№ 2а-55/2020
Решение
Именем Российской Федерации
27 августа 2020 года г. Знаменск Астраханской обл.
ФИО1 гарнизонный военный суд в составе
председательствующего Назарова Р.А.,
при секретаре судебного заседания Пушкаревой И.И.,
с участием представителя административного истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-55/2020 по административному исковому заявлению представителя военнослужащего войсковой части №<данные изъяты>ФИО3ФИО2 об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Ахтубинск, Астраханская область) федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
ФИО2 обратилась в суд в интересах ФИО3 с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила:
1. Признать незаконным решение начальника отделения (территориальное,
г. Ахтубинск, Астраханская область) федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее – отделение ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ) от 25 июня 2020 года № АХТ – 12/7отк.
2. Обязать начальника отделения ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ принять
ФИО3 и его сына В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и внести в базу данных на получение жилого помещения (форма обеспечения - жилищная субсидия), обеспечив его жилищной субсидией.
Представитель административного истца ФИО2 в суде поддержала требования иска по изложенным в нем основаниям и пояснила, что ФИО4 составом семьи 4 человека в декабре 2017 года был обеспечен жилищной субсидией от Минобороны РФ и затем снят с жилищного учета. В августе 2018 года у административного истца родился сын, который тоже как член семьи военнослужащего подлежит обеспечению жильем за счет военного ведомства. Поскольку у проходящего военную службу ФИО4 изменился состав семьи, то он имеет право на жилищное обеспечение путем получения жилищной субсидии на своего сына.
Административный ответчик начальник отделения ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ ФИО5 в представленных суду возражениях требования ФИО4 не признала и указала, что поскольку административный истец был обеспечен жилищной субсидией в 2017 году на состав семьи 4 человека, впоследствии снят с указанного учета, то отсутствуют основания для повторного обеспечения ФИО4 и члена его семьи жилищной субсидией.
Представитель ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ ФИО6 в представленных в суд возражениях указала, что государство выполнило свои обязательства по жилищному обеспечению военнослужащего, перечислив ему в 2017 году жилищную субсидию на состав семьи 4 человека. Улучшение жилищных условий военнослужащих, которым предоставлена жилищная субсидия, действующим законодательством не предусмотрено.
Административный истец ФИО4, административный ответчик ФИО5, представители заинтересованных лиц – ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ ФИО6, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» ФИО7 и заинтересованное лицо ФИО8 (в том числе как законный представитель несовершеннолетних М.,
А. и В.), извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем судом принято решение о рассмотрении дела без их участия.
Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и признанных нуждающимися в жилых помещениях, и относящихся к указанной категории граждан, уволенных с военной службы, осуществляется в порядке, предусмотренном абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», который устанавливает две возможные формы реализации их права на обеспечение жилыми помещениями: получение жилищной субсидии и получение жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, по выбору гражданина - в собственность бесплатно или по договору социального найма. При этом граждане считаются обеспеченными жилыми помещениями независимо от того, в какой форме ими было реализовано указанное право.
Вопросы предоставления жилищной субсидии регулируются Порядком предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, являющимся приложением к одноименному приказу МО РФ от 21 июля 2014 года № 510. Согласно данному Порядку перечисление жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей возможно только при условии представления получателем субсидии в уполномоченный орган договора об открытии банковского счета и заявления о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета (п. 4), т.е. при наличии волеизъявления получателя субсидии на перечисление ему данной денежной выплаты.
В соответствии с абз. 2 п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации, постановлением которого от 3 февраля 2014 года № 76 утверждены Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
В судебном заседании установлено, что <данные изъяты> ФИО4 проходит военную службу по контракту в в/ч №, первый контракт заключен в январе 1996 года, общая продолжительность военной службы военнослужащего по состоянию на 8 июля 2020 года в календарном исчислении составляла более 25 лет. Решением начальника ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ от 21 декабря 2017 года административному истцу на состав семьи 4 человека (он, супруга, сыновья М. и А.) была предоставлена жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 7173504 рублей. 9 января 2018 года решением начальника жилищного органа ФИО4 и члены его семьи были сняты с жилищного учета по причине предоставления указанной субсидии.
25 августа 2018 года у Г-вых родился сын В.; административный истец, обратившись к начальнику территориального жилищного органа с заявлением о принятии его и члена семьи В. на жилищный учет (форма обеспечения жильем – жилищная субсидия), получил решение об отказе в принятии на жилищный учет от 25 июня 2020 года. Согласно данному решению отсутствуют основания для принятия ФИО4 и его сына В. на указанный учет, поскольку действующим законодательством не предусмотрено улучшение жилищных условий военнослужащих в связи с изменением состава семьи.
Указанные обстоятельства подтверждаются справками из в/ч 15644 от 13 июля 2020 года №№ 1133 - 1135, решением начальника отделения ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ от 25 июня 2020 года № АХТ – 12/7отк, копиями паспорта ФИО8, свидетельств о рождении от 15 октября 2007 года №, 12 мая 2011 года №,
4 сентября 2018 года №, решения начальника ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ от 21 декабря 2017 года № 649 и 9 января 2018 года № 649.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ФИО4, изъявив желание получить жилищную субсидию, добровольно избрал именно эту форму реализации права на обеспечение жилым помещением и, получив указанную денежную выплату в 2017 году, тем самым реализовал свое жилищное право.
При этом суд учитывает, что действующее законодательство в области жилищного обеспечения военнослужащих не предусматривает повторного предоставления жилищной субсидии военнослужащим в связи с изменением состава семьи после получения жилищной субсидии, поскольку иное поставило бы в неравное положение лиц, уже обеспеченных жилищной субсидией и продолжающих проходить военную службу, и лиц, принятых на жилищный учет и не реализовавших свое право на обеспечение жилым помещением как при прохождении военной службы, так и после увольнения с нее.
Исходя из установленных в суде обстоятельств, суд приходит к выводу, что должностное лицо жилищного органа на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ обоснованно отказало административному истцу в принятии на жилищный учет в связи с предоставлением последним документов, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поэтому требования административного искового заявления представителя административного истца ФИО2 удовлетворению не подлежат.
Принимая данное решение, суд руководствуется правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2015 года № 191-О, согласно которой военнослужащий, добровольно избравший форму реализации права на обеспечение жильем в виде жилищной субсидии и получивший соответствующую денежную выплату, считается реализовавшим указанное право.
Поскольку административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, то в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует отнести на счет административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований административного искового заявления представителя военнослужащего войсковой части №<данные изъяты>ФИО3ФИО2 об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Ахтубинск, Астраханская область) федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, - отказать.
Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Южного окружного военного суда через ФИО1 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Р.А. Назаров