ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-55/2018 от 12.03.2018 Костромского районного суда (Костромская область)

Дело № 2А-55/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2018 года

Костромской районный суд Костромской области в составе:

судьи Вороновой О.Е.,

при секретаре Белозеровой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседанииадминистративное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по г. Костроме к ФИО1 о взыскании пени за просрочку уплаты налогов,

установил:

Инспекция ФНС России по г. Костроме обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по пени в общей сумме 10 329 рублей 41 копейка. Свои требования административный истец мотивировал тем, что ФИО1 на праве собственности принадлежали следующие объекты:

- здание производственного корпуса, гаражей по адресу: (адрес), период регистрации права собственности: с ДДММГГГГ по ДДММГГГГ;

- иные строения, помещения и сооружения по адресу: (адрес) период регистрации права собственности: с ДДММГГГГ по ДДММГГГГ;

- иные строения, помещения и сооружения по адресу: (адрес), период регистрации права собственности: с ДДММГГГГ по ДДММГГГГ;

- гаражи по адресу: (адрес), период регистрации права собственности: с ДДММГГГГ по ДДММГГГГ;

- иные строения, помещения и сооружения по адресу: (адрес), период регистрации права собственности: с ДДММГГГГ по ДДММГГГГ;

- квартира по адресу: (адрес)

- квартира по адресу: (адрес)

Налогоплательщику ФИО1 начислен налог на имущество за 2014 год (по сроку уплаты 01.10.2015 года) в сумме 195 рублей, который в установленный срок не уплачен. 13.09.2017 года налоговым органом было произведено сторнирование налога за 2014 год в связи с тем, что объект налогообложения, на который был начислен налог, снят с учета 16.10.2013 года. В связи с вышеизложенным сумма налога за 2014 год составила 0 рублей. За несвоевременную уплату налога на имущество в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени на общую сумму 3 063 рубля 41 копейка, в том числе:

- за период с 01.12.2014 года по 31.07.2015 года в сумме 245 рублей 17 копеек на задолженность по налогу за 2011-2013 гг. в размере 9 690 рублей 63 копейки (по требованию № 54135 от 18.08.2015 года);

- за период с 01.08.2015 года по 01.10.2015 года в сумме 165 рублей 26 копеек на задолженность по налогу за 2011-2013 гг. в размере 9 690 рублей 63 копейки;

- за период с 02.10.2015 года по 31.10.2015 года в сумме 81 рубль 56 копеек на задолженность по налогу за 2011-2014 гг. в размере 9 885 рублей 63 копейки;

- за период с 01.12.2015 года по 12.11.2016 года в сумме 23 рубля 65 копеек на задолженность по налогу за 2014 год в размере 195 рублей;

- за период с 01.12.2015 года по 12.11.2016 года в сумме 568 рублей 03 копейки на задолженность по налогу за 2011 год в размере 4 682 рубля 55 копеек;

- за период с 01.12.2015 года по 12.11.2016 года в сумме 563 рубля 63 копейки на задолженность по налогу за 2012 год в размере 4 646 рублей 34 копейки;

- за период с 01.12.2015 года по 12.11.2016 года в сумме 43 рубля 88 копеек на задолженность по налогу за 2013 год в размере 361 рубль 74 копейки.

Также было произведено начисление пени в сумме 1 372 рубля 23 копейки для включения в требование № 6005 от 13.11.2016 года на задолженность по налогу за 2011-2014 гг.

С учетом уменьшения задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам. Применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов составляет 3 034 рубля 90 копеек.

Кроме того, ФИО1 на праве собственности за период с 14.01.2008 года по 11.05.2012 года принадлежал земельный участок по адресу: (адрес). За несвоевременную уплату земельного налога начислены пени на общую сумму 7 286 рублей 03 копейки, в том числе:

- за период с 01.05.2015 года по 31.07.2015 года в сумме 972 рубля 44 копейки на задолженность по налогу за 2011-2012 гг. в размере 98 434 рубля;

- за период с 01.08.2015 года по 31.10.2015 года в сумме 972 рубля 44 копейки на задолженность по налогу за 2011-2012 гг. в размере 98 434 рубля 20 копеек;

- за период с 01.12.2015 года по 12.11.2016 года в сумме 3 986 рублей 84 копейки на задолженность по налогу за 2011 год в размере 32 865 рублей 27 копеек;

- за период с 01.12.2015 года по 12.11.2016 года в сумме 675 рублей 57 копеек на задолженность по налогу за 2012 год в размере 5 578 рублей 93 копейки.

Также было произведено начисление пени для включения в требование № 6005 от 13.11.2016 года в сумме 678 рублей 74 копейки на задолженность по налогу за 2011-2012 гг.

ФИО1 на праве собственности принадлежит также квартира, расположенная по адресу: (адрес). За несвоевременную уплату налога на указанное имущество начислены пени на общую сумму 8 рублей 48 копеек, в том числе:

- за период с 01.12.2014 года по 31.07.2015 года в сумме 2 рубля 73 копейки на задолженность по налогу за 2010 год в размере 36 рублей 93 копейки;

- за период с 01.08.2017 года по 31.10.2015 года в сумме 92 копейки на задолженность по налогу за 2010 год в размере 36 рублей 93 копейки;

- за период с 01.12.2015 года по 12.11.2016 года в сумме 4 рубля 47 копеек на задолженность по налогу за 2010 год в размере 36 рублей 93 копейки.

Также было произведено начисление пени в сумме 36 копеек для включения в требование № 6005 от 13.11.2016 года на задолженность по налогу за 2010 год.

В соответствии со ст.ст. 69-70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в адрес административного ответчика ФИО1 направлены требования об уплате задолженности по налогу, пени от 18.08.2015 года № 54135, от 09.11.2015 года № 46208, от 13.11.2016 года № 6005. До настоящего времени сумма задолженности административным ответчиком не погашена. Налоговый орган обращался за взысканием данной задолженности в порядке приказного производства. Судебный приказ от 20.03.2017 года был отменен определением мирового судьи от 18.04.2017 года.

Со ссылками на ст.ст. 31, 45, 48, 75 НК РФ просит взыскать с ФИО1 задолженность по пени в общей сумме 10 329 рублей 41 копейка, из которых пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемых с физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов - 3 034 рубля 90 копеек, пени по земельному налогу - 7 286 рублей 03 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений - 8 рублей 48 копеек.

В ходе судебного разбирательства административный истец неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил взыскать с ФИО1 пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемых с физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере - 635 рублей 85 копеек, начисленные за неуплату налога за 2011,2012,2013 годы; пени по земельному налогу - 2 261 рубль 98 копеек, начисленные за неуплату налога за 2011,2012 годы, пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений- 0,00 рублей, всего взыскать задолженность в размере 2897,83 рубля.

Представитель административного истца ИФНС России по г. Костроме будучи надлежаще извещенным о дате судебного разбирательства в суд не явился, направил в суд ходатайство об уменьшении исковых требований.

Административный ответчик ФИО1 будучи надлежаще извещенной о дате и месте судебного разбирательства в суд не явилась, не просила об отложении или рассмотрении дела в свое отсутствие.

В соответствии со ст.150, ст.289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав материалы данного гражданского дела, изучив материалы гражданского дела № 2а-1062/2017, суд приходит к следующим выводам:

Обязанность каждого лица к уплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 года № 2003-I, утратившим силу с 01.01.2015 года в связи с принятием ФЗ от 04.10.2014 года № 284-ФЗ, но действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

Согласно ст. 2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 года № 2003-I, объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение, а также доля в праве общей собственности на это имущество.

В соответствии со ст. 15 НК РФ земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор являются видами местных налогов и сборов.

В силу ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ответчику ФИО1 на праве собственности принадлежало следующее недвижимое имущество:

- здание производственного корпуса, гаражей по адресу: (адрес) кадастровый , период регистрации права собственности: с ДДММГГГГ по ДДММГГГГ;

- иные строения, помещения и сооружения по адресу: (адрес) кадастровый , период регистрации права собственности: с ДДММГГГГ по ДДММГГГГ;

- иные строения, помещения и сооружения по адресу: (адрес) помещение , кадастровый , период регистрации права собственности: с ДДММГГГГ по ДДММГГГГ;

- помещение по адресу: (адрес) в помещении , кадастровый , период регистрации права собственности: с ДДММГГГГ по ДДММГГГГ;

- помещение по адресу: (адрес), нежилое помещение , кадастровый , период регистрации права собственности: с ДДММГГГГ по ДДММГГГГ;

- квартира по адресу: (адрес) кадастровым номером , период владения с ДДММГГГГ по ДДММГГГГ;

- квартира по адресу: (адрес)Б, (адрес) кадастровым номером , период владения с ДДММГГГГ по ДДММГГГГ;

- квартира, расположенная по адресу: (адрес), кадастровый , период владения с ДДММГГГГ по ДДММГГГГ, доля в праве 1/4;

- земельный участок с кадастровым номером по адресу: (адрес), период владения с 14.01.2008г. по 11.05.2012г.

Факт принадлежности указанных объектов налогообложения административному ответчику подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 61-71, 144). Документального опровержения указанных обстоятельств стороной ответчика суду не представлено.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, административный ответчик ФИО1 за период принадлежности указанных объектов на праве собственности является плательщиком налога на имущество физических лиц, а также земельного налога.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации - далее НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе: требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Согласно ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Административным истцом в адрес административного ответчика ФИО1 было направлено налоговое уведомление об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц, взимаемых с физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, пени по земельному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений.

Однако оплата налога административным ответчиком своевременно произведена не была; сведения, опровергающие данный факт на момент принятия судом решения не представлены.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В связи с неисполнением указанной обязанности в установленный срок, в адрес административного ответчика ФИО1. истцом были направлены соответствующие требования, а именно:

- с предложением оплатить в срок до ДДММГГГГ имеющуюся по состоянию на ДДММГГГГ задолженность по пени в общей сумме 1 220 рублей 34 копейки (л.д. 17-18);

- с предложением в срок до ДДММГГГГ имеющуюся по состоянию на ДДММГГГГ задолженность по пени в общей сумме 1 220 рублей 18 копеек (л.д. 22);

- с предложением оплатить в срок до ДДММГГГГ имеющуюся по состоянию на ДДММГГГГ задолженность по пени в общей сумме 7 917 рублей 40 копеек (л.д. 24-25).

Указанные налоговые требования административном ответчиком ФИО1 своевременно исполнены не были, в связи, с чем Межрайонная ИФНС России по (адрес) обратилась в суд с соответствующим административным иском.

Согласно п. 20 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ» от 11.06.1999 года № 41/9 при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Учитывая вышеизложенные нормы, а также то, что судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по пени был отменен определением мирового судьи судебного участка № 18 Костромского судебного района 18.04.2017года, суд полагает, что срок подачи административного искового заявления о взыскании задолженности по налоговым платежам административным истцом не был пропущен.

В соответствии с ч.1 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 29.12.2017 установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).

Как следует из материалов делафактически недоимка по налогу на доходы физических лиц, взимаемых с физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, пени по земельному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, на которую были начислены пени, образовалась за период 2011-2013 года.

В силу положений Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 29.12.2017 налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки по налогам за 2011,2012,2013 годы, а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ИФНС России по г. Костроме к ФИО1 о взыскании пени за просрочку уплаты налогов.

Руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд

решил:

ИФНС России по г. Костроме в удовлетворении административного иска к ФИО1 взыскании пени за просрочку уплаты налогов - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд Костромской области в течение месяца с момента его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.

Судья: Воронова О.Е.