Дело №а-561/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Фершампенуаз 23 декабря 2016 года
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Бикбовой М.А., при секретаре Финогентовой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 17 по Челябинской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2011, 2012 годы в размере 415 рублей, начисленных пени в размере 1362 рубля 36 копеек.
В обоснование исковых требований указано, что в налоговом органе в качестве налогоплательщика транспортного налога состоит ответчик, который имел в 2011, 2012 годах в собственности автомобиль Лада 211440, государственный регистрационный знак <***>. Налоговым органом исчислен транспортный налог за время владения в размере 415 рублей, который в установленный срок не уплачен. Требование об уплате налога и пени административным ответчиком не исполнено.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области о времени и месте судебного разбирательства извещен, представитель в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, требования поддерживает, о чем имеется заявление.
Административный ответчик ФИО1 о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно, в судебное заседание не явился, дважды извещался по месту регистрации, почтовые отправления вернулись обратно, с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу».
Суд, изучив искового заявление, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности и взаимосвязи, приходит к следующим выводам.
Статья 57 Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Порядок и основания взыскания транспортного налога отнесены к разделу X «Местные налоги» и предусмотрены главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
В силу ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются также автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Из п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ следует, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств; налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом; налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с п. 4 ст. 57, 69 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, такое требование направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Из материалов гражданского дела следует, что ФИО1 в 2011, 2012 годах имел в собственности автомобиль Лада 211440, государственный регистрационный знак <***> (период владения составил 8 месяцев), что подтверждаются сведениями, предоставленными органом ГИБДД.
Налоговым органом составлены налоговые уведомления №, № на уплату административным ответчиком транспортного налога за 2011, 2012 годы в общем размере 415 рублей. Расчет транспортного налога, содержащийся в налоговом уведомлении, проверен судом и признается произведенным верно, административным ответчиком не оспорен.
В соответствии с п. 4 ст. 52 Налогового кодекса РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Налогоплательщик в силу п. 6 ст. 58 Налогового кодекса РФ обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налогом уведомлении.
Административный ответчик ФИО1 в установленные в налоговых уведомлениях сроки не оплатил указанные в них транспортный налог, в связи с чем, истцом в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ направлены требования №, № об уплате указанного налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ (по последнему требованию). В подтверждение направления требования представлены реестры заказных отправлений с отметками почтового отделения, что в силу п. 5 и 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ служит доказательством получения требований по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В связи с тем, что в установленный законом срок административный ответчик требования налогового органа не исполнил, сумму транспортного налога не уплатил, ему в соответствии с требованиями п. 3 ст. 75 НК РФ были начислены пени за дни просрочки платежей по транспортному налогу в размере 1362 рубля. При этом из расчета пени и сведений истца о налоговом обязательстве ФИО1 следует, что пени начислены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на суммы имеющихся у ФИО1 сумм задолженности по уплате транспортного налога. Расчет начисления пени проверен судом и признается произведенным верно.
Сведений об уплате задолженности по налогу и пени на момент рассмотрения дела административным ответчиком не представлено.
Согласно п. 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Срок исполнения самого раненного требования № истек ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок для обращения в суд с иском о взыскании недоимки по транспортному налогу истек ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ к мировому судьей с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки, определением мирового судьи, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Правобережного района г.Магнитогорска, в его выдаче отказано на основании пропуска срока обращения в суд.
При подаче настоящего административного иска, Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области заявлено ходатайство о восстановлении срока обращения в суд, указав в его основание, что пропуск срока обусловлен внедрением единой автоматизированной информационной системы ФНС России «Клиент АИС Налог-3 Пром», что повлекло приостановление исковой работы, временный запрет работы в программных комплексах в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.
Рассматривая причины пропуска срока, цель обращения в суд, обусловленную защитой интересов и прав бюджета на своевременное и полное поступление налоговых платежей, учитывая отсутствие возражений ответчика, а также то, что процедура досудебного порядка урегулирования спора о взыскании задолженности, предусмотренная ст. 48 Налогового кодекса РФ, налоговым органом соблюдена, проведение налоговым органом работ по внедрению программного обеспечения, которые объективно препятствовали своевременной подачи иска, суд полагает возможным восстановить срок для обращения с настоящим административным иском.
Принимая во внимание, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога, налоговый орган выполнил свои обязанности по уведомлению налогоплательщика, а также направлению ему требования об уплате налога и пени, а административный ответчик напротив не исполнил обязанность по уплате транспортного налога в установленном размере и срок, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного ответчика задолженность по транспортному налогу и пени в общем размере 1777 рублей 36 копеек.
На основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 17 по Челябинской области, участвующая в рассмотрении дела в качестве административного истца, освобождена от уплаты государственной пошлины.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Исходя из общей суммы подлежащей взысканию с административного ответчика и в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, государственная пошлина, подлежащая взысканию с ответчика, составляет 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 178, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Восстановить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Челябинской области срок обращения в суд административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налог и пени.
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Челябинской области недоимку по транспортному налогу за 2011, 2012 годы в размере 415 рублей, начисленных пени в размере 1362 рубля 36 копеек, а всего 1777 рублей 36 копеек.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения, путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.
Председательствующий: