ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-561/18 от 22.10.2018 Урайского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

дело № 2а-561/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 октября 2018 года г. Урай

У райский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе

председательствующего судьи Орловой Г. К.,

при секретаре Колосовской Н. С.,

с участием представителя административного истца Знаенок И. И., действующей на основании доверенности от 09 января 2018 года со сроком полномочий по 31.12.2018 года, имеющей высшее юридическое образование,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску муниципального унитарного предприятия «Югорскэнергогаз» к государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре о признании в части незаконным и отмене предписания от 07.09.2018, о продлении срока выполнения предписания,

у с т а н о в и л:

Муниципальное унитарное предприятие «Югорскэнергогаз» обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, указав в обоснование, что 07.09.2018 года главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре О.Г. Юдиной в отношении МУП «Югорскэнергогаз» вынесено предписание -И по результатам проведенной внеплановой выездной проверки на основании распоряжения (приказа) от 27.08.2018, об устранении нарушений, отмеченных в акте проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Административный истец с указанным предписанием не согласен, считает его незаконным и необоснованным, указав, что предписание содержит требование о признании недействительным и отмене приказа -к от 28.06.2018 в части применения дисциплинарного взыскания к работнику МУП «Югорскэнергогаз» Т.О.А. и требование о приведении в соответствие с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих производственной инструкции водителя 3 класса, которые не относятся к компетенции государственного инспектора труда, поскольку спор о правомерности привлечения работника к дисциплинарной ответственности является индивидуальным трудовым спором, который рассматривается комиссиями по трудовым спорам и судами.

Кроме того, работник Т.О.А. обратился в суд за разрешением трудового спора о признании приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконными, в том числе приказа от 28.06.2018 -к и приведении в соответствие п. 2.5 должностной инструкции водителя 3 класса с соответствие с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.

Также административный истец считает, что предписание составлено с нарушением требований абз. 1 п. 87 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н, в предписании указаны лишь ссылки на ст. 22, 143, 192 ТК РФ, и не указано какие именно обязательные требования законодательства нарушены административным истцом.

МУП «Югорскэнергогаз» считает сроки выполнения требований предписания в части пересмотра норм выдачи СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств работникам УАТиМ МУП «Югорскэнергогаз» и в части указания в трудовых договорах, заключенных с работниками условия труда на рабочем месте, а также гарантий и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (п.3,4 предписания) возможным продлить, поскольку указанные сроки недостаточны для их выполнения, работы по их выполнению ведутся.

Просит суд признать пункты 1 и 2 предписания -И от 07.09.2018, вынесенного главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре Юдиной О.Г., незаконными и отменить; продлить срок выполнения требований пункта 3 предписания -И от 07.09.2018 до 01.10.2019; продлить срок выполнения требований пункта 4 предписания -И от 07.09.2018 до 31.12.2018.

Представитель административного истца Знаенок И. И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск поддержала по доводам изложенным в иске, просила его удовлетворить в полном объеме.

Административные ответчики Государственная инспекция труда в ХМАО-Югре, государственный инспектор труда Юдина О.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств не заявили.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) дело рассмотрено отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление МУП «Югорскэнергогаз» подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Главой 57 ТК РФ федеральные инспекции труда отнесены к категории органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации.

На основании статьи 356 Трудового кодекса РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля -И от 27 августа 2018 года о проведении внеплановой выездной проверки, 07 сентября 2018 года главным государственным инспектором труда Юдиной О.Г. была проведена внеплановая, выездная проверка в отношении юридического лица МУП «Югорскэнергогаз», по результатам которой был составлен акт и вынесено предписание -И о возложении обязанности устранения нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленный предписанием срок (л.д. 31-44).

В указанном предписании МУП «Югорскэнергогаз» было предписано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

- признать недействительным и отменить приказ -к от 28.06.2018 в части применения дисциплинарного взыскания Т.О.А. в срок до 25.09.2018 (п.1);

- привести производственную инструкцию водителя 3 класса в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих в срок до 25.09.2018 (п.2); пересмотреть нормы выдачи СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств работникам участка АТиМ в соответствие с Типовыми нормами и штатным расписанием предприятия в срок до 30.09.2018 (п.3); указать в трудовых договорах заключенных с работниками условия труда на рабочем месте. После завершения специальной оценки условия труда, указать гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в срок до 30.09.2018 (п.4).

Указанное предписание было получено административным истцом 14.09.2018 (л.д. 42), административный иск об оспаривании предписания направлено в суд 24.09.2018, то есть в пределах установленного для обжалования предписания срока (ч.2 ст.357 ТК РФ).

В ходе проверки законности применения дисциплинарного взыскания к Т.О.А., который осуществляет свою трудовую деятельность в МУП «Югорскэнергогаз» в качестве водителя третьего класса на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что на основании приказа -к от 28.06.2018 к нему применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за отказ от производственных заданий 18.06.2018, 20.06.2018, в рамках производственной инструкции водителя автомобиля.

При проведении проверки государственный инспектор труда пришла к выводу, что применение дисциплинарного взыскания к Т.О.А. является незаконным и неправомерным, а действующая производственная инструкция водителя УАТиМ подлежит пересмотру в соответствии с ЕТКС по выполняемой работе Т.О.А. в качестве водителя 3 класса, в связи с чем, возложила обязанности на МУП «Югорскэнергогаз», указанные в п.п. 1,2 предписания.

Учитывая полномочия Государственной инспекции труда, установленные абз. 2 ч. 1 ст. 356 и абз. 6 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса РФ, можно сделать вывод о том, что инспектор вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, присущим данному органу административно-правовым способом - посредством вынесения обязательного для работодателя предписания.

Вместе с тем по смыслу данных законоположений при проведении проверок инспектор выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора, рассматриваются в рамках ст. ст. 381 - 397 Трудового кодекса РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

В силу ст. 381 Трудового кодекса РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, Государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Государственный инспектор труда имеет право предъявлять работодателям обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в нарушении к дисциплинарной ответственности или об их устранении от должности, однако полномочиями органа по разрешению индивидуальных трудовых споров (ст.381-397 ТК РФ) в силу ст.357 ТУ РФ не обладает.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда от 11.07.1947 N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" инспектору не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Из материалов дела следует, что на день вынесения предписания, в производстве Югорского районного суда ХМАО-Югры находится гражданское дело по заявлению Т.О.А. к МУП «Югорскэнергогаз» о признании приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным и приведении в соответствие п. 2.5 должностной инструкции водителя МУП «Югорскэнергогаз» согласно справочнику (л.д. 45-61).

Таким образом, вопрос о законности вынесенного приказа о применении дисциплинарного взыскания Т.О.А., является в силу статьи 381 Трудового кодекса РФ индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.

Учитывая вышеизложенные положения закона, вынесенное главным государственным инспектором труда Юдиной О.Г. предписание, вынесено с превышением ее полномочий, поскольку с учетом несогласия работника Т.О.А. в вынесенным приказом о применении дисциплинарного взыскания, в силу ст. ст. 381, 382 ТК РФ, имеет место индивидуальный трудовой спор, подлежащий рассмотрению комиссией по трудовым спорам либо судом.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемое предписание -И от 07.09.2018 в части возложения на МУП «Югорскэнергогаз» обязанности признать недействительным и отменить приказ -к от 28.06.2018 в части применения дисциплинарного взыскания Т.О.А. в срок до 25.09.2018 (п.1); - привести производственную инструкцию водителя 3 класса в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих в срок до 25.09.2018 (п.2), является незаконным, следовательно, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Рассматривая административные исковые требования в части незаконности установления в предписании сроков исполнения в пунктах 3 и 4, суд приходит к следующему.

Как было установлено судом выше и следует из материалов дела, оспариваемым предписанием на административного истца возложена обязанность пересмотреть нормы выдачи СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств работникам участка АТиМ в соответствие с Типовыми нормами и штатным расписанием предприятия в срок до 30.09.2018 (п.3); указать в трудовых договорах заключенных с работниками условия труда на рабочем месте. После завершения специальной оценки условия труда, указать гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в срок до 30.09.2018 (п.4).

В силу абзаца 2 и 3 пункта 87 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 г. N 354н, сроки выполнения мероприятий, содержащихся в предписании, устанавливаются уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов, проводивших надзорные мероприятия, и определяются исходя из характера нарушений, важности мероприятия для обеспечения безопасности работников и оборудования.

Выполнение мероприятий с длительными сроками исполнения может быть предусмотрено этапами.

Административный истец МУП «Югорскэнергогаз» не оспаривая законность вынесенного предписания в указанной части, не согласен с установленными в предписании сроками, в обоснование доводов указал, что установленные в п. 3 и п. 4 сроки являются недостаточными. При проведении проверки у административного истца были запрошены необходимые документы: нормы выдачи СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств; перечень профессий и должностей, получающих смывающие и обезвреживающие средства, личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, которые были представлены истцом.

Кроме того Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Югорске и Советском районе в апреле-мае 2018 года была проведена проверка, было выдано предписание от 08.05.2018 об устранении административных правонарушений, одно из которых: водители автомобилей и спецтехники, слесаря, имеющие контакты (загрязнение рук) с маслами и тп. (выполнение ремонтных работ), не обеспечиваются защитными мазями и пастами в соответствии с ГОСТ 12.4.068-79, установлен срок устранения до 01.10.2019 (л.д. 86-101).

МУП «Югорскэнергогаз» ведется работа по проведению специальной оценки условий труда на предприятии, по результатам проведения электронного аукциона 13.04.2018 с ООО «Эксперт» заключен контракт на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда. В настоящий момент проведены испытания измерений вредных и опасных производственных факторов, включая измерения факторов производственной среды и трудового процесса, экспертами осуществляется подготовка отчетных материалов по специальной оценке условий труда на предприятии. Из пояснений административного истца следует, что специальную оценку условий труда на рабочих местах работодатели должны провести до конца 2018 года (л.д. 102- 133).

Суд считает, что учитывая большой объем истребуемых документов, необходимость проведения работ по проведению специальной оценки условий труда, установленные требованием сроки для подготовки и представления всех запрашиваемых документов, является недостаточным, поэтому оспариваемое предписание является неисполнимым. На основании изложенного следует признать оспариваемое требование незаконным в части установленного срока, установить срок исполнения предписания в п.п. 3, 4 до 31 декабря 2018 года.

При этом оснований для установления срока по пункту 3 предписания до 01.10.2019 года в соответствии с предписанием от 08.05.2018 года, выданным Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Югорске и Советском районе, как об этом заявил административный истец, суд не находит, поскольку пересмотреть нормы выдачи СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств работникам по срокам исполнения отличаются от необходимости обеспечить названными средствами, когда требуется произвести работы после определения норм их выдачи и работы по их приобретению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Административный иск муниципального унитарного предприятия «Югорскэнергогаз» удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить пункт 1 предписания главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры Юдиной О. Г. -И от 07.09.2018 г., вынесенного в отношении муниципального унитарного предприятия «Югорскэнергогаз», о признании недействительным и отмене приказа -к от 28.06.2018 года в части применения дисциплинарного взыскания Т.О.А..

Признать незаконным и отменить пункт 2 предписания главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры Юдиной О. Г. -И от 07.09.2018 г., вынесенного в отношении муниципального унитарного предприятия «Югорскэнергогаз», о приведении производственной инструкции водителя 3 класса в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.

Признать предписание главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры Юдиной О. Г. -И от 07.09.2018 года в части установления срока исполнения пункта 3 о пересмотре нормы выдачи СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств работникам участка АТиМ в соответствии с Типовыми нормами и штатным расписанием предприятия его исполнения незаконным и нарушающим права и законные интересы административного истца, установить срок исполнения предписания до 31 декабря 2018 года.

Признать предписание главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры Юдиной О. Г. -И от 07.09.2018 года в части установления срока исполнения пункта 4 об указании в трудовых договорах, заключенных с работниками, условия труда на рабочем месте. После завершения специальной оценки условий труда, указать гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда незаконным и нарушающим права и законные интересы административного истца, установить срок исполнения предписания до 31 декабря 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через У райский городской суд.

Копии решения по административному делу вручить под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или направить им в течение трех дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 29 октября 2018 года.

Председательствующий судья Г.К. Орлова