ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-559/2022 от 25.07.2022 Приаргунского районного суда (Забайкальский край)

КОПИЯ

Дело № 2а-559/2022

Решение

именем Российской Федерации

25 июля 2022 года Приаргунский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Помигуева В.В.,

при секретаре Плехановой Д.О.,

с участием:

процессуального административного истца - прокурора прокуратуры Приаргунского района Забайкальского края Шульгина С.И.,

представителя административного ответчика администрации Приаргунского муниципального округа Забайкальского края Ивановой А.А. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Приаргунск административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приаргунского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Приаргунского муниципального округа Забайкальского края об обязывании к действию,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Приаргунского района Забайкальского края обратился в суд с указанным иском к администрации Приаргунского муниципального округа Забайкальского края.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой района при осуществлении надзора за исполнением законов в сфере безопасности дорожного движения выявлен факт ненадлежащего состояния уличного освещения в сельском поселении «Уланское». Установлено, что по состоянию на 23.05.2022 искусственное уличное освещение на территории с. Улан Приаргунского муниципального округа на улицах Горная, Центральная, Алферова, Мира отсутствует.

24.03.2022 прокуратурой района в адрес главы Приаргунского муниципального округа вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако нарушения по состоянию на дату предъявления искового заявления не устранены.

Отсутствие искусственного уличного освещения на территории сельского поселения «Уланское» грубо нарушает права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения, создает предпосылки для совершения правонарушений и преступных посягательств, повреждения имущества граждан, чей круг определить невозможно в силу свободы передвижения.

Просит обязать администрацию Приаргунского муниципального округа Забайкальского края обеспечить наружное искусственное освещение в темное время суток в с.Улан Приаргунского муниципального округа Забайкальского края на улицах Горная, Центральная, Алферова, Мира в соответствии с требованиями п. 7.5.1.13 СП «СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение».

В судебном заседании прокурор Шульгин С.И. на заявленных требованиях настаивал, просил административный иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Приаргунского муниципального округа Забайкальского края Иванова А.А., действующая на основании доверенности, возражений по иску не выразила, указала, что изложенные в иске требования административный ответчик сможет исполнить до конца текущего года.

Выслушав прокурора, административного ответчика, изучив имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела прокуратурой района при осуществлении надзора за исполнением законов в сфере безопасности дорожного движения выявлен факт ненадлежащего состояния уличного освещения в сельском поселении «Уланское».

В ходе проверки установлено, что по состоянию на 23.05.2022 искусственное уличное освещение на территории с. Улан Приаргунского муниципального округа на улицах Горная, Центральная, Алферова, Мира отсутствует.

24 марта 2022 г. прокуратурой района в адрес главы Приаргунского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

25 апреля 2022 г. Главой Приаргунского муниципального округа представление об устранении нарушений законодательства рассмотрено, указано, что в правилах благоустройства территории Приаргунского муниципального округа Забайкальского края определена, в том числе организация освещения территории Приаргунского округа. Согласно плана содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения Приаргунского муниципального округа на 2022 год распределено финансирование на проведение мероприятий по организации уличного освещения в пяти селах Приаргунского муниципального округа, в том числе и в с.Улан Приаргунского муниципального округа. В настоящее время проводятся мероприятия по подготовке документации для заключения муниципального контракта, предметом которого является выполнение работ по приведению уличного освещения в нормативное состояние, в том числе и в селе Улан.

Судом установлено, что на момент рассмотрения дела выявленные прокуратурой нарушения не устранены.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Согласно ч. 1 ст. 45.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.

Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров по СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», утвержденному приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2010 № 783.

Нормы естественного, искусственного и совмещенного освещения зданий и сооружений, а также нормы искусственного освещения селитебных зон, площадок предприятий и мест производства работ вне зданий установлены СП 52.13330.2016. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95* (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 07.11.2016 № 777/пр и введен в действие с 08.05.2017).

Согласно п. 1.1. СП 52.13330.2016 настоящий свод правил распространяется на проектирование зданий и сооружений различного назначения, места производства работ вне зданий, площадки промышленных и сельскохозяйственных предприятий, железнодорожные пути площадок предприятий, наружное освещение городов, поселков и сельских населенных пунктов, автотранспортных тоннелей.

Согласно п. 7.5.1.13 СП 52.13330.2016 для надежной ориентации водителей и пешеходов в темное время суток светильники в ряду следует располагать так, чтобы образуемая ими линия однозначно указывала направление дороги или улицы.

Нормируемые показатели освещения улиц и дорог сельских поселений выглядят следующим образом:

Главные улицы, площади общественных и торговых центров: средняя освещенность не менее 10 лк, равномерность освещенности не менее 0,25; улицы в жилой застройке: основные - средняя освещенность 6,0 лк, - второстепенные (переулки) - 4,0 лк.

Установлено, что по состоянию на 23.05.2022 искусственное уличное освещение на территории с. Улан Приаргунского муниципального округа на улицах Горная, Центральная, Алферова, Мира отсутствует.

С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность по решению вопросов местного значения, в том числе организации благоустройства территории округа.

Поскольку искусственное уличное освещение на территории с. Улан Приаргунского муниципального округа на улицах Горная, Центральная, Алферова, Мира отсутствует, тем самым нарушаются права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения, создаются предпосылки для совершения правонарушений и преступных посягательств, повреждения имущества граждан.

Учитывая установленные обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Поскольку административным ответчиком фактически не выполнены работы по проведению уличного освещения с. Улан Приаргунского муниципального округа на улицах Горная, Центральная, Алферова, Мира, следует возложить на него обязанность по обеспечению наружного искусственного освещения в темное время суток в с.Улан Приаргунского муниципального округа Забайкальского края на улицах Горная, Центральная, Алферова, Мира в соответствии с требованиями п. 7.5.1.13 СП «СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение».

В силу положений пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ при принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

С учетом существа разрешенных требований, а также принципов разумности и справедливости следует установить двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения возложенной на администрацию Приаргунского муниципального округа Забайкальского края обязанности для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск прокурора Приаргунского района Забайкальского края удовлетворить.

Обязать администрацию Приаргунского муниципального округа Забайкальского края обеспечить наружное искусственное освещение в темное время суток в с.Улан Приаргунского муниципального округа Забайкальского края на улицах Горная, Центральная, Алферова, Мира в соответствии с требованиями п. 7.5.1.13 СП «СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение» в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Приаргунский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Решение изготовлено в окончательной форме 28 июля 2022 года.

«КОПИЯ ВЕРНА»

Судья Помигуев В.В._______

Секретарь суда

__________ФИО1

«_____»____________20___ г.

<данные изъяты>

Подлинник документа подшит в административном деле №2а-559/2022 УИД Приаргунского районного суда Забайкальского края.