ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-55/2016 от 28.03.2016 Екатеринбургского гарнизонного военного суда (Свердловская область)

Дело № 2а-55/2016

Решение

именем Российской Федерации

административное дело № 2а-55/2016

28 марта 2016 год г. Екатеринбург

Екатеринбургский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе:

председательствующего Петюркина А.Ю.,

с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3,

при секретаре Черновой Е.А.,

рассмотрев материалы административного дела по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты>ФИО1 об оспаривании отказа ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче справки о сдаче жилого помещения,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, оспорив законность отказа ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче ему справки о сдаче жилого помещения. В обоснование требования о признании этого отказа незаконным в своем административном исковом заявлении он указал, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Балашов Саратовской области ему по ордеру для проживания с семьей из трех человек, включая его жену ФИО4 и дочь ФИО5, была выделена однокомнатная квартира <адрес>. В последующем брак с ФИО4 был расторгнут, ДД.ММ.ГГГГ он был переведен к новому месту военной службы в г. Екатеринбург, в связи с чем выехал из указанной выше квартиры, а в ДД.ММ.ГГГГ снялся с регистрационного учета из нее. В этой связи ДД.ММ.ГГГГ он обратился к административному ответчику с просьбой выдать ему справку о сдаче жилья, в чем ему было отказано со ссылкой на тот факт, что в настоящее время в квартире в г. Балашов остались проживать его бывшая жена и дочь. Между тем, ДД.ММ.ГГГГ решением Балашовского городского суда ему было отказано в иске о признании бывшей супруги ФИО4 утратившей право пользования жилым помещением и снятии ее с регистрационного учета из упомянутой выше квартиры. Он же квартиру сдал, выехав из нее фактически и снявшись с регистрационного учета. Поэтому оспариваемый им отказ противоречит требованиям п. 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280. Кроме того, этим отказом ему созданы препятствия в получении жилья для постоянного проживания, поскольку запрашиваемая им справка необходимая для предоставления такого жилья.

В судебном заседании ФИО1 требования поддержал. В дополнение к изложенным доводам он пояснил, что вышеуказанное жилое помещение он получал от Администрации г. Балашов по ордеру, в последующем в той же Администрацией он заключил договор социального найма. К моменту его фактического выезда из указанной квартиры в ДД.ММ.ГГГГ, а также до дня снятия его с регистрационного учета в ДД.ММ.ГГГГ статус жилого помещения не изменялся, квартира не им ни кем другим не приватизировалась, с баланса Администрации города не снималась. В настоящее время он фактически проживает по месту прохождения военной службы в г. Екатеринбурге с новой женой и матерью, принят на учет военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем для постоянного проживания. Справку о сдаче им жилья в г. Балашове должностные лица ФГКУ «Центррегионжилье» от него пока не требуют.

Его представитель ФИО2 в судебном заседании акцентировал, что выдача справки о сдаче жилья предусмотрена приказами Министра обороны РФ № 1280 и 1133 при освобождении жилого помещения военнослужащим, что ФИО1 выполнил. Отказом в выдаче этой справки созданы препятствия для реализации права его доверителя на получение жилья для постоянного проживания, поскольку, по его мнению, при решении вопроса заключения с ФИО1 договора социального найма такую справку от последнего будут требовать в ФГКУ «Центррегионжилье».

Представитель ФГКУ «Центррегионжилье» и начальника этого учреждения ФИО3 в судебном заседании требования не признал, сославшись на то, что не смотря на фактический выезд административного истца из не, спорная квартира до настоящего времени фактически не освобождена бывшими членами семьи ФИО1 К тому же эта квартира была выдана последнему Администрацией г. Балашов, и раньше и в настоящее время на балансе Министерства обороны РФ не числится, а поэтому подлежит сдаче в указанную выше администрацию, а не уполномоченному органу Министерства обороны РФ, в связи с чем ФГКУ «Центррегионжилье» такую справку выдать не может.

Он также пояснил, что при решении вопроса распределения военнослужащим жилого помещения для постоянного проживания и заключения с ними договора социального найма или передаче им ее в собственность справки о сдаче ранее предоставленных жилых помещений от военнослужащего не требуются, и от ФИО1 такая справка запрашиваться не будет, поскольку в соответствии с действующим законодательством на ФГКУ «Центррегионжилье» - как на уполномоченный орган Министерства обороны РФ возложена обязанность самостоятельно проверять жилищные условия военнослужащего и членов его семьи.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Как видно из копии послужного списка ФИО1, он состоит на военной службе с ДД.ММ.ГГГГ года, в ДД.ММ.ГГГГ он переведен к новому месту военной службы из г. Балашов в г. Екатеринбург, в настоящее время он проходит службу на воинской должности <данные изъяты> в <адрес>.

В соответствии с копией ордера от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Балашовского района ФИО1 на семью из трех человек (жену ФИО4 и дочь ФИО5) на основании распоряжения исполняющего обязанности Главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ для проживания предоставлено жилое помещение в виде однокомнатной квартиры, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты>

Из копии свидетельства, выданного отделом ЗАГС по г. Балашову и Балашовскому району Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ, следует, что брак между ФИО1 и ФИО6 прекращен ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно копии решения Балашовского городского суда от 15 июня 2007 года, в иске ФИО1 к ФИО4 о прекращении права пользования жилым помещением и снятии ее с регистрационного учета по адресу: <адрес> судом отказано.

Как усматривается из копии договора социального найма , ДД.ММ.ГГГГФИО1 заключил его с Муниципальным унитарным предприятием «Балашов-жилье», предметом этого договора является указанная выше квартира, передаваемая одному ФИО1 в социальный наем.

Как видно из копии паспорта ФИО1, а также справки паспортиста <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ административный истец снялся с регистрационного учета из <адрес> в г. Балашове и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован при войсковой части по адресу: г. Екатеринбург<адрес>

В соответствии с копией решения ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принят на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

Как усматривается из ответа ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 на его обращение отказано в выдаче справки о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на том основании, что данное жилое помещение членами его бывшей семьи фактически не освобождено.

Как верно указано административным истцом в административном исковом заявлении и акцентировано его представителем в судебном заседании, пунктом 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 (Приложение 1), предусмотрена выдача военнослужащим справок о сдаче жилых помещений, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, в случае их освобождения самим военнослужащим и совместно проживающим с ним членами его семьи и направления в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документов, подтверждающих освобождение этого жилого помещения.

Между тем, их мнение о необходимости предоставления такой справки в последующем при заключении административным истцом договора социального найма является ошибочным, поскольку не основано на нормах действующего законодательства.

Так, в соответствии с п. 13 упомянутой выше Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений о распределении жилых помещений при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют сведения, указанные в подпункте «и» пункта 1 этой же Инструкции (сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи), а также копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей. В случае если военнослужащие и члены их семей в течение пяти лет до даты выписки извещения изменяли место жительства, в уполномоченный орган предоставляются выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с этих мест жительства.

При этом, для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в соответствии с п. 1 той же Инструкции, они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны РФ, к которому прикладываются следующие документы: копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей; копии свидетельств о заключении (расторжении) брака; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления; копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.

Таким образом, такого документа как справка о сдаче жилого помещения военнослужащий в соответствии с вышеприведенными требованиями не должен предоставлять уполномоченному органу Министерства обороны РФ ни при решении вопроса признания его нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма, ни при распределении ему жилого помещения.

Упомянутая выше справка, как усматривается из п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (приложение № 2 к приказу Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280), является обязательным документом для предоставления вместе с другими документами в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа только лишь при решении вопроса предоставления военнослужащему служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы.

В то же время, как сам заявил административный истец в судебном заседании, на таковое он не претендует.

Резюмируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что отсутствие у административного истца справки о сдаче им жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и, следовательно, отказ ФГКУ «Центррегионжилье» в выдаче ему такой справки не может препятствовать реализации его жилищных прав как военнослужащего, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, в том числе в будущем при решении вопроса предоставления ему названным органом жилого помещения для постоянного проживания.

В свою очередь, в соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, - если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, или об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, поскольку оспариваемый административным истцом отказ ФГКУ «Центррегионжилье» его права, свободы и законные интересы не нарушает, то отсутствуют вышеприведенные основания для удовлетворения заявленных им требований.

Кроме того, как следует из пунктов 1, 5 и 6 Инструкции о выдаче, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 12 июля 2011 года № 1133, справка о сдаче жилого помещения является документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим и совместно проживающими с ним членами его семьи. Организации Вооруженных Сил РФ, находящиеся в ведении Министерства обороны РФ, за которыми на праве оперативного управления закреплены жилые помещения, после сдачи жилого помещения военнослужащим в двухдневный срок направляют сведения о сдаче жилого помещения в специализированную организацию, которая на основании полученных сведений о сдаче жилых помещений выдает военнослужащему справку.

По смыслу приведенных выше положений справку о сдаче жилого помещения специализированная организация может выдать только в случае сдаче ей жилого помещения, закрепленного на праве оперативного управления за Министерством обороны РФ либо за организацией Вооруженных Сила РФ, находящейся в ведении Министерства обороны РФ.

Между тем, в судебном заседании установлено, что освобожденная административным истцом квартира, расположенная по адресу: <адрес>, на оперативном управлении за Министерством обороны РФ либо за организацией Вооруженных Сил РФ, находящейся в ведении Министерства обороны РФ, не состоит, в ДД.ММ.ГГГГ она была получена административным истцом от Администрацией Балашовского района Саратовской области, с которой в последующим ФИО1 заключил договор социального найма, и до настоящего времени статус этого жилья не изменялся.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что данное жилое помещение не могло быть сдано в ФГКУ «Центррегионжилье», в связи с чем последнее в силу вышеприведенных положений руководящего приказа Министра обороны РФ № 1133 не имело оснований выдать ФИО1 запрашиваемую им справку даже в случае фактического освобождения этой квартиры всеми членами семьи последнего.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований нет.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 177, 179, 180 и 227 КАС РФ,–

решил:

в удовлетворении административного иска ФИО1 об оспаривании отказа ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче справки о сдаче жилого помещения - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Уральский окружной военный суд через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.Ю. Петюркин