ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5607/20 от 03.02.2021 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03.02.2021 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Орловой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Кузнецовой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-861/2021 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области к Самарской областной общественной организации по борьбе с туберкулезом «Белый цветок» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из ЕГРЮЛ,

установил:

Административный истец обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 24 февраля 2012 года в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1126300001497 внесена запись о создании Самарской областной общественной организации по борьбе с туберкулёзом "Белый цветок". Однако с 2016 года данная информация Организацией в уполномоченный орган не представлялась. 09 июля 2019 г. №63/05-99-4652 Управлением в порядке статьи 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в связи с выявлением нарушений законодательства Российской Федерации, было вынесено предупреждение. Просит признать прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица Самарскую областную общественную организацию по борьбе с туберкулёзом "Белый цветок", запись, о создании которой внесена в ЕГРЮЛ 24 февраля 2012 года за основным государственным регистрационным номером 1126300001497, и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом по почте, причин неявки суду не сообщил.

Суд, изучив материалы дела, полагает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 N 705.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Из материалов дела следует, что 24 февраля 2012 года в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1126300001497 внесена запись о создании Самарской областной общественной организации по борьбе с туберкулёзом "Белый цветок".

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Однако с 2016 года данная информация Организацией в уполномоченный орган не представлялась.

Также, в соответствии с абзацем 8 статьи 29 Федерального закона от

19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано представлять в уполномоченный орган документы, содержащие информацию об объемах получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Приказом Минюста России от 26.05.2020 г. № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» срок представления отчетности некоммерческими организациями за 2019 год в 2020 году продлен до 1 июля 2020 года.

Однако с 2016 года данная информация Организацией в уполномоченный орган не представлялась.

09 июля 2019 г. №63/05-99-4652 Управлением в порядке статьи 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в связи с выявлением нарушений законодательства Российской Федерации, было вынесено предупреждение.

Доказательств, подтверждающих уважительность причин непредоставления требуемой информации в течение длительного периода, материалы дела не содержат.

В соответствии с пп. 5 п. 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеет право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Установлено, что с 2016 года вышеуказанная информация о деятельности организации не представлялась, что свидетельствует о нарушении административным ответчиком требований статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Из материалов дела следует, что требования, указанные административным истцом в предупреждении, административным ответчиком не выполнены.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска (пункт 30).

Установлено, что каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших устранению выявленных нарушений в течение срока, предоставленного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области для их устранения, не имелось.

Как усматривается из материалов дела, после направления предупреждения о нарушении действующего законодательства меры, направленные на устранение выявленных нарушений, руководителем организации не принимались, отчет о деятельности организации в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области в установленный срок представлен не был.

Согласно п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Таким образом, учитывая допущенные административным ответчиком нарушения требований закона, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Из материалов дела следует, что Самарская областная общественная организация по борьбе с туберкулезом «Белый цветок» является действующим юридическим лицом, в связи с чем, оно должно быть исключено из ЕГРЮЛ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 263-265 КАС РФ,

решил:

Административный иск Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области удовлетворить.

Признать прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица Самарскую областную общественную организацию по борьбе с туберкулёзом "Белый цветок", запись, о создании которой внесена в ЕГРЮЛ 24 февраля 2012 года за основным государственным регистрационным номером 1126300001497, и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательном виде.

В окончательном виде решение суда принято 08.02.2021 года.

Судья подпись Т.А. Орлова

КОПИЯ ВЕРНА

Судья:

Секретарь: