ООШ №22 г. Райчихинска.
Рассмотрев предложение, управлением ЖКХ, отдела градостроительства и дорожной деятельности г. Райчихинска было направлено письмо в финансовое управление о рассмотрении вопроса по выделению денежных средств на разработку проектно-сметной документации, но поскольку на 2021 год бюджет сформирован, в соответствии со ст. 83 БК РФ при выделении бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете, либо в текущем финансовом году после внесения изменений в решение о бюджете при наличии источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Из информации управлением ЖКХ, отдела градостроительства и дорожной деятельности г. Райчихинска следует, что источников дополнительных поступлений в бюджете г. Райчихинска не имеется.
Пункт 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусматривает, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.
В соответствии с п. 4.5.1.3. этого же ГОСТ тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Неисполнение ответчиками указанных требований действующего законодательства Российской Федерации влечет нарушение права неопределенного круга лиц, а именно детей, обучающихся в образовательном учреждении, на безопасность дорожного движения, может привести к совершению дорожно-транспортных происшествий, детского травматизма.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству прокурором г. Райчихинска Амурской области заявленные исковые требования уточнены, просит суд обязать ответчика учреждение – Администрацию г. Райчихинска Амурской области оборудовать участок дороги (проезд к МОАУ ООШ №22 г. Райчихинска), от пешеходного перехода, расположенного напротив МОАУ ООШ №22 г. Райчихинская (ул. Северная, д. 54) до ближайших остановочных пунктов маршрутных транспортных средств по ул. Царькова г. Райчихинска тротуарами с обеих сторон дороги (проезда), в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Заявлен отказ от иска в части возложения обязанности оборудовать участок дороги, проходящей вдоль территории образовательного учреждения МОАУ ООШ №22 г. Райчихинска (ул. Северная, 54) пешеходным переходом, светофором типа Т.7 для обозначения пешеходного перехода, размещения автобусной остановки вблизи образовательного учреждения МОАУ ООШ №22 г. Райчихинска (ул. Северная, 54).
Определением Райчихинского городского суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле, на основании ст. 43 ГПК РФ, в качестве 3-го лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МОАУ ООШ №22 г. Райчихинска.
На основании определения Райчихинского городского суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с характером спорных правоотношений, судом осуществлен переход к рассмотрению гражданского дела по правилам административного судопроизводства, регламентированного Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Административный истец заместитель прокурора г. Райчихинска Амурской области Вельмискина Е.В. в судебном заседании, в подготовительной части, заявленные административные исковые требования уточнила, просит обязать ответчика учреждение – Администрацию г. Райчихинска Амурской области оборудовать участок дороги (проезд к МОАУ ООШ №22 г. Райчихинска), от пешеходного перехода, расположенного напротив МОАУ ООШ №22 г. Райчихинская (ул. Северная, д. 54) до ближайших остановочных пунктов маршрутных транспортных средств по ул. Царькова г. Райчихинска тротуаром с одной стороны дороги (проезда), в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика учреждения – Администрации г. Райчихинска Амурской области по доверенности Белобородов А.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями к администрации г. Райчихинска не согласился, поскольку спора не имеется, муниципальный контракт на составление сметы работ подготовлен и будет заключен, просил для исполнения требований прокурора предоставить срок не менее семи месяцев, в обоснование пояснил, что бюджет муниципального образования является дотационным, на 2021 г. бюджет был утвержден в 2020 году, в связи с чем у администрации отсутствует возможность в обозначенный прокурором срок провести необходимые мероприятия по установлению тротуара. Для исполнения заявленных требований администрации необходимо будет провести ряд установленных законом процедур, связанных с составлением локальной сметы, проведением торгов, заключением контракта, выделением денежных средств.
Представитель заинтересованного лица МОАУ ООШ №22 г. Райчихинска Амурской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, письменный отзыв на административный иск не представил.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело при указанной явке участников судебного процесса.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Федеральный закон N 196-ФЗ), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона обеспечение безопасности в области дорожного движения осуществляется органами местного самоуправления, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, которые в силу ст. 6 данного Закона являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, согласно п. п.1.1 ст. 9 Устава городского округа г. Райчихинска, к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу положений ч. 1, ч. 2 ст. 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, а обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Статьей 8 Устава городского округа г. Райчихинска закреплено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, к вопросам местного значения муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Таким образом, на администрацию г. Райчихинска возложены обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения в части содержания автомобильных дорог местного значения в соответствии с установленными требованиями.
В ходе рабочей поездки прокурора Амурской области установлено, что вблизи школы №22 г. Райчихинска, осуществляющей образовательный процесс, отсутствует пешеходный переход, светофор, тротуар, не обустроена автобусная остановка.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что административным ответчиком выполнены работы по обустройству в районе МОАУ ООШ №22 на участке автодороги ул. Северная, дом 54, прилегающей территории МОАУ ООШ №22 г. Райчихинска, пешеходного перехода с установкой дорожных знаков и светофора типа Т.7.
Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст утвержден "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее ГОСТ Р 52766-2007), который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения, устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Пункт 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусматривает, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.
В соответствии с п. 4.5.1.3. этого же ГОСТ тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В судебном заседании установлено, административным ответчиком не оспаривается, что ближайшая автобусная остановка в районе МОАУ ООШ №22 г. Райчихинска расположена на ул. Царькова, в районе проезда между улицами Царькова – Северная. Улица Царькова от автобусной остановки до пересечения с указанным проездом обустроена пешеходным переходом. Территория проезда между улицами Царькова – Северная имеет протяжённость около 50 метров с твердым покрытием без тротуара, обозначена дорожными знаками 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны».
В силу пункта 17.1 Правил дорожного движения в жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.
Несмотря на то, что пункт 17.1 Правил дорожного движения определяет жилую зону, в которой запрещаются сквозное движение механических транспортных средств, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест, отсутствие тротуара не обеспечит безопасность несовершеннолетних учащихся при проходе данной территории и, как следствие, не обеспечит безопасность дорожного движения.
Кроме того, ответчиком предоставлен проект муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ между Управление ЖКХ, градостроительства и дорожной деятельности администрации г. Райчихинска и подрядчиком ООО «Абрис» о разработке проектно-сметной документации на обустройство пешеходного перехода и тротуара в районе школы №22 г. Райчихинска от ул. Царькова.
Прокурором г. Райчихинска заявлены требования оборудования с одной стороны вдоль проезда тротуаром для передвижения граждан, поскольку административным ответчиком подготовлен проект на разработку проектно-сметной документации обустройства тротуара с одной стороны и отсутствует техническая возможность оборудования тротуарами с обеих сторон.
Поскольку на обращение заместителя главы г. Райчихинска Парфенюк С.Е. к начальнику ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское» предоставить предложения по обустройству тротуара и пешеходного перехода к школе №22 г. Райчихинска в соответствии с правилами дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ начальником ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское» П.Д.Н. предложена возможность обустройства тротуара вдоль проезда только с одной стороны, требования прокурора г. Райчихинска подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий.
Обращение прокурора в суд является способом защиты прав граждан, неопределенного круга лиц, участников дорожного движения, на безопасное передвижение по улицам, прилегающим к МОАУ ООШ №22. Неисполнение органом местного самоуправления указанных обязанностей, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность передвижения, создает угрозу их жизни.
Возражения представителя административного ответчика о том, что отсутствует спор по делу не обоснованный. Работы по обустройству тротуара на дату рассмотрения дела не выполнены, административным ответчиком представлен только проект муниципального контракта на выполнение работ по составлению проектно-сметной документации.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности заявленных прокурором требований.
В судебном заседании истец просит установить срок исполнения требований в части оборудования тротуара в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В силу ст. 187 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом установленных обстоятельств по делу, принимая во внимание, что мероприятия, связанные с обустройством тротуара требуют финансирования и времени для оформления документации, составления сметы, выделения денежных средств, выбора подрядной организации через процедуру торгов, проводимых посредством электронного аукциона, учитывая, что спорный участок дороги для пешеходов, в том числе детей, посещающих образовательное учреждение, обозначен дорожными знаками 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны», суд полагает возможным определить срок исполнения обязательств ответчиком в срок в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который суд считает разумным и достаточным для осуществления необходимых мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
С учетом изложенного суд полагает, что требования прокурора г. Райчихинска с учетом их уточнений являются обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, поскольку выявленные нарушения угрожают безопасности дорожного движения, увеличивают риск аварийных ситуаций, создают угрозу жизни и здоровью учащихся школы №22.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
удовлетворить частично административные исковые требования прокурора г. Райчихинска Амурской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области к учреждению Администрация г. Райчихинска Амурской области о возложении обязанности оборудовать участок дороги территории образовательного учреждения тротуаром.
Обязать учреждение – Администрацию г. Райчихинска Амурской области оборудовать тротуаром участок дороги: проезд к МОАУ ООШ №22 г. Райчихинска, расположенный от пешеходного перехода, напротив МОАУ ООШ № 22 г. Райчихинска (ул. Северная, дом №54) до ближайшего остановочного пункта маршрутных транспортных средств по ул. Царькова г. Райчихинска, с одной стороны дороги (проезда), в течение семи месяцем со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Принять отказ прокурора г. Райчихинска Амурской области от заявленных административных исковых требований к учреждению – Администрации г. Райчихинска Амурской области в части возложения обязанности оборудовать участок дороги, проходящей вдоль территории образовательного учреждения МОАУ ООШ №22 г. Райчихинска (ул. Северная, 54) в зоне двусторонней застройки пешеходным переходом, установить светофор типа Т.7 для обозначения пешеходного перехода, разместить автобусную остановку вблизи образовательного учреждения МОАУ ООШ №22 г. Райчихинска (ул. Северная, 54) и прекратить производство по делу в данной части.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд Амурской области в апелляционном порядке в месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Вступившие в законную силу постановления по настоящему делу могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Мотивированное решение составлено 06.09.2021 года.
Председательствующий судья О.В. Грачева