Дело №2а-559/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Владикавказ 18 ноября 2021 года.
Советский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе:
председательствующего судьи Тлатова К.А.,
при секретаре с/з Базаевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Северо-Осетинской таможни к ФИО11 о взыскании таможенных платежей, пени, обращения взыскания на транспортное средство в счет уплаты таможенных платежей и пени, и принятием мер предварительной защиты по административному иску,
у с т а н о в и л:
Северо-Осетинская таможня обратилась в суд с административным иском ФИО11 о взыскании таможенных платежей в размере 2 109 527,02 рублей и пени в размере 251 965,42 рублей, а всего – 2 361 492,44 рубля, обращении взыскания в счёт уплаты указанных таможенных платежей и пени на транспортное средство марки «GEEP НUММER Н3», VIN№, 2003 года выпуска и принятием мер предварительной защиты по административному иску в виде наложения ареста на автомашину марки «GEEP НUММER Н3», VIN№, 2003 года выпуска.
В обоснование иска административный истец в исковом заявлении указал, что 19.10.2017 года оперативными сотрудниками ОБЭТП Северо-Кавказской оперативной и Северо-Осетинской таможни совместно с сотрудниками ГИБДД МВД по РСО-Алания в г.Владикавказе, на пр.Коста, было остановлено транспортное средство «GEEP НUММER Н3», VIN-№, 2003 года выпуска, с государственными регистрационными знаками № под управлением гражданина Российской Федерации ФИО11.
В ходе проверки ФИО11 предоставил свидетельство о регистрации указанного транспортного средства на территории Республики Грузия, а также договор купли-продажи, где собственником данного транспортного средства является ФИО15. Каких-либо сведений о фактах таможенного оформления данного транспортного средства при ввозе на территорию Евразийского экономического союза гражданином ФИО11 представлено не было.
В результате проведённых сотрудниками ОБЭТП Северо-Кавказской оперативной таможни оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что 02.05.2017г. ФИО11 переместил указанное транспортное средство с территории Республики Грузия в Российскую Федерацию в пункте пропуска МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни без совершения таможенных операций.
Согласно ответу ПУ ФСБ по РСО-Алания 02.05.2017 года, в 00:46:04, ФИО11 ввёз на территорию РФ из Республики Грузия через МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни автотранспортное средство марки «GEEР НUММER Н3», VIN-№, 2003 года выпуска, с государственными регистрационными знаками №, указанными в свидетельстве о регистрации т/с, выданном агентством обслуживания МВД Грузии 29.04.2017 года.
Вместе с тем установлено, что в базе данных ФТС России АС «Авто-Транспорт» П3 «Оперативная отчётность» сведения о фактах таможенного оформления данного транспортного средства отсутствуют.
Гражданин ФИО11 обязан был задекларировать в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство.
В соответствии со ст.104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Согласно ст.84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, а также представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа. При этом декларант несёт ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В соответствии с ч.1 ст.150 Федерального закона от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Закон) принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счёт стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены. В соответствии со ст.114 Закона плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств членов Таможенного союза и настоящим Федеральным законом. В данном случае плательщиком является декларант - ФИО11, как лицо, временно ввёзшее транспортное средство на таможенную территорию Таможенного союза и допустившее передачу права пользования и (или) распоряжения временно ввезённым транспортным средством для личного пользования другому лицу на таможенной территории Таможенного союза без таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона (часть 2 ст.150 Закона). До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьёй 152 настоящего Федерального закона (часть 3 ст.150 Закона).
ФИО11 22 июня 2018 года было направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пени за № на общую сумму 2 349 257 рублей 18 коп. Требование было направлено заказными письмами с уведомлением по адресам места жительства ответчика. Требованием об уплате таможенных платежей ответчику был установлен срок для уплаты суммы образовавшейся задолженности не позднее 20 календарных дней со дня получения данного требования.
В соответствии с ч.16 ст.152 Закона требование об уплате таможенных платежей может быть передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Если указанные лица уклоняются от получения указанного требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате таможенных платежей (уточнённое требование об уплате таможенных платежей) считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма. Таким образом, срок для добровольного исполнения требования истёк и до настоящего момента таможенные платежи и пеня ответчиком не уплачены.
В соответствии с ч.6 ст.151 Закона при выставлении требования об уплате таможенных платежей плательщику пени начисляются по день выставления указанного требования включительно. В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, указанные в данном требовании, либо в случае их взыскания не в полном объёме в принудительном порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, пени начисляются в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Ответчиком таможенные платежи не уплачены, в связи с чем пеня продолжает начисляться, и по состоянию на 16.07.2018г. её сумма составляет 251 965 рублей 42 коп.
В ходе рассмотрения административного дела административным истцом было подано заявление о частичном отказе от административно исковых требований за подписью начальника Северо-Осетинской таможни генерал-майора таможенной службы ФИО22, а именно - отказе от требования об обращения взыскания в счёт уплаты таможенных платежей и пени на транспортное средство марки «GEEP НUММER НЗ», VIN-№, 2003 года выпуска, с государственными регистрационными знаками №, а также в части принятия мер предварительной защиты по административному иску в виде наложения ареста на указанное транспортное средство, в связи с чем в указанной части требований производство по административному делу было прекращено.
Не согласившись с исковым заявлением, представитель административного ответчика ФИО23 представила в судебное заседание возражения на административный иск, в которых просила в требованиях, заявленных Северо-Осетинской таможней к ФИО11, отказать в полном объёме.
В обоснование своей позиции представитель административного ответчика сослалась на то, что ФИО11 является ненадлежащим административным ответчиком, у административного истца отсутствуют основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также указала на пропуск процессуального срока на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п.1 ст.81 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.4 ТК ТС под незаконным перемещением товаров через таможенную границу понимается перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
В соответствии с пп.6 п.1 ст.4 ТК ТС декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
При этом необходимо указать, что согласно п.1 ст.183 ТК ТСподача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в числе которых: 1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию; 2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта.
Из изложенного следует, что ФИО11 в соответствии с требованиями таможенного законодательства РФ является ненадлежащим административным ответчиком, так как не являлся лицом, наделённым правом владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством «GEEPHUMMERH2» VIN-№, 2003 года выпуска; также у него отсутствовали полномочия на подачу таможенной декларации.
По общему правилу только декларант как лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, является ответственным за уплату таможенных платежей.
Отступлением от общего правила является обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезённые товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза (п.2 ст.81 ТК ТС).
При этом необходимо указать, что каких-либо доказательств, подтверждающих факт того, что ФИО11 знал или должен был знать о незаконности перемещения товара на таможенную территорию таможенного союза административным истцом в материалы рассматриваемого дела не представлено.
Согласно пп.1 п.5 ст.81 ТК ТС при незаконном ввозе товаров через таможенную границу таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учёта тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Необходимо отметить, что взыскание обязательных платежей в судебном порядке не является санкцией (наказанием), а является одной из мер таможенного контроля, призванной гарантировать уплату обязанными лицами таможенных платежей с целью защиты фискального интереса государства и не только.
В соответствии с п.1 ст.134 ТК ЕАЭС таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно п.1 ст.135 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются: 1) уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ЕАЭС; 2) уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с ТК ЕАЭС; 3) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьёй 7 ТК ЕАЭС; 4) соблюдение мер защиты внутреннего рынка, установленных в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) установленные в соответствии со статьей 50 Договора о Союзе иные пошлины.
В соответствии с п.1 ст.7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В п.2 ст.7 ТК ЕАЭС указано, что соблюдение и меры технического регулирования подтверждаются в случаях и порядке, определённых Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе.
В соответствии с пунктом 2 Перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 июля 2015г. №77, транспортное средство «GEEPHUMMERH2» VIN-№, 2003 года, входит в перечень продукции, для выпуска которой для потребления на внутреннем рынке требуется его соответствие требованиям технического регламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), и относится к категории транспортных средств М1.
При этом транспортное средство «GEEPHUMMERH2» VIN-№, 2003 года, не соответствует требованиям технического регламента таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).
В Приложении №4 к техническому регламенту таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) перечисляются требования к выпускаемым в обращение единичным транспортным средствам; одним из требований, указанных в п.4.1, является требование к выбросам транспортных средств категории М и N: «транспортное средство считается соответствующим требованиям настоящего технического регламента и экологическому классу 4 при выполнении, как минимум, следующих условий:
4.1.1. Год выпуска (модельный год) транспортного средства - не ранее 2007 г. Примечание: Транспортное средство более раннего года выпуска (модельного года) считается соответствующим требованиям настоящего технического регламента и экологическому классу 4 при наличии сообщения об официальном утверждении типа или сертификата соответствия, выданного государством - членом Таможенного союза на основании результатов испытаний по Правилам ООН, указанным в таблице 3 приложения №1 настоящего технического регламента».
Необходимо отметить, что «GEEPHUMMERH2», 2003 года выпуска, не имеет ОТТС (одобрения типа транспортного средства), в чём можно удостовериться, посетив официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) www.rst.gov.ru.
Из открытых источников в сети интернет следует, что «GEEPHUMMERH2», 2003 года выпуска, имеет класс экологической безопасности 3, что не позволяет получить на него ПТС (паспорт транспортного средства).
Указанные требования однозначны и при этом не требуется наличия специальных познаний (экспертного заключения) для того чтобы утверждать, что транспортное средство «GEEPHUMMERH2» VIN-№, 2003 года, запрещено к выпуску для внутреннего потребления.
В соответствии с требованиями таможенного законодательства перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения. Товары, запрещённые к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, прибывшие на таможенную территорию таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Аналогичным образом законодатель регламентирует действия в отношении товаров, ограниченных к ввозу, если на них не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений (ст.152 ТК ТС).
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Пунктом 6 ч.1 и ч.2 ст.287 КАС РФ, предусмотрено требование указывать в административном исковом заявлении сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций и приложения копии определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций.
Следует обратить внимание, что в административном производстве по взысканию обязательных платежей и санкций различаются требования к срокам обращения в суд с иском в зависимости от того, выносилось ли мировым судьёй определение об отмене судебного приказа либо определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Согласно абз.2 п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Для искового заявления после вынесения определения мирового судьи об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа действуют сроки, предусмотренные п.2 ст.48 НК РФ, т.е. заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.На это обращается внимание в абз.2 п.48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации": "если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишён возможности обратиться в суд в порядке гл.32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке".
К административному исковому заявлению Северо-Осетинской таможни к ФИО11 приложено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа от 15.11.2018 года, из чего следует, что срок обращения в суд с административным исковым заявлением в данном случае надлежит исчислять в соответствии с п.2 ст.48 НК РФ, т.е. в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
В соответствии с п.11 ст.152 Федерального закона от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.
В соответствии с п.16 ст.152 Федерального закона от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» требование об уплате таможенных платежей (уточнённое требование об уплате таможенных платежей) может быть передано руководителю или иному уполномоченному представителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Если указанные лица уклоняются от получения указанного требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате таможенных платежей (уточнённое требование об уплате таможенных платежей) считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма.
На основании статей 55, 77 и 270 ТК ЕАЭС 14 мая 2018 г. Северо-Осетинской таможней в адрес ФИО11 было направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 07 мая 2018г. №, что подтверждается отчётом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №. Согласно данному уведомлению ФИО11 было предоставлено 20 календарных дней для исполнения требования об уплате таможенных платежей.
06.07.2018г. в адрес ФИО11 было направленно уточнённое требование об уплате таможенных платежей, а ранее направленное требование было отозвано.
Для исчисления сроков обращения в суд с исковым заявлением направление уточнённого требования не имеет определяющего значения, так как не возобновляет течение сроков обращения в суд.
Таким образом, срок для обращения административного истца с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций к ФИО11 необходимо исчислять с учётом следующих сроков:
14 мая 2018 г. - дата отправки заказного письма с уведомлением о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени;
19 мая 2018 г. – дата получения заказного письма с уведомлением в соответствии с п.16 ст.152 Федерального закона от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
08 июня 2018г. – дата истечения 20 календарных дней на исполнение требования об уплате таможенных платежей;
08 декабря 2018г. – дата истечения 6-ти месяцев на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление Северо-Осетинской таможни к ФИО11, ... г.р., о взыскании обязательных платежей и санкций было сдано в отделение почтовой связи 23 января 2019г., что подтверждается отчётом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, т.е. с нарушением срока более чем на месяц. При этом необходимо указать, что у административного истца нет и не может быть уважительных причин для восстановления пропущенных процессуальных сроков, так как административное исковое заявление в адрес административного ответчика, по заверениям представителей административного истца, было направлено заказным письмом с уведомлением 06.12.2018г.
Ознакомившись с возражениями представителя ФИО11 на административное исковое заявление Северо-Осетинской таможни, административный истец направил в суд письменные пояснения, в которых указал следующее.
Согласно части 1 статьи 81 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действовавшего в момент незаконного ввоза ФИО11 соответствующего транспортного средства, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезённые товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.
При этом представителем административного ответчика допущено вольное толкование указанной нормы. В действительности законодатель, указывая о том, что лица знают или должны знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу, подразумевает, что таким знанием должны обладать лица, участвующие в незаконном перемещении, а также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезённые товары. Лицо, которое непосредственно переместило товар через таможенную границу и не подало таможенную декларацию, априори не может не знать, что оно не задекларировало ввезённый им товар.
Положения подпункта 6 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, а также пункт 1 статьи 183 ТК ТС определяют понятие «декларант» и порядок подачи таможенной декларации. В рассматриваемом случае ФИО11 совершён незаконный ввоз транспортного средства, т.е. без его декларирования в установленном порядке. Соответственно -ФИО11 не является и не может в силу указанных обстоятельств являться декларантом.
Поскольку ФИО11 не подавал на транспортное средство таможенную декларацию и необходимые при декларировании документы, то его правомочия в отношении транспортного средства не могли быть проверены, поэтому это обстоятельство не имеет правового значения для правильного рассмотрения настоящего административного дела.
Таким образом, при наличии доказательств того, что именно ФИО11 02.05.2017г. в 00:46:04 незаконно переместил транспортное средство на таможенную территорию союза (см. постановление о возбуждении уголовного дела от 19.02.2018г. (приложение № 4 к административному исковому заявлению), не может приниматься во внимание довод о том, что ФИО11 является ненадлежащим административным ответчиком по делу о взыскании таможенных платежей и пеней, начисленных в связи с незаконным ввозом им транспортного средства.
Основанием возникновения обязанности по уплате таможенных платежей является факт незаконного ввоза иностранного транспортного средства. Важный факт пересечения таможенной границы транспортным средством, его статус - оно зарегистрировано в иностранном государстве, и отсутствие сведений о его таможенном декларировании (отсутствие таможенной декларации на него).
Техническое состояние, цвет, количество колёс и прочие характеристики транспортного средства (в том числе, год выпуска и уровень выбросов вредных газов в атмосферу), а также собственник транспортного средства не имеют отношения к вопросу о возникновении, исполнении и прекращении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Как указывает сам представитель административного ответчика в возражениях на иск (абз.6 стр.3), требования Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. №877, о соответствии выбросов транспортных средств предъявляются к единичным транспортным средствам, выпускаемым в обращение. Т.е. такие транспортные средства должны быть ввезены на территорию союза на постоянной основе, получить статус транспортных средств союза.
На выпущенные в обращение транспортные средства, соответствующие требованиям Технического регламента 018/2011, выдаётся паспорт транспортного средства государства-члена союза (до 01.11.2020г. такой паспорт выдавался таможенными органами (пункт 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утверждённого Приказом МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134 от 23.06.2005г.).
Перечень транспортных средств, утверждённый Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.07.2015г. №77, на который ссылается представитель административного ответчика, как следует из самого названия указанного Перечня, предусматривает продукцию, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).
В своих возражениях представитель административного ответчика ссылается на пункт 1 статьи 134 и пункт 1 статьи 135 ТК ЕАЭС. Однако указанные нормы вступили в силу только с 01.01.2018г., а временный ввоз осуществлён ФИО11 в мае 2017 года, факт незаконного ввоза обнаружен в 19.10.2017г., т.е. до вступления в силу ТК ЕАЭС. Вместе с тем нормы о таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления не подлежат применению при рассмотрении настоящего дела также ввиду того, что под такую таможенную процедуру транспортное средство не помещалось и свою волю на декларирование транспортного средства под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ФИО11 не выражал.
Между тем выпуск товаров для внутреннего потребления осуществляется на основании соответствующей декларации, в которой декларантом заявляется соответствующая таможенная процедура.
Согласно статье 209 ТК ТС выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению. Условия помещения товаров под указанную таможенную процедуру были предусмотрены статьёй 210 ТК ТС. С момента регистрации таможенным органом таможенной декларации при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления у декларанта возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении везённых товаров.
Таким образом, условием выпуска товаров в обращение является подача таможенной декларации и уплата таможенных платежей, а также принятие таможенным органом решения о выпуске такого товара под заявленную таможенную процедуру.
В рассматриваемом случае ФИО11 никакая декларация не подавалась вообще, т.е. переместив транспортное средство на таможенную территорию союза незаконно, без таможенного декларирования, ФИО11 и впоследствии не выразил своего намерения легализовать транспортное средство в Российской Федерации, придав ему статус товара союза, т.е. подать на транспортное средство таможенную декларацию с указанием таможенной процедуры «выпуск для внутреннего потребления», а также уплатить в отношении него таможенные платежи.
Напротив, из установленных в ходе рассмотренияадминистративного дела обстоятельств следует, что таможенные платежи до настоящего времени (с момента ввоза транспортного средства прошло более 3 лет) не уплачены, и статус товара союза транспортное средство не приобрело.
Следовательно, правовых оснований для оценки соответствия ввезённого ФИО11 транспортного средства требованиям Технического регламента, о котором упоминает представитель административного ответчика, не имелось. Транспортное средство может быть запрещено к выпуску для внутреннего потребления, если оно не соответствует требованиям Технического регламента, однако это не означает, что такое транспортное средство не может быть ввезено на территорию союза со статусом иностранного транспортного средства (например, с совершением в отношении него таможенной операции временного ввоза).
Из материалов дела следует, что транспортное средство, ввезённое ФИО11, зарегистрировано на территории иностранного государства - Республики Грузия, т.е. имеет статус иностранного товара и не было выпущено в обращение на территории союза. Соответственно - на него не распространяется действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. № 877.
В соответствии с частью 1 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные КАС РФ.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных - платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Согласно статье 94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного КАС РФ или назначенного судом процессуального срока. Поданные по истечении процессуального срока жалобы и представленные документы, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы или представлены.
Суд, принявший административное исковое заявление к производству, вправе оставить административное исковое заявление без рассмотрения при наличии к тому оснований также в предварительном судебном заседании (часть 4 статьи 138 КАС РФ). До этого суд выясняет причины пропуска административным истцом установленного КАС РФ срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (часть 5 статьи 138 КАС РФ).
Между тем указанный представителем административного ответчика в возражениях срок таможней не был пропущен.
Первоначально задолженность ФИО11 по уплате таможенных платежей была сформирована исходя из коммерческой цели незаконного ввоза транспортного средства. Требование об уплате таможенных платежей за № от 07.05.2018г. было направлено должнику 14.05.2018г.; добровольно оно не было исполнено, в связи с чем таможней было подготовлено и направлено в адрес должника административное исковое заявление от 13.06.2018г. №08-15/07711, которое административным ответчиком не было получено и вернулось в таможню (копии доказательств прилагаются).
Указанное требование об уплате таможенных платежей было оспорено должником в судебном порядке; это послужило основанием для проведения Северо-Кавказским таможенным управлением ведомственного контроля оспариваемого решения таможни, по результатам которого решение было признано не соответствующим праву ЕАЭС и отменено. До отмены оно было таможней отозвано (т.е. таможня своими письмами от 22.06.2018г. №08- 48108106 (направленному по российскому адресу) и №08-48/08108 (направленному в Республику Южная Осетия) сообщила о неактуальности и отсутствии необходимости исполнения такого требования).
В связи с отменой требования об уплате таможенных платежей оно перестало нарушать права и законные интересы, поэтому производство по делу судом было прекращено (определение Промышленного районного суда г.Владикавказа РСО-А от 19.10.2018г.).
Таким образом, требование за № от 07.05.2018г., от которого ведёт отсчет административный ответчик, является недействительным, а значит, оно не влечёт наступление для должника правовых последствий, не является основанием для возникновения у него каких-либо обязанностей. Течение срока получения такого требования не может начинаться со дня, следующего за днём его направления; соответственно, не могло начаться течение и всех иных сроков, следующих за сроком получения не подлежащего исполнению уведомления (срока его исполнения, а затем срока предъявления административного иска в суд).
Таким образом, довод о том, что срок исполнения требования, направленного таможней 14.05.2018, истёк, не соответствует действительности.
В связи с поступлением в таможню письма Северо-Кавказского таможенного управления (№18-29/03070 от 15.06.2018г.), согласно которому установлен факт использования транспортного средства в личных целях (транспортное средство принадлежит родному брату должника и не было передано ФИО11 третьим лицам с момента его ввоза на протяжении более года), таможня отозвала ранее направленное уведомление, исключила задолженность ФИО11 (прекратила его обязанность) по этому требованию и сформировала новую задолженность, осуществив расчёт суммы таможенных платежей исходя из личной цели использования транспортного средства. Должнику ФИО11 было направлено не уточнённое, как утверждает представитель административного ответчика, а новое уведомление об уплате таможенных платежей за № от 22.06.2018г. Об этом также свидетельствуют разные номера уведомлений об уплате таможенных платежей.
После истечения 02.08.2018г. срока исполнения нового требования об уплате таможенных платежей (№ от 22.06.2018г.) таможня направила в адрес должника копию заявления о вынесении судебного приказа №08-15/12164 от 18.09.2018г., которая должником не была получена и возвращена в таможню 31.10.2018г., согласно оттиску почтового штемпеля. 08.11.2018г. таможней было направлено заявление о вынесении судебного приказа в отношении должника ФИО11 о взыскании с него таможенных платежей и пеней в связи с неисполнением требования об уплате таможенных платежей № от 22.06.2018г. Определением мирового судьи судебного участка № Советского судебного района г.Владикавказа РСО-А от 15.11.2018г. (копия имеется в деле, поступило в таможню 26.11.2018г., что подтверждается копией сопроводительного письма) заявление было возвращено заявителю.
30.11.2018г. таможней было подготовлено и направлено ФИО11 административное исковое заявление о взыскании таможенных платежей и пени по уведомлению № от 22.06.2018г.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 126 КАС РФ к административному исковому заявлению должны быть приложены уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
Согласно части 7 статьи 125 КАС РФ административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
Таким образом, после направления административному ответчику копии административного иска, таможня не могла направить иск в суд до получения почтового уведомления о вручении отправления либо иных документов, предусмотренных вышеуказанными нормами. Почтовое отправление вернулось в таможню 09.01.2019г., а следом, 11.01.2019г., поступило почтовое уведомление с отметкой об отказе в принятии почтового отправления адресатом, что следует из оттисков почтовых штемпелей и почтового уведомления (копии почтового конверта и почтового уведомления прилагаются).
23.01.2019г. (что признано административным ответчиком) таможня направила административное исковое заявление в суд. Указанные процессуальные действия совершены таможней в пределах шестимесячного срока, предусмотренного частью 2 статьи 286 КАС РФ, поскольку такой срок истекал не ранее 31.01.2019г.
Таким образом, довод представителя административного ответчика о пропуске таможней процессуального срока является необоснованным, а его суждение о том, что второе требование об уплате таможенным платежей было уточнённым и срок следует считать со дня, следующего за днем окончания срока исполнения первого требования, не соответствует обстоятельствам дела.
В судебное заседание представитель административного истца - Северо-Осетинской таможни, извещённый надлежащим образом, не явился.
В судебное заседание административный ответчик ФИО11, извещённый надлежащим образом, не явился. В адрес суда поступило заявление, подписанное представителем административного ответчика ФИО15, от 17.11.2021г. о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика и представителей административного ответчика.
Дело рассмотрено судом в порядке ст.150 КАС РФ.
Исследовав материалы административного дела, суд находит административное исковое заявление Северо-Осетинской таможни к ФИО11 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Административным истцом подано заявление о частичном отказе от административно исковых требований, за подписью начальника Северо-Осетинской таможни генерал-майора таможенной службы ФИО22, а именно - отказе от обращения взыскания в счёт уплаты таможенных платежей и пени на транспортное средство марки «GEEP НUММER НЗ», VIN-№, 2003 года выпуска, с государственными регистрационными знаками №, а также в части принятия мер предварительной защиты по административному иску в виде наложения ареста на указанное транспортное средство.
В соответствии со ст.46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Суд считает, что отказ административного истца от части заявленных требований не противоречит закону, считает его допустимым по данной категории административных дел и принимает.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.4 ТК ТС под незаконным перемещением товаров через таможенную границу понимается перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или не декларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
В соответствии с пп.6 п.1 ст.4 ТК ТС декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
В соответствии с п.1 ст.81 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.
В соответствии с п.2 ст.81 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.
В соответствии с пунктом 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Обязанность уплаты таможенных платежей и санкций ФИО11 административный истец подтверждает копией постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству от 19.02.2018г., подписанного старшим дознавателем по особо важным делам отделения организации дознания Северо-Кавказской оперативной таможни майором таможенной службы ФИО58 (приложение №4 к административному исковому заявлению), из текста которого следует, что согласно ответу ПУ ФСБ по РСО-Алания 02.05.2017 года в 00:46:04 ФИО11 ввёз на территорию РФ из Республики Грузия через МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни автотранспортное средство марки «GEEР НUММER Н3», VIN-№, 2003 года выпуска, с государственными регистрационными знаками №, указанными в свидетельстве о регистрации т/с, выданном агентством обслуживания МВД Грузии 29.04.2017 года.
В материалы дела стороной административного ответчика представлены запросы от 01.07.2021г. в адрес Пограничного управления ФСБ РФ по РСО-Алания о предоставлении сведений о пересечении границы РФ ФИО11, ... г.р., и ФИО15, ... г.р., в пункте пропуска Верхний Ларс за период с 01.05.2017г. по 02.05.2017г. с указанием точного времени. А также ответы Пограничного управления ФСБ РФ по РСО-Алания на указанные запросы от 30.07.2021г. №21/309/7/1-7776, от 30.07.2021 г. № 21/309/7/1-7777, из содержания которых следует, что ведение пограничными органами персонифицированного учёта лиц, следующих через государственную границу Российской Федерации, законодательством Российской Федерации не предусмотрено. В соответствии с пунктом 15 статьи 30 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993г. №4730-I «О Государственной границе российской Федерации» ведётся учет фактического количества лиц, следующих через границу. В связи с чем предоставить информацию о пересечении государственной границы Российской Федерации не представляется возможным.
Согласно пояснениям представителя ответчика - ФИО15, являющегося собственником, транспортного средства марки «НUММER Н2», VIN-№, 2003 года выпуска, с государственными регистрационными знаками №, транспортное средство было ввезено на территорию таможенного поста МАПП Верхний Ларс ФИО15 02.05.2017г., так как только собственник имеет право на перемещение товара через границу Российской Федерации либо лицо, наделённое собственником соответствующими полномочиями. Полномочиями на перемещение данного транспортного средства на таможенную территорию Российской Федерации ФИО15 никого не наделял. Указанное обстоятельство подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства, выданным агентством обслуживания МВД Грузии 29.04.2017 года, в соответствии с которым ФИО15 импортёр/экспортёр, Страна назначения - Россия, а также заграничным паспортом №ФИО15, выданным ФМС 15001, дата выдачи 24.09.2013г., из отметок на страницах 7 и 40 которого следует, что ФИО15 выехал с территории РФ в пункте пропуска МАПП Верхний Ларс 01.05.2017г. и въехал на территорию Республики Грузия, 02.05.2017г. выехал с территории Республика Грузия и въехал на территорию Российской Федерации в пункте пропуска МАПП Верхний Ларс. Данное транспортное средство был помещено на территории МАПП Верхний Ларс и по истечении месяца ввезено на таможенную территорию Российской Федерации ФИО15 для перемещения на территорию Республики Южная Осетия, что подтверждается агентским договором на приобретение и доставку транспортного средства от 01.03.2017г. заключенным между ФИО15 и ООО АрхСтрой», Республика Южная Осетия.
Оснований не доверять пояснениям ФИО15 в совокупности с представленными доказательствами у суда не имеется.
Ввиду того, что основанием взыскания с ФИО11 таможенных платежей и санкции, явилось незаконное перемещение транспортного средства марки «GEEP НUММER Н3», VIN-№, 2003 года выпуска, с государственными регистрационными знаками №, через таможенную границу в виде недекларирования товара, и административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих право и обязанность ФИО11 на подачу декларации, в том числе не представлено доказательств того, что ФИО11 знал или должен был знать о том, что таможенная декларация на данное транспортное средство не была оформлена, суд считает, что основания для взыскания таможенных платежей и санкций с ФИО11 отсутствуют.
Как установлено судом и следует из материалов рассматриваемого дела, 19.10.2017 года оперативными сотрудниками ОБЭТП Северо-Кавказской оперативной и Северо-Осетинской таможни совместно с сотрудниками ГИБДД МВД по РСО-Алания в г.Владикавказе РСО-А, на пр.Коста, было остановлено транспортное средство «GEEP НUММER Н3», VIN-№, 2003 года выпуска, под управлением ФИО11.
В ходе проверки ФИО11 представил свидетельство о регистрации указанного транспортного средства на территории Республики Грузия, а также договор купли-продажи, согласно которому собственником данного транспортного средства является ФИО15. Каких-либо сведений о фактах таможенного оформления данного транспортного средства при ввозе на территорию Евразийского экономического союза гражданином ФИО11 представлено не было.
В соответствии с пунктом 4 статьи 270 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи; форма указанного уведомления, порядок и срок исполнения указанных в нём требований устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса с учётом настоящей статьи (пункт 8 статьи 270).
В силу положений части 5 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
В соответствии с частью 11 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.
В соответствии с частью 16 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» требование об уплате таможенных платежей (уточнённое требование об уплате таможенных платежей) может быть передано руководителю или иному уполномоченному представителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Если указанные лица уклоняются от получения указанного требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате таможенных платежей (уточнённое требование об уплате таможенных платежей) считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма.
На основании статей 55, 77 и 270 ТК ЕАЭС 14 мая 2018г. Северо-Осетинской таможней в адрес ФИО11 было направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 07 мая 2018г. за №, что подтверждается отчётом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №. Согласно данному уведомлению ФИО11 было предоставлено 20 календарных дней для исполнения требования об уплате таможенных платежей.
Согласно части 2 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в случае, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении которой в соответствии с настоящим Федеральным законом направляется требование об уплате таможенных платежей, изменилась после направления указанного требования, таможенный орган направляет уточнённое требование об уплате таможенных платежей с указанием оснований изменения обязанности. При этом первоначально направленное требование об уплате таможенных платежей отзывается одновременно с направлением уточнённого требования об уплате таможенных платежей.
На основании статей 55, 77 и 270 ТК ЕАЭС 06 июля 2018г. Северо-Осетинской таможней в адрес ФИО11 было направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 22 июня 2018г. За №, что подтверждается отчётом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №. Согласно данному уведомлению ФИО11 было предоставлено 20 календарных дней для исполнения требования об уплате таможенных платежей. Ранее направленное требование было отозвано в связи с технической ошибкой, допущенной при расчёте таможенных пошлин.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Поскольку в таможенном законодательстве Российской Федерации отсутствуют специальные нормы, определяющие срок для обращения таможенного органа в суд с иском о взыскании с физического лица таможенных платежей, исходя из принципа всеобщности и равенства налогообложения, а также положений статей 34, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, на взыскание обязательных таможенных платежей в судебном порядке распространяется шестимесячный срок для обращения таможенных органов в суд, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Аналогичные положения содержит и часть 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №41, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №9 от 11.09.1999г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счёт имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012г. №479-О-О).
Принимая во внимание, что направленное административному ответчику 14.05.2018г. уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 07 мая 2018г. № подлежало исполнению им в срок до 11.06.2018г., соответственно, за взысканием таможенных платежей и пени в судебном порядке Северо-Осетинская таможня вправе была обратиться в срок до 11.12.2018г., однако административный истец обратился в Советский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания 23.01.2019г., что подтверждается отчётом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, т.е. за пределами установленного законом срока.
Утверждение административного истца о том, что шестимесячный процессуальный срок на подачу административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций Северо-Осетинской таможней не пропущен, так как уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 07 мая 2018г. № было отозвано и соответственно перестало нарушать права и законные интересы административного ответчика, в связи с чем срок на подачу административного искового заявления следует исчислять с даты истечения срока на добровольное исполнение требования о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 22 июня 2018г. №, суд находит несостоятельным.
В силу части 2 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» требование о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 22 июня 2018г. № является уточнённым требованием и по общему правилу срок на обращение в суд с административным исковым заявлением не прерывает.
В соответствии с пунктом 6 части 1 и части 2 ст.287 КАС РФ в административном исковом заявлении указываются сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций и прикладывается копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций.
Следует обратить внимание, что в административном производстве по взысканию обязательных платежей и санкций различаются требования к срокам обращения в суд с иском в зависимости от того, выносилось ли мировым судьей определение об отмене судебного приказа либо определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Согласно абз.2 п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Для искового заявления после вынесения определения мирового судьи об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа действуют сроки, предусмотренные пунктом 2 статьи 48 НК РФ, т.е. заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. На это обращается внимание в абз.2 п.48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации": "если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишён возможности обратиться в суд в порядке гл.32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке".
К административному исковому заявлению Северо-Осетинской таможни к ФИО11 приложено определение мирового судьи судебного участка № Советского судебного района г.Владикавказа РСО-Алания от 15.11.2018г. об отказе в принятии заявления (копия имеется в деле, поступило в таможню 26.11.2018г., что подтверждается копией сопроводительного письма),из чего следует, что срок обращения в суд с административным исковым заявлением в данном случает надлежит исчислять в соответствии с п.2 ст.48 НК РФ, т.е. в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Иные обстоятельства и доводы сторон не имеют существенного значения для правильного разрешения данного административного дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.46, 157, п.2 ст.286, п.6 ст.289 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Северо-Осетинской таможни к ФИО11 о взыскании таможенных платежей и пени - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РСО-Алания через Советский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Тлатов К.А.