ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-55/2022 от 22.03.2022 Староюрьевского районного суда (Тамбовская область)

УИД

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

«22» марта 2022 года <адрес>

Староюрьевский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Гавриша С.А.,

с участием представителя административного истца заместителя прокурора <адрес> Смагиной М.А.,

представителей административных ответчиков: Управления здравоохранения <адрес> Бурлиной С.Ю. (по доверенности) и ТОГБУЗ «Староюрьевская центральная районная больница» Озеровой Ю.А.,

при секретаре Волковой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> к ТОГБУЗ «Староюрьевская центральная районная больница», Управлению здравоохранения <адрес> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению «<данные изъяты>» (далее – <данные изъяты>), Управлению здравоохранения <адрес> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия указывая на то, что прокуратурой района с привлечением специалистов Роспотребнадзора, Росздравнадзора и Госпожнадзора проведена проверка по заявлению ФИО3, поступившему в ходе приема прокурором области, по вопросу несоответствия санитарным нормам и требованиям детского отделения ТОГБУЗ «Староюрьевская ЦРБ».

По данным Единого реестра лицензий ТОГБУЗ «<данные изъяты>» осуществляет медицинскую деятельность на основании специального разрешения (лицензии) № ЛО- от ДД.ММ.ГГГГ, предоставляющего ТОГБУЗ «<данные изъяты>», в том числе, право осуществлять специализированную медицинскую помощь по педиатрии в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Проверкой хирургического отделения ТОГБУЗ «<данные изъяты>», в структуру которого входят педиатрические койки, выявлены многочисленные нарушения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения: в палатах, туалетах, процедурном кабинете, коридорах хирургического отделения имеются многочисленные дефекты покрытия пола, потолка, стен помещений в виде выбоин, трещин, щелей, отверстий, стершейся побелки, местами – отсутствует штукатурка на кирпичной кладке стен, следы протеканий и признаки поражения грибком, что не позволяет проводить эффективную влажную уборку и дезинфекцию, способствует размножению микроорганизмов. В палатах отсутствует горячее водоснабжение, электрические водонагреватели имеются не во всех помещениях. Не обеспечено регулярное проведение очистки и дезинфекции систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования, инженерные коммуникации не оснащены коробами, в детских палатах вентиляционные каналы частично закрыты бумагой, санитарные комнаты не оборудованы устройствами для сушки суден, клеенок, отсутствуют условия для помывки, дезинфекции и сушки инвентаря для уборки помещений.

Такие же нарушения выявлены проверкой, проведенной в отношении ТОГБУЗ «<данные изъяты>» в октябре ДД.ММ.ГГГГ года Управлением Роспортребнадзора по <адрес>. По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ ТОГБУЗ «<данные изъяты>» выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в отношении ТОГБУЗ «<данные изъяты> ТО Роспортребнадзора проведены 3 проверки: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ в форме штрафа в размере 10 000 рублей дважды привлечен главный врач ЦРБ, в формах штрафа в размере 10 000 рублей и предупреждения – ТОГБУЗ «<данные изъяты>». Неоднократно выдавались предписания об устранении выявленных нарушений, которые предполагали необходимость проведения капитального ремонта отделения стационара ТОГБУЗ «<данные изъяты>». Но выявляемые проверками нарушения санитарно-гигиенических правил не устраняются в течение многих лет.

Ремонт стен, потолка и пола в палатах и коридоре отделения стационара не проводился с момента ввода стационарного корпуса ТОГБУЗ «<данные изъяты>» в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году. Заявка на финансирование в целях проведения ремонта стационарного отделения в размере 24 673,6 тыс. руб. направлялась ТОГБУЗ «<данные изъяты>» в Управление здравоохранения лишь в ДД.ММ.ГГГГ годах. Денежные средства на ремонт стационара ТОГБУЗ «<данные изъяты>» до настоящего времени не выделены.

Капитальный ремонт отделения стационара ТОГБУЗ «<данные изъяты>» включен в Региональную программу модернизации первичного звена здравоохранения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденную распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р (Таблица 2: Капитальный ремонт медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослым и детям, их обособленных структурных подразделений, центральных районных и районных больниц, мероприятие ). Планируемая стоимость работ – <данные изъяты> Указанный факт так же является подтверждением необходимости проведения капитального ремонта отделения и стационара ТОГБУЗ «<данные изъяты>».

Включение мероприятий по капитальному ремонту отделения стационара ТОГБУЗ «<данные изъяты>» в Региональную программу модернизации первичного звена здравоохранения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, по мнению административного истца, не является гарантией выделения бюджетных средств на указанные цели

Для устранения нарушений санитарно-гигиенических норм требуются значительные финансовые затраты. Однако, ни ТОГБУЗ «<данные изъяты>», не располагающим достаточным объёмом собственных средств на проведение необходимых ремонтных работ, ни его учредителем не были приняты своевременные меры к проведению ремонта стационарного отделения ТОГБУЗ «<данные изъяты> а, следовательно, и к недопущению нарушений указанных выше санитарно-гигиенических норм.

Ссылаясь на положения Конституции РФ, Бюджетного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», устава ТОГБУЗ «<данные изъяты>», утвержденного приказом Управления здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, положения об Управлении здравоохранения <адрес>, утвержденного постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом уточненных требований, административный истец просит: 1) признать незаконным бездействие Управления здравоохранения <адрес> и ТОГБУЗ «<данные изъяты>», выразившееся в самоустранении от выполнения возложенных на них законом обязанностей по обеспечению выполнения требований санитарно-эпидемиологических правил и длительном непроведении капитального ремонта отделения стационара в ТОГБУЗ «<данные изъяты>»; 2) обязать Управление здравоохранения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с возложенными на него функциями обеспечить внесение изменений в Региональную программу модернизации первичного звена здравоохранения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденную распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р в части переноса срока проведения капитального ремонта стационарного отделения ТОГБУЗ «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ год и определения размера финансирования данного мероприятия; 3) обязать ТОГБУЗ «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение капитального ремонта стационарного отделения ТОГБУЗ «<данные изъяты>».

В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора <адрес> Смагина М.А. доводы административного иска поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представитель Управления здравоохранения <адрес> Бурлина С.Ю. (по доверенности) административный иск не признала и пояснила суду, что Управление здравоохранения <адрес> лишь распределяет денежные средства по назначению. Выделение дополнительных денежных средств без надлежащей нормативной базы будет означать их нецелевое использование. Внесение изменений в Региональную программу модернизации первичного звена здравоохранения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы возможно, но лишь при согласовании с рядом иных органов. Просила также учесть, что в настоящее время изменилось количество прикрепленных к ТОГБУЗ «<данные изъяты>» граждан, объем оказания медицинской помощи, в связи с чем изменилось и потребность больницы по площади стационарного отделения. В настоящее время достаточно будет для данного отделения и одного этажа из двух имеющихся в наличии. Передача свободного помещения иному собственнику также потребует дополнительных временных затрат. Говорить о бездействии Управления здравоохранения <адрес> и ТОГБУЗ «<данные изъяты>» в части самоустранения от выполнения возложенных на них законом обязанностей по обеспечению выполнения требований санитарно-эпидемиологических правил и длительном непроведении капитального ремонта отделения стационара в ТОГБУЗ «<данные изъяты>» в данном случае нельзя, поскольку капитальный ремонт данного отделения был запланирован и включен в соответствующую программу.

Представитель ТОГБУЗ «<данные изъяты>» Озерова Ю.А., административный иск не признала пояснив суду, что учреждение не имеет самостоятельной финансовой возможности по осуществлению капитального ремонта. В случае выделения денежных средств на капитальный ремонт, они будут использованы по назначению.

Выслушав стороны, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.

По данным Единого реестра лицензий ТОГБУЗ «<данные изъяты>» осуществляет медицинскую деятельность на основании специального разрешения (лицензии) № ЛО- от ДД.ММ.ГГГГ, предоставляющего ТОГБУЗ «<данные изъяты>», в том числе, право осуществлять специализированную медицинскую помощь по педиатрии в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (л.д. 129-136).

Согласно п. 1.3 Устава ТОГБУЗ «<данные изъяты>», утвержденного приказом Управления здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем и собственником имущества ТОГБУЗ «<данные изъяты>» является <адрес>. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Управление здравоохранения <адрес> (л.д. 139-146).

Административными ответчиками не оспаривается и подтверждается материалами дела наличие нарушений положений СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ, хирургического отделения ТОГБУЗ «<данные изъяты>», в структуру которого входят педиатрические койки: в палатах, туалетах, процедурном кабинете, коридорах хирургического отделения имеются многочисленные дефекты покрытия пола, потолка, стен помещений в виде выбоин, трещин, щелей, отверстий, стершейся побелки, местами – отсутствия штукатурки на кирпичной кладке стен, следы протеканий и признаки поражения грибком, что не позволяет проводить эффективную влажную уборку и дезинфекцию, способствует размножению микроорганизмов. В палатах отсутствует горячее водоснабжение, электрические водонагреватели имеются не во всех помещениях. Не обеспечено регулярное проведение очистки и дезинфекции систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования, инженерные коммуникации не оснащены коробами, в детских палатах вентиляционные каналы частично закрыты бумагой, санитарные комнаты не оборудованы устройствами для сушки суден, клеенок, отсутствуют условия для помывки, дезинфекции и сушки инвентаря для уборки помещений (л.д. 22-39).

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом, согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.

Государственная политика в интересах детей согласно п.2 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» является приоритетной и основана в том числе на принципах законодательного обеспечения прав ребенка и ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ–ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляется санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанные выше выявленные нарушения противоречат требованиям пунктов 2.2, 2.7, 2.11, ДД.ММ.ГГГГ, 4.3.3, 4.4.2, 4.4.8 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-20.

Эти же нарушения выявлены проверкой, проведенной в отношении ТОГБУЗ «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ года Управлением Роспортребнадзора по <адрес>. По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ ТОГБУЗ «<данные изъяты>» выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 94-102, 103-109).

Более того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в отношении ТОГБУЗ «<данные изъяты>» ТО Роспортребнадзора проведены 3 проверки: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ в форме штрафа в размере 10 000 рублей дважды привлечен главный врач ЦРБ, в формах штрафа в размере 10 000 рублей и предупреждения – ТОГБУЗ «<данные изъяты>». Неоднократно выдавались предписания об устранении выявленных нарушений, которые предполагали необходимость проведения капитального ремонта отделения стационара ТОГБУЗ «<данные изъяты>» (л.д. 49-109, 115-127).

Заявки на финансирование в целях проведения ремонта стационарного отделения в размере 24 673,6 тыс. руб. направлялась ТОГБУЗ «<данные изъяты>» в Управление здравоохранения в ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42-43).

Распоряжением главы администрации <адрес>-р от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Региональная программа модернизации первичного звена здравоохранения <адрес> на 2021 - 2025 годы согласно данным которой, капитальный ремонт отделения стационара ТОГБУЗ «<данные изъяты>» запланирован на ДД.ММ.ГГГГ годы (поэтапно).

Вместе с тем, по мнению суда, эксплуатация отделения стационара в существующем в настоящее время состоянии нарушает права граждан, в том числе, несовершеннолетних на получение медицинской помощи в помещениях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, что определено в ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в качестве одного из методов реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, а включение мероприятий по капитальному ремонту отделения стационара ТОГБУЗ «<данные изъяты>» в Региональную программу модернизации первичного звена здравоохранения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы не может являться основанием для предотвращения этих нарушений в ближайшее время.

Сторонами не оспаривается, что для устранения нарушений санитарно-гигиенических норм требуются значительные финансовые затраты.

Пунктом 21 части 2 ст. 26.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Пунктами 3.1.7, 3.1.9 Положения об Управлении здравоохранения <адрес>, утвержденного постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее Положения), определено, что Управление здравоохранения <адрес> осуществляет функции и полномочия учредителя для подведомственных учреждений; организует оказание населению области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи. Пунктом 3.1.5 данного Положения установлено, что Управление осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального и областного бюджетов, предусмотренных на содержание Управления и, а также на реализацию возложенных на него функций (л.д. 147-153).

Согласно пунктам 3.13 и 3.14 Устава ТОГБУЗ «<данные изъяты>», учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания, установленного для Учреждения, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.

При этом в силу п. 5.2 Устава ТОГБУЗ «<данные изъяты>», осуществление финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам относится к исключительной компетенции Учредителя.

Согласно ст.69 и ст.69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Аналогичные требования содержатся и в ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации: бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В силу требований ст. 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает в себя в том числе оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд бюджетного учреждения, а, следовательно, и на поставку необходимых товаров и выполнение работ в сфере обеспечения санитарно-гигиенических требований.

В областном бюджете в достаточном объеме не предусматриваются средства на проведение мероприятий по проведению текущего ремонта стационарного отделения ТОГБУЗ «<данные изъяты>» в настоящее время.

Таким образом, в целях устранения выявленных нарушений в разумные сроки, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций, угрожающих безопасности жизни и здоровья людей, суд полагает необходимым возложить на административных ответчиков обеспечить внесение изменений в Региональную программу модернизации первичного звена здравоохранения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденную распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р в части переноса срока проведения капитального ремонта стационарного отделения <адрес> государственного бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ и определения размера финансирования данного мероприятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с возложенными на него функциями (в отношении Управления здравоохранения <адрес>) и в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение капитального ремонта стационарного отделения ТОГБУЗ «<данные изъяты>» (в отношении ТОГБУЗ «<данные изъяты>).

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что ТОГБУЗ «<данные изъяты>» неоднократно обращалось в Управление здравоохранения <адрес> с заявками на финансирование в целях проведения ремонта стационарного отделения и благодаря предпринятым действиям Управления здравоохранения <адрес>, капитальный ремонт отделения стационара ТОГБУЗ «<данные изъяты>» был запланирован на ДД.ММ.ГГГГ годы (поэтапно) путем включения данного мероприятия в Региональную программу модернизации первичного звена здравоохранения <адрес> на 2021 - 2025 годы, суд не может признать незаконным бездействие Управления здравоохранения <адрес> и ТОГБУЗ «<данные изъяты>», выразившееся в самоустранении от выполнения возложенных на них законом обязанностей по обеспечению выполнения требований санитарно-эпидемиологических правил и длительном непроведении капитального ремонта отделения стационара в ТОГБУЗ «<данные изъяты>». В связи с чем, административный иск в данной части не подлежит удовлетворению. При этом судом учитываются вышеприведенные нормы Бюджетного и Гражданского кодексов РФ, положения об Управлении здравоохранения <адрес>, утвержденного постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и устава ТОГБУЗ «<данные изъяты>».

Руководствуясь ст.ст. 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Управление здравоохранения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с возложенными на него функциями обеспечить внесение изменений в Региональную программу модернизации первичного звена здравоохранения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденную распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р в части переноса срока проведения капитального ремонта стационарного отделения <адрес> государственного бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ год и определения размера финансирования данного мероприятия.

Обязать Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение капитального ремонта стационарного отделения Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Староюрьевская центральная районная больница».

В остальной части административные требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Староюрьевский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий С.А. Гавриш

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий С.А. Гавриш