ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-55/20 от 27.08.2020 Знаменского гарнизонного военного суда (Астраханская область)

№ 2а-55/2020

Решение

Именем Российской Федерации

27 августа 2020 года г. Знаменск Астраханской обл.

Знаменский гарнизонный военный суд в составе

председательствующего Назарова Р.А.,

при секретаре судебного заседания Пушкаревой И.И.,

с участием представителя административного истца Петровой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-55/2020 по административному исковому заявлению представителя военнослужащего войсковой части <данные изъяты>Голубева А.Н.Петровой Т.А. об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Ахтубинск, Астраханская область) федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

установил:

Петрова Т.А. обратилась в суд в интересах Голубева А.Н. с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила:

1. Признать незаконным решение начальника отделения (территориальное,
г. Ахтубинск, Астраханская область) федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее – отделение ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ) от 25 июня 2020 года № АХТ – 12/7отк.

2. Обязать начальника отделения ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ принять
Голубева А.Н. и его сына В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и внести в базу данных на получение жилого помещения (форма обеспечения - жилищная субсидия), обеспечив его жилищной субсидией.

Представитель административного истца Петрова в суде поддержала требования иска по изложенным в нем основаниям и пояснила, что Голубев составом семьи 4 человека в декабре 2017 года был обеспечен жилищной субсидией от Минобороны РФ и затем снят с жилищного учета. В августе 2018 года у административного истца родился сын, который тоже как член семьи военнослужащего подлежит обеспечению жильем за счет военного ведомства. Поскольку у проходящего военную службу Голубева изменился состав семьи, то он имеет право на жилищное обеспечение путем получения жилищной субсидии на своего сына.

Административный ответчик начальник отделения ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ Жмудова Л.В. в представленных суду возражениях требования Голубева не признала и указала, что поскольку административный истец был обеспечен жилищной субсидией в 2017 году на состав семьи 4 человека, впоследствии снят с указанного учета, то отсутствуют основания для повторного обеспечения Голубева и члена его семьи жилищной субсидией.

Представитель ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ Гусякова Ю.Н. в представленных в суд возражениях указала, что государство выполнило свои обязательства по жилищному обеспечению военнослужащего, перечислив ему в 2017 году жилищную субсидию на состав семьи 4 человека. Улучшение жилищных условий военнослужащих, которым предоставлена жилищная субсидия, действующим законодательством не предусмотрено.

Административный истец Голубев, административный ответчик Жмудова, представители заинтересованных лиц – ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ Гусякова, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» Швачко К.С. и заинтересованное лицо Голубева С.С. (в том числе как законный представитель несовершеннолетних М.,
А. и В.), извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем судом принято решение о рассмотрении дела без их участия.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и признанных нуждающимися в жилых помещениях, и относящихся к указанной категории граждан, уволенных с военной службы, осуществляется в порядке, предусмотренном абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», который устанавливает две возможные формы реализации их права на обеспечение жилыми помещениями: получение жилищной субсидии и получение жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, по выбору гражданина - в собственность бесплатно или по договору социального найма. При этом граждане считаются обеспеченными жилыми помещениями независимо от того, в какой форме ими было реализовано указанное право.

Вопросы предоставления жилищной субсидии регулируются Порядком предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, являющимся приложением к одноименному приказу МО РФ от 21 июля 2014 года № 510. Согласно данному Порядку перечисление жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей возможно только при условии представления получателем субсидии в уполномоченный орган договора об открытии банковского счета и заявления о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета (п. 4), т.е. при наличии волеизъявления получателя субсидии на перечисление ему данной денежной выплаты.

В соответствии с абз. 2 п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации, постановлением которого от 3 февраля 2014 года № 76 утверждены Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

В судебном заседании установлено, что <данные изъяты> Голубев проходит военную службу по контракту в в/ч , первый контракт заключен в январе 1996 года, общая продолжительность военной службы военнослужащего по состоянию на 8 июля 2020 года в календарном исчислении составляла более 25 лет. Решением начальника ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ от 21 декабря 2017 года административному истцу на состав семьи 4 человека (он, супруга, сыновья М. и А.) была предоставлена жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 7173504 рублей. 9 января 2018 года решением начальника жилищного органа Голубев и члены его семьи были сняты с жилищного учета по причине предоставления указанной субсидии.

25 августа 2018 года у Голубевых родился сын В.; административный истец, обратившись к начальнику территориального жилищного органа с заявлением о принятии его и члена семьи В. на жилищный учет (форма обеспечения жильем – жилищная субсидия), получил решение об отказе в принятии на жилищный учет от 25 июня 2020 года. Согласно данному решению отсутствуют основания для принятия Голубева и его сына В. на указанный учет, поскольку действующим законодательством не предусмотрено улучшение жилищных условий военнослужащих в связи с изменением состава семьи.

Указанные обстоятельства подтверждаются справками из в/ч 15644 от 13 июля 2020 года №№ 1133 - 1135, решением начальника отделения ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ от 25 июня 2020 года № АХТ – 12/7отк, копиями паспорта Голубевой С.С., свидетельств о рождении от 15 октября 2007 года , 12 мая 2011 года ,
4 сентября 2018 года , решения начальника ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ от 21 декабря 2017 года № 649 и 9 января 2018 года № 649.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Голубев, изъявив желание получить жилищную субсидию, добровольно избрал именно эту форму реализации права на обеспечение жилым помещением и, получив указанную денежную выплату в 2017 году, тем самым реализовал свое жилищное право.

При этом суд учитывает, что действующее законодательство в области жилищного обеспечения военнослужащих не предусматривает повторного предоставления жилищной субсидии военнослужащим в связи с изменением состава семьи после получения жилищной субсидии, поскольку иное поставило бы в неравное положение лиц, уже обеспеченных жилищной субсидией и продолжающих проходить военную службу, и лиц, принятых на жилищный учет и не реализовавших свое право на обеспечение жилым помещением как при прохождении военной службы, так и после увольнения с нее.

Исходя из установленных в суде обстоятельств, суд приходит к выводу, что должностное лицо жилищного органа на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ обоснованно отказало административному истцу в принятии на жилищный учет в связи с предоставлением последним документов, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поэтому требования административного искового заявления представителя административного истца Петровой удовлетворению не подлежат.

Принимая данное решение, суд руководствуется правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2015 года № 191-О, согласно которой военнослужащий, добровольно избравший форму реализации права на обеспечение жильем в виде жилищной субсидии и получивший соответствующую денежную выплату, считается реализовавшим указанное право.

Поскольку административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, то в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует отнести на счет административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении требований административного искового заявления представителя военнослужащего войсковой части <данные изъяты>Голубева А.Н.Петровой Т.А. об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Ахтубинск, Астраханская область) федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, - отказать.

Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Южного окружного военного суда через Знаменский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Р.А. Назаров