Дело № 2а-560/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2018 года г. ФИО9
Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего судьи Щербаковой Н.В.,
с участием помощника Курчатовского межрайонного прокурора Сергеевой Натальи Владимировны,
административного истца ИП ФИО1 и его представителя ФИО2, действующего по устному заявлению,
представителей административного ответчика администрации г. ФИО9 Курской области ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№ и ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
заинтересованного лица ИП ФИО5,
при секретаре Каплиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИП ФИО1 к администрации г. ФИО9 Курской области о признании недействующими нормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
ИП ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации г. ФИО9 Курской области о признании недействующими нормативных правовых актов, ссылаясь на то, что 05.04.2018 года он получил свидетельство на осуществление перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город ФИО9» маршрут «Автовокзал-ул. Ленинградская-площадь ФИО6-ул. Набережная-МЦ «Комсомолец»-Автовокзал». В соответствии с постановлением администрации г. ФИО9 Курской области № 514 от 15.05.2018 года «Об установлении муниципального маршрута регулярных перевозок на территории муниципального образования «город ФИО9» был установлен муниципальный маршрут №3А «Автовокзал-ул. Молодежная-площадь ФИО6- ул. Мира- ул. Набережная-Автовокзал». Одновременно было принято постановление № 515 от 15.05.2018 года «О внесении изменений в постановление администрации города ФИО9 от 01.04.2016 года № 492 «Об утверждении муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «город ФИО9»», в соответствии с которым были внесены изменения в реестр маршрутов регулярных перевозок и включен маршрут № 3А. Также, было принято постановление администрации г. ФИО9 Курской области № 518 от 15.05.2018 года «Об утверждении конкурсной документации для участия в открытом конкурсе на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «город ФИО9»». Считает, что административный ответчик принял указанные постановления в нарушение нормативных и законодательным актам РФ. Так, в силу п. 1.1. ст. 12 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установление или изменение муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, осуществляется по согласованию между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено установление данных маршрутов. Порядок указанного согласования устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Однако такого согласования не было. Административный ответчик ввел новый маршрут аналогичный маршруту, перевозку по которому осуществляет административный истец, что приводит к возникновению у него убытков, снижению качества работы транспорта в масштабах города.
В судебном заседании административный истец ИП ФИО1 и его представитель ФИО2 административный иск поддержали по изложенным в нем основаниям, пояснив, что оспариваемые нормативные акты не соответствуют действующему законодательству поскольку новый муниципальный маршрут имеет два и более остановочных пункта с ранее установленными межмуниципальными маршрутами. В связи с чем, необходимо было согласовывать изменение маршрута с уполномоченным органом исполнительной власти, а именно с комитетом промышленности, транспорта и связи Курской области. Кроме этого, в силу норм ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок должен быть установлен муниципальными нормативными правовыми актами, однако отдельного положения не принято. Указанные постановления нарушают права административного истца, поскольку введение аналогичного маршрута причиняет ему убытки. Администрация перед введением нового маршрута не выяснила пассажиропоток, не подготовила технико-экономическое обоснование целесообразности установления маршрута.
Представители административного ответчика администрации г. ФИО9 Курской области ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании административный иск не признали. В представленном отзыве указали, что к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг и организацию транспортного обслуживания населения. Решением Курчатовской городской Думы от 23.06.2016 года № 44 «Об организации перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования «город ФИО9» Курской области» администрация г. ФИО9 определена уполномоченным органами местного самоуправления на осуществление функций по организации регулярных перевозок в границам муниципального образования и этим же решением было утверждено Положение об организации перевозок по муниципальным маршрутам, в котором содержится в том числе порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов. В администрацию города ФИО9 поступали устные обращения жителей г. ФИО9, председателя Курчатовского районного отделения Курской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» ФИО7, депутата Курчатовской городской Думы ФИО8, с просьбой установить новый маршрут. Считают, что не доказан факт причинения убытков ИП ФИО1, поскольку выявлялись с его стороны факты нарушения расписания движения. Также указывают, что администрация не имела возможности получить согласование с уполномоченным органом, в компетенции которого входит установление межмуниципальных маршрутов, поскольку такой орган не определен и не установлен Порядок указанного согласования.
Представитель заинтересованного лица комитета промышленности, транспорта и связи Курской области в судебное заседание не явился. О дне и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В заявлении просит дело рассмотреть в отсутствии представителя. В отзыве указал, что Порядок согласования установления или изменения муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом, межмуниципальным маршрутом будет утвержден в ближайшее время, после внесения соответствующих изменений в Закон Курской области от 31.03.2016 года № 16-ЗКО «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Курской области». В настоящее время разработан проект, который находится на согласовании. После утверждения Комитет будет готов вернуться к вопросу по согласованию маршрута.
Заинтересованное лицо ИП ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что установленный муниципальный маршрут №3А не является аналогичным маршруту №2А, перевозки по которому осуществляет административный истец. Они идут в разных направлениях и новый маршрут затрагивает часть города, по которой ранее не проходили маршруты. Это сократило для пассажиров время проезда и ожидания. Ранее им приходилось идти более 1 километра в одну или другую сторону к остановочному пункту. Указанный маршрут востребован, имеется заполняемость пассажирами транспортных средств.
Суд, заслушав административного истца и его представителя, представителей административного ответчика, заинтересованного лица, выслушав мнение прокурора, полагавшего в удовлетворении требований отказать, исследовав материалы дела, считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
В соответствии с п.1 ч.1 и ч. 1.1 ст. 12 указанного Закона порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами.
Установление или изменение муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, осуществляется по согласованию между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено установление данных маршрутов. Порядок указанного согласования устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с п.п. 7 ч. 1 ст. 36 Устава г. ФИО9 к вопросам местного значения г. ФИО9 относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.
Администрация города ФИО9, возглавляемая Главой города является исполнительно-распорядительным органом ( ст. 7 Устава г. ФИО9).
В силу ст. 94 Устава г. ФИО9 Глава города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Курской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Курчатовской городской Думы, издает постановления администрации города ФИО9 по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курской области, а также распоряжения администрации города ФИО9 по вопросам организации работы администрации города ФИО9. Глава города издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами.
В ст. 2 Положения об организации перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования "Город ФИО9" Курской области согласно приложению, утвержденного решением Курчатовской городской Думы от 23 июня 2016 года № 44, закреплен порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок. Муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах муниципального образования "Город ФИО9" Курской области устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления (п.1 ст. 2).
Постановлением администрации г. ФИО9 Курской области № 514 от 15.05.2018 года «Об установлении муниципального маршрута регулярных перевозок на территории муниципального образования «город ФИО9» был установлен муниципальный маршрут №3А «Автовокзал-ул. Молодежная-площадь ФИО6- ул. Мира- ул. Набережная-Автовокзал».
Постановлением № 515 от 15.05.2018 года «О внесении изменений в постановление администрации города ФИО9 от 01.04.2016 года № 492 «Об утверждении муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «город ФИО9»» были внесены изменения в реестр маршрутов регулярных перевозок и включен маршрут № 3А.
Согласно постановлению администрации г. ФИО9 Курской области № 518 от 15.05.2018 года «Об утверждении конкурсной документации для участия в открытом конкурсе на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «город ФИО9»» были утверждены извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким маршрутам и конкурсная документация, а также МКУ «Управление городским хозяйством г. ФИО9» поручено организовать проведение открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок.
Также установлено, что в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования г. ФИО9 имеются маршруты №2А «Автовокзал, ул. Ленинградская, <...>, площадь ФИО6, магазин «Исток», площадь Свободы, МЧС №125, ул. Энергетиков, д.1, магазин «Магнит», школа №5, «Изумрудный городок», школа №6, ул. Садовая, д.22а. кафе «Встреча», рынок «Возрождение», почта, магазин «Магнит», ул. Энергетиков, д. 1 спорткомплекс, площадь «Свободы, к-тр «Прометей», КБО, МЦ «Комсомолец», автовокзал; маршрут №3А: автовокзал, ул. Молодежная, д. 5, площадь ФИО6, магазин «Исток», площадь Свободы, МСЧ №125, ул. Энергетиков, д.1, магазин «Магнит», ул. Энергетиков, <...>, ЗАГС, ул. Садовая, <...> «Радужный дом», ТЦ «Армада», ул. Энергетиков, <...>, площадь Свободы, к-тр «Прометей», КБО, ул. Молодежная, д. 5, автовокзал.
В соответствии со свидетельством серия 00020В № 006517 перевозки по муниципальному маршруту № 2А осуществляет ИП ФИО1 Перевозки по маршруту №3А осуществляет ИП ФИО5
В реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Курской области, утвержденный приказом комитета промышленности, транспорта и связи Курской области от 23.07.2018 года № 73-ОД имеются межмуниципальные маршруты имеющие два и более остановочных пункта с муниципальным маршрутом №3А, а именно: № 278 АС ФИО9 -АВ Курск, остановочные пункты- 4 микрорайон ФИО9 и автовокзал; № 280 АС ФИО9 –ФИО10, остановочные пункты- 4 микрорайон, ул. Садовая, д. 5, р-к Возрождение; № 282 АС ФИО9 –с\о ФИО10, остановочные пункты 4 микрорайон, ул. Садовая, д. 5, р-к Возрождение; № 288 ост. Кооператор г. ФИО9-«Автомобилист с. Колпаково, остановочные пункты - ул. Набережная, д. 7, школа №5, мебельный, ТВК и К, пл. Свободы, пл. ФИО6, клуб; № 487 ост. Кооператор г. ФИО9 –Иванинское-Металлист, остановочные пункты- ул. Набережная, д. 7, школа №5, мебельный, ТВК и К, пл. Свободы; № 486 ост. Кооператор г. ФИО9 –д. Березуцкое, остановочные пункты- ул. Набережная, д. 7, школа №5, мебельный, ТВК и К, пл. Свободы; № 488 ост. Кооператор г. ФИО9 –Сорокино, остановочные пункты- ул. Набережная, д. 7, школа №5, мебельный, ТВК и К, пл. Свободы; № 490 ост. Кооператор г. ФИО9 –д. Чечевизня, остановочные пункты- ул. Набережная, д. 7, школа №5, мебельный, ТВК и К, пл. Свободы; № 491 ост. Кооператор г. ФИО9 –санаторий «Орбита», остановочные пункты- ул. Набережная, д. 7, школа №5, мебельный, ТВК и К, пл. Свободы; № 597 ФИО10-Иванино, остановочные пункты- кафе «встреча», р-к «Возрождение», ул. Садовая, д.5, 4 микрорайон, больница, АС ФИО9; ул. Набережная, д. 7, школа №5, мебельный, ТВК и К, пл. Свободы.
В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оценивая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативно правовые акты вынесены правомочным органом, в ведение которого отнесены вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах города. Постановления приняты в соответствии с Порядком установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, утвержденным решением Курчатовской городской Думы от 23 июня 2016 года № 44. Доводы административного истца о том, что такой порядок должен быть принят в отдельном документе, не основан на нормах закона. В данном случае инициатором введения нового маршрута была администрация г. ФИО9, которая в пределах своих полномочий изучала потребности населения в пассажирских перевозках, в том числе и по устным обращениям. В последующем, 29.08.2018 года был обследован пассажиропоток на новом муниципальном маршруте, составлен акт, в котором отражено, что маршрут востребован и его введение способствует повышению уровня транспортных услуг для населения г. ФИО9.
В п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В связи с чем, доводы административного истца о том, что администрацией при принятии решения о введении нового маршрута не выяснен пассажиропоток, не подготовлено технико-экономическое обоснование целесообразности установления маршрута являются не обоснованными. Нормативными актами такой порядок введения нового маршрута не требуется.
Установлено, что новый маршрут №3А имеет два и более остановочных пункта с ранее установленными межмуниципальными маршрутами. В связи с чем, в силу норм п. 1.1 ст. 12 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требуется согласование с соответствующим органом субъекта Курской области. Однако, на момент принятия и до настоящего времени Порядок согласования установления или изменения муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом, межмуниципальным маршрутом не принят. Вместе с тем, суд считает, что отсутствие такого согласования не является нарушением порядка принятия нормативного акта и не нарушает права ИП ФИО1. Он не осуществляет перевозки по межмуниципальным маршрутам, имеющим общие остановочные пункты с новым муниципальным маршрутом. ИП ФИО1 осуществляет перевозки по нерегулируемым тарифам и самостоятельно может определять стоимость проезда и соответственно регулировать свою прибыль. Маршруты №2А и №3А идет в разных направлениях по территории г. ФИО9, новый маршрут охватывает часть города, которая, ранее не была покрыта имеющимися маршрутами, что не отрицалось в судебном заседании административным истцом, и который обращался в администрацию г. ФИО9 с просьбой изменить его маршрут, добавив новые остановочные пункты. В связи с чем, доводы административного истца о возникновении у него ущерба являются необоснованными.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении остальной части исковых требований ИП ФИО1 к администрации г. ФИО9 Курской области о признании недействующими нормативных правовых актов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курчатовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Щербакова