ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-55/2022 от 13.04.2022 Нерчинско-заводского районного суда (Забайкальский край)

№ 2а-55/2022 года

75RS0030-01-2022-000135-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Былковой В.А.,

При помощнике судьи Гордовой И.С.,

с участием заместителя прокурора Нерчинско-Заводского района Седько И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Аргунское» муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края (далее по тексту администрация сельского поселения «Аргунское») о признании незаконным бездействия в непринятии мер по обновлению минерализованных полос к пожароопасному периоду 2022 года, понуждении к действиям по обновлению минерализованных полос в соответствии с требованиями ГОСТ 57972-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования» и Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479,

Установил:

Прокурор Нерчинско-Заводского района Забайкальского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ с вышеуказанным административным иском к администрации сельского поселения «Аргунское», мотивируя следующим.

В ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о пожарной безопасности в лесах, о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах сельского поселения «Аргунское» выявлены нарушения в не обновлении с осени 2021 года на территории сельского поселения «Аргунское» минерализованных полос.

Просили: признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Аргунское» в непринятии мер по обновлению минерализованных полос к пожароопасному периоду 2022 года; понудить к действиям по обновлению минерализованных полос в соответствии с требованиями ГОСТ 57972-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования» и Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании заместитель прокурора Нерчинско-Заводского района Седько И.А. заявленные административные исковые требования поддержал полностью.

Представитель административного ответчика глава сельского поселения «Аргунское» ФИО4, действующая на основании прав по должности, при надлежащем извещении в судебное заседание не явилась, административный иск признала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела при данной явке, суд с учетом позиции сторон счел возможным принять решение.

Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

Согласно содержанию ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О пожарной безопасности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 69-ФЗ под системой обеспечения пожарной безопасности понимается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона № 69-ФЗ на период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе, предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Согласно ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, что на территории населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения «Аргунское»: с. Аргунск, с. Середняя, с. Домасово, с. Ишага не обеспечена уборка территории поселения от сухой травы и мусора. Данные обстоятельства подтверждены постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18 февраля 2022 года в отношении главы администрации сельского поселения «Аргунское» ФИО1, постановлением от 24 февраля 2022 года о назначении административного наказания в виде предупреждения, сообщениями инспектора ОНД Нерчинско-Заводского, Калганского, Приаргунского, Александро-Заводского районов ГУ МЧС России по Забайкальскому краю ФИО2, сообщением и.о. главы муниципального района «Нерчинско-Заводский район» ФИО3.

Согласно п. 5.12 ГОСТа 57972-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования» целью создания системы противопожарного барьера должно быть разделение пожароопасных лесных массивов на изолированные друг от друга блоки разного размера. Противопожарные барьеры служат преградой для распространения верховых и низовых лесных (природных) пожаров, а также опорными линиями при работах по локализации загораний и отдельных участков пожаров. Количество и виды противопожарных барьеров в лесах определяют, исходя из местных особенностей, типов почт, лесов и напочвенного покрова, высоты древостоя, группы и категории защитности лесов, степени пожароопасности участков и фактической горимости лесов. Дороги, имеющиеся в наличии и дополнительно устроенные на барьерах, должны иметь выходы в общую дорожную сеть.

К искусственным противопожарным барьерам, специально создаваемым в лесах, в целях ограничения лесных (природных) пожаров относятся минерализованные полосы, противопожарные разрывы, противопожарные заслоны, противопожарные опушки, противопожарные канавы. Противопожарные барьеры следует систематически очищать от сухостоя, пожароопасного подроста, подлеска и валежника, а противопожарные минерализованные полосы в пределах барьеров – ежегодно подновлять до наступления пожароопасного периода в течение пожароопасного сезона.

Пунктом 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 21.05.2021) в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Учитывая, что администрацией сельского поселения «Аргунское» не предприняты меры по обновлению минерализованных полос в период подготовки к пожароопасному периоду 2022 года с осени 2021 году и до настоящего времени указанные нарушения не устранены, что влечет за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также имущественного вреда гражданам и организациям, вследствие возникновения пожара, административный иск прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Решил:

Административное исковое заявление прокурора Нерчинско-Заводского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Аргунское» муниципального района «Нерчинско-Заводский район» о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по обновлению минерализованных полос к пожароопасному периоду 2022 года, понуждении к действиям принять меры по обновлению минерализованных полос в соответствии с требованиями ГОСТ 57972-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования» и Правил противопожарного режима в российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Аргунское» муниципального района «Нерчинско-Заводский район» о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по обновлению минерализованных полос к пожароопасному периоду 2022 года, понуждении к действиям принять меры по обновлению минерализованных полос в соответствии с требованиями ГОСТ 57972-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования» и Правил противопожарного режима в российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

Обязать администрацию сельского поселения «Аргунское» муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу принять меры по обновлению минерализованных полос в соответствии с требованиями ГОСТ 57972-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования» и Правил противопожарного режима в российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в течение месяца посредством подачи апелляционной жалобы.

Судья В.А. Былкова

Решение в законную силу не вступило;

подлинник решения хранится в

Нерчинско-Заводском районном суде

в деле № 2а-55/2022