ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5629/2021 от 06.12.2021 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Решение

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Яремчук Е.В.,

при секретаре Жарун А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Саратовской городской общественной организации «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица (ликвидации) и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее Управление Минюст РФ по Саратовской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Саратовской городской общественной организации «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова» (далее СГОО «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова») о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица (ликвидации) и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указывает, что СГОО «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова» зарегистрирована Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области за основным государственным регистрационным номером 1186451009458, учетный № 6412011181. Юридический адрес СГОО «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова»: г. Саратов, Просечный тупик, д. 3, председатель организации – Рыженкова Н.В., организационно-правовая форма СГОО «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова» – общественная организация. В ходе ревизии было установлено, что СГОО «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова» не представила в Управление Минюст РФ по Саратовской области отчетность за 2020 год. Кроме того, 15 июля 2021 года в Управление Минюст РФ по Саратовской области поступило заявление от руководителя организации в котором указано, что СГОО «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова» фактически не осуществляет свою деятельность, расчетный счет и имущество отсутствует, возможности провести ликвидацию самостоятельно у СГОО «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова» не имеется. Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, административный истец просит суд принять решение о признании СГОО «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении СГОО «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова» из ЕГРЮЛ.

Представитель административного истца Управление Минюст РФ по Саратовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении административного искового заявления в отсутствие представителя.

Представитель административного ответчика СГОО «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении административного искового заявления в отсутствие представителя.

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо мотивированных возражений относительно заявленных требований, не представили.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 62 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закона) общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 4 ст. 29 Закона неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 Закона, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В силу ч. 5 ст. 29 Закона непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абз. 8 ч. 1 настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с положением «Об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации», утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года № 26 «Об утверждении положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

Как установлено в судебном заседании, организация СГОО «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова» зарегистрирована Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области за основным государственным регистрационным номером 1186451009458, учетный № 6412011181 (л.д. 14).

Юридический адрес СГОО «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова»: г. Саратов, Просечный тупик, д. 3, руководитель – Рыженкова Н.В., организационно-правовая форма СГОО «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова» – общественная организация (л.д. 14).

Управлением Минюст РФ по Саратовской области была проведена ревизия учетного дела административного ответчика на предмет соблюдения им требований ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

В ходе ревизии было выявлено, что СГОО «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова» не представила в Управление Минюст РФ по Саратовской области ежегодные сведения о продолжении деятельности и отчет об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме ОН0003, за 2020 год (л.д. 26-27).

Выявленные нарушения административным ответчиком до настоящего времени не устранены.

Кроме того, судом установлено, что 15 июля 2021 года в Управление Минюст РФ по Саратовской области поступило письменное заявление от председателя организации СГОО «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова» Рыженковой Н.В., в котором указано, что СГОО «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова» фактически не осуществляет свою деятельность, расчетный счет и имущество отсутствует, возможности провести ликвидацию самостоятельно у СГОО «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова» не имеется (л.д. 28).

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Анализируя представленные сторонами доказательства, суд полагает, что организацией допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческой организации по непредставлению общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 Закона, что является основанием для удовлетворения административных исковых требований Управления Минюст РФ по Саратовской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области удовлетворить.

Признать Саратовскую городскую общественную организацию «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить Саратовскую городскую общественную организацию «Попечительский совет МОУ «СОШ № 71» г. Саратова» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд города Саратова.

Судья Е.В. Яремчук