2а-5603/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 октября 2018 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,
при секретаре Менжинской О.В.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора г.Оренбурга – Королькова С.Ю., административного истца ФИО1,представителя административного ответчика Администрации г.Оренбурга – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора города Оренбурга, ФИО1 к Администрации города Оренбурга о признании противоречащим закону, не действующим и не подлежащим применению постановления об утверждении проекта планировки и проекта межевания территорий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Оренбурга обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском указав, что прокуратурой города Оренбурга проведена проверка соответствия требованиям федерального законодательства постановления администрации города Оренбурга от 19.01.2018 № 83-п «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной проспектом Победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, площадью 15,7 га».
В ходе изучения установлено, что ряд норм данного муниципального правового акта не соответствует требованиям градостроительных норм и правил, что явилось основанием для принесения протеста на данное постановление 26.03.2018 года.
Из ответа администрации города на протест прокуратуры города следует, что администрацией осуществляется работа по подготовке проекта постановления администрации города Оренбурга «О внесении изменений в постановление администрации города от 19.01.2018 № 83-п «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной проспектом Победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, площадью 15,7 га».
Однако, до настоящего времени данный муниципальный правовой акт в соответствие с нормами федерального законодательства не приведен.
Просил суд признать недействующими и неподлежащими применению приложения № 2, № 5 и № 6 постановления администрации города Оренбурга от 19.01.2018 № 83-п «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной проспектом Победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, площадью 15,7 га».
Административный истец ФИО1 обратилась в суд указав, что по её заявлению и заявлениям граждан, проживающих и имеющих на праве собственности недвижимое имущество на территории, ограниченной проспектом Победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, переулком Квартальным, (12.03.2018г. - Прокурору г.Оренбурга ... 13.03.2018г. - Губернатору - председателю Правительства Оренбургской области ... 14.03.2018г. - Уполномоченному по правам человека в Оренбургской области ... 14.03.2018г. - в приемную Президента РФ в Оренбургской области), Прокуратурой города Оренбурга была проведена проверка соответствия требованиям федерального законодательства постановления администрации города Оренбурга от 19.01.2018 № 83-п «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной проспектом Победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, площадью 15,7 га».
В ходе изучения установлено, что ряд норм данного муниципального правового акта не соответствует требованиям градостроительных норм и правил.
Просила суд признать недействующими и неподлежащими применению Постановление администрации города Оренбурга от 19.01.2018 № 83-п «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной проспектом Победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, площадью 15,7 га»
Определением суда административные дела объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Корольков С.Ю., административный соистецФИО1 исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности ФИО2, возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав доводы административного истца ФИО1, представителя истца, пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Уставом муниципального образования «город Оренбург» (ст. 49) установлено, что постановления администрации города Оренбурга по вопросам местного значения публикуются в средствах массовой информации в порядке установленном Главой города.
Порядок опубликования правовых актов администрации города (вне зависимости от конкретных вопросов местного значения) определен постановлением администрации города Оренбурга от 30.08.2011 № 5931-п (ред. от 24.08.2017) «Об утверждении Правил подготовки, оформления, издания и опубликования правовых актов администрации города Оренбурга» утверждены Правила подготовки, оформления, издания и опубликования правовых актов администрации города Оренбурга.
Согласно п. 4.1 указанных Правил правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в течение 10 (десяти) дней со дня их принятия.
Согласно пункта 4.2 Правил следует, что официальным опубликованием (обнародованием) правового акта является первая публикация его полного текста в газете «Вечерний Оренбург».
Правовые акты администрации города Оренбурга могут быть направлены для опубликования в иные печатные издания, в информационно-справочные системы правовой информации, а также доведены до общего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, размещены на официальном сайте администрации города Оренбурга ...
Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29.11.2007 существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Постановлением администрации города Оренбурга от 19.01.2018г. № 83-п «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной проспектом Победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, площадью 15,7 га», утвержден проект планировки территории, ограниченной проспектом Победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, площадью 15,7 га, в составе:
1) схемы чертежа планировки территории, ограниченной проспектом Победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, площадью 15,7 га, с отображением красных линий согласно приложению № 1;
2) схемы чертежа планировки территории, ограниченной проспектом Победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, площадью 15,7 га, с отображением границ существующих и планируемых элементов планировочной структуры согласно приложению № 2;
3) схемы чертежа планировки территории, ограниченной проспектом Победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, площадью 15,7 га, с отображением границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства согласно приложению № 3;
4) положения о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры, согласно приложению № 4;
5) положения об очередности планируемого развития территории, содержащего этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры, согласно приложению № 5.
Постановлением администрации города № 83-п от 19.01.2018 года утвержден проект межевания территории, ограниченной проспектом Победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, площадью 15,7 га, в составе:
1) текстовой части проекта межевания территории, ограниченной проспектом Победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, площадью 15,7 га, с указанием перечня и сведений о площади образуемых земельных участков, в том числе возможных способов их образования, перечня и сведений о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд, видов разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории согласно приложению №6;
2) схемы чертежа межевания территории, ограниченной проспектом Победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, площадью 15,7 га, с отображением границ планируемых и существующих элементов планировочной структуры согласно приложению № 7;
3) схемы чертежа межевания территории, ограниченной проспектом Победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, площадью 15,7 га, с отображением красных линий, утвержденных в составе проекта планировки территории, линий отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, согласно приложению № 8;
4) чертежа межевания территории, ограниченной проспектом Победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, площадью 15,7 га, с отображением границ образуемых и изменяемых земельных участков, условных номеров, образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд, согласно приложению № 9;
5) схемы чертежа межевания территории, ограниченной проспектом победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, площадью 15,7 га, с отображением границ зон действия публичных сервитутов, согласно приложению № 10.
Данное постановление было опубликовано в периодическом печатном издании "Вечерний Оренбург" от 24.01.2018г.
Согласно представленным в материалы дела Постановлению администрации города Оренбурга от 30.10.2017г. №4257-п "О принятии решения о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной проспектом Победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, площадью 15,7га", протокола публичных слушаний от 18.12.2017г. опубликованного в периодическом печатном издании "Вечерний Оренбург" от 27.12.2017г., порядок принятия оспариваемого нормативно-правового акта был соблюден.
Таким боразом, рассматриваемый муниципальный правовой акт отвечает всем указанным признакам: издан в установленном порядке уполномоченным администрацией города Оренбурга (ст. 35 Устава муниципального образования «город Оренбург»), содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного округа лиц, работников администрации города, её отраслевых (функциональных) и территориальных органов, рассчитан на неоднократное применение при строительстве объектов на проектируемой территории.
В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;
б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;
в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;
2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 настоящего Кодекса информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения;
3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.
В нарушение вышеуказанных требований Приложение № 2 к постановлению администрации города Оренбурга № 83-п от 19.01.2018 не содержит сведений о существующих границах земельных участков территории, ограниченной проспектом Победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, площадью 15,7 га, а также сведений о существующей застройке, с указанными характеристиками.
Приложение 5 к постановлению администрации города Оренбурга от 19.01.2018 № 83-п не соответствует требованиям п. 3 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, поскольку не содержит сведений о реконструкции, строительства нового корпуса школы на земельном участке, занятом жилым домом (пер. Квартальный 2а г. Оренбурга) и гаражами на земельном участке по пер. Квартальному 2/2 г. Оренбурга. Положение об очередности развития территории не содержит порядка освобождения занятых гаражными постройками и жилым домом.
Приложением 7 к Постановлению Госстроя РФ от 29.10.2002 № 150 установлены основные технико-экономические показатели проекта планировки, включающее наименование показателей, единицы измерения, современное состояние на год, расчетный срок.
В нарушении требований постановления к сведениям, необходимым в положении о характеристиках планируемого развития территории, отсутствуют разделы «современное состояние на _____ год», «расчетный срок», кроме того в положении не указаны следующие технико-экономические показатели проекта:
Территория
Площадь проектируемой территории - всего
в том числе территории:
- объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения (кроме микрорайонного значения)
- рекреационных зон
- зон инженерной и транспортной инфраструктур
- производственных зон
- иных зон
Из общей площади проектируемого района участки гаражей и автостоянок для постоянного хранения индивидуального автотранспорта
Из общей площади проектируемого района территории общего пользования - всего
из них:
- зеленые насаждения общего пользования
- улицы, дороги, проезды, площади
- прочие территории общего пользования
Коэффициент плотности застройки
Из общей территории:
- земли федеральной собственности
- земли субъектов Российской Федерации
- земли муниципальной собственности
- земли частной собственности
Средняя этажность застройки
Существующий сохраняемый жилищный фонд
Убыль жилищного фонда - всего
в том числе:
- государственной и муниципальной собственности
- частной собственности
Из общего объема убыли жилищного фонда убыль:
- по техническому состоянию
- по реконструкции
- по другим причинам (организация санитарно-защитных зон, переоборудование и пр.)
Новое жилищное строительство - всего в том числе:
- малоэтажное из них:
- малоэтажные жилые дома с приквартирными земельными участками индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками
- 4 - 5-этажное
- многоэтажное
Объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения Детские дошкольные учреждения всего/1000 чел.
Общеобразовательные школы всего/1000 чел.
Поликлиники - всего/ 1000 чел.
Аптеки
Раздаточные пункты детской молочной кухни
Предприятия розничной торговли, питания и бытового обслуживания населения - всего/1000 чел.
Учреждения культуры и искусства - всего/ 1000 чел.
Физкультурно-спортивные сооружения - всего/ 1000 чел.
Учреждения жилищно-коммунального хозяйства
Организации и учреждения управления, кредитно-финансовые учреждения и предприятия связи
Прочие объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения
Транспортная инфраструктура
Протяженность улично-дорожной сети - всего в том числе:
- магистральные дороги из них:
скоростного движения
регулируемого движения
- магистральные улицы из них:
общегородского значения
непрерывного значения
регулируемого значения
районного значения
- улицы и проезды местного значения
Протяженность линий общественного пассажирского транспорта в том числе:
- трамвай
- троллейбус
- автобус
Гаражи и стоянки для хранения легковых автомобилей в том числе:
- постоянного хранения
- временного хранения
Инженерное оборудование и благоустройство территории
- Водопотребление - всего
Водоотведение
Электропотребление
Расход газа
Общее потребление тепла на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение
Количество твердых бытовых отходов в том числе утилизируемых
Территории, требующие проведения специальных мероприятий по инженерной подготовке
Потребность в иных видах инженерного оборудования
Охрана окружающей среды
Озеленение санитарно-защитных зон
Уровень загрязнения атмосферного воздуха
Уровень шумового воздействия
Территории, требующие проведения специальных мероприятий по охране окружающей среды
Ориентировочная стоимость строительства по первоочередным мероприятиям реализации проекта
Всего
в том числе:
- жилищное строительство
- социальная инфраструктура
- улично-дорожная сеть и общественный пассажирский транспорт
- инженерное оборудование и благоустройство территории
- прочие
Удельные затраты
- на 1 жителя
-на 1 кв. м общей площади квартир жилых домов нового строительства
-на 1 га территории.
В соответствии с ч. 5 Градостроительного кодекса РФ текстовая часть проекта межевания территории включает в себя:
1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования;
2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;
3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В нарушение вышеуказанных требований градостроительного законодательства текстовая часть проекта межевания территории, ограниченной проспектом Победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, площадью 15,7 га. (приложение № 6 к постановлению администрации города Оренбурга № 83-п от 19.01.2018) не содержит сведений о виде разрешенного использования образуемых земельных участков, а также возможные способы образования земельных участков.
Суд так же соглашается с доводами административного истца - ФИО1, указывающего на несоблюдение требований проекта положениям Решения Оренбургского городского совета от 19 августа 2010 года N 1165 "Об утверждении Местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "город Оренбург" в части неприменения минимальных расчетных показателей обеспеченности объектов автомобильными стоянками, составляющими:
- для многоквартирных жилых домов - 1 машино-место на 80 квадратных метров общей площади квартир;
- для объектов дошкольного, начального и среднего общего образования - 1 машино-место на 5 работников;
- для объектов культуры, обслуживающей, административной, общественной, производственной деятельности, в том числе рассчитанные на прием посетителей - 1 машино-место на 5 работников в максимальную смену, а также 1 машино-место на 10 единовременных посетителей при их максимальном количестве
Так, проектом предусмотрено 876 парковочных мест, вместе с тем, их количество только исходя из объема жилой площади многоквартирных домов должно составлять не менее (104925/80) 1312 машиномест. При этом, размещение парковочных мест предусмотрено при условии уменьшения размера дворовых территорий многоквартирных жилых домов расположнных по ул.Абдрашитова 230,232,234,236,238,240,242, ул.Леушинская,56, ул.Томилинская 233,235. Доводы ответчика указывающего, что при проектировании территории учитывалась так же возможность размещения парковочных мест за её пределами, равно как и наличие таковой, ни чем не подтверждены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого нормативно-правового акта иным имеющим высшую силу нормативно-правовым актам, а именно положениям Градостроительного кодекса РФ, Решению Оренбургского городского совета от 19 августа 2010 года N 1165 "Об утверждении Местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "город Оренбург", а следовательно признании его недействующим и не подлежащим применению.
В силу положений п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ, в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора города Оренбурга, ФИО1 к администрации города Оренбурга об оспаривании нормативно правового акта – удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня его принятия Постановления администрации города Оренбурга от 19.01.2018г. №83-П «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной проспектом Победы и улицами Абдрашитова, Леушинской, Томилинской, площадью 15,7 га».
Сведения о принятии настоящего решения суда подлежат опубликованию в официальном печатном издании администрации г.Оренбурга – «Вечерний Оренбург», в течение одного месяца с момента его вступления в закону силу.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись О.К.Месяц
В соответствии со ст. 180 КАС РФ мотивированное решение по делу составлено 15.11.2018 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 17.12.2018 года.
Судья: подпись О.К.Месяц