Дело № 2а-560/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мирный 08 августа 2017 года
Мирнинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего Липкина Ю.Г.,
при секретаре Корниловой А.Л.,
с участием помощника прокурора ЗАТО Мирный Молчановой В.П.
представителей административного ответчика администрации Мирного Глоба О.А., Езопихиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Мирный о признании противоречащими законодательству и недействующими пункта 19 и в части пункта 52 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», утвержденного постановлением главы администрации Мирного от 23 июня 2017 года № 558,
у с т а н о в и л:
Прокурор ЗАТО г. Мирный обратился в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащим законодательству и недействующим пункта 19 и в части пункта 52 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», утвержденного постановлением главы администрации Мирного от 23 июня 2017 года № 558, в обоснование которого указал, что проведенной прокуратурой ЗАТО г. Мирный проверкой установлено, что пункт 19 указанного Административного регламента предусматривает возможность продления срока рассмотрения заявления не более чем на тридцать календарных дней в случае направления межведомственных запросов, а также установления источников доходов, не указанных в поданном заявлении, что не предусмотрено Областным законом от 29 сентября 2005 года № 78-5-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложения в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений и порядке признания граждан малоимущими в Архангельской области». Кроме того, пункт 52 Административного регламента незаконно сужает основания для обращения граждан с жалобами на действия (бездействие) должностных лиц органа, осуществляющего предоставление муниципальной услуги. В соответствии с данным пунктом, заявитель может обратиться с жалобой только в случаях: нарушения срока регистрации запроса заявителя о предоставлении Услуги; нарушения срока предоставления Услуги; требования у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Архангельской области, муниципальными правовыми актами (в том числе настоящим административным регламентом) для предоставления Услуги; отказа в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Архангельской области, муниципальными правовыми актами (в том числе настоящим административным регламентом) для предоставления Услуги; отказа в предоставлении Услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Архангельской области, муниципальными правовыми актами (в том числе настоящим административным регламентом); затребованием с заявителя при предоставлении Услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Архангельской области, муниципальными правовыми актами (в том числе настоящим административным регламентом); отказа отдела по управлению социальной сферой в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления Услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений. Вместе с тем, в соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» изложенный в Административном регламенте перечень оснований для обращения не является исчерпывающим, поскольку диспозиция статьи предусматривает формулировку - «заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях…» Прокурор полагает, что указанные противоречия Административного регламента действующему законодательству нарушает права неопределенного круга лиц - жителей г. Мирный на получение муниципальной услуги в установленный законом срок, а также на обращение с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц при предоставлении муниципальной услуги.
В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО Мирный Молчанова В.П. поддержала доводы административного искового заявления по тем же основаниям.
Представители административного ответчика администрации Мирного Глоба О.А. и Езопихина А.В. возражали против заявленных требований указав, что законодательство, регламентирующее порядок оказания муниципальных услуг не содержит запрета на продление срока рассмотрения заявления о предоставлении муниципальной услуги, в том числе в случае направления межведомственных запросов, и прав граждан не нарушает. Относительно пункта 52 административного регламента, указали, что оспариваемые положения полностью воспроизводят случаи, предусмотренные ст. 11.1 ФЗ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в которых заявитель вправе оспорить в досудебном порядке решения и действия органа, предоставляющего услугу, его должностного лица либо муниципального служащего и закону не противоречат.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
Часть 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации наделяет прокурора, полагающего, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан, правом, в пределах своей компетенции, обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу ст. ст. 1, 3 Федерального закона N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 4 статьи 2 и пункту 1 части 1 статьи 6 Федеральный закон N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами - нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией. (часть 15 статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ).
Согласно ст. 30 п. 2 Устава Муниципального образования «Мирный» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Архангельской области, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами Архангельской области.
Постановлением главы администрации Мирного от 23 июня 2017 года № 558 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма»,
Постановление опубликовано в печатном средстве массовой информации «Бюллетень нормативных правовых актов муниципального образования «Мирный» 30 июня 2017 года.
Таким образом, Административный регламент является нормативным правовым актом, поскольку издан в установленном порядке управомоченным лицом, устанавливает правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на регулирование общественных отношений по предоставлению муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма».
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В целях единообразного применения положений Жилищного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области 20.09.2005 принят Областной закон от № 78-5-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложения в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений и порядке признания граждан малоимущими в Архангельской области» ( далее Областной закон от 20.09.2005 № 78-5-ОЗ)
В соответствии с п.7 ст. 6 Областного закона от 20.09.2005 № 78-5-ОЗ, порядок предоставления муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма определяется административным регламентом, утверждаемым постановлением местной администрации муниципального образования Архангельской области, к компетенции которой относится признание граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно п. 5 ст. 6 Областного закона от 20.09.2005 № 78-5-ОЗ, решение о признании гражданина-заявителя и членов его семьи либо одиноко проживающего гражданина-заявителя малоимущими (малоимущим) для принятия на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма либо решение об отказе в этом принимается в течение 30 календарных дней со дня регистрации заявления. Копия принятого решения направляется гражданину-заявителю в течение указанного срока.
Аналогичный срок предоставления Услуги предусмотрен и пунктом 16 Административного регламента.
Однако, пунктом 19 Административного регламента предусмотрена возможность продления рассмотрения заявления не более чем на тридцать календарных дней в случае:
- направления муниципальным служащим отдела по управлению социальной сферой межведомственных запросов и неполучения ответов на них в срок до тридцати календарных дней со дня регистрации заявления заявителя;
- выявления источников доходов, полученных заявителем и членами его семьи в течение расчетного периода, но не указанных в поданном заявлении, и выявления имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению, но не указанного заявителем в поданном заявлении, что влечет за собой необходимость предоставления заявителем документов, указанных в подпункте «д» и «е» пункта 22 настоящего административного регламента, о размере дохода, полученного из выявленных источников, или о стоимости выявленного имущества.
Между тем, положения Областного закона от 20.09.2005 № 78-5-ОЗ, возлагая на уполномоченный орган местного самоуправления обязанность направления межведомственных запросов и установления источников доходов, не предусматривают возможность продления уполномоченным органом сроков рассмотрения заявления и соответственно срока предоставления муниципальной услуги.
Таким образом, суд приходит к выводу, что пункт 19 Административного регламента противоречит п. 5 ст. 6 Областного закона от 20.09.2005 № 78-5-ОЗ, т.е. нормативному правому акту, имеющему большую юридическую силу, поскольку предусматривает увеличение срока рассмотрения заявления и соответственно срока предоставления муниципальной услуги по сравнению с установленным законом.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части.
Таким образом, административное исковое заявление прокурора ЗАТО г. Мирный в части признания противоречащим законодательству недействующим пункта 19 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями абзаца третьего пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку, оспариваемое положение Административного регламента применялось и в соответствии с ними были реализованы права граждан, эти положения подлежат признанию не действующими со дня вступления решения в законную силу.
В части требований о признании противоречащим закону пункта 52 Административного регламента в части.
Главой 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, предусмотрены предмет и порядок досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего.
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
2) нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги;
3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;
4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя;
5) отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
6) затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
В силу ч. 10 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ, положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Оспариваемый пункт 52 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» изложен в редакции: «что заявитель может обратиться с жалобой в следующих случаях и далее воспроизведены все случаи, предусмотренные п.п.1-7 ст. 11.1 ФЗ от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, в том виде как они изложены в законе.
При этом, этот перечень случаев предмета внесудебного обжалования включает все действия и решения принимаемые в рамках предоставления муниципальной услуги и предусмотренные административным регламентом.
Каких-либо иных действий и решений, не включенных в этот перечень, либо включенных, но не предусмотренных законом, административный регламент, не содержит, тем самым, оспариваемые положения пункта 52 административного регламента не ограничивают право граждан на обжалование во внесудебном порядке действий и решений, принимаемых на стадии оказания им муниципальной услуги.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения п.52 административного регламента ст. 11.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ не противоречат, что в силу п. 2 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации служит основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора в этой части.
С учетом требований п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающем официальное опубликование нормативных правовых актов муниципального образования «Мирный»- газете «Панорама Мирного»
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора ЗАТО г. Мирный о признании противоречащими законодательству и недействующими положений Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», утвержденного постановлением главы администрации Мирного от 23 июня 2017 года № 558, удовлетворить частично.
Признать пункт 19 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», утвержденного постановлением главы администрации Мирного от 23 июня 2017 года № 558, противоречащим положениям Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 78-5-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложения в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений и порядке признания граждан малоимущими в Архангельской области» и недействующим со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении требований прокурора ЗАТО г. Мирный о признании противоречащим закону и недействующим пункта 52 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», утвержденного постановлением главы администрации Мирного от 23 июня 2017 года № 558, в части слов «заявитель может обратиться с жалобой в следующих случаях» - отказать.
Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в официальном средстве массовой информации газете «Панорама Мирного» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления через Мирнинский городской суд.
Председательствующий Ю.Г. Липкин
решение в окончательной форме
изготовлено 09 августа 2017 года