Дело № 2а-562/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2019 года р.п. Марьяновка
Марьяновский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Тынысовой А.Т.,
при секретаре Бочаровой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие по не принятию мер по надлежащему ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и обязании организовать ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в течение месяца,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Марьяновского района Омской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления в деятельности органов местного самоуправления Марьяновского муниципального района Омской области. В ходе проведенной проверки установлено, что Администрацией в нарушение норм не приняты меры по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также по осуществлению ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. По факту допущения аналогичных нарушений прокурором района 30.05.2019 в адрес Главы поселения было внесено представление, однако в настоящий момент действенные меры, направленные на устранение нарушений, органом местного самоуправления не приняты. Отсутствие определенной Администрацией схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и не принятие мер по ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не позволяет получить неопределенному кругу лиц, потребителям коммунальной услуги информацию о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; об источнике образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов; о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования. Кроме того, отсутствие соответствующего реестра и схемы не позволяет надлежащим образом определить какие именно места (площадки) непосредственно относятся к санкционированным местам (площадкам) накопления твердых коммунальных расходов, на которых допускается непосредственно их накопление, что способствует размещению населением твердых коммунальных отходов в неустановленных для этих целей местах.
С учетом уточнений просит признать незаконным бездействие администрации Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области по непринятию мер по надлежащему ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039, возложить обязанность на администрацию Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области организовать ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039.
В судебном заседании помощник прокурора Марьяновского района Омской области Орел М.А. заявленные исковые требования поддержала.
Представитель администрации Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не оспаривала.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные положения законодательства также содержаться в статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии со статьями 1, 4 и 10 Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2019 к полномочиям органов местного самоуправления (городских поселений, муниципальных районов, городских округов) в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения городского поселения участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, к полномочиям Администрации Марьяновского городского поселения с 01 января 2019 года относится определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. Правила определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра (пункт 1).
Согласно пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Из пунктов 11, 12, 13 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра следует, что реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", п. 15 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, реестр включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 16 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра раздел "Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что прокуратурой Марьяновского района Омской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления в деятельности органов местного самоуправления Марьяновского муниципального района Омской области. По итогам указанной проверки установлено, что Администрацией Марьяновского городского поселения не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и не приняты меры по надлежащему ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
30.05.2019 года по факту выявленных нарушений прокурором района вынесено представление, однако действенных мер, направленных на принятие мер по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и по осуществлению ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, органом местного самоуправления не принято.
На момент рассмотрения дела в суде какие-либо доказательства, опровергающие указанные выше обстоятельства, административным ответчиком в нарушение положений ст. 62 КАС РФ суду не представлены. Напротив суду представлено постановление Главы Администрации Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области №164 от 05 августа 2019 года «Об утверждении перечня расположения предполагаемых и существующих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области», из которого следует, что на территории муниципального образования Марьяновское городское поселение Марьяновского муниципального района Омской области создано 39 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Однако представленный суду реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не содержит исчерпывающий перечень информации, согласно постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039.
Вышеизложенные факты свидетельствуют о бездействии администрации Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области по исполнению обязанностей, возложенных на администрацию поселения законодательством, что нарушает основные права неопределенного круга лиц, находящихся на территории Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, поскольку не позволяет получить потребителям коммунальной услуги информации о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
При таких обстоятельствах, судом усматриваются правовые основания для удовлетворения заявленного прокурором Марьяновского района Омской области административного иска.
В силу п. 1 ч. 3, ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, у суда отсутствуют основания для взыскания с административного ответчика государственной пошлины по делу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Марьяновского района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области по непринятию мер по надлежащему ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039.
Возложить на администрацию Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области обязанность организовать ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении решения суда администрация Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области обязана сообщить в Марьяновский районный суд Омской области, вынесший решение, прокурору Марьяновского района Омской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в порядке ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Марьяновский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Т. Тынысова
Решение принято в окончательной форме 18 октября 2019 года